Сто великих пророков и вероучителей

СТО ВЕЛИКИХ ПРОРОКОВ И ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ

МОСКВА "ВЕЧЕ" 2003

Рыжов Константин Владиславович, Рыжова Елена Викторовна

Очередной том популярной серии "Сто великих" посвящен увлекательной и

безграничной теме - истории религиозных исканий человечества Известно, что во

все времена религиозные представления и религиозные учения играли огромную роль

в жизни человеческого общества (Нынешний "рациональный", "ядерно-космический"

век не является исключением по оценкам некоторых статистиков, из 6 миллиардного

населения Земли открыто объявляют себя неверующими или безразличными к религии

только 850 миллионов человек)

Наша книга позволит читателю в какой-то мере оценить пестроту и разнообразие

различных проявлений религиозного мышления, религиозного чувства и религиозной

жизни Принципы, которыми мы руководствовались при ее построении, ни в коей мере

не обусловлены какими-либо религиозными пристрастиями То, что половина героев

очерков христиане, объясняется только менталитетом наших потенциальных

читателей, традиционно ориентированных на европейскую, христианскую культуру

Задачу, которую мы ставили перед собой, можно сформулировать примерно так

показать историю христианства на фоне других мировых религий Читателю судить,

насколько нам удалось ее реализовать

Заметим также, что слово "вероучитель" используется нами в самом широком

значении В первую очередь, конечно, оно относится к тем, кого принято называть

"основоположниками религии" (Иисусу Христу, Будде, Мухам-маду, Моисею, Нанаку,

Заратуштре и др ), а также богословами (Нагарджуне, аль-Газали, Блаженному

Августину, Григорию Богослову, Максиму Исповеднику и др)

Однако не в меньшей мере этого наименования заслуживают миссионеры и создатели

религиозных концепций, позволивших по-новому взглянуть на ту или иную сторону

традиционного учения Такие люди, как ев Мефодий, ев Антоний Великий, ев Франциск

Ассизский, Паисий Величковский, Израиль Бешт и другие им подобные, несомненно

были великими вероучителями.

Следует помнить также, что исторический путь развития любой религии отмечен

появлением многочисленных ересей и до конца понять его можно лишь тогда, когда

принимаешь во внимание весь спектр мнений по тому или иному догматическому

вопросу В связи с этим в книгу вошли жизнеописания некоторых великих ересиархов

(Ария, Нестория, Сильвана и др )

6 100 ВЕЛИКИХ ПРОРОКОВ И ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ

Важный след в истории многих религий (и прежде всего христианства) оставили

реформаторские течения. Об этой стороне "вероучительства" рассказывается в

жизнеописаниях Ибн Абд аль-Ваххаба, Уиклифа, Лютера, Кальвина, патриарха Никона,

протопопа Аввакума и некоторых других.

Мы также посчитали возможным включить в список "великих" имена таких

исторических деятелей, как древнеегипетский фараон Эхнатон, Ездра, папа Григорий

VII, аятолла Хомейни, Томас Торквемада, Игнатий Лойола, - пусть неоднозначных,

но несомненно выдающихся личностей.

В заключение разобраны некоторые надконфессиональные религиозные и мистические

учения (жизнеописания Рамакришны, Блаватской, Штейнера, Хаббарда, Кастанеды и

др.). Кто знает, быть может, некоторые из них лягут в основу великих религиозных

систем будущего.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Осирис

Согласно представлениям древних египтян, изначально миром правил Ра - бог солнца

и творец Вселенной. Однако утомленный земными хлопотами и людским непослушанием

он удалился на небеса, оставив свое место сперва сыну - богу воздуха Шу, а затем

внуку - богу земли Гебу. Осирис, о котором дальше пойдет речь, принадлежал к

четвертому поколению богов. О его рождении миф повествует следующее. Геб вступил

в тайную связь со своей сестрой богиней неба Нут, но связь эта была открыта

ревнивым Ра, который проклял Нут и объявил, что она не сможет разрешиться от

бремени ни в одном из месяцев года. Однако бог мудрости Тот, тоже влюбленный в

богиню, в награду за ее благосклонность к нему стал играть в шашки с Луной и

каждый раз выигрывал 1/70 часть ее света. Эти части, сложенные вместе, составили

пять дней, которые он и добавил к 360 дням прежнего года. В первый из этих дней

Нут родила Осириса, и в момент его прихода в мир некий голос возвестил, что

"родился властелин всей земли". Во второй день родился Хор. На третий день в мир

пришел Сет. (Он не появился, как положено, в свое время, а вышел из бока матери

через рану, которую нанес ей.) На четвертый день в болотах Дельты родилась

Исида, а в последний - Нефтида. (Что касается их отцов, то первые двое были

зачаты Ра, Исида - Тотом, а Сет и Нефтида - Гебом.) Позже Сет взял в жены

Нефтиду, а Осирис - Исиду.

Происходившие от богов дети Нут поначалу должны были жить на земле среди людей

как простые смертные, хотя и заняли здесь далеко не последнее положение. Осирис

стал первым царем Египта, а также первым просветителем и вероучителем

человечества. Он был мудрый правитель - следуя его наставлениям, народ вышел из

нищеты и варварства. Осирис научил египтян земледелию, садоводству и виноделию,

врачебному искусству и строительству городов, дал им основной свод законов. Он

также обучил их почтительности к богам, которой они раньше не имели, и

культовому служению. Когда

ОСИРИС

Египет благодаря ему стал процветающей и преуспевающей страной, брат Сет задумал

лишить Осириса власти и при помощи хитрости убил его. Это злодеяние он усугубил

новым - разрубил тело несчастного и разбросал его куски по всей стране. Однако

жена Осириса, его сестра Исида, сумела разыскать их. Ра, сжалившись над ней,

послал на землю шакалоголового бога Анубиса. Тот собрал члены Осириса,

набальзамировал тело и запеленал его. После этого Исида в виде соколицы

опустилась на труп мужа и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора.

Вероломный Сет долго разыскивал племянника, чтобы убить, но так и не нашел.

Исида вскормила и воспитала сына, скрываясь от всего мира в болотах Дельты.

Когда же Гор вырос и возмужал, он вызвал обидчика на суд богов и потребовал

вернуть ему наследство Осириса. После длительной тяжбы, продолжавшейся 80 лет,

боги признали иск Гора справедливым и удовлетворили его. Гор стал новым царем

Египта и сумел воскресить отца, дав ему проглотить свое волшебное око. Однако

Осирис не пожелал возвращаться на землю - он остался в Преисподней царем

мертвых, предоставив Гору царствовать над живыми.

Таков в общих чертах миф об Осирисе. Его содержание известно нам по книге

греческого историка Плутарха, по нескольким египетским папирусам и по

бесчисленным изображениям. Древние египтяне могли и непосредственно видеть

страсти Осириса во время священных мистерий. Можно понять, почему его судьба так

волновала их. Ведь Осирис воплощал в их глазах идею существа, бывшего

одновременно богом и человеком, испытавшего во время жизни на земле страдания и

гибель и потому способного сочувствовать им в их болезнях и смерти. Если

поначалу в Осирисе видели бога умирающей и воскресающей природы, то в дальнейшем

на первый план в нем выступили черты бога, дарующего бессмертие. Египтяне верили

в то, что и они, признававшие учение Осириса, разделят с ним его победу над

смертью, вновь ожив для загробного бытия. С каждым поколением значение

обожествленного Осириса становилось все больше и больше. Уже в XXV в. до Р.Х.

его почитали во всех уголках Египта, а спустя тысячу лет Осирис сделался чем-то

вроде национального бога - ему приписали атрибуты великих космических богов

старших поколений, и он считался теперь не только богом и судией умерших, но

также создателем мира и всего сущего. Будучи, согласно мифам, сыном Ра' он

оказался теперь во многих отношениях более великим и занял место рядом с отцом

на небесах. В позднейшие времена Осириса стали считать источником и началом

богов, людей и вещей. Так в одном из гимнов мы читаем: "Слава тебе, Осирис,

Благой Бог, великий Бог, царь вечности, владыка постоянства..." В другом месте:

"Хвала тебе, Осирис, владыка вечности, чьи обличия разнооб-

8_______________100 ВЕЛИКИХ ПРОРОКОВ И ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ

разны, чьи свойства величественны..." И в третьем: "Сущность твоя, Осирис,

темнее (чем всех других богов), ты - луна, находящаяся на небе, ты делаешься

юным, когда ты желаешь, ты делаешься молодым, когда ты хочешь, и ты Нил великий

на берегах в начале нового года; люди и боги живут влагой, которая изливается из

тебя, и я нашел также, что твое величество - это царь преисподней". Как видим, в

некоторых своих ипостасях Осирис отождествлялся с Нилом, Ра и другими богами. Но

прежде всего вокруг фигуры Осириса кристаллизовались все представления египтян о

загробном, потустороннем мире. Мы имеем достаточно точное понятие о них

благодаря сборнику заупокойных текстов, имеющих условное название "Книга

мертвых" (С глубокой древности эти тексты записывали на стенах пирамид или

гробниц, но в своем законченном виде сборник сложился только в VII-VI вв. до Р

X., когда был составлен канон из 165 изречений.)

Согласно верованиям египтян, человек помимо физического тела (оно называлось хат

- этим словом обозначали все то, чему присуще разложение) обладал еще и

несколькими душами. Хат помещали в гробницу после мумификации и предохраняли от

смерти с помощью амулетов, магических церемоний, молитв и формул. С телом особым

образом был связан ка - духовный двойник человека, его жизненная сила. Ка

рождался и рос вместе с человеком, имел его недостатки и достоинства. Он мог

существовать и независимо от физического тела, свободно перемещаться по земле

или возноситься на небо и там беседовать с богами. Египтяне полагали, что он мог

есть, пить, наслаждаться ароматами благовоний. Наконец существовало еще ба, или

высшее сознание в человеке, вместилище его чистых идей. Ба обитало ъ как

обладало способностью становиться телесным или бестелесным, однако считалось,

что оно было эфирной субстанцией. Ба могло оставить гробницу и подняться на

небеса, где, согласно верованиям египтян, наслаждалось вечным существованием во

всем его великолепии В некотором роде оно являлось вместилищем жизни Когда ба

возвращалось в тело, человек оживал. Египтяне верили, что после смерти человека

тело его пребывало в преисподней у Осириса, ба - на небе, куда оно отлетало,

стремясь воссоединиться с первоисточником жизни - Солнцем-Pa, а дух ка жил в

гробнице. ("Твоя душа {ба) живет на небе Ра, - читаем мы в одном из текстов, -

твое ка божественно перед богами, твое тело пребывает в преисподней у Осириса".)

Основной целью заупокойного ритуала было магическое воскрешение хат умершего.

Для этого было необходимо, во-первых, сохранить тело в таком состоянии, чтобы ба

и ка могли с ним соединяться; во-вторых, обеспечить существование ка в гробнице,

а, в-третьих, найти душу ба, вернуть ее в тело и оживить последнее Все это

достигалось мумификацией трупа, строительством гробницы, жертвоприношениями и

особыми погребальными ритуалами. В древности посмертная судьба человека

определялась главным образом состоянием гробницы и заупокойным культом. Поэтому

строительство гробницы было главной заботой тех египтян, которые имели средства

на сооружение вечного дома. Фараоны начинали строить гробницы с первых дней

правления, а многие вельможи в древнеегипетских документах указывали на

сооружение усыпальницы как на важнейшее событие своей биографии. В связи с этим

надо помнить, что гробница для египтян была не саркофагом, не склепом в нашем

смысле слова, а - домом. Художники и скульпторы изображали на ее стенах

покойника в лучшие годы его жизни, в расцвете сил. Его окружали портреты жены,

детей, слуг, красочные картины пиров, плясок, жертвоприношений; нарисованные

ЭХНАТОН

виллы и зернохранилища, камыши и птицы, стада коров и овец. Все это, по

глубокому убеждению египтян, в известные моменты оживало, и покойник, попадая в

привычную обстановку, мог наслаждаться вечным счастьем в своей гробнице-доме.

Позже возникло представление о посмертном воздаянии. Судьба умершего ставилась в

зависимость от того, какой приговор вынесет ему Осирис и другие боги,

участвовавшие в суде Особую проблему представляла дорога на это судилище. Путь

умершего пролегал через множество областей подземного мира и через многие

чертоги, двери которых охранялись враждебными существами. Ему также необходимо

было переправляться в ладье через подземные реки, получать помощь от богов и

властителей разных областей. "Книга мертвых" обеспечивала его текстами и

формулами, которые следовало повторять вслух для достижения цели Но эти формулы

оказывались бессильными перед очами всезнающего судии Тут защитой умершему

служила только праведно прожитая жизнь. 125-я глава "Книги мертвых" содержит

длинный

Шречень грехов, за которые следовало наказание. Покойный соответственно лжен был

уверить судий в том, что он их не совершал. Он говорил: "Я не делал зла... Я не

лгал никому... Я не ловил в силки птиц богов... Я не отводил течение воды... Я

не крал... Я не уменьшал жертв. . Я не восставал... Я не говорил зла против

царя... Я не презирал богов..." Слова его, впрочем, не принимались на веру. На

одном из египетских рисунков мы можем видеть изображение загробного суда- Осирис

сидит на троне, в короне, с жезлом и плетью царя. Наверху изображены 42 бога

различных областей Египта, которые образуют судилище. В центре зала суда стоят

весы, на которых боги Гор и Анубис взвешивают сердце покойного. На одной чаше

весов находится сердце, на другой - статуэтка богини правды Если сердце и правда

весили не одинаково, покойника пожирало страшное чудовище Амамат. Но если чаши

весов уравновешивались, покойный признавался оправданным и его душа могла

вознестись на небо и разделить с богами небесные наслаждения. (Причем она не

просто пребывала вместе с Ра в его ладье, но и сливалась с ним. В главе 42

"Книги мертвых" умерший говорит: "Нет членов моего тела, которые бы не были

членами бога. Бог Тот соединил мое тело, и я есть Ра день за днем".) Следует

подчеркнуть, что по мере расширения представлений о могуществе Осириса, его

культ становился все более демократичным. Если в древности Осирис являлся по

преимуществу царским богом (и каждый фараон, умирая, уподоблялся Осирису, а его

наследник - Гору), то в дальнейшем каждый египтянин, обращаясь с молитвой к

своему умершему отцу, называл его Осирисом, а себя- Гором. В позднейших

заупокойных текстах любой умерший объявлялся тождественным с Осирисом Это

отождествление имело мистический смысл - в плане причастности всех людей к

природе божества. Таким образом, осирическое учение пришло к очень важному

представлению о всеобщем равенстве людей перед нелицеприятным судией мертвых.

Эхнатон

Трагическая фигура царя-реформатора Аменхотепа IV (или, как он сам себя называл

- Эхнатона) стоит особняком не только в египетской, но и в мировой истории.

Проведенная им религиозная реформа настолько необыч-

10

100 ВЕЛИКИХ ПРОРОКОВ И ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ

на, что до сих пор вызывает к себе острый интерес. Однако отношение к нему среди

историков разное. Многие считают Аменхотепа непрактичным идеалистом, другие -

ослепленным изувером, третьи - боговдохновенным пророком, а иные- властным

диктатором. Вероятно, в какой-то степени правы все. Несомненно, что в правление

Аменхотепа процветающее и великое Новое царство стало быстро ослабевать и

приходить в упадок.

Аменхотеп взошел на престол в 1364 г. до Р.Х. пятнадцатилетним юношей.

Блистательная египетская империя находилась в это время в зените своего

могущества. Предки молодого царя, происходившие из Фив и основавшие за двести

лет до его рождения XVIII династию, имели в глазах египтян огромные заслуги. Они

освободили Египет от владычества завоевателей-гиксосов, объединили страну,

  1. Пророки всего мира о россии после 2012 года часть I катаклизм 2012-го

    Документ
    В настоящее время в средствах массовой информации, на сайтах Интернета, в передачах радио и телевидения приводится множество сведений о предстоящей смене эпох, которая произойдет в декабре 2012 года.
  2. Сто великих путешественников

    Документ
    Много путешествовал и другой ученый древности - Страбон, автор 17-томной "Географии" Семнадцатая книга больше напоминает путевой дневник, чем научное сочинение Она насыщена такими неожиданными подробностями, которых не найти
  3. В. В. Остроухов; кандидат філософських наук, старший науковий співробітник

    Документ
    Рецензенти: доктор філософських наук, професор Ю.С.Вілков; доктор філософських наук, професор В.В.Остроухов; кандидат філософських наук, старший науковий співробітник О.
  4. 100 великих городов мира.,Москва: Вече,2007. 477с.(100 великих)

    Документ
    Аверин А. Н., Социальная политика. учебник. для студентов и слушателей вузов экономических и неэкономических специальностей. [Аверин А.Н., Бабич А.М., Берестова Л.
  5. Извещение о проведении запроса котировок на поставку литературы для Кяхтинской Централизованной библиотечной системы (1)

    Документ
    Организатор конкурса: Районная конкурсная комиссия администрации МО «Кяхтинский район» адрес: 671840, Республика Бурятия, г. Кяхта ул. Ленина, 33, каб.
  6. Извещение о проведении запроса котировок на поставку литературы для Кяхтинской Централизованной библиотечной системы (2)

    Документ
    Предмет запроса котировок: закупка научно-познавательной, справочной, художественной литературы. (Приложение № 2 к извещению) для комплектования библиотечных фондов библиотек МО «Кяхтинского района»
  7. Повторное Извещение о проведении запроса котировок на поставку литературы для Кяхтинской Централизованной библиотечной системы

    Документ
    Заказчик: Кяхтинский комитет по культуре МО «Кяхтинский район». 671840, Республика Бурятия, г. Кяхта, ул. Ленина 33, каб. № 37, тел.91-4-24 факс 91-5-20.
  8. Атлас Свердловской области: [учеб пособие] / [под ред. В. Г. Капустина, И. Н. Корнева]. Екатеринбург: Сократ, 2005. [32]с.: карт. Аб., Ф1,4,6

    Документ
    Сварочные работы: [практ. пособие] / В.С. Левадный, А.П. Бурлака; [худож. Т.Г. Панова]. – М.: Аделант, 2010. – 317с.: ил. – (Советы профессионалов). Аб.
  9. Закон Власти/Екатерина Великая

    Закон
    3 Аквариум/99 сов/Хомячки/Рохманов/ шт. 3 АСТ Давайте пошалим/Изотова/ шт. 5 АСТ Большая книга красоты для женщин шт.

Другие похожие документы..