Доклад о ситуации с вынужденными переселенцами в Республике Северная Осетия

Доклад о ситуации с вынужденными переселенцами в Республике Северная Осетия – Алания, пострадавшими в ходе осетино-ингушского конфликта в октябре–ноябре 1992 года

Введение

В ноябре 2006 года в Московскую Хельсинкскую группу (МХГ) поступило обращение жителей лагеря вынужденных переселенцев, расположенного у поселка Майское Республики Северная Осетия – Алания (см. Приложение 1 к докладу). В своей жалобе, от имени 22 семей, переселенцы сообщили о нетерпимых условиях проживания, в условиях отключенного электричества и газоснабжения. Свои обращения они направили в адрес Президента РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ и в другие адреса.

В качестве экстренной меры по урегулированию конфликтной ситуации МХГ были подготовлены и направлены обращения в различные федеральные органы власти. К некоторым должностным лицам с обращением ходила на прием лично председатель МХГ Л. Алексеева и вела переговоры. В частности, она встретилась с Уполномоченным по правам человека в РФ В. Лукиным, заместителем главы Федеральной миграционной службы России В. Поставниным, с председателем Комитета Государственной Думы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству В. Плигиным. Обращения были направлены также в Генеральную прокуратуру РФ, Общественную палату РФ, Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

В процессе взаимодействия МХГ с Федеральной миграционной службой РФ была достигнута договоренность о совместном выезде в РСО – Алания для выяснения ситуации на месте. В период с 5 по 8 декабря 2006 года такая поездка состоялась: от МХГ выезжал С.М. Шимоволос, от ФМС России – И.К. Приймак. В период посещения состоялись встречи с вынужденными переселенцами, сотрудниками органов УФМС, представителями министерств и ведомств республики Северная Осетия – Алания. В том числе, с министром РСО-А по делам национальностей и связям с общественностью Касаевым Т.К., председателем судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РСО-А Баразговой Р.С.

Также в декабре месяце (15 – 18 декабря) в РСО – Алания выезжала исполнительный директор МХГ Н.А. Таганкина. Она встречалась с жителями лагеря вынужденных переселенцев в п. Майское, проводила консультации по проблемам конкретных семей, выезжала в пос. Новый, куда принуждают переселиться жителей лагеря. В рамках поездки была организована рабочая встреча представителей вынужденных переселенцев с руководителем общественной правозащитной организации «Чеченский комитет национального спасения» (г. Назрань) и представителем отделения «Мемориала» по Северному Кавказу (г. Назрань). В рамках встречи была намечена программа совместных действий, была подготовлена анкета семьи вынужденного переселенца для последующего заполнения. В анкете каждая семья могла изложить всю информацию о проблемах, с которыми столкнулись члены семьи в процессе реализации своих прав и законных интересов, гарантированных законодательством РФ и международными стандартами.

После указанных поездок контакты МХГ, как с представителями вынужденных переселенцев, так и с ФМС России, продолжались.

По результатам исследования ситуации был подготовлен представляемый отчет.

Раздел 1. Описание ситуации в месте проживания переселенцев в поселке Майское

Поселение вынужденных переселенцев в п. Майское создано в 1996 года в результате инициативы Президента Республики Ингушетия в организованном размещении вынужденных переселенцев на территории Пригородного района РСО-Алания. Поселение находится рядом с Черменским перекрестком, поблизости от границы с Ингушетией. Оно занимает участок, отчужденный под линию электропередачи на земле, относящейся к категории сельскохозяйственного назначения (пастбище п. Майское). В этой связи созданное поселение затрагивало интересы жителей п. Майское.1

Всего в поселке поселилось 236 семей общей численностью 1235 человек из 15 населённых пунктов Северной Осетии.

С самого начала создания поселения, жители практически не получали помощи в обустройстве от государства. Но с течением времени со стороны федеральных органов (Миграционной службы) и различных благотворительных организаций переселенцам стали передаваться вагончики и газоотопительное оборудование, разово предоставлялась помощь продуктами и одеждой.

Соответственно, условия проживания в поселении с самого начала были крайне тяжелые. Поселенцы подвергали постоянному риску своё здоровье. Большинство из переселенцев не имели постоянных источников дохода, некоторая часть из них подрабатывала на территории Ингушетии. Основная часть переселенцев жила на пенсии и социальные пособия. Холод в неутепленных вагончиках в зимний период, непостоянное питание привели к случаям истощения среди детей. Многие дети не посещали школу из-за отсутствия зимней одежды.2

Особенно болезненно переносились случаи длительного и частого отключения электроэнергии. Во время холодов это ставило переселенцев в бедственное положение.

В течение 11 лет поселение не получило официальный статус и продолжало считаться незаконно образованным. В этой связи переселенцы не могли официально заключать договора на оплату коммунальных услуг и получать соответствующие субсидии. Поэтому жители по своей инициативе провели врезку в газопровод и подвели электроэнергию.

С другой стороны, местная администрация и региональные власти активно не препятствовали таким действиям и фактически допускали возможность существования поселка (были и предложения узаконить поселение). Кроме того, в поселении был назначен глава администрации. Были сняты наиболее жизненно важные проблемы проживания. В частности, администрация Пригородного района в один из периодов существования поселения взяла на себя погашение долгов за электроэнергию.

В начале марта 2006 года по инициативе Правительства РСО – Алания совместно с администрацией ППП РФ в Южном федеральном округе и Управлением Федеральной миграционной службы РФ по РСО – Алания было принято решение о создании поселка Новый, неподалеку от существующего поселения. Организация поселка соответствовала плану, разработанному в полпредстве Президента РФ в ЮФО, по которому для организации возращения вынужденных переселенцев предусматривалось создание новых поселений для ингушей на территории Северной Осетии. Поселение был разбито в открытом поле в северной части села Чермен.

В 2006 году начался процесс перемещения жителей п. Майское на новое место проживания в п. Новый. Одновременно семьям предоставлялись новые блок-контейнеры для временного проживания. Этот процесс планировалось завершить к ноябрю 2006 года.

В качестве условий для расселения жителей был установлен «компенсационный» порядок социального обустройства жителей с предоставлением земельных участков. Этот порядок предусматривал предоставле6ние земельного участка для обустройства на постоянном месте проживания. Земельный участок, в соответствии с условиями законодательства региональных органов власти предоставлялся в аренду сроком на 3 года, в течение которого семья переселенцев должна была начать строительство дома. Например, семье Доскиева Б.Ж. Постановлением администрации местного самоуправления Пригородного района РСО-Алания от 07.02.06 за № 28 предоставлен земельный участок для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в аренду сроком на 3 года. В этом постановлении указано, что отвод участка произвести за счет Доскиева Б.Ж. При этом никакой гсподдержки этой семье не оказано.

Кроме того, в качестве условия для получения землеотвода и финансовой поддержки вынужденные переселенцы должны были передать права на землю и домовладение (право бессрочного пользования или право собственности), которые имели на период конфликта 1992 года муниципалитету Пригородного района, к которому относился п. Новый. Например, семье Марзиева И.Б. предложено переселиться только при условии подписания им акта приема-передачи домовладения, которое он имел до 1992 г., в собственность администрации и акта об отказе от права владения земельным участком.3

По мере представления всех требуемых документов предполагалось также выделение средств на строительство жилого дома. Но, учитывая, что, практически, сроки получения финансовой поддержки длительные и нередко превышают установленный 3-х летний срок аренды земли, многие семьи были обеспокоены тем, что по прошествии этого срока земельные участки могут быть отобраны.

Эти обстоятельства стали причинами отказа части вынужденных переселенцев в переезде в п. Новый. Однако большинство из жителей лагеря переселенцев все же согласились на переселение, рассчитывая в ближайшей перспективе на повышение уровня социального обустройства.

Многие из жителей, переселившихся в п. Новый, высказывали недовольство условиями проживания. Поспешность открытия поселка создала ситуацию, когда семьи переселялись в новые жилые блоки до окончания работ по созданию инфраструктуры. В итоге, до конца 2006 года в домах переселенцев не было газа. Газопровод был проложен около домов, но чтобы провести его непосредственно в дом, жители сами за свои деньги должны были купить трубы, проложить их и сделать врезку в общий газопровод, стоимость этих работ составляла не менее 6 тыс. руб.4 Кроме того, жители жаловались на качество воды и перебои с электроэнергией.

К весне 2006 года в п. Майское осталось около 70 семей. После этого процесс переселения замедлился, а оставшиеся жители стали отказываться от переселения, настаивая на праве возвращения к местам своего прежнего проживания.

Такая позиция части жителей поселения не согласовывалась с принятым планом о ликвидации поселка Майское. Кроме того, было аннулировано соглашение об оплате за использование электроэнергии, ранее оплачиваемой из фондов Министерства по делам национальностей Ингушетии.

Это обстоятельство стало поводом для применения по инициативе республиканских органов власти различных мер воздействия в отношении жителей поселка. 27 апреля 2006 года были отключены от источника энергоснабжения вагончики, в которых проживали вынужденные переселенцы. По описанию самих жителей этой ситуации: «люди, отключившие свет, приехали на специализированной машине, без предварительного предупреждения. Отключив свет, они уехали в сторону Северной Осетии, так и не объяснив причину своих действий».5

15 мая 2006 года в поселении подача электроэнергии была вновь возобновлена. Свет включили после того, как Министерство финансов Ингушетии изыскало не предусмотренные бюджетом средства и погасило задолженность переселенцев по электричеству. Однако вечером того же дня неизвестными лицами была совершена попытка отключить поселение от газоснабжения. Эта попытка была пресечена самими переселенцами.6

Жители п. Майское расценивали эти действия как попытку властей Северной Осетии оказать давление на оставшиеся семьи, которые отказались переезжать в п. Новый.

В знак протеста против ликвидации поселка и затягивания процесса возвращения вынужденных переселенцев к местам их прежнего проживания на территории Северной Осетии, 3 июля 2006 года жители лагеря пос. Майский объявили о начале акции голодовки. В голодовке приняли участие 12 человек (мужчины); остальные жители поселка поддерживали требования голодающих.

Голодовка стала актом отчаяния. «По словам врача, работающего в лагере переселенцев, у некоторых из участников акции началась интоксикация и появилась аритмия. К участникам акции несколько раз приезжали представители власти Северной Осетии и пытались уговорить людей отказаться от крайних мер. Люди намерены продолжать голодовку до тех пор, пока их требования не будут удовлетворены».

«На 24 июля состояние голодающих оценивается как тяжелое. 21.07.06 был госпитализирован Дарсигов Руслан. После двух дней в реанимации его перевели в общую палату. В крайне тяжелом состоянии находился еще один голодающий – Темирханов Хусейн. Он был также доставлен в больницу, провел два дня в реанимации, от стационарного лечения отказался и вернулся к голодающим»7.

Участники акции обращали внимание на препятствия в контактах с журналистами и на информационную изоляцию. «К нам приезжали журналисты различных телевизионных компаний, в том числе НТВ, снимали сюжеты, однако ни один сюжет в эфир не пропустили. А журналиста газеты «Московский комсомолец» во время работы в лагере пытались задержать сотрудники милиции. Женщинам удалось его отбить»8.

Голодающие также сообщили, что к ним неоднократно приезжали представители власти Северной Осетии, а также Федеральной миграционной службы, обещали в ближайшие сроки удовлетворить требования ингушских переселенцев и уговаривали отказаться от крайних мер. Министерство здравоохранения Северной Осетии предлагало медицинскую помощь участникам акции.

И, наконец, 24 июля 2006 года под председательством Председателя Правительства РСО–Алания А.В. Меркулова состоялось заседание Комиссии РСО–Алания, образованной распоряжением Главы РСО–Алания от 1.02.06 за №8-рг, на котором были обсуждены требования жителей, объявивших голодовку, и в целях нормализации ситуации были запланированы конкретные мероприятия, прописанные в Протоколе заседания Комиссии от 24 июля 2006 года за № 1. Согласно протоколу все обязательства по выполнению требований голодающих должны быть исполнены до конца октября 2006 года, в частности, должны были выдать удостоверения личности с отметкой о регистрации по месту жительства на момент конфликта 1992 года; приняты меры, способствующие своевременному юридическому оформлению и выдаче документов на домовладения; проработаны дополнительные варианты жилищного обустройства на территории г. Владикавказа или в других районах республики, и ряд других мер.

Но ни одно из этих обязательств не было выполнено к моменту обращения вынужденных переселенцев в МХГ. Одной из основных причин этого, по нашему мнению, является чрезмерность выдвигаемых требований по предоставлению различных документов. Например, к заявлению на продление срока действия статуса вынужденного переселенца необходимо представить 9 различных заявлений, справок и других документов, а для получения господдержки – 6. Причем часть необходимых справок получить практически невозможно. В частности, при запросе справки о наличии у семьи жилья на момент конфликта 1992 года многие переселенцы получали отказ со ссылкой на то, что, якобы в ходе осетино-ингушского конфликта, сгорели все архивные данные. При этом нам достоверно известно, что в 1998 году при составлении перечня домовладений, подлежащих отселению с территории зоны санитарной охраны (во исполнение Постановления Правительства РСО–Алания от 18 мая 1998 г. за №89) такие данные были. Более того, у некоторых переселенцев имеются на руках справки, выданные ранее, тем не менее, их не принимают во внимание, а требуют в судебном порядке устанавливать юридический факт – наличие домовладения. Но даже если кто-то и обратится в суд, представив соответствующие доказательства, и суд рассмотрит заявление и вынесет положительное решение, то получить его на руки невозможно без соответствующего денежного вознаграждения, а точнее взятки, или только после переселения на указанное властями место (фактически это способ принуждения выселиться). У нас есть факты, подтверждающие это.

Отдельно хотелось бы остановиться на вопросе получения государственной поддержки вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате конфликта 1992 года. Например, нам известно, что из бюджета РФ в 2004 г. на эти цели были выделены денежные средства в размере более 2 млрд. руб. Но, мы не знаем ни одной семьи, которая бы в течение последних двух лет получила денежные средства на восстановление либо на приобретение или строительство дома. Основная причина, как уже говорилось выше, – чрезмерность выдвигаемых требований по оформлению необходимых документов. Но есть семьи, которым все же удалось оформить полный пакет документов и передать его в ФМС. Тем не менее, им под разными предлогами денежные средства не перечисляются.

  1. Отчет Московской Хельсинкской группы о деятельности за 2007 год Содержание

    Содержательный отчет
    В течение всего 2007 года МХГ активно продолжала деятельность, направленную на реализацию своих уставных целей и задач. В отчетном периоде развивались следующие основные направления деятельности:
  2. Миграционной ситуации и деятельности уфмс россии по рсо-алания по реализации государственной политики в сфере миграции в республике северная осетия-алания за 6

    Документ
    МИГРАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УФМС РОССИИ ПО РСО-АЛАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ЗА 6 МЕСЯЦЕВ 2011 ГОДА
  3. Миграционной ситуации и деятельности уфмс россии по рсо-алания по реализации государственной политики в сфере миграции в республике северная осетия-алания за 9

    Документ
    МИГРАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УФМС РОССИИ ПО РСО-АЛАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2011 ГОДА
  4. Доклада: «Владикавказский Пресс-клуб»

    Доклад
    Доклад подготовили: координатор Московской Хельсинской Группы по правам человека (МХГ) по РСО-А Плиев Алан Григорьевич и специалисты-волонтеры Бекоев Марат,
  5. Формирование стратегии кластерного развития туристко-рекреационного комплекса региона (на примере Республики Северная Осетия-Алания)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «09» декабря 2009 г. в 13 час. на заседании диссертационного совета Д 212.196.08 при ГОУ ВПО «Российская экономическая академия им. Г.
  6. Северный кавказ: профилактика конфликтов редакционная коллегия

    Документ
    В настоящее время последствия этой политики усугубляются все больше и больше и сказываются негативно на межнациональных отношениях в Северо-Кавказском регионе.
  7. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (1)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  8. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (4)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  9. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (3)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального

Другие похожие документы..