Е. И. Куприянова Начало становления института Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации

ЗАЩИТА ДЕТСТВА: ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / информационно-методическое издание. - Ижевск:

Ижевская городская общественная организация «Центр социальных и образовательных инициатив», 2003.

Авторский коллектив:

Алексей Автономов (г. Москва)

Татьяна Алексеева (г. Волгоград)

Алексей Головань (г. Москва)

Наталья Дейкина (г. Ижевск)

Гражина Имбрасене (г. Вильнюс, Литва)

Невенка Крусаровска (г. Скопье, Македония)

Елена Куприянова (г. Москва)

Надежда Лисицина (г. Великий Новгород)

Надежда Павлова (г. Петрозаводск)

Ольга Пишкова (г. Ижевск)

Александр Радевич (г. Ижевск)

Ирина Струкова (г. Калуга)

Павел Ярош (г. Варшава, Польша)

Составление:

Ольга Пишкова

Александр Радевич

Перевод текстов:

Александр Балицкий

Ольга Пишкова

Татьяна Савченко

Корректор:

Валерия Пишкова

Техническое обеспечение, верстка:

Александр Кузнецов

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

РАЗВИТИЕ, ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ

Е.И. Куприянова

Начало становления института Уполномоченных по правам ребенка

в субъектах Российской Федерации

Н.А. Лисицина

Пилотный проект введения института Уполномоченного по правам ребенка

в Российской Федерации. Становление института Уполномоченного по правам ребенка

в Новгородской области (1998-2003 годы)

Т.Н. Алексеева

Мир, пригодный для жизни детей

А.И. Головань

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве,

о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2002 году

И.С. Струкова

Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в решении проблем

профилактики социального сиротства и безнадзорности в Калужской области

Н.Г. Павлова

Уполномоченный без полномочий

О.В. Пишкова, А.Ф. Радевич, Н.В. Дейкина

Уполномоченный по правам ребенка: создание предпосылок (региональный опыт)

II. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД

А.С. Автономов

Комментарий к Закону города Москвы

«Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве»

III. ЗАЩИТА ДЕТСТВА: МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА

Гражина Имбрасене

История создания учреждения Контролера по защите прав ребенка

Павел Ярош

Защита прав ребенка: опыт Польши

Невенка Крусаровска

Условия реализации прав ребенка в Республике Македония.

Мандат омбудсмана по защите прав ребенка

Ювенальная юстиция:

детские защитники Европы призывают правительства соблюдать права

юных правонарушителей (проект заявления ENOC для обсуждения на ежегодной встрече,

г. Стокгольм, 16 октября 2003 года)

ПРЕДИСЛОВИЕ

О.В. Пишкова, А.Ф. Радевич (Ижевская городская общественная организация

«Центр социальных и образовательных инициатив», г. Ижевск)

Осмысление - такова основная идея издания, которое Вы держите в руках, читатель.

Более пяти лет в рамках пилотного проекта Министерства труда и социального развития РФ при поддержке Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) идет становление нового института защиты - Уполномоченного по правам ребенка. Все начиналось в 1998 году. Именно тогда детские Уполномоченные появились в пяти регионах России, принявших участие в реализации проекта.

За минувшие годы возникло движение по развитию этого института - независимого механизма контроля, защиты и обеспечения прав детей в мире взрослых. Постепенно, а может и излишне осторожно, детские защитники занимают свое место в системе защиты прав и законных интересов детей современной России. Сейчас уже можно говорить о многообразном опыте работы института, самих Уполномоченных, осуществляющих деятельность в столь многоликом социокультурном пространстве Российской Федерации.

Кто бы Вы ни были - представитель ли власти, лидер или член общественной организации, обыкновенный гражданин, у которого есть свои собственные дети, или специалист, ежедневно и ежечасно принимающий участие в жизни детей, - думаем, Вам будет интересен уникальный опыт защиты прав ребенка в стране, где права человека и, конечно, права ребенка, постепенно становятся важной категорией жизни, а соблюдение прав - одним из главных критериев демократизации и гарантии устойчивого развития.

На страницах издания Вы сможете познакомиться не только с многофункциональной и разнообразной информацией о возникновении и развитии этого института в европейской истории и нынешней российской реальности, работой самих детских защитников, а также правовой базой, ее обеспечивающей. Авторы сборника - люди, которые осуществляют деятельность в сфере защиты прав и законных интересов российских детей, утверждая совсем еще юный институт российского детского омбудсмана. Это юристы, представители власти, общественники и, конечно же, сами детские Уполномоченные.

Мы надеемся, что опубликованные здесь материалы помогут не только осмыслить важность и объем задач, стоящих перед каждым из действующих ныне детских Уполномоченных, но через тексты взглянуть на личность Уполномоченного, почувствовать ответственность, гражданскую позицию, огромное желание и устремленность каждого из них к утверждению права и закона в нашей жизни.

Просвещение - такова вторая задача выпускаемого в свет сборника, составители которого уже несколько лет, в том числе, занимаются правовым просвещением детей, родителей, специалистов, руководителей «детских» социальных ведомств. Ведь отсутствие правовой культуры - это утраченные шансы, ущербность гражданского статуса, ослабление защиты собственных интересов. И в этом смысле информация об опыте работы института Уполномоченных в регионах нашей страны и за рубежом, история возникновения и правовая основа его деятельности будут полезны тем, кто решит продвигать и развивать этот институт в своих регионах.

И, наконец, продвижение. Мы уже не раз обращались на страницах серии информационно-методических изданий к различным аспектам защиты детства. Первый сборник «Защита детства: социальные, правовые и медико-психологические аспекты» был посвящен проблеме защиты ребенка от жестокости и насилия, которая в минувшем столетии приобрела смысл самоуничтожения человечества. Второй - «Гражданское общество: практические и научно-методические аспекты» - был попыткой осмыслить роль и механизмы гражданского участия в реализации социальной политики государства, в частности, социальной политики в интересах детей. Оба издания мы старались выстроить в формате диалога - между различными специалистами, представителями власти и общества, теоретическими и практическими аспектами реализации практик защиты ребенка.

И этот сборник - не исключение. На его страницах идет обсуждение проблем развития института Уполномоченного по правам ребенка в России и за рубежом.

Основные разделы издания: «Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации: развитие, опыт, проблемы»; «Уполномоченный по правам ребенка: аналитический взгляд»; «Защита детства: международная практика»; «Уполномоченный по правам ребенка: нормативная правовая база». В заключительной части представлены некоторые информационные ресурсы, к которым мы направляем нашего читателя за получением дополнительной информации, касающейся проблематики института омбудсманов и защиты прав детей.

Надеемся, что настоящий сборник - это состоявшийся факт сотрудничества многих заинтересованных в развитии института Уполномоченного по правам ребенка людей и организаций, которое будет продолжено в дальнейшем.

Мы искренне благодарим всех наших авторов за предоставленные материалы, за возможность с разных сторон и разных позиций взглянуть на проблему защиты прав ребенка.

Мы благодарны первым региональным Уполномоченным по правам ребенка - Татьяне Алексеевой, Надежде Лисициной, Ирине Струковой, руководителю Региональной общественной организации «Карельский Союз защиты детей» Надежде Павловой - за их желание поделиться с коллегами своими знаниями, опытом и видением проблем, за активную гражданскую позицию в продвижении института детского защитника.

Мы признательны Алексею Автономову не только за аналитический взгляд на проблему развития института Уполномоченного по правам ребенка в России, но за живой и увлекательный рассказ, в котором много истории, исследований и размышлений на тему прав и свобод человека. Содержательные комментарии к статьям Закона города Москвы «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве» несомненно помогут читателю разобраться в главной сути работы самого института.

Невозможно обойти вниманием доклад Уполномоченного по правам ребенка города Москвы Алексея Голованя. Это не только изложение практической деятельности первого в России парламентского Уполномоченного по правам ребенка, но и полный драматизма рассказ о детских трагедиях и покалеченных судьбах, которыми, к сожалению, полна современная российская действительность. Искренняя ему благодарность.

Мы крайне признательны зарубежным коллегам - Гражине Имбрасене из Литвы, Павлу Ярошу из Польши и Невенке Крусаровской из Македонии, которые внимательно отнеслись к нашей просьбе и нашли время, чтобы познакомить российского читателя с опытом работы институтов защиты детства в своих странах.

Благодарим Галину Рыбчинскую, главного редактора журнала «Защити меня!», Бориса Альтшулера, руководителя Региональной общественной организации «Права ребенка» - за любезно предоставленную информацию при подготовке сборника.

Издание было бы неполным, если бы не помощь, оказанная нам Александром Балицким, деканом Гуманитарного факультета Ижевского государственного технического университета, и преподавателем Удмуртского государственного университета Татьяной Савченко в переводах иностранных текстов.

Наша благодарность - Управлению по делам семьи, демографии и охране прав детства Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики - за помощь в составлении нормативной правовой базы - основы деятельности Уполномоченных в регионах России.

Иногда говорят, что институт Уполномоченного по правам ребенка дублирует другие уже действующие структуры, защищающие права детей. Но почему-то есть уверенность, что закона и права никогда не бывает много, поэтому мы завершаем предисловие словами первого Уполномоченного по гражданским правам Польши Евы Лентовски: «Одной законности могут служить много слуг - каждый так, как он способен, как он умеет и может - не мешая друг другу, уважая взаимно сферы деятельности друг друга и не перехватывая успехов друг друга, а взаимодействуя друг с другом в нахождении путей к достижению успехов».

I. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

РАЗВИТИЕ, ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ

НАЧАЛО СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е.И. Куприянова (Департамент по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития Российской Федерации, г. Москва)

Дети уязвимы и зависимы от мира взрослых. По этой причине у них есть особые права по сравнению со взрослыми, что закреплено в Конвенции о правах ребенка. И эти особые - по сравнению со взрослыми - права нуждаются в особой защите и особых механизмах ее осуществления, позволяющих обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав каждого ребенка и детей в целом.

Дети в силу своего возраста и связанных с ним особенностей психического, физического и интеллектуального развития, в силу своей ограниченной дееспособности не могут в большинстве случаев самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов. От их лица действуют законные представители ребенка (родители, опекуны, директора детских учреждений и пр.). В случае нарушения прав ребенка самими законными представителями, а также в случае, когда они не отстаивают нарушенные права ребенка, тот остается беззащитным.

Система органов, на которые возложены функции содействия ребенку в защите его прав, а также контроля за различными аспектами соблюдения прав ребенка (как ведомственных - органы образования, здравоохранения и др., так и надведомственных и межведомственных - органы прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства) в Российской Федерации, в основном, давно сложилась. Однако реальное положение дел свидетельствует о недостаточности такого содействия и контроля, поскольку на практике комплексный подход к защите прав ребенка не обеспечивается. Существующий контроль в подавляющем большинстве случаев означает контроль, осуществляемый органами исполнительной власти за собственными действиями (действиями учреждений, подчиненных органам исполнительной власти). К тому же контроль этот - узковедомственный: лишь в рамках компетенции ведомства. Введение в России должности Уполномоченного по правам человека также показало, что функции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и процедуры их реализации не позволяют эффективно обеспечить защиту и восстановить нарушенные права ребенка.

На протяжении последних десятилетий в мировой практике вырабатывается дополнительный механизм, позволяющий обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав ребенка: как каждого конкретного ребенка при нарушении его прав, так и детей в целом. Таким механизмом является институт Уполномоченного по правам ребенка. По информации ЮНИСЕФ, во многих странах (а их более 40) службы Уполномоченных по правам ребенка на национальном и региональном уровнях выполняют функции независимого механизма обеспечения прав детей.

В Заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения второго периодического доклада Российской Федерации о реализации Конвенции о правах ребенка (1999 г.) содержится требование о введении в Российской Федерации независимого контроля за положением детей и о формировании института Уполномоченного по правам ребенка. Обязательства государств по созданию таких национальных органов, как Уполномоченные по правам ребенка, содержатся в Декларации и Плане действий «Мир, пригодный для жизни детей» (пункт 31), принятых на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по положению детей (Нью-Йорк, 8-10 мая 2002 года). С инициативами о введении института Уполномоченных по правам ребенка неоднократно выступали депутаты Государственной Думы, Совет Федерации, общественные, в том числе правозащитные, организации.

  1. В сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних (1)

    Закон
    Признавая общей целью государственной социальной политики улучшение положения детей, преодоление нарастания негативных тенденций, стабилизацию положения детей и создание реальных предпосылок положительной дальнейшей динамики процессов
  2. В сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних (2)

    Закон
    Признавая общей целью государственной социальной политики улучшение положения детей, преодоление нарастания негативных тенденций, стабилизацию положения детей и создание реальных предпосылок положительной дальнейшей динамики процессов
  3. К вопросу о формировании и реализации государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних

    Закон
  4.  - физико-математические науки (1)

    Документ
    Кащеева, Ольга Николаевна . Интегрируемые системы кирального типа : автореф. дис. канд. физ.-мат. наук / Кащеева, Ольга Николаевна ; Нижегород. гос.
  5. Программа «Дней молодёжной науки в Алтайском государственном университете» 16 апреля 2012 (2)

    Программа
  6. Сборник региональных докладов (2)

    Доклад
    Краткая информация об организации, подготовившей настоящий доклад: Автономная некоммерческая организация «Дальневосточный центр», адрес: Приморский край, г.
  7. План документа (1)

    Закон
    Постановление Правительства РФ "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" от 16.
  8. План документа (2)

    Закон
    Постановление главы администрации Новосибирской области «Об одобрении концепции оздоровления, отдыха и занятости детей в Новосибирской области на 2002-2005 годы» от 02.
  9. Научное издание (1)

    Документ
    Байниязова З.С. Обеспечение координации федерального, регионального и муниципального уровней российской правовой политики как один из ее основных приоритетов

Другие похожие документы..