Итоговый отчет по н аучно-исследовательской работе

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Академии экономической безопасности МВД России

доктор юридических наук, профессор

А.Г. Хабибулин

«___» _____________ 2009 г.

Итоговый отчет по научно-исследовательской работе

«Разработка антикоррупционной программы и методических рекомендаций по применению новых подходов к организации служебной деятельности служащих правоохранительной службы»

Научный руководитель:

доктор технических наук, профессор В.Н. Анищенко

Москва 2009

Оглавление

РЕФЕРАТ

5

ВВЕДЕНИЕ

9

Глава 1. 

Теоретико-правовое исследование сущности коррупции в среде служащих правоохранительной службы

13

§ 1.

Коррупция как социально-правовое явление

13

§ 2.

Анализ международных обязательств Российской Федерации в сфере противодействия коррупции

56

Глава 2. 

Разработка научно-обоснованной антикоррупционной системы мер и механизмов служебной деятельности служащих правоохранительной службы

94

§1.

Выявление и анализ коррупциогенных факторов в служебной деятельности служащих правоохранительной службы

72

§2.

Методологические основы противодействия коррупции в служебной деятельности служащих правоохранительной службы

96

Приложения

А. Методические рекомендации по применению новых подходов к организации служебной деятельности служащих правоохранительной службы

116

Б. Проект антикоррупционной программы и пояснительная записка к ней

140

заключение

197

Список использованной литературы

200

Список исполнителей

Начальник отдела планирования и координации научно-исследовательской и учебно-методической работы Академии доктор технических наук, профессор

В.Н. Анищенко

(гл. 2 § 2, гл. 2 § 3)

Заместитель начальника отдела планирования и координации научно-исследовательской и учебно-методической работы Академии кандидат юридических наук

А.А. Черкесова

(введение, гл. 1 § 3, гл. 2 § 2, 3)

Начальниц НИЦ 3 ВНИИ МВД России, кандидат юридических наук

А.Р. Гильмутдинов

Начальник отдела 2 НИЦ 3 ВНИИ МВД России, кандидат юридических наук

П.П. Елисов

Главный редактор редакции журнала «Вестник АЭБ МВД России»

кандидат юридических наук

К.Р. Мурсалимов

(гл. 1 § 1, гл. 2 § 1)

Начальник кафедры управления и психологии профессиональной деятельности сотрудников ОВД Академии, кандидат психол. наук

Т.В. Чанзан

(гл. 1 § 1, гл. 2 § 2)

Заместитель начальника научно-исследовательского отдела Академии, кандидат экономических наук

А.С. Зуева

(гл. 1 § 2, гл. 2 § 3)

Главный юрисконсульт ЗАО «И.Л.Т.С.», кандидат юридических наук

Р.С. Юрмашев

(гл. 2 § 2,3)

Начальник отделения научно-исследовательского отдела Академии

И.А. Морозкина

(заключение, гл. 2 § 1, 3)

Научный сотрудник отдела планирования и координации научно-исследовательской и учебно-методической работы Академии

К.П. Шик

(гл. 1 § 1, гл. 2 § 3)

Научный сотрудник научно-исследовательского отдела Академии

О.Г. Войтова

(реферат, гл. 2 § 3)

Реферат

Общий объем отчета - 211, таблиц – 2, источников - 115.

Научно-исследовательская работа «Разработка антикоррупционной программы и методических рекомендаций по применению новых подходов к организации служебной деятельности служащих правоохранительной службы» выполняется в соответствии с Перечнем мероприятий федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 – 2013 годы)», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261, в части, закрепленной за Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Срок выполнения:

Работа выполняется в один этап: сентябрь 2009 г. - ноябрь 2009 г.

Ключевые слова и словосочетания:

Коррупция, коррупциогенные факторы, противодействие коррупции, антикоррупционная программа, новые подходы, организация служебной деятельности.

Объектом исследования является правоохранительная служба в Российской Федерации.

Предмет исследования – антикоррупционная программа и новые подходы к организации служебной деятельности служащих правоохранительной службы.

В связи с вышеизложенным представляется возможным формулировка целей и задач исследования.

Основной целью исследования является анализ и оценка проблемы коррумпированности служащих правоохранительной службы, обобщение имеющихся мер противодействия коррупции в контексте применения норм действующего антикоррупционного законодательства, разработка на этой основе антикоррупционной программы и методических рекомендаций по применению новых подходов к организации служебной деятельности служащих правоохранительной службы.

В ходе выполнения исследования ставятся следующие задачи:

- анализ антикоррупционного законодательства Российской Федерации, международных обязательств Российской Федерации в сфере противодействия коррупции и иных информационных материалов;

- выявление и анализ проблем практики борьбы с коррупцией среди сотрудников правоохранительных органов;

- определение сущности и содержания коррупции в среде служащих правоохранительной службы, а также коррупциогенных факторов в служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов;

- разработка системы мер и механизмов, направленных на повышение прозрачности деятельности правоохранительных органов, повышение роли общественного контроля;

- выявление нереализованных в правовом и организационном плане положений антикоррупционного законодательства и требований международных антикоррупционных конвенций;

- разработка программных и методических документов, направленных на формирование и дальнейшее развитие современных подходов по противодействию коррупции в правоохранительных органах.

Методология и методика исследования. Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания. При исследовании применялись общенаучные и специальные методы: наблюдение, описание, сравнение, логический, исторический, статистический, сравнительно-правовой.

В работе использованы положения философии, социологии, криминологии, уголовного процесса и уголовного права, оперативно-розыскной деятельности (в части не касающейся сведений, составляющих государственную тайну), а также опубликованные в печати данные официальной статистики и социологических исследований.

Теоретическая и правовая база исследования. Теоретической базой исследования послужили методологически важные положения, изложенные в трудах известных правоведов и экономистов, политологов и социологов.

Нормативную базу исследования составляют положения Конституции Российской Федерации, действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, ведомственные нормативно-правовые акты, относящиеся к проблематике исследования, а также международные правовые документы (конвенции, соглашения) по борьбе с коррупцией, ратифицированные Российской Федерацией.

Научная новизна исследования предопределяется актуальностью темы исследования и методикой его проведения, в основе которой предполагается:

- комплексный анализ проблем противодействия коррупции среди служащих правоохранительной службы;

- обоснование необходимости и разработка конкретных мер по совершенствованию деятельности правоохранительных органов в противодействии коррупции среди служащих правоохранительной службы;

- разработка проекта антикоррупционной программы в правоохранительных органах и методических рекомендаций по применению новых подходов к организации служебной деятельности служащих правоохранительной службы.

Теоретическая значимость. Некоторые положения исследования, в частности, касающиеся вопросов противодействия коррупционным проявлениям в среде служащих правоохранительных органов, комплекс разработанных мер борьбы с такими проявлениями могут быть использованы как в дальнейших теоретических исследованиях, так и в совершенствовании практики борьбы с коррупцией.

Практическая значимость результатов исследования нашла свое отражение в конкретных предложениях и рекомендациях, направленных на совершенствование деятельности правоохранительных органов в борьбе с коррупцией, которые в свою очередь нашли свою реализацию в проекте антикоррупционной программы и методических рекомендациях по применению новых подходов к организации служебной деятельности служащих правоохранительной службы.

Введение

Состояние коррупционных преступлений в нашей стране, в основе которых взяточничество, а вместе с тем – откровенная беспомощность правоохранительных органов в борьбе с этим негативным явлением, вызывают все большую озабоченность общества. Это находит выражение в выступлениях Президента Российской Федерации, законодательных актах и организационных решениях, принимаемых органами власти.

В частности, о важности формирования антикоррупционной политики в государстве и необходимости скорейшего формирования оптимальной системы борьбы с ней было сказано в послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева: «… для свободного, демократического и справедливого общества враг номер один – это коррупция… антикоррупционная работа будет строиться на использовании мер упреждения… создании атмосферы «невыгодности» коррупционного поведения для государственных чиновников… »1.

По официальным данным ГИАЦ МВД России, из года в год отмечается прирост коррупционных преступлений, в частности, связанных со взяточничеством. Так, в 2002 году в нашей стране было выявлено 7311 фактов получения и дачи взятки, из них окончено расследованием – 6514; в 2003 году, соответственно – 7346 и 6318; в 2004 году – 8928 и 8386; в 2005 году – 9821 и 8830; в 2006 году – 11063 и 9931; в 2007 году – 11616 и 9625; в 2008 – 12512 и 9846. Однако эти показатели еще не свидетельствует об эффективности такой борьбы.

Особую тревогу вызывают данные, представляемые Генеральной прокуратурой России. Так, по официальной информации, общий рынок коррупции в России составляет свыше 240 млрд. долларов, а средний коррумпированный чиновник по прошествии года службы может позволить себе приобрести дорогостоящее жильё на одной из центральных улиц столицы за счет полученных взяток2.

В этой связи особая ответственность в борьбе с преступностью объективно возлагается на сами правоохранительные органы, а потому особую значимость приобретают проблемы профессионализма и моральной безупречности их сотрудников. Однако за годы проводимых в нашей стране реформ сделано много (даже слишком много), чтобы система правоохранительных органов стала такой, какая она есть.

Среди ученых бытует мнение, и не без оснований, о том, что кому-то выгодны социальная и материальная незащищенность следователей и оперативных сотрудников, неконтролируемая, по существу разрушительная текучесть кадров в органах предварительного расследования, крайне низкий уровень профессионализма работников правоохранительных органов и пр. Всё это является серьёзным основанием для совершения сотрудниками правоохранительного блока, при использовании своего служебного положения, правонарушений в угоду личных, корыстных интересов, поскольку оправдывает себя известное изречение полководца и военного писателя XIX века Карла фон Клаузевица: «если государство не хочет кормить полицию, оно будет кормить бандитов»3.

Лишь за последние девять месяцев текущего года (январь-сентябрь 2009 г.) сотрудниками Следственного комитета при Прокуратуре РФ (СКП России) возбуждено 9 тысяч уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности, в производстве следователей находится более 10 тыс. уголовных дел, из них 5 тыс. окончены расследованием и направлены в суды; вынесено 842 решения по лицам, обладающим особым статусом, из них: 500 депутатов, 19 судей, 33 прокурора, 86 адвокатов; привлечены к уголовной ответственности 22 следователя СКП России, 99 следователей ОВД, 11 следователей ФСКН России4.

Таким образом, коррупция в качестве социально-правового и деструктивного по своей сути явления успела пустить корни практически во все сферы жизнедеятельности государства: здравоохранение, образование, торговля и пр. Однако в правоохранительных органах проблема существования коррупции становится наиболее значимой, поскольку масштабная преступность среди сотрудников правоохранительной службы создаёт потенциальную опасность «беспредельного» произвола во всей системе государственной службы, создавая реальную социальную угрозу обществу и государству.

В свою очередь эффективность мер антикоррупционного противодействия со стороны государственных структур и институтов гражданского общества оказывается крайне низкой, неадекватной масштабам этого явления и угрозам национальной безопасности страны.

Исходя из вышеизложенного, актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, нарушением служебного долга должностными лицами в личных корыстных интересах, что, конечно же, самым отрицательным образом сказывается на доверии граждан к органам власти и представляет серьёзную общественную опасность, с другой – серьёзными недостатками в практике борьбы с этим явлением, в том числе (если не особенно) в области законодательного обеспечения противодействия этому явлению.

Масштабная и социальная опасность указанного явления приобретают угрожающий характер, а соответственно свидетельствуют о необходимости системного подхода в борьбе с ним. В этой связи, мы считаем методологически важным актуализировать проблему противодействия коррупции и совершенствования системы мер и механизмов в борьбе с ней в правоохранительных органах. Решение этих задач возможно с учетом разработки эффективной методики применения новых подходов к организации служебной деятельности служащих правоохранительной службы.

  1. Итоговый отчет по н аучно-исследовательской работе (1)

    Содержательный отчет
    Анализ и оценка действующей системы социальных гарантий и социальных выплат служащим правоохранительной службы, ее эффективности и стимулирующего эффекта
  2. Итоговый отчет по н аучно-исследовательской работе (2)

    Содержательный отчет
    Становление и развитие механизмов социальной защиты сотрудников правоохранительных органов стран СНГ и Балтии (Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Беларусь,
  3. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 080401. 65 «Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)»

    Содержательный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 080401.65 «Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)» ведется в Северном государственном медицинском университете
  4. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 080507. 65 «Менеджмент организации»

    Содержательный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» ведется в Северном государственном медицинском университете с 1998 года в соответствии с Приказом
  5. Аучно-практической конференции.

    Документ
    Информационная и экономическая глобализация привела к тому, что рекламная коммуникация по своей форме и содержанию превратилась в «этнокультурный перекресток», где встречаются не только продавцы и покупатели, но все участники информационного
  6. В. С. Нерсесянца Издательство норма москва, 2004

    Список учебников
    Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. и., проф. В. С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2004. — 832 с.
  7. Www math spbu ru/mathphys/docs/history mm doc

    Документ
    В 1979 г. профессор С.Г.Михлин для подготовки статьи “50 лет математико-механического факультета ЛГУ” сделал выписки из документов архива университета, относящиеся сначала к физико-математическому, а потом и математико-механическому факультетам с 1918 г.
  8. Энциклопедия образования в западной сибири

    Документ
    Энцик-юпедия содержит статьи, посвященные истории становления и развития образования в Западно-Сибирском регионе, образовательным учреждениям и деятелям просвещения.
  9. Учебное пособие Москва Киев 2009 «Рыбари» «Знання» удк 002. 2(075. 8) Ббк 73. 031+76. 110я73

    Учебное пособие
    С.Г. Кулешов, заведующий отделом документоведения Укра­инского научно-исследовательского института архивного дела и документоведения, доктор исторических наук,

Другие похожие документы..