Сто великих пророков и вероучителей

отражаются голые мертвые деревья и бледные цветы. Здесь пребывают чудовища и

казнятся преступные титаны. Безысходным отчаянием проникнуто сетование духа

Ахилла:

Лучше б хотел я живой, как поденщик работая в поле, Службой у бедного пахаря

хлеб добывать свой насущный, Нежели здесь над бездушными мертвыми царствовать...

Однако это унылое представление не могло быть всеобщим и долгим. Было слишком

очевидно, что у всех людей не могут быть одинаковые посмертные жребии.

Постепенно появились первые робкие представления о загробном воздаянии за зло.

Муки Тантала и Сизифа, описанные Гомером, - это первые символы посмертного

возмездия в античном мире.

Помимо поэм Гомера религиозные представления древних греков были суммированы в

"Теогонии" Гесиода. Поэт собрал в ней сказания и мифы, касающиеся происхождения

богов и мира. Мы не будем подробно говорить об этом творении добросовестного

мифографа - в нем нет никаких особен-

16

100 ВЕЛИКИХ ПРОРОКОВ И ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ

ных религиозных откровений. Как и многие восточные народы, греки не знали

единого творческого начала, стоящего у истоков бытия. В начале мироздания они

видели только слепую безликую громаду, которую называли хаосом. Божественное

начало, растворенное в ней, проявлялось лишь в результате акта рождения. Поэтому

Гесиод начинает свое сказание с хаоса и вечной матери-земли. Дальше огромную

роль в устройстве мироздания играет сексуальный элемент - боги вступают друг с

другом в браки и рождают других богов. Так Земля породила своего супруга -

блещущего звездами Урана, который осенил ее. Их связала сила Эроса - предвечного

начала любви животворящей и плодящей. Потом идет рассказ о смене поколений богов

- как Уран был оскоплен и свергнут своими детьми-титанами во главе с Кроном, а

те, в свою очередь, после тяжелой битвы оказались побеждены богами-олимпийцами.

С тех пор миром начал править Зевс.

Наряду с олимпийской религией Гомера и Гесиода, в Древней Греции существовали

другие религиозные культы, лишь отчасти связанные с ней поздними мифами.

Совершенно особенным по своему духу и очень древним был культ Диониса, оказавший

глубокое влияние на все эллинское сознание. Его яркой отличительной чертой

являлись дионисии - разнузданные женские оргии. В определенные дни почтенные

матери семейства, женщины и девушки уходили в глухие леса и здесь, опьяненные

вином, предавались диким иступленным пляскам. Считалось, что в эти минуты они

всецело принадлежали божеству производительной силы природы - Дионису или Вакху.

Культ Диониса не был связан с каким-то особым вероучением или ритуалом, а

являлся, по определению Вяч. Иванова, "психологическим состоянием по

преимуществу". Отдаваясь власти Диониса, человек стряхивал с себя путы

повседневности, освобождаясь от общественных норм и здравого смысла. Опека

разума исчезала, вакханка как бы сливалась с потоком божественной жизни и

включалась в стихийные ритмы мироздания. Позже буйное божество было введено в

семью олимпийцев - его объявили сыном Зевса и смертной женщины Семелы.

В классическую эпоху, когда древние примитивные представления перестали

удовлетворять пытливую греческую мысль, появились новые религиозные учения.

Наиболее ранним из них был орфизм, названный так по имени своего основателя

Орфея - легендарного провидца и музыканта, олицетворявшего собой гармонию

божественного духа. По свидетельству мифов, этот пророк был выходцем из Фракии и

жил в ахейскую эпоху. Матерью его считалась муза Каллиопа. Игра и пение Орфея

были настолько совершенны, что им покорялись даже стихии; когда он путешествовал

с аргонавтами, волны и ветер смирялись, зачарованные его дивной музыкой. Самый

знаменитый миф об Орфее повествует о том, как, пытаясь вернуть свою горячо

любимую жену Эвридику, погибшую от укуса змеи, он спустился в Преисподнюю. И

даже там его лира творила чудеса: чудовища, услышав его дивную музыку, закрывали

свои пасти, успокаивались злобные эринии, сам властитель Аида был покорен

Орфеем. Он согласился отдать ему Эвридику, но с тем условием, чтобы певец шел

впереди и не оглядывался на нее. Но Орфей не смог преодолеть беспокойства и

обернулся. Из-за чего Эвридика опять была увлечена в бездну- на этот раз

навсегда. Безутешный певец после этого долгое время скитался по земле, не находя

покоя Однажды во Фракии он встретил толпу безумствующих вакханок, которые в

припадке исступления растерзали его.

ОРФЕЙ

17

Такова, если верить преданиям, была судьба основателя орфизма, погибшего в

глубокой древности, еще до начала Троянской войны. Однако у современных

историков есть все основания считать, что учение это появилось гораздо позже.

Главным источником для знакомства с ним служат так называемые "Орфические

гимны". Полагают, что их записи относятся к V в. до Р.Х., а окончательно они

сложились не ранее II в. до Р.Х. Сами греки были уверены, что Орфей научился

тайной мудрости в Египте.

Согласно космогоническим и теогоническим положениям орфизма в основе

мироустройства лежат два начала: женское материнское естество и оплодотворяющая

сила Диониса:

Два начала в мире Суть главные. Одно - Деметра-мать (она же Земля' как хочешь

называй)... Ее дары дополнил сын Семелы.

Но в то же время в орфизме имела место идея верховного единства, заключавшаяся в

некой божественной стихии, предвечном мировом лоне. В некоторых текстах оно

именовалось Хроносом, Временем. Хронос породил светлый Эфир неба и клокочущий

Хаос. Из них родилось космическое яйцо, которое содержало в себе все зародыши

Вселенной: богов, титанов и людей. Когда гигантское яйцо раскололось, из него

вышел сияющий Протогонос, то есть Первородный - бог, объемлющий собой все

природное многообразие. Один из орфических гимнов обращается к нему в таких

торжественных выражениях: Могучий Первородный, зов услышь, Двойной,

яйцерожденный, ты сквозь воздух Блуждающий, могучий ревом бык, На золотых крылах

своих пресветлый, Живой родник племен богов и смертных. Неизреченный, скрытый,

славный, власть, Цвет всех сияний, всех цветов и блесков. Движенье, сущность,

длительность и самость, Ты ото тьмы освобождаешь взор, Протогонос, могучий,

Первородный, Всемирный свет, небесно-осиянный, Ты, вея, чрез Вселенную летишь.

В некоторых чертах орфическая теогония следовала поэме Гесиода: из земли вышло

племя титанов, которым правил Крон, против него поднялись его дети-олимпийцы под

предводительством Зевса. Но это было не главное. Орфей учил, что Зевс, поглотив

Первородного, стал тождественным ему. Зевс в религии орфиков - единственное

мировое божество, являющееся во многих ликах:

Зевс - первый, Зевс же и последний громовержец. Зевс - глава, Зевс - середина,

из Зевса лее все создано... Зевс - основатель земли и звездного неба... Зевс -

корень моря, он - солнце и вместе луна. Зевс - владыка, Зевс сам - всему

первородец. Единая есть Сила, единое Божество, всему великое Начало. Но этим

история богов не заканчивается. Громовержец вступает в союз с Преисподней и от

ее царицы Персефоны родит сына - Диониса-Загрея. Появление этого божества не

означает отказа от веры в единую силу, пронизывающую космос. Дионис-Загрей для

Орфея был как бы ипостасью Зевса - его

18

100 ВЕЛИКИХ ПРОРОКОВ И ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ

мощью, его "одождяющей силой". Таким образом, Дионис есть Зевс, а Зевс - не кто

иной, как Первородный.

Наиболее оригинальной частью орфической доктрины было учение о человеке. Миф

повествует, что однажды титаны ополчились против Диониса, который, пытаясь

ускользнуть от них, принимал различные облики. Когда он обернулся быком, враги

настигли его, растерзали и пожрали. Нетронутым осталось лишь сердце - носитель

Дионисовой сущности. Принятое в лоно Зевса, оно возродилось в новом Дионисе, а

небесные громы спалили мятежников. Из оставшегося пепла, в котором божественное

было перемешано с титаническим, возник человеческий род. Это означает, что

человек имеет двойственную природу - божественную и титаническую. Последняя

приводит людей к озверению, и она же безжалостно ввергает их в темницу тела.

Душа в учении Орфея считалась высшим началом. Подавленная телом и заключенная в

него как в гробницу, она принуждена влачить в его границах жалкое существование.

Даже смерть не приносит освобождения от тисков титанической природы. Орфей учил,

что после смерти душа - эта дионисова искра - под гнетом низменной природы вновь

возвращается на землю и вселяется в другое тело. Цель человеческой жизни состоит

в том, чтобы освободить душу из плена материального мира - выйти из бесконечной

цепи перевоплощений и вновь вернуться к божеству. Для этого человек должен

развивать в себе божественную сторону бытия - Дионисово начало. Этому служили

особые мистерии орфиков и весь их образ жизни. Прежде всего от вступающего на

путь просвещения требовалось блюсти заветы добра. Орфик был обязан вести

неустанную борьбу с титанизмом в своем сердце. И мысли и дела его должны были

оставаться чистыми. Были и другие правила поведения. Так, Орфею приписывался

запрет употреблять в пищу животных. Были отвергнуты кровавые жертвы. Вся жизнь

орфиков проходила в сложных магических обрядах.

Отдельные идеи орфизма были близки многим грекам. В VI-V вв. до Р.Х. это

вероучение, по-видимому, было широко распространено, однако подлинно народным

оно так и не стало. Общины орфиков - маленькие замкнутые кружки - существовали

вплоть до начала нашей эры.

т

ПИФАГОР

19

Пифагор

Пифагора считают первым религиозным мыслителем и наставником Эллады, создавшим

законченное вероучение. По происхождению он был иониец и родился около 580 г. до

Р.Х. на острове Самос. С раннего детства Пифагор, как свидетельствует его

биограф Порфирий, показал большие способности ко всем наукам. В юности он

обучался в Тире у халдеев и овладел всей их мудростью. Потом он учился у

нескольких ионийских мудрецов, в том числе у известного натурфилософа

Анаксимандра из Милета, а для того, чтобы изучить математику и высшую

богословскую мудрость, специально ездил в Египет. Пишут, что самосский тиран

Поликрат, который был большим другом египетского царя Амасиса, дал Пифагору

рекомендательное письмо к гелиополь-ским жрецам. Кроме Гелиополя Пифагор побывал

в Мемфисе, а потом поселился в Диосполе. Тамошние жрецы очень неохотно открывали

чужаку свое тайное учение. Чтобы отпугнуть Пифагора от его замыслов, они при

посвящении подвергали его тяжелым испытаниям, назначая ему задания, против-

ные эллинским обычаям. Однако он исполнял их с такой готовностью, что они

разрешили ему участвовать и в жертвоприношениях и в богослужениях, куда до этого

не допускался никто из чужеземцев. Диоген сообщает, что Пифагор хорошо знал

египетский язык и мог читать египетские тексты, причем не только обычные, но и

такие, смысл которых понятен лишь посвященным. Возможно, в Египте Пифагор

почерпнул одно из главных положений своего будущего вероучения: каждый должен

стремиться к тому, чтобы внутренне и внешне сделаться достойным человеком и

стать нравственным произведением искусства. Ведь египетские жрецы в то время, в

отличие от греческих, не только составляли нечто вроде сословия и получали

соответственное образование, но также вели особый, нравственный образ жизни,

придерживаясь определенных правил поведения. Поэтому вполне вероятно, что именно

в Египте у Пифагора зародилась мысль о его будущем союзе, представляющем собой

прочное сожительство людей, объединившихся вместе для целей умственной и

нравственной культуры.

Возвратившись в Ионию, Пифагор устроил у себя на родине училище, но, когда ему

исполнилось сорок лет, он, тяготясь тиранией Поликрата, навсегда переселился в

южную Италию, в город Кротон. Здесь он стал пользоваться глубоким уважением

граждан как человек, много странствовавший, опытный и дивно одаренный судьбой.

Вместе с тем он обладал красивым голосом, благородной внешностью и манерами.

Сперва он взволновал своими речами городских старейшин; потом, по просьбе

властей, обратил свои увещания к молодым; и наконец стал говорить с мальчиками,

сбежавшими из училища, и даже с женщинами, которые тоже собрались на него

посмотреть. Все это умножило его славу и привело к нему многочисленных учеников,

как мужчин, так и женщин. По словам Никомаха, первыми слушателями его были около

двух тысяч человек. Пифагор так пленил их своими рассуждениями, что ни один из

них не вернулся домой, а все они вместе с детьми и женами устроили огромное

училище, поселились при нем, а созданные Пифагором законы и правила соблюдали

ненарушимо, как божественные заповеди. Из этого училища вырос в дальнейшем

знаменитый пифагорейский союз. По духу и своей организации он более всего

походил на религиозный орден, имевший свою иерархию, обрядность и эзотерическую

доктрину, а его члены были также связаны строгой дисциплиной и послушанием.

Целью этого сообщества было нравственное совершенствование его членов, которые в

результате должны были стать такими же завершенными произведениями искусства,

такими же достойными, пластическими натурами, каким был сам Пифагор.

20_____________100 ВЕЛИКИХ ПРОРОКОВ И ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ

Жизнь в союзе регулировалась раз и навсегда установленными правилами. Все его

члены носили одинаковые белые льняные одежды и имели определенный распорядок

дня, в котором для каждого часа была своя работа: утром, тотчас же после

пробуждения ото сна, им вменялось в обязанность вызывать в памяти историю

вчерашнего дня, так как то, что они должны делать сегодня, было тесно связано с

тем, что они делали вчера. (Им вменялось также в обязанность в качестве

вечернего занятия критическое осмысление своих поступков, совершенных в течение

дня.) Сойдясь на восходе солнца, пифагорейцы пели торжественный гимн Аполлону,

исполняя священный дорийский танец, одновременно мужественный и торжественный.

После омовений совершалась в полном молчании прогулка по храму. Затем в тени

деревьев или под портиком начинались занятия. В полдень произносилась молитва

героям и доброжелательным гениям. Послеобеденное время посвящалось

гимнастическим упражнениям, урокам, медитациям и внутренней подготовке к

следующему уроку. На заката солнца возносилась общая молитва космогоническим

богам и воскурялась на алтаре бескровная жертва. Все трапезы пифагорейцев были

совместными. Хлеб и мед являлись главной их пищей, а вода - единственным

напитком. Обучение дополнялось правильной гигиеной и строгой дисциплиной, так

как побеждать свои страсти было первым долгом посвященного. Пифагор учил, что

суть вещей ускользает от обычного человека, который воспринимает лишь проходящие

явления этого мира. Постигнуть вечное и бесконечное возможно лишь тогда, когда

между человеком и остальным миром устанавливаются гармония и единение. Тот, кто

не привел свою собственную природу в гармонию, тот не может отражать гармонию

божественную. (Это, впрочем, не означало, что Пифагор проповедовал аскетизм.

Напротив, брак, к примеру, рассматривался пифагорейцами как нечто священное, но

любовь, которая сводилась к одной чувственности, они однозначно осуждали.

Сладострастие, по словам Пифагора, можно сравнить с пением сирен, которые, как

только приблизишься к ним, исчезают, а на месте, откуда раздавалось пение,

оказываются поломанные кости и куски тела.)

По прошествии нескольких лет, когда школа обрела громкую славу, туда стали

принимать не всех желающих и не сразу. Прежде чем получить в нее доступ, нужно

было пройти трехлетний испытательный срок. При этом исследовались его

образованность и способность к послушанию; собирались также справки о его

поведении, склонностях и делах. Затем, будучи допущенным в число учеников, он

первые пять лет проводил в молчании, только внимая речам Пифагора, но не видя

  1. Пророки всего мира о россии после 2012 года часть I катаклизм 2012-го

    Документ
    В настоящее время в средствах массовой информации, на сайтах Интернета, в передачах радио и телевидения приводится множество сведений о предстоящей смене эпох, которая произойдет в декабре 2012 года.
  2. Сто великих путешественников

    Документ
    Много путешествовал и другой ученый древности - Страбон, автор 17-томной "Географии" Семнадцатая книга больше напоминает путевой дневник, чем научное сочинение Она насыщена такими неожиданными подробностями, которых не найти
  3. В. В. Остроухов; кандидат філософських наук, старший науковий співробітник

    Документ
    Рецензенти: доктор філософських наук, професор Ю.С.Вілков; доктор філософських наук, професор В.В.Остроухов; кандидат філософських наук, старший науковий співробітник О.
  4. 100 великих городов мира.,Москва: Вече,2007. 477с.(100 великих)

    Документ
    Аверин А. Н., Социальная политика. учебник. для студентов и слушателей вузов экономических и неэкономических специальностей. [Аверин А.Н., Бабич А.М., Берестова Л.
  5. Извещение о проведении запроса котировок на поставку литературы для Кяхтинской Централизованной библиотечной системы (1)

    Документ
    Организатор конкурса: Районная конкурсная комиссия администрации МО «Кяхтинский район» адрес: 671840, Республика Бурятия, г. Кяхта ул. Ленина, 33, каб.
  6. Извещение о проведении запроса котировок на поставку литературы для Кяхтинской Централизованной библиотечной системы (2)

    Документ
    Предмет запроса котировок: закупка научно-познавательной, справочной, художественной литературы. (Приложение № 2 к извещению) для комплектования библиотечных фондов библиотек МО «Кяхтинского района»
  7. Повторное Извещение о проведении запроса котировок на поставку литературы для Кяхтинской Централизованной библиотечной системы

    Документ
    Заказчик: Кяхтинский комитет по культуре МО «Кяхтинский район». 671840, Республика Бурятия, г. Кяхта, ул. Ленина 33, каб. № 37, тел.91-4-24 факс 91-5-20.
  8. Атлас Свердловской области: [учеб пособие] / [под ред. В. Г. Капустина, И. Н. Корнева]. Екатеринбург: Сократ, 2005. [32]с.: карт. Аб., Ф1,4,6

    Документ
    Сварочные работы: [практ. пособие] / В.С. Левадный, А.П. Бурлака; [худож. Т.Г. Панова]. – М.: Аделант, 2010. – 317с.: ил. – (Советы профессионалов). Аб.
  9. Закон Власти/Екатерина Великая

    Закон
    3 Аквариум/99 сов/Хомячки/Рохманов/ шт. 3 АСТ Давайте пошалим/Изотова/ шт. 5 АСТ Большая книга красоты для женщин шт.

Другие похожие документы..