Литература: Конституция РФ 12. 12. 1993 г. Административное право. Учебник

Литература:

  1. Конституция РФ 12.12.1993 г.

  2. Административное право. Учебник. Под ред. Л.Л. Попова и М.С. Студеникиной. М., 2008.

  3. Административное право. Уч. пособие. Под редакцией Л.Л. Попова. М., 2002.

  4. Бахрах Д.Н. Административное право России. Уч. пособие. М., 2000.

  5. Бельский К.С. Феноменология административного права. Смоленск, 1995.

  6. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти. Государство и право, 1997, № 3.

  7. Бельский К.С, Попов Л.Л. Курс административного права и процесса. Государство и право, 1999, № 10.

  8. Исполнительная власть в Российской Федерации. Под ред. И.Л. Бачило. М., 1998.

  9. Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. М., 1987.

  10. Петухов В.Н. Исполнительная власть в Российской Федерации. Государство и право, 1999, № 7.

  11. Рыжов B.C. К судьбе государственного управления. Государство и право, 1999, № 2.

  12. Салищева Н.Г. Исполнительная и судебная власти: соотношение и взаимодействие. Государство и право, 2001, № 1.

  13. Сомов М.Д. Разделение власти: российский федеральный аспект. М., 1998.

  14. Россинский Б.В. Административное право России. Практикум. Учебно-методическое пособие. М, 2006.

  15. Министерства и ведомства. Уч. пособие. М., 2008.

  16. Публичные услуги и право. Научно-практическое пособие. Под ред. Тихомирова Ю.А. М.,2007.

  17. А.М. Тарасов. Государственный контроль в России. Монография. М., 2008.

  18. Старилов Ю.Н. Административное право. Часть 1. Воронеж, 1998 г.

  19. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995.

  20. Рольф Штобер. Хозяйственно-административное право. Основы и проблемы. Мировая экономика и внутренний рынок. М., 2008.

ПРОБЛЕМА ПРАВОИСПОЛНЕНИЯ

ПРИ ПРИМЕНЕНИИ НОРМ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

М.Е. ТРУФАНОВ

Труфанов М.Е., заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского государственного технического университета, кандидат юридических наук, доцент.

Правоисполнительные действия касаются нормативной основы административно-правового регулирования и состоят не только в распространении сходной нормы на аналогичный жизненный случай, но и в решении юридического дела в соответствии с общими началами и смыслом административного законодательства. В области применения норм административного права А.П. Коренев справедливо отметил, что необходимость толкования-разъяснения в большинстве случаев обусловлена потребностью внесения корректив в практику применения административно-правовых норм, неясностью, неполнотой, неточностью норм <*>.

--------------------------------

<*> Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. М.: Юрид. лит., 1978. С. 102.

В условиях стремительно изменяющегося административного законодательства и появления новых общественных отношений проблема пробелов в административном праве сегодня является актуальной. В юридической литературе выделяются два вида пробелов: когда определенные общественные отношения по ряду причин находятся вне рамок правового регулирования; и пробелы, возникающие только в области, регулируемой правом, и лишь в отношении фактов, находящихся в сфере правового регулирования <*>. Первый вид пробелов может быть восполнен только самим правотворческим органом, второй образует проблему его преодоления правоприменителем. Во всех случаях субъекты правоприменительной деятельности не имеют права подменять законодателя, что является нарушением принципа законности.

--------------------------------

<*> Алексеев С.С. Общая теория права. Свердловск, 1996. Вып. 4. С. 53.

Молчание законодателя по поводу конкретного общественного отношения или их группы либо регулирование отношений исключительно в общей форме уполномочивает правоприменителя на конкретизацию данной нормы или решение дела по собственному усмотрению. Законодатель не может предусмотреть все возможные случаи совершения административных действий, поэтому определенный круг общественных отношений преднамеренно регулирует с поправкой на усмотрение <*>. Более того, полномочия по использованию правоприменителями административного усмотрения или конкретизации общей нормы могут содержаться как непосредственно в тексте нормы, так и следовать из ее смысла.

--------------------------------

<*> Коренев А.П. Толкование и применение норм советского административного права // Советское государство и право. 1971. N 1. С. 46 - 53; Чечот Д.М. Административная юстиция: теоретические проблемы. Изд-во ЛГУ, 1973; Лазарев Б.М. Компетенция органа государства // Советское государство и право. 1968. N 11. С. 33; Лукьянова Е.А. Указное право как российский политический феномен // Журнал российского права, 2001. N 10; Пашкова О.А. Судебное доказывание и усмотрение суда в гражданском процессе // Государство и право. 2000. N 2.

В теории права существует точка зрения, что пробела в праве нет и в том случае, когда законодатель косвенно либо прямо уполномочивает правоприменителя на решение дела по усмотрению, но с данной позицией согласиться нельзя. Так, исходя из имеющихся определений понятия "усмотрение" в юридической литературе, представляется правильным сделать вывод, что усмотрение в широком смысле включает в себя, помимо конкретизации субъективных прав и обязанностей, применение права на основе свободного выбора одного из нескольких вариантов решения; применение права, основанного на наличии в норме общих формулировок: "имеет право", "уполномочен", "целесообразно"; и институт аналогии, являющийся наиболее распространенным средством преодоления пробелов.

Пробелом в административном праве может считаться не только неполное или частичное отсутствие законодательного закрепления ряда общественных отношений, но и недостаточное закрепление на законодательном уровне механизма их реализации <*>. До тех пор, пока на законодательном уровне не будут ликвидированы пробелы в законодательстве, субъекты правоприменения применяют институт аналогии с целью их преодоления.

--------------------------------

<*> Ярким подтверждением позиции о возможности применения органами исполнительной власти института аналогии свидетельствует позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в Определении от 14 января 2000 г. N 4-О. Рассмотрев правоприменительную практику в сфере валютного законодательства, а именно порядок взыскания с юридических лиц штрафов по решениям органов валютного контроля, Конституционный Суд дал разъяснение о возможности органам валютного контроля применения по аналогии ст. ст. 268 и 285 КоАП РСФСР, касающихся сроков, формы и порядка обжалования и исполнения таких решений до того момента, пока данные вопросы не будут урегулированы законодателем // Вестник ВАС РФ. 2000. N 5.

В административном праве вопрос о применении института аналогии на законодательном уровне не решен потому, что отсутствует как прямое разрешение применения аналогии, так и ее запрет. С точки зрения теории права, в любых сферах юридической ответственности, в том числе и административной, применение аналогии является недопустимым. В Кодексе РФ об административных правонарушениях содержится исчерпывающий перечень видов административных наказаний и общих положений административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение. Следовательно, применение аналогии запрещается при отсутствии конкретного состава правонарушения и применении к нему сходной нормы, предусматривающей сходный (аналогичный) состав. Здесь вопрос не поддается обсуждению. Остался не окончательно решенным вопрос в административном законодательстве о случаях, разрешающих применение аналогии в правонаделительной (оперативно-распорядительной сфере): насколько данное положение является допустимым в вопросах функционирования исполнительной и муниципальной власти. Если посмотреть абстрактно, то общественные отношения в сфере государственного и муниципального управления, так же, как иные общественные отношения, стремительно развиваются, их становится все больше. Зачастую сам законодатель не успевает за ними. Имеют место случаи, когда законодатель допускает (или предусматривает) регулирование ряда административных отношений путем применения усмотрения, которое включает применение института административного прецедента.

Субъекты административной власти посредством установления общих и типовых правил поведения во многих сферах жизни обеспечивают их соблюдение своей властной силой. В зависимости от полноты нормативно-правового обеспечения всю сферу государственного управления можно условно разделить на статическую и динамическую области. Статическая - основательно урегулирована нормами права и характеризуется устойчивостью, определенностью и относительной последовательностью. В динамической области реальные, практические отношения между субъектом и объектом управления не имеют постоянных, формализованных регуляторов и строятся в большинстве своем на прецедентной основе.

Правовое регулирование не может и не ставит перед собой задачи охватить все, даже в сфере государственного и муниципального управления. Ни один законодатель, как бы оперативно он ни реагировал на вновь возникающие общественные отношения, не может точно предвидеть, какое именно законодательство потребуется в перспективе. Состояние разрыва между правом необходимым и правом наличным, когда отношения стремительно усложняются и развиваются, а право остается на месте, является характерным для динамической части государственного управления.

В условиях реформы исполнительной и муниципальной власти эта часть государственного управления является довольно емкой и постоянной по следующим причинам:

- законодательство, регламентирующее несуществующие отношения, устаревает;

- отсутствуют некоторые процедурные правила, делающие невозможным применение материальных норм;

- многие существующие общественные отношения наполняются новым содержанием;

- появляются новые, ранее не существовавшие общественные отношения, а также новые виды правонарушений.

Практически невозможно правовыми нормами урегулировать все, что даже действительно необходимо в определенный момент. В сфере правоприменения, обширной по своим масштабам, это особенно актуально. Так, сельскохозяйственное производство, в отличие от промышленности, урегулировано менее строгими технологическими параметрами. Более того, здесь необходимо считаться с природными и местными условиями и принимать решения, считаясь с ними.

Когда не действуют, по каким либо причинам, правовые стимулы и правовые ограничения - действуют неправовые. Другими словами, если социальная функция не выполняется нормально (официально), она будет выполнена иначе, ввиду своей объективности. В таком положении обеспечение регулирования общественных отношений, оказавшихся вне действия законодательства, осуществляется следующими возможными средствами:

- в сфере бизнеса - обычаи делового оборота, под которыми понимаются широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы они в каком-либо документе или нет;

- в гражданско-правовой сфере допускается применение контракта. Заинтересованные субъекты при отсутствии соответствующего законодательства заключают между собой договор, предусматривающий их права и обязанности, а также ответственность за невыполнение своих обязательств;

- в сфере государственного и муниципального управления - административный прецедент, под которым понимается письменное или устное решение, принятое компетентным субъектом, с учетом обстановки в режиме усмотрения, и ставшее образцом для последующего применения в достижении поставленной цели.

Под понятие административного прецедента нельзя подводить желания и привычки администрировать вне закона, ссылаясь при этом на необходимость, целесообразность, исключительность, общественные интересы. Властные решения прецедентного характера порой являются самым оперативным средством решения проблемных задач в сфере управления, и, на наш взгляд, достаточно оснований для того, чтобы признать, что прецедент в процессе позитивного правоприменения в современных условиях и в ближайшем будущем - необходимый способ обеспечения регулирования динамической области государственного и муниципального управления.

  1. Информация для современного человека стала неотъемлемой частью его жизни и деятельности. Обусловлено это усложнением производственных и общественных отношений

    Документ
    Информация для современного человека стала неотъемлемой частью его жизни и деятельности. Обусловлено это усложнением производственных и общественных отношений.
  2. Методика профилактики нарушений осанки 12 у детей младшего школьного возраста 12 использование соревновательно-игрового метода 15

    Исследование
    ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ХАТХА–ЙОГИ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ А. Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ 32
  3. Литература: Конституция РФ 12. 12. 1993 г. Административное право. Учебник (2)

    Литература
    Правоисполнительные действия касаются нормативной основы административно-правового регулирования и состоят не только в распространении сходной нормы на аналогичный жизненный случай, но и в решении юридического дела в соответствии с
  4. Литература: Конституция РФ 12. 12. 1993 г. Административное право. Учебник (3)

    Литература
    Правоисполнительные действия касаются нормативной основы административно-правового регулирования и состоят не только в распространении сходной нормы на аналогичный жизненный случай, но и в решении юридического дела в соответствии с
  5. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (3)

    Методические рекомендации
    М – 54 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (для студентов IV курса заочной формы обучения) / Сост.
  6. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (5)

    Методические рекомендации
    Пособие содержит методические рекомендации и задания по выполнению контрольных и курсовых работ для студентов IV курса заочного отделения. Включены также вопросы к экзаменам и зачетам, списки рекомендованной литературы к их подготовке.
  7. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства культуры Российской Федерации на 2011  2013 годы (далее Доклад) подготовлен в соответствии

    Доклад
    Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства культуры Российской Федерации на 2011  2013 годы (далее – Доклад) подготовлен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004
  8. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Бзо административное право: Учебник для вузов. 3-е изд., пересмотр, и доп

    Список учебников
    кафедра административного и муниципального права Саратовской государственной академии права (заведующий кафедрой доктор юридических наук, профессор Н. М.
  9. Методические указания к семинарам дисциплина «Административное право» (1)

    Методические указания
    Методические указания к семинарам обсуждены на заседании кафедры конституционного, административного и муниципального права 5 ноября 2007 г. протокол № 3.

Другие похожие документы..