Занятие 1

Занятие 1.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

На этом занятии студенты знакомятся с некоторыми вопросами методологии: организация исследования, этапы исследования, выбор объекта исследования и его методов, обработка данных.

Электрофизиологические методы, применяемые в психологии и психофизиологии, по сути те же, что в физиологии и медицине. Но их применение и трактовка результатов имеют свои особенности:

1) Применение физиологических методов в психологии отличается системностью, ибо именно психологов может интересовать в первую очередь целостная картина влияния физиологических параметров на психику ввиду целостного характера самой психики.

2) Психолога никогда не интересует деятельность некоторого органа или системы органов как таковых. Деятельность последних интересует его лишь как индикатор, как проявление недоступных прямому наблюдению психических явлений.

3) В психологии никогда не используются «острые» опыты с нарушением целостности организма. Это, с одной стороны, облегчает проведение опытов, так как освобождает от необходимости учитывать требования, существующие в медицине. Но это усложняет ситуацию, ибо увеличивает вероятность появления артефактов, делает результаты более многозначными, повышает требования к этапу последующей обработки и интерпретации.

4) Диапазон изменения физиологических параметров в психологическом исследовании уже, чем, допустим, в медицине. Если перед врачом стоит задача отделить норму от патологии, то психолог ищет различия внутри нормы.

5) В психологии экспериментатор всегда «включен» в среду, которую он исследует, чего нет, например, в физике.

Можно выделить принципы психологического исследования, которые делятся на 4 уровня: философские (материальное единство ми-

ра, универсальность развития, причинность), общенаучные (объективность, инвариантность, соответствие, редукция, дополнительность, наблюдаемость, симметрия), общепсихологические (детерминизм, развитие, единство сознания и деятельности, системно-структурный, лич-

ностный подход), частные (адекватность, т.е. соответствие применяемого метода изучаемому явлению, параллельность, т. е. регистрация параметров одновременно с протеканием во времени изучаемого явле-

ния, учет иерархического строения нервной системы, экстремальность, т. е. создание экстремальной ситуации с целью выявления наиболее типичных для конкретного испытуемого параметров и их значений, необходимость или предпочтительность регистрации перепада значений параметров — их градиента — в нескольких ситуациях, референтность, т. е. поиск наиболее характерных для конкретного испытуемого признаков и их сочетаний).

Все исследования в любой экспериментальной науке можно разделить на следующие этапы:

1. Постановка проблемы, выбор объекта исследования.

2. Выбор концепции, предмета исследования, построение модели объекта.

3. Планирование.

4. Эксперимент.

5. Обработка результатов.

6. Интерпретация результатов, выводы.

7. Включение результатов в систему знаний (в научную картину мира).

Можно заметить определенную «симметрию» этапов 1 и 7, 2 и 6, 3 и 5. Ось симметрии проходит через 4-й этап. Этапы находятся между собой в отношении дополнительности. Этапы 4 и 5 являются «ядром» экспериментального исследования.

Процесс получения научного факта идет не только по пути проведения эксперимента, посредством последовательного обобщения группы экспериментальных работ с последующим закреплением полученного материала в виде законов, понятий и т. д. Возможен обратный путь: выведение, предсказание факта на основе применения некоторых общих законов к конкретным условиям. Да и интерпретация факта, полученного на основе эксперимента, т.е. индуктивного подхода, не возможна без соотнесения результатов с некоторыми имеющимися теоретическими концепциями. Отсюда тезис: «Научный факт — это итог применения двух подходов к результатам эксперимента: индуктивного (путь «снизу») и дедуктивного (путь «сверху»). Их «пересечение» дает научный факт.

Об интерпретации физиологических данных в психологических терминах. В психофизиологических исследованиях часто сопоставляются физиологические и психологические характеристики чело-

века. Это связано с поиском физиологических механизмов психических явлений, с определением физиологической «цены», которую платит организм за выполнение той или иной работы. Прямой перенос физиологических закономерностей на психические явления при ин-

терпретации малопродуктивен, так как он, как правило, упрощает психологическую реальность.

Об интерпретации надо думать до начала исследования. До физиологического исследования надо как можно тщательнее разобраться с психологической его стороной (т. е. смоделировать явление), затем проводить физиологические исследования и, получив физиологические результаты, дать им психологическую интерпретацию. Если же начинать психофизиологическое исследование с его физиологической части в надежде, что со временем ситуация подскажет, что делать дальше, то наверняка в итоге получится путаница (которая может проявиться, в частности, в том, что исследователь, чтобы свести концы с концами, начнет создавать новые псевдопсихологические категории, которые не будут стыковаться с уже существующими психологическими). Надо учитывать: а) целостный характер любого психического явления, используя системные понятия; б) многоконтурный характер регуляции психики нервной системой; это означает, что в психофизиологии следует пользоваться набором физиологических методов (ЭЭГ, ВП, ЭКГ, КГР и др.), причем использовать их синхронно, учитывая многоаспектный характер отношений между разными отделами нервной системы и организма в целом с психикой. Каковы эти аспекты? Существуют: 1) три отдела нервной системы (вегетативный, двигательный и психический мозг), каждый из которых имеет свою психическую сферу; 2) корково-подкорковые, билатеральные, фронтально-окципитальные отношения; отношения между низкочастотной и высокочастотной частями спектра ЭЭГ, паттерн связей между корковыми центрами, соответствующий выполняемой работе; 3) отношения между специфическими и неспецифическими системами оценки поступающей извне информации; 4) симпатические и парасимпатические отделы вегетативной системы; 5) в границах двигательной системы — влияния пирамидной и экстрапирамидной систем; 6) гормональные воздействия.

При интерпретации ориентиром выступает психологическая тер-

минология: огромная совокупность физиологических данных допускает множество способов интерпретации, но в реальности реализуются только некоторые из них или даже лишь одно, имеющее психологический смысл, подобно тому, как в математике уравнение, например, 4-й

степени имеет 4 решения, но физическую трактовку допускает только одно из них. Эта же ситуация имеет место и в психофизиологии.

Как же можно реализовать на практике требования системности в психофизиологическом исследовании, конкретно — в отношении интерпретации данных? Между физиологическими и психологическими

явлениями, видимо, должен находиться конструкт, «свой» как для биологических, так и психологических явлений. Такую роль могут на себя взять понятия «генетическая программа» (ГП), комплекс фиксированных действий (КФД) и т. п. Это врожденная поведенческая структура, направленная на достижение биологически значимого эффекта. Физиологические параметры являются видимой частью этого биологически целесообразного явления, участвуя в его реализации посредством формирования функциональной системы (ФС). Всех ее компонентов мы знать не можем, поскольку имеющиеся в распоряжении исследователя экспериментальные процедуры по отношению к изучаемому конструкту и его ФС являются случайными, зависящими в большей степени от уровня развития экспериментальной техники, чем от биологического смысла явления. Тем не менее, какую-то часть реальности они отражают, в частности, и потому, что выполняется принцип системности при подборе состава таких методов.

Процедура интерпретации физиологических данных в психологических терминах может выглядеть следующим образом: 1. Формулировка психологической гипотезы. 2. Трансляция гипотезы на язык решаемых биологических задач. 3. Составление гипотетического перечня врожденных ГП, состав которых адекватен ситуации (исследователю он полностью не известен). 4. Уяснение процесса активизации физиологических механизмов, обеспечивающих реализацию «запускаемых» ситуацией ГП. 5. Получение обширного набора физиологических данных (спектры, коэффициенты и индексы), среди которых могут оказаться и параметры, работающие на искомые ФС и ГП. 6. Математическая обработка физиологических данных, что позволяет отфильтровывать случайные физиологические параметры; это дает нам возможность строить математические модели физиологических ФС, которые, как нам кажется, соответствуют существующим в реальности ФС, адекватным решаемым биологическим задачам. 7. Определив со -

став обнаруженных эмпирическим путем ФС, мы пытаемся определить, каким ГП они соответствуют и какие биологические задачи в таком случае (т. е. при выполнении психологических заданий), решаются. 8. Зная состав ГП и исследуемых психических явлений, надо определить, что в действительности означает то или иное психическое явление, каков его биологический смысл. Состав ГП не известен пол-

ностью. Следует вспомнить пожелание И.П. Павлова о создании каталога врожденных безусловных рефлексов. Впрочем, некоторые из них описаны этологами под названием КФД.

Рекомендуемая литература

1.Балин В.Д.Психическое отражение: Элементы теоретической психо­логии. СПб., 2001.

2.Балин В.Д. Актуальные проблемы теоретической психологии. СПб., 2006.

3. Гудвин Дж. Исследование в психологии: Методы и планирование. М. 2004.

4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 2001

5.Зароченцев К.Д., Худяков А.И. Экспериментальная психология. М., 2005.

6. Куликов Л.В. Психологическое исследование: Методические рекомендации по проведению. СПб, 2002.

7.Никандров В.В. Экспериментальная психология. СПб, 2007.

8. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии.: Учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др.; Под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: «Питер», 2001.

Занятие 2.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ЭЛЕКТРОГРАФИИ. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЯ

На данном занятии рассматриваются вопросы, связанные с техническим оснащением психофизиологического исследования. Здесь речь идет о датчиках, передающих и усилительных устройствах, регистрирующих приборах, записывающих устройствах, приборах для подачи и отметки раздражений и отметки времени, экспериментальных камерах. Кроме того, рассматриваются такие вопросы, как калибровка и измерение амплитуды сигнала, способы и системы отведения потенциалов, артефакты.

Имеется ряд необходимых сведений чисто технического характера, с которыми следует ознакомиться до начала исследования. Они сведены в тему, которая называется электрографией.

1. Масштабирование. Калибровка и измерение амплитуды. Отметка времени. Поскольку в электрофизиологии записываются колебания электрических потенциалов, то их амплитуды выражаются

в единицах напряжения – милливольтах (1 мВ = 10-3 В) или микровольтах (1 мкВ = 10-6 В). Масштаб напряжения устанавливается посредством калибровки. Для этого на вход усилителей регистрирующего устройства вместо источника биопотенциалов подается эталонное напряжение точно заданной величины и полярности от специального калибратора. Обычно калибрующая посылка дается в виде прямоугольного импульса постоянного тока 25 – 100 мкВ для ЭЭГ и 1 мВ для ЭКГ. Усилители переменного тока превращают эту посылку в два остроконечных выброса, направленных в разные стороны. По традиции в электрофизиологии принято отрицательные колебания записывать вверх (иные случаи оговариваются). Поэтому калибровка подается так, чтобы это правило соблюдалось. Из-за нерегулярного характера

кривой трудно измерять амплитуду сигнала, например ЭЭГ, так как это делается в физике (где колебания имеют вид гармонической кривой), т. е. найти максимальное отклонение от средней линии в одну сторону. Поэтому принято определять размах колебаний от пика до пика (от верхней точки перегиба до нижней точки перегиба).

Вид кривой зависит от скорости протяжки ленты, на которую пишется процесс, т. е. от временной развертки. Чтобы получить временную координату, обычно подается на ту же ленту отметка времени в виде отклонения пера. Расстояние между временными отметками обычно равно одной секунде. Отметка времени может и не подаваться, если скорость прокрутки ленты жестко фиксирована, или применяется специальная диаграммная бумага (как в некоторых типах кардиографов). Временной масштаб может задаваться и другим способом, но всегда должен быть указан, как и амплитудный масштаб. В противном случае не будет соблюдено основное требование любого экспериментального исследования — его воспроизводимость.

Временной и амплитудный масштаб обычно указываются на записях в виде изображения прямого угла, причем вертикальная его сторона соответствует масштабу амплитуды, а горизонтальная — масштабу времени.

2. Способы отведения потенциалов. Существует 2основных способа отведения потенциалов: монополярное и биполярное.

Мононолярное отведение. Монополярным (референтным или униполярным) называется такое, когда при регистрации на многоканальной установке один из двух электродов, подключаемых на каждый канал, является общим для всех каналов. Обычно этот электрод, называемый индифферентным, подключаютна мочку уха, переносицу, под­бородок, щеку, сосцевидный отросток. Считается, что его потенцииал равен 0.Но, строго говоря, такой точки на теле нет, поэтому

принимается менее сильное условие: изменение потенциала под индифферентным электродом не должно быть связанным с изменением потенциала под активным. Считается, что монополярное отведение является более точным в отношении локализации регистрируемых процессов, но такое отведение более чувствительно к появлению артефактов.

Биполярное отведение. Этотакое отведение, при котором на каждый канал подключаются два электрода, установленных на активных точках поверхности тела. Строго говоря, любое отведение является би­полярным, поскольку на черепе (при регистрации ЭЭГ или ВП) нет такой точки, куда бы не передавалась колебания электрических потенциалов мозга, но в некоторых пунктах головы они проявляются слабее. Как уже говорилось, биполярное отведение предполагает подключение на каждый канал регистрации двух различных электродов, расположенных на актив­ных точках. В этом случаеможно быть уверенным, что зарегистрированная активность действительно наблюдается в зоне указанных электро­дов или поблизости от них. Это не означает, что активность более от­даленных точек не сказывается, но она ослаблена промежуточным сопро­тивлением тканей, и поэтому местная активность выступает особенно ярко. Вместе с тем в результаты вносится известная неопределенность, так как при одной паре электродов невозможно установить, за счет кото­рого из них можно отнести то или иное колебание.

Монтажи. Комбинированное отведение цепочкой. Этот способ отведения заключается в том, что при наличии нескольких электродов пары для отведения составляются таким образом, что второй электрод из одной пары входит в качестве первого электрода в дру­гую пару, а вторым электродом в этой 2-й паре является уже третий электрод, и

  1. Занятие №3

    Документ
    Цель: Ознакомление студентов с воздействием на организм человека воздушной среды и принципами нормирования отдельных ее параметров; с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению общеобразовательных учреждений,
  2. Занятия (1)

    Программа
    PowerPoint XP — приложение для подготовки презентаций, слайды которых выносятся на суд общественности в виде распечатанных графических материалов или посредством демонстрации электронного слайд-фильма.
  3. Занятия (8)

    Документ
    Раздел "Исследование" в журнале ACCENT, номер 8 (2006 г.), описывает формирование озона в воздухе у поверхности Земли как резултат преобразование определенного количества окислов азота в атмосфере.
  4. Занятие 35. Назначение и боевые свойства ручных гранат (ргд-5, рг-42, ф-1, рго, ргн). Устройство гранат и запалов. Подготовка гранаты к броску. Приемы и способы метания гранат. Меры безопасности при обращении с гранатами

    Документ
    ЗАНЯТИЕ 35. «Назначение и боевые свойства ручных гранат (РГД-5, РГ-42, Ф-1, РГО, РГН). Устройство гранат и запалов. Подготовка гранаты к броску. Приемы и способы метания гранат.
  5. Занятие «Классификация прав человека» Автор Иоффе А. Н. Время занятия – от 1ч. 20 мин до 2ч. 40 мин. Ожидаемые результаты

    Документ
    -устанавливать успешную коммуникацию при работе в группе и уметь аргументировано отстаивать собственную позицию при признании права других на собственное мнение.
  6. Занятия по изобразительной деятельности как средство коррекции у детей с общим недоразвитием речи в логопедической группе детского сада

    Документ
    Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.
  7. Занятие №2 Основные документы в деятельности учителя информатики

    Документ
    Основной проблемой, с которой сталкивается молодой учитель информатики, является заполнение классного журнала. Очень часто возникает вопрос, как правильно его заполнять.
  8. Занятие в рамках исследовательско-творческого проекта «Красота труда» (1)

    Документ
    Образовательное учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» комбинированного вида, Республика Хакасия, город Абакан.
  9. Занятие в рамках исследовательско-творческого проекта «Красота труда» (2)

    Документ
    Фалина Галина Андреевна, воспитатель. Образовательное учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №96, г.

Другие похожие документы..