Учебно-методический комплекс по дисциплине

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Стерлитамакская государственная

Педагогическая академия

кафедра философии, социологии,

политологии и права

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

«политические процессы в современном обществе»

для студентов филологического факультета

по специальности «050301 Русский язык и литература»

с дополнительной специальностью «Культурология»

Учебно-методический комплекс

обсужден и утвержден

на заседании кафедры

(Протокол № 8 от «30» мая 2008 г.)

Составитель: к.полит.наук, доцент Пересада А.В.

Зав. кафедрой ____________проф. Р.Б. Сабекия

Стерлитамак 2008

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО ПОЛИТОЛОГИИ

«Политические процессы в современном обществе»

I. Организационно-методический раздел

1. Цель и актуальность курса

Основной целью спецкурса является политическая социализация студентов педагогической академии, обеспечение политического аспекта подготовки высококвалифицированного педагога на основе современной мировой и отечественной политической мысли.

Политология является сравнительно новой общественной дисциплиной в России. 1989 – начало 1990-х годов стали периодом переориентации многих кафедр общественных дисциплин на социологию и политологию. Прежнее содержание и формы преподавания общественных наук не отвечали потребностям времени в плане формирования у студентов неидеологизированных представлений об обществе и политике, о месте и роли в них человека, не позволяли выработать у студентов навыки самостоятельного независимого социально-политичес­кого анализа и поведения.

Новые политические реалии и необходимость их глубокого теоретического анализа сделали политологию востребованной наукой и в нашей стране. К настоящему времени можно считать законченным процесс институциализации политологии как учебной дисциплины, преподаваемой в российских вузах. Дальнейшее развитие политологии сопряжено с диверсификацией в ее рамках различных специальностей.

2. Задача учебного курса

Дать будущему педагогу первичные политические знания, которые послужат теоретической базой для осмысления социально-политических процессов, для формирования политической культуры, выработки личной позиции и более четкого понимания меры своей ответственности.

Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики. Политическая власть, политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.

Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики.

Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

3. Место курса в системе гуманитарного знания

Наряду с историей, философией, социологией, культурологией и другими учебными дисциплинами спецкурс выступает важным элементом в формировании гуманитарной составляющей в системе подготовки специалистов педагогического профиля. Знания в сфере политической жизни позволяют развивать у молодежи черты высокой гражданственности, активной жизненной позиции, коммуникативные качества дают возможность целостно видеть современный мир, анализировать сложные проблемы социально-политических отношений в обществе.

4. Требования к уровню освоения содержания курса

1) Преподавание спецкурса ведется методом комплексного и системно-проблемного изучения политических явлений и процессов с выявлением их причинно-следственных связей, объективных противоречий и тенденций, а также анализом их последствий применительно к современной практике.

2) Освоение политологической проблематики предполагает изучение достижений и наработок отечественной политологической мысли и зарубежных политологических школ и центров. Особое значение в этой связи имеет изучение и осмысление идей и положений последних документов международных политологических исследовательских центров, новой научной и учебной литературы, периодической печати.

3) Логика программы и тематического плана политологии ориентирует на всестороннее и систематическое изучение основных политологических проблем, принципов и норм функционирования и развития политической сферы общества в контексте кардинальных, преобразований всех сфер общественной жизни. Такой подход предполагает учет постоянных изменений в политической жизни, смещение акцента в изучении политологической проблематики на овладение в первую очередь методологией и методикой анализа политической ситуации в мире, регионе и обществе, прогнозирования ее вероятных изменений, выработки возможного варианта политического решения той или иной проблемы.

Специфика политологии как науки и учебной дисциплины, ее место в системе гуманитарных наук и значение для практической деятельности инженерных кадров требуют от студентов глубокого и всестороннего освоения прикладной политической проблематики. Это расширит возможности формирования высокой политической культуры, компетентности и профессионализма выпускников технических вузов.

В ходе изучения политологии студенты должны освоить понятийно-категориальный аппарат науки, знать историю политических учений, современные Политические школы и течения, сущность и содержание политики, ее субъекты,

6) В ходе учебного процесса студенты должны научиться искусству вести дискуссию, аргументировано уметь отстаивать свою позицию, ориентироваться в системе современных политических технологий, реально оценивать геополитическую ситуацию.

Основной целью преподавания спецкурса «Политические процессы в современном обществе» является формирование у студентов целостного представления о становлении, развитии взглядов на природу политики, государства и права, правовых институтов в их исторической ретроспективе. Большое внимание уделено русской политико-правовой мысли, анализу её специфики.

В ходе реализации цели курса решаются следующие задачи:

- формирование представлений об основных этапах развития истории политико- правовых учений;

- освоение студентами понятийно – категориального аппарата;

- осмысление сущности ключевых политико-правовых проблем сообразно историческим этапам;

- формирование научных представлений о мире политики и права, о причинах трансформации этой сферы жизнедеятельности общества

- овладение студентами приёмами самостоятельного анализа сравнения;

- умение прилагать полученные знания при изучении политико-правовых процессов в современном мире и России.

Требования к уровню освоения

В ходе изучения спецкурса «Политические процессы в современном обществе» студент обязан освоить и знать:

- понятийный аппарат этой науки;

- характеристику основных этапов становления изучаемой науки;

- содержание основных теоретических концепций, сообразно исторической эпохе;

- специфику сравнительно-исторического анализа;

- значение этих знаний в современной политико-правовой практике;

- о политике, её функциях;

- о формах государства, представленных нам историческим развитием, сходстве и различиях между ними и т.д.

На основе полученных знаний студенты приобретают навыки применения:

- методологии политико-правового познания действительности;

- методов и методик исследования, использованных мыслителями прошлого в обеспечении процесса освоения политической практики;

- форм и методов анализа сегодняшней политико-правовой информации.

Успешное изучение спецкурса ««Политические процессы в современном обществе»» строится на основе получения студентами знаний в рамках курсов как «Государство и право», «Политология», «Социология», «Философия», «Логика», «Культурология», что способствует более полному усвоению специальных и исторических дисциплин.

Цели курса

- сформировать у студентов системное представление о развитии мировой политико-правовой мысли как целостном процессе концептуального осмысления теоретических проблем государственно-правового характера;

- обобщить опыт многих поколений известных мыслителей, юристов, философов, политических деятелей в разрешении проблемных вопросов, связанных с исследованием происхождения, природы и сущности государства и права, законности и справедливости права, принципов взаимоотношений личности и государства;

- ознакомить студентов с основными этапами развития политико-правовой мысли с учётом проблемно-теоретического характера учебного курса, начиная с политико-правовых учений Древнего Востока до государственно-правовых концепций ХХ в.;

- сформировать у студентов представление о соотношении теоретических положений политико-правовой науки и реально существующих юридических институтов;

- показать специфику истории политических и правовых учений как общепрофессиональной юридической дисциплины, которая рассматривает государственно-правовые проблемы только с позиций теоретических концепций, разработанных конкретными авторами или входящих в состав каких - либо методологических школ, сыгравших заметную роль в развитии политико-правовой мысли.

5. Объём дисциплины и виды учебной работы по специальности

Объём дисциплины С/К «Политические процессы в современном обществе» и виды учебной работы для студентов ФилФ ДО со специализацией культурология

Спец-ть 050301.65 РО

Общая трудоемкость

54

Аудиторные занятия

28

Лекции

28

Семинарские занятия

-

Самостоятельная работа

28

Вид итогового контроля (семестр)

Зачет

(6семестр)

II. Содержание курса

1. Разделы курса

Раздел 1. Политика и политическая власть.

Раздел 2. Субъекты политики .

Раздел 3. Системное измерение политики.

Раздел 4. Политические институты.

Раздел 5. Политическое сознание и культура.

Раздел 6. Международная политика.

2. Темы и краткое содержание

РАЗДЕЛ I

ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

Тема 1. Политика как общественное явление

Происхождение и природа политики. Основные трактовки политики. Группа социологических трактовок (экономический, стратификационный, правовой, этический подходы); группа субстанциональных трактовок политики (Н. Макиавелли, М. Вебер); институциональные трактовки политики, антропологические трактовки политики, конфликтно-консенсусные определения политики, группа научно сконструированных трактовок (Системная теория политики Д. Истона и Г. Алмонда, деятельностная трактовка политики, телеологическая трактовка политики).

Внутренние свойства политики. Структурное, содержательное, процессуальное измерения политики. Структура политики и её компоненты. Субъекты политики и типология политических отношений. Понятия социального и политического поля (П. Бурдьё). Уровни политики: глобальный, макросоциальный, мезо- и микроорганизации. Функции политики – регулятивная, контрольная, распределительная, коммуникативная, идеологическая, социализирующая.

Принципы взаимоотношений и функциональной взаимосвязи политики с другими сферами общественной жизни на макросоциальном и национальном уровнях. Политика и право. Кодифицированное право и культурная традиция. Политика и мораль. Макиавеллизм, гиперморализм (Аристотель, В. Соловьёв), рационализм (М. Вебер) и анархизм (М. Бакунин, П.А. Кропоткин) о соотношении морали и политики. Политическая этика. Особенности соотношения массового и элитарного политического и нравственного сознания. Специфика взаимодействия политики и морали в России: исторический опыт и современная практика. Механизм взаимодействия политики и экономики. Экономические основы политических режимов. Политика и религия. Принципы взаимодействия между церковной (религиозной) и государственной властями в православной, католической, протестантской, мусульманской традициях: традиционалистский, модернистский и фундаменталистский подходы.

  1. Методические указания о структуре, порядке разработки, утверждения и пересмотра Учебно методического комплекса по дисциплинам основных образовательных программ

    Методические указания
    Задача – обеспечение единых требований с точки зрения структурного наполнения и оформления учебно-методических комплексов по всем дисциплинам рабочих учебных планов основных образовательных программ.
  2. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Воробьева Л.В., Воробьев И.Н. Мировая экономика. Учебно-методический комплекс. – Красноярск: Красноярский филиал ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», 2007.
  3. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит» (2)

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе представлены основные разделы дисциплины «Мироваяэкономика», необходимые для успешного усвоения специальных дисциплин в области экономики, статистики и бизнеса, менеджмента и информационных технологий.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов фиид

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс адресован студентам гуманитарных и технических факультетов, изучающих русский язык и культуру речи, а также преподавателям высших учебных заведений.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «гистология с основами эмбриологии» Специальность 050102. 65-Биология Н. В. Алемасова Методические указания студенту для изучения дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    Гистология дает основные понятия о развитии, строении и жизнедеятельности всех тканей живых организмов. Изучение основных стадий эмбрионального развития организмов должно сопутствовать при рассмотрении структуры тканей.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Оценка стоимости ценных бумаг»

    Учебно-методический комплекс
    Цели и задачи дисциплины: Курс лекций по дисциплине дает возможность студентам приобрести знания и умения в области экономического моделирования. Основными задачами курса являются:
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине общепрофессиональной подготовки «Теория и методика обучения биологии»

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Теория и методика обучения биологии» позволяет студенту сформировать комплекс знаний, охватывающих теоретическую и практическую подготовку учителя биологии и развивающих способность к выполнению профессиональных задач.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Статистика» для студентов заочной формы обучения по специализации «Коммерция»

    Учебно-методический комплекс
    При переходе к рыночным отношениям роль статистики возрастает. Статистика выступает не только как действенный инструмент анализа рыночной экономики, но и как своеобразный арбитр по оценке условий и результатов ее развития.
  9. Учебно-методический комплекс По дисциплине Дипломатический церемониал и протокол

    Учебно-методический комплекс
    Исторический опыт показывает, что для обеспечения нормальных дипломатических отношений далеко не достаточно одних международно-правовых норм. Очень важно еще и соблюдение определенных церемониальных и протокольных обычаев и правил.
  10. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Статистика» для студентов заочной формы обучения по специализации «Бухгалтерский учет»

    Учебно-методический комплекс
    Для обучения экономистов любой специальности навыкам решения задач, стоящих перед статистикой в рыночных условиях хозяйствования, требуется качественно новый подход к повышению уровня их подготовки.

Другие похожие документы..