Сто великих пророков и вероучителей

его. Прежде чем открывать ученику высшую мудрость, Пифагор преподавал ему

математику, так как математические предметы лежат на грани телесного и

бестелесного. С помощью такого приема он подводил людей к созерцанию истинно

сущего. Наряду с математикой много внимания уделялось музыке. (Пифагор

утверждал, что музыка обладает способностью поднимать душу по ступеням

восхождения и открывать высший порядок, скрытый от взоров невежд. Священные

мелодии должны были настраивать душу ученика и делать настолько гармоничной,

чтобы она могла ответно вибрировать на каждое дуновение истины.) В качестве

регулярных занятий были введены также гимнастические упражнения. Особое значение

придавалось углубленным размышлениям - медитациям.

Лишь усвоив необходимые предварительные знания, ученик допускался к

непосредственному общению с Пифагором. Тогда он получал возможность видеть

учителя, разговаривать с ним и мог приобщиться к его тайному эзотериче-

т

ПИФАГОР

21

скому учению. О самом этом учении мы имеем теперь лишь приблизительное

представление. Доподлинно известно только одно - сущность всех вещей и основу

организации Вселенной Пифагор искал в числах и их гармонических отношениях Он

учил, что в природе есть две силы. Лучшую он называл Единицею, светом,

правостью, равенством, прочностью и стойкостью; а худшую - Двоицей, мраком,

левизной, неравенством, зыбкостью и переменностью. В самом общем смысле под

Единицей он понимал божественную, деятельную, мужскую природу, заключающую в

себе всю полноту гармонии, а под Двоицей - пассивную, женскую, материальную (ее

отождествляли также с Деметрой-Зем-лей). Божественная Единица осуществляет себя

лишь посредством Двоицы и,

Сходя через нее, становится реальной, воплощаясь в Троице, то есть в физи-сом

мире. Проявленный мир - тройственен, и потому Тройка - есть первое совершенное

число, образующее закон вещей и истинный ключ жизни. Вся видимая Вселенная

определяется Тройкой, ибо Тройка содержит в себе все. Примеров проявления этой

троичности огромное количество: человек состоит из тела, души и духа; каждый

материальный объект существует в трех измерениях - то есть имеет длину, высоту и

ширину; Вселенная делится на три концентрические сферы - мир божественный, мир

естественный и мир человеческий; тела могут находиться в трех состояниях -

твердом, газообразном и жидком; семья включает в себя трех индивидуумов -

мужчину, женщину и дитя; предметы могут отталкиваться, притягиваться или

находиться в равновесии и т.д. и т.п. Во всех этих проявлениях троичности можно

всегда выделить: а) член активный; б) член пассивный; в) член средний,

вытекающий из действия двух первых друг на друга. Но все они восходят к Высшей

триаде: божественной Единице, принимающей ее в себя Двоице и родившейся в

результате этого Троице. Далее Пифагор вводил понятие священной Тетрады, которое

заключало в себе глубокую идею синтеза и развития. Согласно его учению,

Вселенная, возникшая под воздействием божественной Единицы, вновь возвращалась и

заключалась в ней, образуя живой божественно-материальный космос. В высшем

смысле Тетрада олицетворяла собой единство Бога и Вселенной: Вселенную,

существующую по божественным законам, или Божество, проявляющееся словно в теле

в материальной Вселенной (то есть Тетрада есть высшее единство - та же Единица,

но на более высоком качественном, проявленном уровне). В частной, обыденной

жизни Пифагор тоже видел бесчисленные проявления Тетрады. Например, тело, душа и

дух дают в своем слиянии четвертый член - человека; семья есть единство отца,

матери и ребенка и т.д.

Эта изощренная, отвлеченная, тяготеющая к монотеизму теогония не вступала у

Пифагора в противоречие с общепринятой. Рассуждая о божественной Единице, он

вместе с тем требовал уважения к богам традиционной греческой религии. Однако

они не были для него высшими существами, а только олицетворяли ту или иную

сторону мироздания. Своим ученикам он говорил, что боги, различные с виду и по

именам, в сущности, одни и те же у всех народов, потому что они соответствуют

тем разумным силам, которые действуют во всей Вселенной. Более того, он говорил

о целой иерархии превышающих человека существ, называемых героями и полубогами,

которые служат посредниками между человеком и Божеством, и учил, что как раз

через них, проявляя героические качества, человек может приблизиться к Богу. Что

касается этого Верховного Божества, то Пифагор представлял его как некое

огненное Единство, пребывающее в самом средоточии космоса. Впитывая потоки

пустоты, окружающей Центр, это пламенное Целое образует множествен-

22

100 ВЕЛИКИХ ПРОРОКОВ И ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ

ность миров, состояний и качеств. (По словам Аристотеля, он учил, что в центре

Вселенной находится огонь, вокруг которого вращаются в определенном порядке

десять сфер: сфера неподвижных звезд, сферы Земли, Сатурна, Юпитера, Марса,

Венеры, Меркурия, Солнца, Луны и еще одного невидимого тела - Противоземли При

движении каждая из сфер издает особый звук, соответствующий ее величине и

скорости. Последняя определялась различными состояниями, находившимися в

гармоническом отношении друг к другу, вследствие чего возникает гармонический

мировой хор )

Большой заслугой Пифагора следует считать подробно разработанное им учение о

душе, воспринятое потом и другими греческими философами. Душа, говорил он, есть

отщепившаяся частичка божественного эфира; она разделяется на три части: ум,

рассудок и страсть. Ум и страсть есть и у других животных, но рассудок - только

у человека. Власть души распространяется' от сердца и до мозга, та часть ее,

которая в сердце, - эго страсть, а которая в мозге - рассудок и ум; струи же от

них - наши чувства После смерти человека его душа скитается в воздухе, подобная

телу Попечителем над душами является Гермес, который чистые души возводит ввысь,

а нечистые ввергает в преисподнюю. Пробыв там определенное время, душа вновь

ввергается в материальный мир и заключается в тело человека или животного. Таким

образом, вслед за орфиками (или одновременно с ними) Пифагор проповедовал учение

о переселении душ О себе он говорил, что помнит все свои прежние рождения, и

многим из тех, кто приходил к нему, рассказывал о их прошлой жизни. (Вспоминал

он и об Аиде, и между прочим рассказывал о том, как казнятся там Гесиод и Гомер

за то, что распространяли лживые россказни о богах. Душа Гесиода, говорил он,

стонет, прикованная к медному столбу, а душа Гомера подвешена на дереве среди

змей.)

Очень похожее учение проповедовалось при жизни Пифагора в Индии. Точно так же,

как индийские брахманы, Пифагор считал бесконечную вереницу перевоплощений злом

для души Этическое учение, которое он исповедовал, имело главной своей целью

вызволить и освободить душу из мира материального и привести ее к окончательному

слиянию с божественным Разумом. Он считал, впрочем, что душа, став чистым духом,

не теряет своей индивидуальности и, соединяясь со своим первообразом в Боге,

припоминает все свои предшествующие существования, которые ей кажутся ступенями

для достижения той вершины, откуда она охватывает и постигает Вселенную. В этом

состоянии человек уже перестает быть человеком, а становится полубогом и навечно

остается в духовном мире. Пифагор говорил, что главное на этом пути заключается

в том, чтобы направить душу к добру, ибо только это приближает людей к богу.

Поэтому он предписывал своим последователям особый уклад жизни, который требовал

просветленности, гармоничности и меры в поступках, чувствах и мыслях. Пифагореец

должен был воспитывать в себе целомудрие, сдержанность, миролюбие, уважение к

древним учениям. Каждый ученик был обязан строго следить за собой, заглядывая в

свою душу и проверяя совесть. Сам Пифагор, по словам Евдокса, очень заботился о

своей чистоте: он, например, не только совершенно отказался от животной пищи, но

даже сторонился поваров и охотников За завтраком он ел сотовый мед, за обедом -

просяной или ячменный хлеб, вареные или сырые овощи. Бобов он запрещал касаться,

все равно как человеческого мяса. Причину этого, говорят, он объяснял так когда

нарушилось всеобщее начало и зарождение, то многое в земле вместе сливалось,

сгущалось и перегнивало, а потом из этого вновь

ПИФАГОР

23

происходило зарождение и разделение - зарождались животные, прорастали растения,

и тут-то из одного и того же перегноя возникли люди и проросли бобы Кроме бобов

он запрещал принимать в пищу и некоторые другие продукты - крапиву, рыбу-триглу

и многое из того, что ловится в море. Одежда его была всегда белая и чистая.

Следует отметить, что нравственная проповедь Пифагора вовсе не подразумевала

отрешенности от политических дел. Напротив, в своем стремлении воспитать

гармоничного человека, пифагорейцы много внимания уделяли воп-pocAi

общественного устройства. Пишут, что, поселившись в Италии, Пифа-горткжоре

увидел, что многие города здесь и в Сицилии находятся в рабстве друг у друга, и

употребил свой огромный авторитет на то, чтобы вернуть им вольность. Через своих

учеников, которые были в каждом городе, он внушил их жителям помышления о

свободе. В конце концов ему удалось изменить политическое устройство в Кротоне,

Сибарисе, Регии, Гимере, Акраганте, Тавромении и некоторых других городах.

Повсюду здесь было введено умеренное аристократическое правление, причем ведущую

роль в управлении имели члены пифагорейского союза. Пифагор пользовался в Италии

таким почтением, что целые государства вверяли себя его ученикам. Но в конце

концов против них скопилась зависть и сложился заговор. Недовольные вскоре нашли

себе предводителя в лице богатого кротонца Килона. Ненависть его к Пифагору

возникла из-за того, что тот категорически отказался принять его в число своих

учеников, с первого взгляда разгадав в нем злого и порочного человека.

Разгневавшись, Килон стал строить козни пифагорейцам и настраивать против них

горожан. Однажды, когда ученики Пифагора собрались в доме атлета Милона, враги

подожгли этот дом, так что все собравшиеся в нем (всего сорок человек) погибли

Другие пифагорейцы были перебиты порознь в городе. О том, был ли на этой встрече

сам Пифагор или нет, сохранились различные свидетельства Большинство все-таки

сходится на том, что он остался жив и переехал из Кротона в другой

южноиталийский город Метапонт. Тут он и умер около 500 г до Р.Х., то ли уморив

себя голодом, толи от тоски. Вместе с ним погибло и его божественное учение,

поскольку книг он не писал, а из посвященных в его мудрость в живых не осталось

никого Уцелевшие от расправы пифагорейцы сумели сохранить, по словам Порфирия,

лишь немногие искры его философии, смутные и рассеянные. Тем не менее, пытаясь

спасти от забвения хоть это, они постарались записать то, что знали, и таким

образом ознакомили мир с общими положениями пифагорейства.

Несмотря на то что это учение оказало большое влияние на античную философию и

христианскую теологию, как религия оно никогда не имело широкого

распространения, хотя отдельные пифагорейские кружки существовали вплоть до

первых веков нашей эры. Наряду с абстрактными математическими богами,

божественные почести в них воздавались также и самому Пифагору Многие считали

его богом еще при жизни. Сохранились рассказы о многих его чудесах. Пишут,

например, что в один и тот же день его могли видеть беседующим с учениками в

италийском Метапонте и в сицилийском Тавромении, хотя их отделяет друг от друга

несколько дней пути по суше и по морю. Сообщают также, что Пифагор мог

останавливать повальные болезни, отвращать ураганы и градобития, укрощать реки и

морские волны, а также предсказывать землетрясения Некоторые уверяли также, что

учитель имел золотое бедро и по этому признаку безошибочно судили о том, что он

был не кто иной, как сам Аполлон Гиперборейский.

24

100 ВЕЛИКИХ ПРОРОКОВ И ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ

Гермес Трисмегист

Через тысячу лет после смерти Эхнатона Египет был завоеван Александром

Македонским и широко открылся влиянию греческой культуры. Новая столица страны -

Александрия - вскоре превратилась в один из важнейших центров античной философии

и просвещения, затмив в этом отношении даже греческие Афины. Все стороны жизни

египтян оказались тогда под сильным иноземным влиянием. Не избежала новых веяний

даже их традиционная древняя религия - наряду с почитанием старых богов

утверждались новые культы, древние мифологические и религиозные представления

сменялись другими. Именно в эту эпоху в Египте возникает и распространяется

своеобразное религиозно-философское учение герметиков. История его зарождения и

развития остается во многом неясной. Известно только, что с первых веков нашей

эры, если не раньше, в Египте стали появляться небольшие трактаты на греческом

языке, в которых главную роль, то ли в виде автора этих трактатов, то ли в виде

источника новой мудрости, играл Гермес Трисмегист ("Трижды великий"). Из

множества ходивших в то время "герметических" сочинений до нашего времени дошло

лишь 18 трактатов. Содержание их весьма пестрое. Среди книг религиозного и

морального содержания есть несколько раскрывающих чисто философские темы.

Наиболее важен для понимания герметизма как религиозного учения первый трактат -

"Поймандр", в котором сам Мировой Разум (называемый здесь Поймандром, то есть

"Пастырем мужей") беседует с неким пророком Гермесом, а этот пророк - с другими

людьми. Книга начинается с описания того, как Божество является автору, чтобы

преподать ему высшую мудрость. "Однажды, - пишет Гермес, - когда я начал

размышлять о сущем, мысль моя витала в небесах, в то время как мои телесные

ощущения были притуплены, как в тяжелом сне, который наступает вслед за

пресыщением пищей или большой усталостью. Мне показалось, что Некто Огромный,

без определенных очертаний предстал передо мной, окликнул меня по имени и сказал

мне: "Что желаешь ты услышать и увидеть, постигнуть мыслью и знать?" "А кто ты?

- спросил я. "Я Поймандр, Высший Ум. Я знаю, чего желаешь ты, и повсюду Я с

тобой". "Я желаю, - сказал я, - изучить вещи, понять их природу и постигнуть

Бога - вот о чем я хотел бы услышать". "Прими же в свою мысль все то, что ты

желаешь знать, - сказал Он мне, - Я тебя научу"..."

И далее Поймандр раскрывает перед Гермесом величественную картину

мироустройства. Прежде всего речь идет о сотворении мира. Гермесу в его видении

открывается, что от Бога, который представляется ему как "Свет, мягкий и

приятный, пленяющий взгляд", отделяется тьма "жуткая, мрачная, завивающаяся в

спирали, подобно змеям". Эта тьма, как разъясняется дальше, есть

неорганизованная материя. На следующем этапе в эту материю из Света опускается

Святое Слово - Сын Божий. "Ум, Бог, объединяющий мужское и женское начала,

который есть жизнь и Свет, - поясняет Поймандр, - сотворил Своим Словом иной

созидающий Ум - Демиурга, бога огня и дыхания, который создал затем семь

Управителей, объемлющих в своих кругах мир чувственный и управляющих им с

помощью того, что называют Судьбой". Усилиями этих Управителей "вода и земля

были отделены друг от друга по воле Ума, и земля выпустила из своего лона

тварей, которых она в себе содержала: четвероногих, пресмыкающихся, животных

диких и домашних". Вен-

ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ

25

цом миротворчества является создание Человека. Гермес пишет: "Ум, Отец всего

сущего, который есть жизнь и Свет, породил Человека, подобного Ему Самому, и

возлюбил его, как Собственное дитя. Своею красотою Человек воспроизводил образ

Отца; Бог действительно полюбил Свое подобие и отдал Человеку все Свои

творения". Этот Первочеловек был существо настолько совершенное, что вполне

равнялся самому Богу. Но когда он познал красоту породившего его света, ему тоже

  1. Пророки всего мира о россии после 2012 года часть I катаклизм 2012-го

    Документ
    В настоящее время в средствах массовой информации, на сайтах Интернета, в передачах радио и телевидения приводится множество сведений о предстоящей смене эпох, которая произойдет в декабре 2012 года.
  2. Сто великих путешественников

    Документ
    Много путешествовал и другой ученый древности - Страбон, автор 17-томной "Географии" Семнадцатая книга больше напоминает путевой дневник, чем научное сочинение Она насыщена такими неожиданными подробностями, которых не найти
  3. В. В. Остроухов; кандидат філософських наук, старший науковий співробітник

    Документ
    Рецензенти: доктор філософських наук, професор Ю.С.Вілков; доктор філософських наук, професор В.В.Остроухов; кандидат філософських наук, старший науковий співробітник О.
  4. 100 великих городов мира.,Москва: Вече,2007. 477с.(100 великих)

    Документ
    Аверин А. Н., Социальная политика. учебник. для студентов и слушателей вузов экономических и неэкономических специальностей. [Аверин А.Н., Бабич А.М., Берестова Л.
  5. Извещение о проведении запроса котировок на поставку литературы для Кяхтинской Централизованной библиотечной системы (1)

    Документ
    Организатор конкурса: Районная конкурсная комиссия администрации МО «Кяхтинский район» адрес: 671840, Республика Бурятия, г. Кяхта ул. Ленина, 33, каб.
  6. Извещение о проведении запроса котировок на поставку литературы для Кяхтинской Централизованной библиотечной системы (2)

    Документ
    Предмет запроса котировок: закупка научно-познавательной, справочной, художественной литературы. (Приложение № 2 к извещению) для комплектования библиотечных фондов библиотек МО «Кяхтинского района»
  7. Повторное Извещение о проведении запроса котировок на поставку литературы для Кяхтинской Централизованной библиотечной системы

    Документ
    Заказчик: Кяхтинский комитет по культуре МО «Кяхтинский район». 671840, Республика Бурятия, г. Кяхта, ул. Ленина 33, каб. № 37, тел.91-4-24 факс 91-5-20.
  8. Атлас Свердловской области: [учеб пособие] / [под ред. В. Г. Капустина, И. Н. Корнева]. Екатеринбург: Сократ, 2005. [32]с.: карт. Аб., Ф1,4,6

    Документ
    Сварочные работы: [практ. пособие] / В.С. Левадный, А.П. Бурлака; [худож. Т.Г. Панова]. – М.: Аделант, 2010. – 317с.: ил. – (Советы профессионалов). Аб.
  9. Закон Власти/Екатерина Великая

    Закон
    3 Аквариум/99 сов/Хомячки/Рохманов/ шт. 3 АСТ Давайте пошалим/Изотова/ шт. 5 АСТ Большая книга красоты для женщин шт.

Другие похожие документы..