История Российской Церкви

История Российской Церкви.

Владимир Русак.

Издание второе, исправленное и дополненное, 2002 год.

Интернет-версия под общей редакцией

Его Преосвященства Александра (Милеанта),

Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского.

Содержание:

Эпоха после имп. Петра Великого.

Епархиальное управление.

В 1721 году, при открытии Синода, в Русской Церкви было 18 епар­хий. С переделами губерний число епархий увеличивалось.

Епархиальные архиереи подчинялись Синоду, как раньше патриарху. Московская епархия, как уже было сказано, до 1742 года оставалась в ве­дении Синода, без собственного архипастыря.

В 1753 году в ведении Синода было 30 епархий. Штатами 1764 года назначены были: 3 первоклассных епархии, т. е. митрополии; 8 второк­лассных (архиепископий); 15 епископий.

В эти штаты не были включены 3 малороссийские епархии и одна бело­русская. В 1775 году была открыта славянская епархия, с состав которой вошли поселения сербов на юге.

С присоединением новых областей в 1785 году число епархий еще бо­лее умножилось. В 1787 году последовало разграничение епархий по пре­делам губерний. Штатами 1799 года предусматривалось наличие:

4 митрополитов,

12 архиепископов,

12 епископов.

В это число не входил грузинский экзархат с 13 епархиями, присоединенный к синодальному управлению в 1783 году.

Замещение архиерейских вакансий производилось Синодом, кото­рый представлял избранных кандидатов (вначале двоих, а с 1822 года — троих) для Высочайшего утверждения одного из них к поставлению.

В пределах своей епархии епископ был совершенно самостоятель­ным, главой всех епархиальных учреждений и всего духовенства.

Органы епархиального управления долгое время оставались преж­ними. Коллегиальная система, данная Петром I высшему церковному управлению, была перенесена на епархии только в 1744 году. Вместо ар­хиерейских приказов велено было учредить Консистории, существовав­шие раньше только в южнорусских епархиях. Консистории представляли собой как бы канцелярию епископа.

В 1883 году Консистории получили новый устав. Согласно ему, “ду­ховная Консистория есть присутственное место, через которое, под не­посредственным начальством епархиального архиерея, производится управление и духовный суд в поместном пределе православной россий­ской церкви, именуемой епархией.”

При образовании Консисторий ее членами могли быть только монашествующие. Позднее получили доступ и представители белого духовен­ства. Консистории делились на присутствие и канцелярию. Они находи­лись в ведении Синода и их начальник назначался Синодом.

Вспомогательными учреждениями и лицами у архиерея были:

а) викарии,

б) благочинные с благочинническими советами,

в) епархиальные попечительства о бедных духовного звания (уч­реждены в 1823 году при Консисториях),

г) депутаты.

Депутатами были духовные лица, вызываемые для следствий о ду­ховных же лицах, члены училищных и общеепархиальных съездов, при­сутствующие в заседаниях земств и городских дум при разбирательстве дел, связанных с церковными землями. В качестве хозяйственного епар­хиального управления при епископе имелся т. н. архиерейский дом.

Если при Петре I в России насчитывалось 15 миллионов православ­ных, то при Николае II их было 115 миллионов. Если в патриарший период Русская Церковь имела 20 епархий с двадцатью же епископами, то к кон­цу императорского периода (синодального) в ней было 64 епархии и 40 викариатств с более чем 100 епископами.

Со времени Петра I благочиннические обязанности стали поручаться особым лицам, уже не выборным, а определяемым на должность самим архиереем. Благочинные заменили выборных поповских старост, выпол­нявших финансовые обязанности (до 1764 года, когда были отменены ар­хиерейские сборы с духовенства).

С конца XVIII века появилась новая должность благочинных над мо­настырями (из почетнейших настоятелей монастырей).

В 1766 году Синод добился смягчения административных наказаний: последовал Указ об отмене по духовному ведомству телесных наказаний для всех священнослужителей белого и черного духовенства. Появились архиереи нового склада, старавшиеся поднять духовенство из его прини­женного состояния. Особенно выделялся в этом отношении святитель Ти­хон (Соколов), епископ Воронежский. Он еще до синодального указа отменил в своей епархии телесные наказания духовенства.

Преимущественное внимание епископов было обращено на воспита­ние юношества. Пока духовные училища не были открыты в каждой епар­хии, для испытания и обучения ставленников определены были при ка­ждом епископе два экзаменатора.

Заведывание монастырями и иконописанием было поручено строго­му надзору епископов. Подтверждено было правило, чтобы епископ обоз­ревал епархию, по крайней мере, раз в два года, если не каждый год.

Существовала проблема, вызванная традицией передавать священ­нические места своим детям, и проблема, связанная с претензией прихо­жан располагать церковными должностями по их произволу.

Полномочия епархиальной власти, согласно законам Петра I, дол­жны были распространяться на все церковные учреждения и всех лиц епархии, без исключения. Но таковые (исключения) остались. Кроме ставропигиальных монастырей, из круга епархиального ведомства было выделено придворное духовенство, подчиненное непосредственно Сино­ду в лице протопресвитера, духовника Их Величеств.

В особое ведомство при Павле I было выделено военное духовен­ство. В прежние времена оно находилось в подчинении епархиального на­чальства по месту расположения воинских частей. При Павле I в 1800 году учреждена была должность постоянного обер-священника, который был поставлен во главе всего духовенства армии и флота.

В 1816 году из его управления было выделено управление духовен­ством гвардейских полков под началом обер-священника главного штаба и гвардии.

В 1840 году учреждена должность обер-священника в отдельном кавказском корпусе с подчинением его обер-священнику армии и флота. О 1858 году обер-священники были переименованы в главных священников.

В 1890 году все управление военным духовенством было объединено под ведомством одного протопресвитера военного и морского духовен­ства и при нем духовного управления. Все это управление было независи­мо от епархиальных властей и подчинялось непосредственно Синоду.

Придворное духовенство управлялось особым протопресвитером, состоявшим одновременно духовником Их Величеств.

Причты заграничных церквей, получая содержание от министерства иностранных дел, управлялись петербургским епархиальным началь­ством, исключая иерусалимскую, пекинскую, японскую и др. миссии, со­стоявших в непосредственном ведении Синода.

С 1867 года разделения епархий на классы не существовало. Все Архиереи считались равными, исключая митрополитов Киевско-Галицкого, Московско-Коломенского, Петербургско-Ладожского и Экзарха Грузии.

К началу XX столетия при Синоде существовали следующие подчи­ненные ему учреждения:

а) Московская Синодальная Контора и

6) Грузино-Имеретинская Синодальная Контора.

Московская Контора управляла ставропигиальными монастырями (за исключением Соловецкого), Успенским собором в Москве и москов­ским синодальным домом с его церковной библиотекой и ризницей. Она же снабжала епархии святым Миром. В 1892 году при ней было учреждено Училище церковного пения. Председателем Конторы был митроп. Мо­сковский, членами — один или два настоятеля московских ставропигиальных монастырей.

Грузино-Имеретинская Контора управляла церковными делами в За­кавказском крае, заведовала там церковными имуществами, предста­вляла Синоду кандидатов на архиерейские кафедры. Ее председателем был экзарх Грузии, членами — четверо настоятелей монастырей и прото­иерей. При обоих Конторах состояли:

1. Прокуроры.

2. Канцелярия.

3. Хозяйственное управление.

4. Контрольная комиссия,

5. Духовно-учебный комитет.

6. Училищный совет.

Все эти вспомогательные учреждения находились в ведении обер-прокурора (в 1865 году была учреждена должность товарища обер-проку­рора).

В некоторых епархиях имелись викариатства. Получив титул еписко­па одного из уездных городов епархии, викарии не обладали правом само­стоятельного управления в этом уезде. Они имели только право поста­влять и смещать в уезде причетников.

Важное значение в епархиальной жизни получили съезды духовен­ства — епархиальные и окружные.

К концу царствования Николая I казенное жалование получали 55.163 священно- церковнослужителя при 13.214 церквах в 32 епархиях. В целях улучшения содержания духовенства при Николае I усилен надел церквей землями.

Для западных епархий с 1842 года назначены были небольшие (до­полнительно к приходским средствам) оклады, которые постепенно рас­пространялись и на другие епархии. Значительно усилилось казенное со­держание духовенству при Александре III.

28 октября 1892 года было Высочайше утверждено мнение Государ­ственного Совета об отпуске в последующих годах на обеспечение духо­венства жалованьем 250.000 рублей. В конце года государь писал Победоносцеву: “Давно это была моя мечта, мое глубокое убеждение, что необходимо придти на помощь и обес­печить сельское духовенство, и теперь, слава Богу, мне это наконец уда­лось.” По всеподданнейшему отчету обер-прокурора за 1900 год в Церкви было:

2.230 протоиереев, 43.784 священников, 14.945 диаконов, 43.857 причетников.

По тому же отчету, кроме заграничного, придворного и военно-мор­ского духовенства, казенное содержание уже получали причты 24.660 приходских церквей. По-прежнему за причтами сохранялись земельные наделы (от 33 до 99 десятин). И, разумеется, ощутимым подспорьем для духовенства были доброхотные даяния, частью деньгами, частью, осо­бенно в сельских приходах, — хлебом и разным натуральным продуктом.

В 1904 году в России было: 4 митрополии, 1 экзархат, 62 епископии.

В 1904 году в каждой епархии (за исключением Финляндской и Туркестанской) издавались “Епархиальные ведомости.” Первыми вышли в свет “Ярославские епархиальные ведомости” а апреле 1861 года при архиеп. Ниле (Исаковиче).

Законом 1842 года были точно определены права детей духовенства, и им была дана возможность почетного и выгодного выхода из своего сос­ловия и избрания рода деятельности по своему усмотрению.

Окончательно расторжение сословной зависимости последовало в 1869 году, когда дети духовенства были отчислены из духовного сословия с правами личного дворянства или потомственного почетного граждан­ства, после чего духовное сословие ограничилось только кругом лиц, на­ходившихся на действительной церковной службе.

  1. История русской церкви в период совершенной зависимости ее от константинопольского патриарха (988-1240)

    Документ
    Русская Церковь есть только часть Церкви Восточной, православно-кафолической. С этою последнею она всегда имела со времени происхождения своего самое полное внутреннее единение, содержа одну и ту же православную веру, одни и те же
  2. Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700-1917 гг

    Документ
    А. Общее влияние развития Российского государства в XVIII–XX вв. на Русскую Церковь Б. Источники и литература по истории синодального периода Примечания
  3. История церкви

    Документ
    Такое построение курса ставит своей целью выработку у слушателей представления о единстве церковной истории и месте России в церковно-историческом процессе.
  4. История Российской империи в поисках масштаба и парадигмы

    Документ
    Автору еще не написанной работы о том, как изучалась история империи Романовых как полиэтнического государства в конце прошлого и начале нынешнего века, будет нетрудно определить начало 1990-х годов как границу между двумя существенно
  5. История русский церкви

    Список учебников
    Оглавление: Собор 1917-18 гг. - Патриаршество Тихона, до 1924. - 1925 г., митр. Петр Полянский. - 1925-1936 гг. - Зарубежные общины в 1918-1940 гг. - МП в 1937-1943 гг.
  6. История Русской Церкви XX век Учебное пособие для студентов 4 класса Сергиев Посад 2006 (1)

    Учебное пособие
    Послание Заместителя патриаршего местоблюстителя, митрополита нижегородского Сергия (Страгородского) и временного при нем патриаршего Священного Синода («Декларация» митрополита Сергия) 191
  7. История Русской Церкви XX век Учебное пособие для студентов 4 класса Сергиев Посад 2006 (2)

    Учебное пособие
    Поместный Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в 1917–1918 годах, совпал с революционным процессом в России, с ус­тановлением нового государственного строя.
  8. История российского православного зарубежья и зарубежных церковных разделений в современной историографии

    Документ
    В последнее десятилетие наблюдается значительный сдвиг в российской историографии истории Русской Церкви советского периода. Конечно, новые оценки событий нашей истории ХХ века характерны для всей отечественной историографии, а не
  9. История государства и права России наука и историческая, и юридическая. Она есть часть истории российского общества и стоит в одном ряду с историей обществен

    Документ
    История государства и права России - наука и историческая, и юридическая. Она есть часть истории российского общества и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей развития производительных сил, историей искусств и т.

Другие похожие документы..