2. Образовательная программа стр. 9

1.4 Внешняя социальная среда

Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных целях школы. Эта стратегия модернизации задает новые требования к ступеням школьного образования в целом: четырехлетняя начальная школа; относительная завершенность общего образования в основной школе; возможность индивидуального выбора профиля учащимися на старшей ступени школы. Существующие сегодня традиционные для массовой школы модели организации образовательного процесса на различных ступенях общего образования нуждаются в существенной модернизации, поскольку от них в огромной степени зависит целостное обновление содержания образования, получение школьниками нового опыта, адекватного современным требованиям жизни. Смена парадигмы образования от традиционной к личностно – ориентированной, переход образования на новые государственные стандарты требуют от школы совершенствования, изменения от педагога - становление его как профессионала, глубоко знающего свой предмет и легко ориентирующегося в инновациях, психологических процессах, владеющего разными технологиями преподавания своего предмета.

На работу школы, расположенной в сельской местности, оказывают влияние многие факторы:

- удаленность от районного и областного центра (70 км. и 200 км.)

-привязанность детей к конкретной школе;

-слабая альтернативность социального пространства;

-высокая временная миграция мужского населения села ввиду отсутствия рабочих мест;

Так или иначе, внешние факторы социальной среды оказывают влияние на процесс формирования личности, что существенно осложняет воспитательную деятельность педагогов.

В процессе формирования личности воспитание как целенаправленное воздействие на человека играет определяющую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные, и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит состояние общественного сознания и общественной жизни.

Проблемы воспитания всегда были в центре внимания педагогического коллектива школы. Однако особую актуальность они приобрели в период социальных и экономических изменений, связанных со становлением и развитием рыночных социально-экономических отношений.

Основными негативными тенденциями последнего времени являются:

Некоторые причины снижения уровня обученности, успеваемости и качества знаний в Нежитинской средней общеобразовательной школе.

Закат деревни из-за разорения сельского хозяйства. Совхоз «Нежитинский», на территории которого были 4 школы (Нежитинская средняя, Журавлёвская основная, Козловская начальная, Волковская начальная), был одним из лучших не только в районе, но и в области. Но, начиная с 1994г, хозяйство перешло в руки неграмотных (без образования) руководителей, начался процесс развала совхоза.

  1. Утечка умов. К 2004 году на территории сельского совета осталась уже только Нежитинская средняя школа с количеством учащихся 75, так как в эти годы (с 1994 по 2004) начался интенсивный отток семей, не увидевших перспективы жить в деревне. Семьи уезжали в районный и областной центры на постоянное место жительства. Соответственно и детей, способных хорошо и отлично учиться, становилось всё меньше и меньше.

  2. Качество знаний неуклонно снижается во 2 и 3 классах, нестабильна динамика в 8, 10 классах.

3)Старение деревни. Пенсионеров больше, чем всего остального трудоспособного населения и детей вместе взятых. Нна территории села происходит закрытие предприятий, поэтому молодежь в деревню не едет.

Нужда, безработица. Деревня живёт, а точнее существует, очень бедно. Число малообеспеченных семей, по самым скромным подсчётам, приближается к 80%. А те семьи, которые входят в оставшиеся 20%, живут также небогато, просто оба родителя имеют работу и не пьют.

Растёт число неполных семей, что является одной из причин неблагополучия .

В связи с этим наблюдается рост социально-неблагополучных семей.

  1. Эксперимент со сдачей ЕГЭ затянулся не на пользу слабоуспевающим ученикам, так как слабые учащиеся (мы должны обучать всех детей) не прилагают сил в приобретении знаний (хотя в школе организованы консультации по предметам), зная, что на ЕГЭ «3» всё равно поставят. А ряд учеников из малообеспеченных семей говорили, что всё равно нет средств для дальнейшего продолжения учебы, поэтому и стараться не стоит.

  2. В 10 класс идут все желающие: и сильные, и слабые. Мы стараемся дать необходимые знания всем, бесплатно организуя дополнительные занятия. В учебном плане запланировано по 1 часу на консультации по русскому языку и математике, что недостаточно.

На организацию воспитательной деятельности отрицательно влияет широкое информационное поле (телевидение, радио, газеты), которое не является, как это было прежде, помощником в воспитании подрастающего поколения, оказывая негативное воздействие на духовное и психическое развитие детей. Не все учащиеся испытывают гордость за героическое прошлое и настоящее нашей страны, намечается тенденция к падению уровня гражданственности, чувства патриотизма у современных школьников.

Конечно, сегодня имеются и положительные тенденции в деятельности школы:

  • Усиливается внимание со стороны государства в целом к образованию, что наглядно заметно в пополнении материально-технической базы школы (компьютеризация сельских школ)

  • В связи с переходом на ЕГЭ процент учащихся нашей сельской школы, поступивших в ВУЗы на бюджетной основе, значительно увеличился

  • Школа в связи с переходом на личностно-ориентированное обучение выполняет не только информационную, но и образовательно-культурологическую функцию

  • Более тесный контакт, нежели в прошлые годы, с сельским социумом влияет на осознание учащимися важной мысли: «Я – не только часть моей школы, но я -часть моего села, моей малой родины»

  • Сама сельская местность является положительным моментом в воспитании школьников здоровыми, сильными, трудолюбивыми и неравнодушными к окружающей среде и односельчанам.

В сложившихся условиях, прослеживается снижение познавательного интереса школьников, существующая образовательная система неэффективна и нуждается в существенной модернизации. Следовательно, задача педагогического коллектива – внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс, которые повысят познавательную активность учащихся.

В такой ситуации новая воспитательная парадигма требует от учителей максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ученика, способной к творческой мысли, стремящейся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, гражданина, патриота, умеющего принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

Хорошо известно, что гражданин Отечества начинается с гражданина школы. Гражданские качества личности формируются там, где учащиеся вовлечены в самоуправление и могут решать проблемы школьной жизни, влиять на окружающую их социальную среду. Следовательно, задача педагогического коллектива – всемерно утверждать в сознании учащихся идеи гражданского отношения к себе, к своей школе, к своей семье, к своей малой родине, к своему Отечеству.

1.5 Нормативная основа деятельности.

В своей деятельности школа руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании» и другими федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, Типовым Положением об образовательном учреждении, решениями Правительства Российской Федерации. администрации Костромской области, Департамента образования и науки Костромской области, постановлениями и распоряжениями администрации Макарьевского муниципального района, приказами отдела образования Макарьевского муниципального района, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также настоящим Уставом и локальными правовыми актами школы.

1.6 Органы управления образовательным учреждением

    Высшим коллегиальным органом управления МОУ НСШ является Совет школы, в задачи которого входит разработка плана развития МОУ НСШ, участие в создании оптимальных условий для организации образовательного процесса в школе, организация общественного контроля за охраной здоровья участников образовательного процесса, оказание практической помощи администрации в установлении функциональных связей с учреждениями культуры и спорта для организации досуга обучающихся, согласовывает порядок определения надбавок стимулирующего характера педагогическим работникам.

Педагогический совет обсуждает и утверждает план работы образовательного учреждения, заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, представителей и организаций, взаимодействующих со школой в вопросах образования и воспитания, принимает решения о проведении промежуточной аттестации, переводе обучающихся в следующий класс или об оставлении на повторный год, о награждении обучающихся за успехи, а также об исключении из школы ( в соответствии с Уставом).

Общешкольный родительский комитет, выбирается на общем родительском собрании на один год, периодичность работы указанных органов определены Уставом и локальными актами школы. Он помогает в проведении ученических общешкольных мероприятий

Общее собрание коллективапринимает Устав Школы, изменения и дополнения к нему.

1.7 Основные достижения школы.

В 2009 – 2010 году школа участвовала в различных муниципальных и региональных конкурсах.

  • Региональный смотр – конкурс по экологическому образованию и воспитанию учащихся под девизом: «Судьба природы – в твоих руках» (диплом I степени. Пост. №3.3 от 05.06. 2009 г.)

  • VI Всероссийская акция «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам» в Макарьевском районе (грамота за активное участие)

  • Почетная грамота за хорошую работу по организации военно-патриотического воспитания подрастающего поколения и в связи с празднованием 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне (распоряжение №177-Р от 05.05.2010 года главы Макарьевского муниципального района)

2. Образовательная программа.

2.1 Основные направления образовательной политики школы

Деятельность школы строится на принципах демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования. Школа осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.

Школа несёт в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество общего образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса в соответствии с возрастными физиологическими особенностями, склонностями, способностями. Выполняет требования охраны жизни и здоровья обучающихся.

2.1 Реализуемые школой программы

Общеобразовательные:

  • Дошкольное образование «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой (нормативный срок освоения 5 лет);

  • Начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);

  • Основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет)

  • Среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года)

Дополнительные программы следующей направленности:

  • Художественно-эстетической;

  • Спортивно-оздоровительной;

  • Краеведческой;

  • Технической;

  • Эколого-биологической

Профессиональная подготовка:

  • Тракторист

В МОУ Нежитинская средняя общеобразовательная школа реализуются федеральные программы по всем предметам учебного плана.

Помимо этого, в учебном процессе реализуются:

- региональные программы:

1-4 класс: истоки, основы религиозных культур и светской этики.

5-9 класс: истоки, литература, история.

Особое внимание в учебно-воспитательном процессе уделяется внедрению современных информационных технологий в учебный процесс.

2.2 Предшкольная подготовка

Дошкольную группу посещают дети с 2-х до 6,5 лет. Все дети села предшкольного возраста проходят подготовку к школе в соответствии с программой.

Между дошкольной группой и начальной школой осуществляется тесная связь: проводится много совместных мероприятий, организованно взаимопосещение уроков и занятий с последующим их анализом. Систематически проводятся совместные занятия по курсу «Окружающий мир», «Развитие речи».

Используются разнообразные методы и формы работы с детьми, поэтому дети приходят в первый класс хорошо подготовленными.

  1. Образовательные программы стр. 28 Дополнительные образовательные программы стр. 31 Сведения обеспеченности образовательного процесса учебной литературой стр. 40

    Закон
    Закон Санкт-Петербурга "Об установлении национально-региональных компонен­тов государственных образовательных стандартов общего образования в Санкт-Петербурге" (19.
  2. Учебный план и его обоснование стр. 6-12 Показатели реализации образовательной программы стр. 13

    Программа
    Муниципальное учреждение Беклемищенская муниципальная начальная школа-детский сад является общеобразовательным учреждением, ориентированным на работу с детьми, проживающими на территории Беклемищенского сельского поселения.
  3. Образовательная программа начального общего образования Верхняя Тишанка, 2011 год

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения Верхнетишанской средней общеобразовательной школы разработана рабочей группой в составе директора школы Муковнина Н.
  4. Образовательная программа начального общего образования На период 2011 2014 гг

    Образовательная программа
    В соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2020 г. миссия общего среднего образования – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества,
  5. Образовательная программа начального общего образования руководитель группы разработчиков и редактор

    Образовательная программа
    Данный документ разработан педагогическим коллективом МБОУ СОШ №43 под руководством Никоноровой В.Б., директора муниципального общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы №43 города Новосибирска (далее - МБОУСОШ
  6. Образовательная программа среднего (полного) общего образования. 2010 год

    Образовательная программа
    Образовательная программа на каждом этапе обучения учитывает как потребности учащегося (его интересы, планы), так и его возможности (уровень готовности к освоению программы, состояние здоровья).
  7. Образовательная программа средней общеобразовательной школы с. Сокол на 2008-2011 учебные года

    Образовательная программа
    2.Определение оптимального содержания образования и воспитания учащихся с учетом требований современного об­щества к выпускнику школы и уникальности образо­вательного учреждения:
  8. Образовательная программа начального

    Образовательная программа
    Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 11» представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующих два аспекта ее деятельности: специфику содержания
  9. Образовательная программа Печоры 2010г. Краткие сведения о составе и структуре образовательного учреждения, его основных достижениях и проблемах

    Образовательная программа
    МОУ «Печорская средняя общеобразовательная школа №3» является муниципальным учреждением образования города Печоры. Она располагается в микрорайоне Майский районного центра.

Другие похожие документы..