Учебно-методический комплекс по дисциплине История психологии (название)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра___психологии______

(название кафедры)

Ф.И.О. автора____Яссман Людмила Викторовна____

Учебно-методический комплекс по дисциплине

История психологии

(название)

Специальность: ____050706.65 Педагогика и психология_______

(код по ОКСО) (наименование специальности)

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №_____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200___ г.

________________________ Зав. кафедрой ____________

Южно- Сахалинск

Автор-составитель:

Яссман Людмила Викторовна

доктор психологических наук, профессор

Учебно-методический комплекс_____История психологии_________________

(название дисциплины)

составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования специальности ___050706. 65___

(шифр)

___________Педагогика и психология_____________________

(наименование специальности)

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла дисциплин предметной подготовки.

Согласование с деканом обучающего факультета:

Декан ___________________ / М. А. Романова

Директор библиотеки _________________________

(подпись) (ф. и. о.)

СОДЕРЖАНИЕ

I. Рабочая программа дисциплины …………………………………………………………4

  1. Цели и задачи изучения дисциплины .. 4

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины ……….4

  3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля……………..5

  1. Объем дисциплины и виды учебной работ………………………………………5

  2. Распределение часов по темам и видам учебной работы………………………..5

  1. Содержание курса……………………………………………………………………6

    1. Темы практических и семинарских занятий ……….6

  2. Учебно-методическое обеспечение ……….8

    1. Литература………………………………………………………………………….8

5.2.Средства обеспечения освоение дисциплины………………………………….8

5.3.Материально-техническое и информационное обеспечение
дисциплины , ……….8

  1. Содержание итогового и промежуточного контроля……………………………...8

6.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы………………………………………………………………………………...8

6.2. Примерный перечень вопросов к экзамену…………………………………....9

  1. Методические рекомендации для преподавателя ……………………………….10

  2. Методические указания студентам………………………………………………...11

I. Рабочая программа дисциплины

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель курса: дать студентам знания, необходимые для формирования всестороннего и системного взгляда на теоретические и прикладные проблемы психологии;

предоставить информацию, необходимую для формирования и уточнения своей профессиональной позиции по отношению к основным направлениям современной психологии; сделать осознанным выбор своей специализации в том или ином направлении будущей профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

  • обучить студентов умению определять по существенным признакам предмета психологии основные этапы развития психологической науки;

  • научить студентов правильно применять принципы и методы истории психологии при воссоздании психологических концепций прошлого и настоящего;

  • выработать у студентов умение объективно и беспристрастно оценивать те или иные взгляды и концепции психологической науки, видеть их достоинства и недостатки;

  • проанализировать развитие связей психологии с другими науками в процессе ее развития;

  • ознакомить студентов с основными тенденциями развития современной мировой психологии.

1.2. Требования к уровню освоения дисциплины:

Требования к уровню освоения дисциплины соотносятся с квалификационными характеристиками специалиста в соответствии с ГОС ВПО специальности ДПП.Ф.09.

Роль историко-психологического знания в построении образа психологической науки. Модели и методы историко-психологического познания. Генезис и становление представлений о психической реальности в античности и средневековье. Принципы развития и структурирования психологического знания. Новоевропейская психологическая мысль в постановке проблемы взаимодействия психических и физических феноменов. Концепция психической причинности. Становление естественнонаучной парадигмы в психологии. Разработка категориального аппарата и методологических принципов психологии. Методология и практика психологического эксперимента. Психология в эпоху открытого кризиса: проблема самоопределения науки. Научные школы в психологии. Проблема взаимодействия теоретического и прикладного исследования в психологии. Гуманистическая парадигма в психологии. Современные тенденции в развитии психологических концепций и школ: проблема научного диалога. Перспективы развития психологии.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление

о разнообразии взглядов на психику представителей основных психологических направлений;

о методологии теоретических и прикладных исследований в рамках различных психологических направлений;

об основных сферах приложения основных понятий и методов различных направлений и школ;

знать

системы основных понятий ведущих психологических направлений;

предмет изучения различных психологических направлений;

методологию различных психологических направлений

основные приёмы работы с клиентом в рамках различных психологических школ;

уметь

анализировать психологические явления с позиций различных направлений и школ;

применять в практике психологического исследования адекватную предмету исследования методологию;

ориентироваться в потоке современной психологической литературы;

осознанно делать выбор тех методов работы, которые адекватны его теоретическим взглядам и задаткам для практической работы с клиентом.

1.3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

1.

№ семестров

7, 8

2.

Аудиторные занятия:

96

3.

лекции

56

4.

семинарские занятия

40

5.

Самостоятельная работа

104

6.

Всего часов

200

7.

Текущий контроль

тестирование, контрольная работа, реферат

8.

Виды промежуточного контроля

7 семестр – зачет

8 семестр - экзамен

В самостоятельную работу студента по освоению дисциплины входит:

чтение и анализ основной и дополнительной литературы из приводимого списка,

выполнение домашних заданий,

выполнение контрольных работ,

написание и защита реферата.

Виды контроля:

текущий контроль: оценивается самостоятельная работа студентов на практических занятиях, выполнение домашних заданий, контрольной работы, написание и защита реферата;

итоговый контроль: осуществляется в форме экзамена.

Результирующая оценка рассчитывается по накопительной системе за работу в течение всего курса:

активная работа на практических занятиях (0,1);

выполнение домашних работ (0,1);

написание контрольной работы (0,1);

написание и защита реферата (0,3);

экзамен (0,4).

Итоговая оценка проставляется в зачетную ведомость.

Знания студентов оцениваются по десятибалльной системе:

от 4 до 10 баллов – аттестация предмета;

от 1 до 3 баллов – неаттестация предмета.

Результирующая экзаменационная оценка по курсу определяется по 10-ти и 5-ти бальной системах через следующее соотношение:

Десятибальная оценка

Пятибальная оценка

1, 2, 3 – неудовлетворительно

Неудовлетворительно

4 – почти удовлетворительно

Удовлетворительно

5 – удовлетворительно

6 – почти хорошо

Хорошо

7 – хорошо

8 – почти отлично

Отлично

9 – отлично

10 – блестяще

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Наименование разделов и тем

Лекции

Практические занятия

Самосто-ятельная работа

Всего

1

Роль историко-психологического знания в построении образа психологической науки.

Модели и методы историко-психологического познания.

2

1

4

7

2

Генезис и становление представлений о психической реальности в античности и средневековье.

4

1

6

11

3

Принципы развития и структурирования психологического знания.

Новоевропейская психологическая мысль в постановке проблемы взаимодействия психических и физических феноменов.

4

2

6

12

4

Формирование психологии как самостоятельной дисциплины в последней четверти XIX века. Первые психологические школы и направления. Концепция психической причинности.

Становление естественнонаучной парадигмы в психологии.

4

1

6

11

5

Разработка категориального аппарата и методологических принципов психологии.

4

1

6

11

Методология и практика психологического эксперимента.

Психология в эпоху открытого кризиса: проблема самоопределения науки.

4

4

8

16

7

Научные школы в психологии.

Бихевиоральное направление в психологии.

4

4

8

16

8

Психоаналитическое направление в психологии:

Психоанализ З.Фрейда

Индивидуальная психология А.Адлера

Аналитическая психология К.Юнга

Неофрейдизм

8

8

16

32

9

Когнитивистское направление в психологии

4

4

8

16

10

Проблема взаимодействия теоретического и прикладного исследования в психологии.

Гуманистическая парадигма в психологии.

Гуманистическое направление в психологии

6

4

10

20

11

Синтетические концепции в психологии Современные тенденции в развитии психологических концепций и школ: проблема научного диалога.

8

4

12

24

12

Перспективы развития психологии.

4

6

14

24

Итого:

56

40

104

200


  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине История новейшего времени (название)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по «Новейшему времени (часть I)» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «История».
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История психологии» Учебно-методический комплекс (1)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи истории психологи. Зарождение психологии как науки. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм и необихевиоризм, гештальтпсихология,
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История психологии» Учебно-методический комплекс (2)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи истории психологи. Зарождение психологии как науки. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм и необихевиоризм, гештальтпсихология,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история психологии»

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020400 «Психология» (Квалификация Психолог.
  5. Учебно-методический комплекс По дисциплине «История экономических учений» Выписка из гос впо

    Учебно-методический комплекс
    особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы социальной работы (название) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы социальной работы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы социальной работы (название) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы социальной работы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы социальной работы (название) (3)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы социальной работы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление дошкольным образованием» (название) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Управление дошкольным образованием» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой

Другие похожие документы..