Методические рекомендации по подготовке курсовой работы по дисциплинам специализации «Социальная психология» специальности «Психология»

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский психолого-социальный университет

НОУ ВПО «МПСУ» в г. Удомле Тверской области

Кафедра психологии

УТВЕРЖДАЮ

Зав.кафедрой

_________________

«14» февраля 2012 г.

Р. С. Немов

Методические рекомендации по подготовке курсовой работы по дисциплинам специализации

«Социальная психология»

специальности «Психология»

Рекомендовано Советом филиала

(протокол №4 от 07 февраля 2012г.)

Удомля

2012г.

Автор-составитель: Немов Р. С., д. псх. н., профессор

Рецензент: Федорова Т.М., к. псх. н.

Данные методические рекомендации утверждены на заседании кафедры психологии от 02 февраля 2011г., протокол №4.

Немов Роберт Семенович

Содержание

Стр.

Введение

4

Содержание, структура и правила оформления

курсовой работы

5

1. Общая характеристика

5

2. Содержание курсовой работы

6

3. Оформление курсовой работы

10

4. Этапы выполнения и оценка курсовой работы

11

Список использованной литературы

12

Приложения

13

Приложение 1. Примерная тематика курсовых работ для студентов МПСИ, специализирующихся по специализации «Социальная психология»

13

Приложение 2. Образец титульного листа

15

Приложение 3. Примерная структура оглавления

16

Приложение 4. Основные библиотеки в г. Москве

17

Приложение 5. Правила оформления цитат

18

Введение

Курсовые работы являются неотъемлемой частью подготовки специалистов с высшим психологическим образованием и должны отвечать квалификационным требованиям в отношении их содержания и оформления. Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования определено, что:

  • освоение учебных программ высшего профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией студентов;

  • одним из видов итоговой аттестации студентов по предметам, предусмотренным учебным планом, является защита курсовой работы;

  • курсовая работа выполняется и защищается в обязательном порядке каждым студентом.

Учебный план вузовской подготовки специалиста предусматривает выполнение четырех курсовых работ. Эти работы различаются уровнем требований, которые можно предъявить к студентам того или иного курса, и базируются на освоенных к этому времени курсах теоретического обучения и навыках научно-исследовательской работы.

Завершающая (четвертая) курсовая работа готовит студента к дипломному проектированию, поэтому целесообразно выстраивать ее как теоретическую главу и пилотажное исследование второй главы будущего дипломного проекта.

В данном пособии рассматриваются вопросы курсовой работы по одной из дисциплин специализации «Социальная психология».

Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры социальной психологии. Протокол № 12 от 14 января 2009 года.

Содержание, структура и правила оформления

курсовых работ

1. Общая характеристика

Курсовая работа – это комплексное учебно-научное исследование, предполагающее творческий подход студента к анализу содержания излагаемого вопроса и тщательность, грамотность его оформления. В процессе подготовки курсовой работы происходит систематизация, углубление и закрепление знаний, полученных студентом во время обучения.

Написание курсовых работ предусматривается учебным планом и учебно-методическими комплексами по специализации «Социальная психология».

Тема курсовой работы по специальности «Психология» выбирается из перечня примерных тем курсовых работ, которые даны в приложении 1 на стр. 13.

Подготовка курсовой работы является важным условием профессионального роста студента. Основная цель курсового исследования заключается в том, чтобы его автор – будущий специалист-психолог более глубоко овладел психологической культурой, позволяющей корректно понимать роль методологии в изучении интересующей его научной проблемы, в развертывании самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

Основными задачами, решаемыми автором курсовой работы, являются:

    • освоение наиболее значительных методологических принципов социальной психологии в процессе изучения теоретических подходов отечественных и зарубежных исследователей к избранной проблеме, а также конкретных ее психологических аспектов;

    • овладение методом анализа теоретических и научно-методических решений научной проблематики социальной психологии;

    • овладение наиболее продуктивными эмпирическими методами социальной психологии, позволяющими раскрыть в процессе исследования избираемого предмета существенные его характеристики, показать специфику тех или иных изучаемых психологических феноменов в рамках определенной теоретической школы;

    • систематическое изложение теоретических подходов, концептуальных решений и основных положений, наработанных в отечественной и зарубежной социальной психологии в области изучаемой проблематики.

Решение этих задач тесно связано с освоением круга умений и навыков, позволяющих будущему специалисту последовательно развертывать инициативную научно-исследовательскую деятельность на должном методологическом уровне, получать надежные и объективные результаты, внедрять их в психолого-педагогическую практику. В данном отношении, прежде всего, следует отметить умения студента:

    • определять актуальную область социально-психологических исследований, а также его объект и предмет;

    • проводить психологическое исследование межгрупповых отношений или отношений межсубъектных, когда субъектами отношений выступают либо группы, либо индивиды как их представители;

    • выдвигать, структурировать и реализовывать на практике систему исследовательских задач;

    • формулировать основную гипотезу социально-психологического исследования;

    • доказывать основные положения курсовой работы с привлечением добытых данных, раскрывать их основной теоретический смысл;

    • подтверждать в анализе и интерпретации используемых материалов объективно сложившиеся к настоящему времени научные представления в области социальной психологии, социальной психологии групп, общения, социальной психологии личности;

    • использовать в исследовательской работе основные методологические принципы социальной психологии, раскрытые трудами видных отечественных и зарубежных психологов;

    • применять на практике комплекс научно-психологических методов социальной психологии, а также работать со стандартизованными психологическими методиками, позволяющими провести глубокий анализ тех или иных интересующих исследователя аспектов социально-психологической проблемы;

    • самостоятельно формулировать научно обоснованные выводы, раскрывающие существо изучаемой научной проблемы в свете ее конкретных теоретических решений.

Курсовая работа должна иметь самостоятельный характер. Работа не должна иметь компилятивный характер, то есть выполняться на репродуктивном уровне или же путем копирования и заимствования текстов, распространяемых в INTERNET (формат HTML), либо в какой-нибудь иной форме. Запрещается обширное прямое цитирование, использование цитат из разработок других исследователей без соответствующих ссылок, примечаний.

2. Содержание курсовой работы

Типовая структура курсовой работы имеет следующий вид:

1.Титульный лист (оформление титульного листа см. в Приложении 2 на стр. 15).

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Основной текст, представленный в двух (трех) главах. Выводы по каждой главе

5. Заключение.

6. Библиография – список использованных источников (литература).

7. Приложения.

8. Демонстрационный графический (иллюстративный) материал (таблицы, графики и др.).

Курсовая работа предусматривает описание объекта и предмета исследования, а также формулирование одной или более гипотез. В целом курсовая работа имеет следующую структуру.

Название или тема курсовой работы. Тему следует выбирать такую, которая вызывает у студента научный интерес и служит целям его профессионального становления.

Оглавление содержит перечень основных частей работы с указанием номеров страниц. Примерная структура оглавления дана в Приложении 3.

Введение посвящено описанию актуальности, объекта, предмета, целей, гипотез, задач исследования.

Во Введении необходимо рассмотреть актуальность темы с точки зрения современной науки, нынешнего состояния общества и культуры. Следует указать место обозначенной проблемы среди других, как частных, так и более общих, а также избранное студентом направление ее рассмотрения. Например, во Введении может быть сказано, что проблема лидерства относится к социально-психологической тематике; на протяжении многих десятилетий вызывает огромный интерес у исследователей; является областью столкновений различных точек зрения и т.д.

В курсовой работе актуальность может носить не только теоретический характер, возможно, у нее появятся и практические аспекты. Например, актуальность может быть продиктована, необходимостью прояснить малоизученные стороны проблемы, разработать психологические рекомендации, адаптировать методику и т.д.

Различают также теоретическую и практическую значимость исследования. Например, можно указать, что полученные результаты вносят вклад в представления о закономерностях выбора профессии подростками и будут полезны в работе школьного психолога при изучении проблемы профессионального самоопределения.

В качестве объекта исследования обычно выступает фрагмент психологической реальности, на который направлен исследовательский интерес студента. Это может быть молодежная субкультура, игровая деятельность детей, управленческая деятельность, психологический климат малой группы и т.д.

Предмет исследования – это элемент или аспект объекта, который изучается в работе. Например, в качестве предмета психологического исследования может выступать влияние подростковой субкультуры на агрессивность школьников, конфликтные отношения в игровой деятельности детей, психологическая компетентность руководителя, особенности психологического климата в группах разного уровня развития. Иными словами, предметом исследования могут быть психологические особенности, процессы, виды поведения, характеристики явлений, взаимосвязи и взаимовлияния между ними и т.д.

Цель исследования может заключаться в описании психологического феномена, выявлении различных взаимосвязей и их характера, изучении возрастной динамики психических процессов, создании классификации, методики и т.д.

В курсовой работе желательно сформулировать задачи исследования. Если курсовая работа включает экспериментальную часть (пилотажное исследование), постановка задач обязательна. Они помогают структурировать исследование. Их не следует путать с этапами выполнения (анализ литературы, проведение эксперимента, обработка и интерпретация эмпирических данных, формулирование выводов) курсовой работы. Задачи должны показывать, для чего выполняется тот или иной шаг, и как это способствует достижению общей цели работы.

Гипотеза формулируется как логически обоснованное предположение о существовании и характере связи между явлениями, о причинах, динамике развития и закономерностях протекания процессов. Гипотеза не может быть очевидным утверждением. Она должна содержать некоторые научные предположения об изучаемом явлении и быть краткой, конкретной, проверяемой, и не содержать оценочных суждений. Например, в качестве гипотезы может выступать предположение о повышении агрессивности подростка под влиянием ценностей субкультуры несовершеннолетних правонарушителей; о наличии возрастной динамики в предъявлении причин конфликтного взаимодействия в игровой деятельности детей; о том, что психологическая компетентность руководителя – необходимое условие повышения его статуса; о закономерностях повышения уровня благополучия взаимоотношений в группе в процессе ее развития.

Если в рамках курсовой работы проводится эмпирическое исследование, то целесообразно представить ее основную часть двумя главами: теоретической и эмпирической.

Глава 1 (теоретическая) – это обзор научной литературы, непосредственно связанной с избранной темой. Обзор проводится логически, от общего к частному, где необходимо ответить на вопросы: в чем смысл исследуемой темы? каковы исторические этапы ее рассмотрения? как сталкивались различные точки зрения? и т.д. Здесь и далее необходимо делать сноски на источники использованной литературы. В Приложении 5 даются правила оформления цитат.

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 030300. 62 Психология

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая НОУ ВПО СИБИТ по направлению подготовки 030300.62 Психология и профилю подготовки Практическая психология
  2. Методические рекомендации по подготовке курсовой работы по дисциплине специализации «Методы социально-психологических исследований»

    Методические рекомендации
    Предлагаемые методические рекомендации разработаны на кафедре социальной психологии факультета психологии МПСУ. Рекомендации адресованы студентам, обучающихся по специализации «Социальная психология», с целью оказания им помощи в проведении
  3. Публичный доклад об итогах деятельности (1)

    Доклад
    В 2008-2009 учебном году педагогический коллектив школы работал над проблемой: «Гуманизация, универсализация и модернизация образования, как основополагающий фактор социального развития общества».
  4. Публичный доклад об итогах деятельности (2)

    Доклад
    На 2008-2009 учебный год администрацией школы совместно с методическим советом был составлен учебный план с учетом особенностей состава учащихся, уровня их обученности, возможностей педагогического коллектива.
  5. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «методология и методика социологияечкого исследования» для студентов по специальности

    Методические указания
    Основная цель курса «Методология и методика социологического исследования» - сформи­ровать основы профессионального мыш­ления будущего специалиста, дать студентам необходимые знания и навыки для проведения самостоятельных социологических
  6. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ для студентов специальности 100106 «Организация обслуживания в общественном питании»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению курсовых работ для студентов специальности 100106 «Организация обслуживания в общественном питании»/Составитель Додух Е.
  7. Положение об организации учебного процесса по кредитной технологии обучения в кгутиИ им. Ш. Есенова Положение об оценке знаний обучающихся в кгутиИ им. Ш. Есенова

    Документ
    Сборник нормативных документов по кредитной технологии обучения: Положения [Текст] / Под общ. ред. Н.Р. Садыкова; авт. колл.: Ш.Г. Гиниятова, М.Н. Утебаев, К.
  8. «Методические указания по выполнению курсовой работы по учебной дисциплине для студентов специальностей 080106 «Финансы» (по отраслям) и 080110 «Экономика и бух

    Методические указания
    «Методические указания по выполнению курсовой работы по учебной дисциплине для студентов специальностей 080106 «Финансы» (по отраслям) и 080110 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) Самарского финансово-экономического колледжа
  9. Учебно-методический план занятий студентов I курса дневного отделения

    Реферат
    Печать и власть во Франции XVII века. «Ля Газет» – первая еженедельная газета, ее роль в развитии французской журналистики. Жанры, методы распространения.

Другие похожие документы..