Комплекс по дисциплине информационные технологии в науке и образовании для аспирантов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

КОМПЛЕКС

по дисциплине

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ

для аспирантов

Хабаровск

2008

88.3

Х 895

Автор:

Поличка Анатолий Егорович, доктор педагогических наук, профессор кафедры математических методов и информационных технологий ДВАГС

Информационные технологии в науке и образовании: Учебно-методический комплекс для аспирантов. – Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2008. – 58 с.

Рецензенты:

Вихтенко Эллина Михайловна – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры прикладной математики ТОГУ,

Ершов Николай Егорович – кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник ВЦ ДВО РАН.

Информационные технологии в науке и образовании – дисциплина, предусмотренная для изучения в аспирантуре. Учебно-методический комплекс по этой дисциплине содержит необходимые организационно-методические материалы для изложения.

Рекомендовано редакционно-издательским советом ДВАГС

Дальневосточная академия государственной службы, 2008 г.

Поличка А.Е., 2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1 Цели и задачи учебной дисциплины……………………

4

Раздел 2 Учебная программа………………………………………

6

2.1 Дидактические единицы………………………………….........

6

2.2 Программа учебной дисциплины……………………………..

8

Раздел 3 Учебно-тематический план учебной дисциплины……..

14

Раздел 4 Планы практических (лабораторных) занятий…………

16

Раздел 5 Самостоятельная работа…………………………………

32

Раздел 6 Контроль знаний………………………………………….

36

Раздел 7 Перечень рекомендованной литературы………………..

37

Раздел 8 Словарь основных терминов……………………..……..

45

Раздел 9 Принятые сокращения…………………………………...

56

Раздел 1 Цели и задачи учебной дисциплины

Целью курса «Информационные технологии в науке и образовании» является освоение слушателями основных средств современных информационных технологий и методов их применения в научно-исследовательской и образовательной деятельности по выбранной специальности.

В условиях информатизации науки и образования, формирования глобального информационно-коммуникационного пространства к уровню квалификации научно-педагогических кадров предъявляются особые требования, соответствие которым, как правило, не обеспечивается освоением базового курса информатики и спецкурсов информационных технологий. У аспирантов должно быть сформированы умения и навыки по интеграции различных видов деятельности (учебной, учебно-исследовательской, педагогической, методической, научно-исследовательской, организационной) в рамках единой методологии, основанной на применении информационных технологий, включая методы получения, обработки и хранения научной информации и современные методах обработки и интерпретации данных средствами информационных и коммуникационных технологий. Согласно государственного стандарта выпускник аспирантуры должен: получить навыки научно-исследовательской деятельности, основанные на современных теоретических, методических и технологических достижениях отечественной и зарубежной науки и практики; оценить инновационный характер этой деятельности; владеть средствами современных информационных и коммуникационных технологий. (ИКТ).

В связи с этим, основными задачами курса являются:

  • углубление общего информационного образования и информационной культуры будущих преподавателей и исследователей, ликвидация возможных пробелов в усвоении базового курса информатики;

  • овладение современными методами и средствами автоматизированного анализа и систематизации научных данных;

  • овладение современными средствами подготовки традиционных («журнальных») и электронных научных публикаций и презентаций;

  • изучение психолого-педагогических основ технологического обучения;

  • освоение технологий модернизации образовательных программ на основе внедрения современных информационных технологий;

  • изучение современных электронных средств поддержки образовательного процесса и приемов их интеграции с традиционными учебно-методическими материалами;

  • формирование практических навыков использования научно-образовательных ресурсов Internet в повседневной профессиональной деятельности исследователя и педагога.

Существенное внимание в курсе уделено классификации, основам построения и вопросам применения современного программного обеспечения, включая распространенные офисные приложения. Рассмотрены принципы дистанционного обучения, сегодняшние и перспективные технологии Интернет, их модели и тенденции развития, правовые аспекты применения компьютерных технологий.

Форма итогового контроля: зачет в форме защиты выпускной работы по соответствующей научной и педагогической деятельности.

Раздел 2 Учебная программа

2.1 Дидактические единицы

ОП.04.

Информационные технологии в науке и образовании: аппаратные и программные средства в новых информационных технологиях; технические средства ЭВМ; операционная система; пути развития информационных систем; обработка текстов; машинная графика; особенности разработки прикладных программ; программная документация; электронные таблицы; базы данных; примеры баз данных учебно-методического назначения; экспертные системы; представление знаний; примеры экспертных систем соответствующей научной области; локальные и глобальные компьютерные сети, телекоммуникации; технологии дистанционного образования.

100

  1. Возможности и особенности использования средств современных информационных и коммуникационных технологий в образовании.

  2. Аппаратные средства в новых информационных технологиях.

  3. Программные средства в новых информационных технологиях.

  4. Технические средства электронно-вычислительных машин (ЭВМ).

  5. Операционная система.

  6. Пути развития информационных систем.

  7. Обработка текстов на ЭВМ.

  8. Машинная графика.

  9. Создание мультимедийных презентаций.

  10. Подготовка публикаций с помощью настольной издательской системы (Microsoft Publisher).

  11. Особенности разработки прикладных программ.

  12. Программная документация информационных технологий.

  13. Электронные таблицы.

  14. Базы данных.

  15. Примеры баз данных учебно-методического назначения.

  16. Образовательные электронные издания и ресурсы.

  17. Экспертные системы.

  18. Представление знаний.

  19. Примеры экспертных систем соответствующей научной области.

  20. Локальные компьютерные сети.

  21. Глобальные компьютерные сети.

  22. Образовательные ресурсы и услуги Интернета. Поиск информации в Интернете.

  23. Телекоммуникации.

  24. Проектирование и создание веб-сайта (средствами MS Office).

  25. Технологии дистанционного образования.

  26. Организация дистанционного обучения с использованием программных оболочек (Virtual Learning Environment).

  27. Организация учебной проектной деятельности студентов с использованием средств ИКТ.

  28. Подготовка дидактических и методических материалов средствами пакета программ (Microsoft Office).

2.2 Программа учебной дисциплины

Тема 1. Возможности средств информационных технологий (ИТ) решения проблем в профессиональной деятельности

Теоретические основы информатики и современных информационных технологий. Понятие информации и данных. Принципы кодирования и структурирования данных. Происхождение информации, автоматизированные способы обработки информации, средства компьютерных телекоммуникаций.

Организация и средства информационных технологий обеспечения преподавательской деятельности. Возможности и особенности использования современных средств информационных технологий в науке и образовании.

Формирование информационной культуры в исследовательской и образовательной сфере деятельности.

Сетевые технологии. Основные принципы организации и функционирования корпоративных сетей. Internet. История развития и современное состояние. Сервисы Internet. Поиск и публикация информации в Internet. Актуальные проблемы компьютерной безопасности и защиты информации.

Правовые основы использования информационных технологий.

Тема 2. Технические и программные средства реализации информационных процессов (ИП)

Основные аппаратные и программные средства (ПС) современных информационных технологий. Техническая база информационных технологий. Технические средства (ТС) ЭВМ.

Программные средства (ПС). Операционная система (ОС). Пути развития информационных систем. Прикладные программные продукты общего и специального назначения.

Проблемно-ориентированные автоматизированные информационные технологии. Особенности разработки прикладных программ. Программная документация. Программно-технические средства современных информационных технологии обучения в вузе.

Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности.

Тема 3. Компьютерные средства работы с текстовой и графической информацией

Обработка текстовой информации. Изучение способов обработки текстовой информации. Возможности, принципы и основные приемы работы с текстовым процессором. Основы профессионального дизайна текстовой продукции: разработка стилей, подбор шрифтов, оформление таблиц, использование сервисных функций, встраивание объектов и методы верстки. Отработка практических навыков владения текстовым процессором. Компьютерные технологии подготовки текстовых документов. Текстовые редакторы (ТР).

Основы обработки графической информации. Машинная графика. Графические редакторы (ГР). Основы работы с компьютерной графикой: вместо бумаги – экран монитора, вместо карандаша – курсор мыши, вместо красок – электронная палитра и другие возможности. Оцифровка графических изображений и способы их обработки. Графические форматы. Подготовка графической информации к выдаче на печать и публикации в Интернет. Ввод и распознавание текста, настройка параметров программы распознавания.

Технологии мультимедиа. Создание мультимедийных презентаций. Программа создания презентаций PowerPoint. Основные возможности: создание слайдов, редактирование текста, вставка рисунков и звука. Оформление презентации: шаблоны, образцы, шаблоны дизайна. Эффекты анимации. Построения и переходы слайдов. Организация ветвления. Использование скрытых слайдов. Форматы сохранения презентации.

Тема 4. Средства информационных технологий структурирования и организации данных

Обработка числовой информации. Методология работы с числовой информацией: источники происхождения чисел – наблюдение, контроль, измерение; процесс обработки числовой информации. Электронные таблицы. Возможности, принципы и основные приемы работы с электронными таблицами. Технология обработки информации на основе табличных процессоров. Способы систематизации, хранения, обработки и представления числовой информации с помощью электронных таблиц. Обеспечение качественного анализа данных, поиска закономерностей и выработки правильного и оперативного решения через ведение электронных журналов и ведомостей, построение графиков и диаграмм.

Технология баз данных. Базы данных (БД). Примеры баз данных учебно-методического назначения.

Интегрированные программные пакеты.

Компьютерные технологии обработки образовательной информации на основе табличных процессоров, использования систем управления базами данных, интегрированных программных пакетов. Особенности современных технологий решения задач текстовой и графической обработки, табличной и математической обработки, накопления и хранения данных.

Представление знаний. Базы знаний (БЗ). Экспертные системы (ЭС). Примеры экспертных систем соответствующей научной области. Интеллектуальные информационные системы (ИИС).

  1. Учебно-методический комплекс Для аспирантов направления подготовки: 07. 00. 02 «Отечественная история»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс подготовлен на основании «Временных требований к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования» по отраслям:
  2. Комплекс по дисциплине информационные технологии в экономике

    Документ
    Информационные технологии в экономике и управлении народным хозяйством: Учебно-методический комплекс для аспирантов, обучающихся по специальности 08.00.
  3. Рабочая программа по дисциплине «Информационные технологии в социальных процессах» Для аспирантов направления подготовки

    Рабочая программа
    Учебно-методический комплекс подготовлен на основании «Временных требований к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования» по отрасли:
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки

    Учебно-методический комплекс
    УМК составлен в соответствии с Государственной программой «История и философия науки» и Примерный учебным планов курса подготовки к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки , рекомендованным УМС по философии,
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки дополнительной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    для подготовки аспирантов и соискателей к сдаче экзамена кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки» разработан для аспирантов и соискателей учёной степени кандидата педагогических наук по научным специальностям 13.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история и философия науки» для аспирантов всех специальностей лекций

    Учебно-методический комплекс
    Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» предназначена для аспирантов и соискателей ученых степеней всех научных специальностей.
  7. Учебно методический комплекс по дисциплине «История и философия науки» для аспирантов всех специальностей Москва

    Вопросы для экзамена
    Цель курса - дать целостное представление о возникновении науки и основных этапах её развития, её взаимодействии с обществом, о строении научного знания, процессе научного познания и закономерностях развития науки.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 03 «География сельского хозяйства» для студентов, обучающихся по специальности 020401 - география

    Учебно-методический комплекс
    Целью создания настоящего Учебно-методического комплекса по «География сельского хозяйства», одной из естественнонаучных дисциплин в системе университетского географического образования, является повышение качества знаний студентов
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 03 «География сельского хозяйства» для студентов, обучающихся по специальности 020401 География

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.В.ОЗ «География сельского хозяйства» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 - География.

Другие похожие документы..