Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления «Экономика» Тюменского государственного университета

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

О.В. Захарова

ФИЛОСОФИЯ

Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления «Экономика»

Тюменского государственного университета

Тюменский государственный университет

2008

УДК – 1(075)

ББК – 87.3 я 73

З – 382

О.В. ЗахароваФилософия: учебно-методический комплекс для студентов направления «Экономика». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. 63 с.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с государственным стандартом. Содержит пояснительную записку, подробную программу курса по философии, планы семинарских занятий, словарь терминов, дополнительные задания, вопросы для самоконтроля, методические рекомендации для преподавателей, основную и дополнительную литературу по курсу «Философии». Учебно-методический комплекс может быть использован как при подготовке к семинарам, так и при самостоятельном, дополнительном изучении материала. Предназначен для студентов высших учебных заведений.

Работа утверждена на заседании кафедры философии.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Философия (электронный ресурс). Режим доступа: http:// www.umk.utmn.ru., свободный.

Одобрено Учебно-методической секцией Ученого совета Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Щербинин М.Н.,

д.филос.н., проф.

РЕЦЕНЗЕНТЫ: Н.И. Губанов, заведующий кафедрой философии ТГМА, д.ф.н.,профессор

Е.Н. Яркова, д.ф.н., профессор кафедры философии ТюмГУ.

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008.

© О.В.Захарова, 2008.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дисциплины «Философия» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированных специалистов по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения.

В программе курса прослеживается процесс возникновения, эволюции и современного состояния философии. Особое внимание уделяется основным философским учениям, творчеству великих мыслителей, идеи и образы мышления которых сыграли выдающуюся роль в истории культуры и цивилизации. Важное место отводится изучению проблем философии, демонстрируются причины их возникновения, попытки решения в истории философии в различных культурах и исторических эпохах.

Курс «Философия» итожит изучение всего обучения в средней школе и набора учебных дисциплин пройденных студентами к моменту изучения собственно философии. Однако наиболее полезным можно считать изучение культурологиии, истории философии, логики эстетики и этики.

Цели изучения дисциплины:

1) осмысление современности, стимулирование студента к осознанному и ответственному соучастию в общем диалоге по поводу творчества социальной культуры и цивилизации;

2) углубление процесса самопознания, раскрывающего архитектонику души, мысли и действия;

3) формирование целостного восприятия истории, социума, внеисторичности и внесоциальности;

4) формирование культуры научного мышления.

Задачи курса:

1) изучение важнейших понятий, принципов философии и философской аргументации;

2) анализ исторических форм философии и раскрытие общих механизмов ее развития;

3) выявление наиболее значимых социокультурных феноменов, закономерностей и их осмысление;

4) формирование понимания насущных проблем, стоящих перед индивидом, обществом и государством;

5) способствование образованию целостного системного представления о мире и месте человека в нем;

6) обнаружение на уровне понятийного мышления связи вечных проблем человека, его культуры и истории с личными смыслами, с профессиональными задачами и проблемами;

7) развитие способности самостоятельного мышления, способного решать общественные, индивидуальные и профессиональные проблемы на основе философской традиции и с ориентацией на личностный смысл.

В программу включены тематический план изучения дисциплины, дидактические единицы — темы федерального компонента курса «Философия».

Программа предназначена для тех факультетов и специальностей, где аудиторное изучение философии рассчитано на 36 лекционных часов и 36 семинарских. Разумеется, в рамках столь короткого курса невозможен полноценный лекционный охват материала. Поэтому структура курса имеет следующую специфику. В лекционном курсе историко-философским темам уделяется минимальное внимание, они рассматриваются обзорно. Основная нагрузка по изучению тем: «Онтологизм античной философии», «Теоцентризм средневековой философии», «Философия эпохи Возрождения», «Гносеологическая направленность философии Нового времени», «Общая характеристика русской философии 19 – нач.20 в.», «Современная западная философия» ложится на семинарские занятия. Другие разделы философии рассматриваются почти исключительно в рамках лекционного курса. Такая структура объясняется относительной легкостью историко-философского материала в сравнении с другими разделами. Опираясь на учебники, под руководством преподавателя студенты, как показывает опыт, справляются с поставленными учебными задачами. Данное построение курса используется при изучении философии студентами МИФУБа в течение нескольких лет и доказало свою состоятельность.

В планах семинарских занятий присутствует вводная тема «Философия, ее роль и место в культуре», которая часто изучается без предварительной лекции, согласно расписанию. Поэтому основной акцент сделан на специально разработанный «Сборник текстов для семинарских занятий по философии» (Сборник текстов для семинарских занятий по философии. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004. – 76с.). Сборник содержит как отрывки из необходимых учебных пособий, философских произведений, так и задания по ним.

Большая часть семинаров, как было указанно, посвящена истории философии. В курсе не рассматривается история восточной философии, но это специально объясняется объемом аудиторных часов. На каждом семинаре, кроме заранее подготовленных ответов, студенты выслушивают доклады, не более 2-3-х, и выполняют задания по сборнику текстов. Планы семинаров содержат как вопросы, выносимые на экзамен, так и вопросы, остающиеся за рамками экзаменационных, но необходимые для интеллектуального и духовного роста студентов. Для подбора основной и дополнительной литературы по темам необходимо пользоваться каталогами Информационного центра ТюмГУ или данным учебно-методическим комплексом.

В учебно-методическом комплексе также содержится список терминов, которые необходимо знать к экзамену. Указаны темы дополнительных письменных заданий и дан список основной и дополнительной литературы для чтения.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

П

Темы

Всего

количество часов

лекции

Семинарские занятия

самост. и индивиду-альная работа

форма отчетности

1.

Место и роль философии в культуре.

16

2

4

10

устное выступле-ние

2.

Онтологизм древнегрече-ской философии.

16

2

4

10

устное выступле-ние

3.

Теоцентризм средневеко-вой философии.

13

1

2

10

Контроль-ная работа

4.

Философия эпохи Возрождения.

8

1

2

5

устное выступле-ние

5.

Гносеологическая направлен-ность философии Нового времени.

20

4

6

10

тест

6.

Общая характеристика русской философии XIX- нач.XXв.

8

1

2

5

устное выступле-ние

7.

Современная западная философия.

22

2

10

10

устное выступле-ние

8.

Онтология – учение о бытии.

7

4

1

2

Контроль-ная работа

9.

Гносеология – учение о познании.

10

7

1

2

устное выступле-ние

10

Социальная философия.

7

4

1

2

устное выступле-ние

11

Философское учение о человеке.

9

6

1

2

Контроль-ная работа

12

Глобальные проблемы современ-ности.

8

2

2

4

реферат

Итого:

144

36

36

72

экзамен

  1. Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности 030400. 62 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной педагогики, дата, номер протокола. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
  2. Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения направления «Экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Л. А. Баденова. Аудит имущества предприятия: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения направления «Экономика».
  3. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (6)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «История государства и права зарубежных стран» включает вопросы, предусмотренные государственными образовательными стандартами, и, входящие в учебные планы подготовки студентов высших юридических заведений.
  4. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (17)

    Учебно-методический комплекс
    Целью курса «Истории государства и права зарубежных стран» является изучение исторических закономерностей становления и развития государственных и правовых институтов зарубежных стран, с момента их возникновения до наших дней.
  5. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (22)

    Учебно-методический комплекс
    - уметь самостоятельно анализировать политико-правовые источники и раскрывать их взаимосвязь с условиями развития общества, государства и права в разные эпохи;
  6. Учебно-методический комплекс для Производственной практики для студентов очной формы обучения направления «Экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Табунщикова Т.Ф. Учебно-методический комплекс Производственной практики для студентов очной формы обучения направления «Экономика». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010, с.
  7. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 034300. 68 «Физическая культура» (1)

    Учебно-методический комплекс
    профилей подготовки: «Физкультурно-оздоровительные технологии», «Менеджмент и экономика в сфере физической культуры и спорта», «Медико-биологическое сопровождение физической культуры и спорта»,
  8. Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

    Учебно-методический комплекс
    008 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫЙ ПЛАН 3 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК 5 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ 18 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ 3 ФИЛОСОФИЯ 5 Д) Сократ 31 КУЛЬТУРОЛОГИЯ 33 ЭКОНОМИКА 35 МАТЕМАТИКА 3 ИНФОРМАТИКА 39 ФИЗИКА 41 ХИМИЯ 44 БИОЛОГИЯ
  9. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 034300. 68 «Физическая культура» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Стародубцева И.В. Психолого-педагогические аспекты высшего физкультурного образования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 034300.

Другие похожие документы..