Разрешите представить Вам краткую презентацию развития электронного декларирования в Татарстанской таможне при непосредственном участии в нем крупного участника

Уважаемые высокие гости!

 

 

Разрешите представить Вам краткую презентацию развития электронного декларирования в Татарстанской таможне при непосредственном участии в нем крупного участника внешнеэкономической деятельности в Поволжском федеральном округе, да и в России целом, – ОАО «Казаньоргсинтез».

Казанское Открытое Акционерное Общество Органический Синтез образовано в конце 1950-го года. Первая партия продукции была выпущена в 1963 году. Территория предприятия составляет 4,2 км2 (единая промышленная площадка). Со времени основания предприятие работало без перерывов. На предприятии работает более 9000 человек.

Предприятие состоит из следующих производств, имеющих общую транспортную, энергетическую и телекоммуникационную инфраструктуру:

-Завод Этилена (включая производство фенола и ацетона);

-Завод по производству и переработке полиэтилена низкой плотности;

-Завод полиэтилена высокой плотности;

-Завод по производству Бисфенол-А;

-Завод по производству Поликарбонатов;

-Завод Органических продуктов;

-Завод по производству азота, кислорода и холода;

-Завод по подготовке и проведению капитального ремонта;

-Вспомогательные производства.

Основными видами производимой продукции являются: этилен, полиэтилен высокой и низкой плотности, окись этилена, фенол-ацетон, бисфенол-А, поликарбонаты и полиэтиленовые трубы.

Основными видами сырья для производства продукции являются: этан, пропан-бутан, бензол, закупаемые в РФ и масла, катализаторы, присадки, закупаемые у зарубежных производителей доставка которых осуществляется по трубопроводу, автомобильным и железнодорожным транспортом. Имеется этиленопровод, соединяющий ОАО "Казаньоргсинтез" с другими производителями этилена.

Для строительства новых производств, с целью замены изношенного и модернизации устарелого оборудования, ОАО «Казаньоргсинтез» закупает оборудование и запасные части как у отечественных производителей, так и за рубежом.

Ежегодно ОАО "Казаньоргсинтез" производит более 1 млн. тонн химической продукции и является крупнейшим по производству полиэтилена низкого и высокого давления, бисфенол-А, газопроводных полиэтиленовых труб, фенола, ацетона, охлаждающих жидкостей, химических реагентов для добычи нефти и осушки природного газа, единственным производителем в РФ и странах СНГ поликарбонатов. Номенклатурный ряд товарной продукции включает свыше 300 различных марок. Отгрузка продукции осуществляется железнодорожным и автомобильным транспортом. Свыше 25% произведенной продукции экспортируется.

Все товары, закупаемые ОАО «Казаньоргсинтез» за рубежом и экспортируемые за рубеж в процессе своего пути пересекают таможенную границу РФ, а значит, являются таможенными грузами. Они подпадают под таможенный контроль и их необходимо декларировать в таможенных органах с соблюдением законодательства РФ. Таможенным оформлением таких товаров занимаются собственные специалисты по декларированию грузов.

На протяжении последних нескольких лет одной из основных задач Федеральной таможенной службы РФ (далее – ФТС РФ) является оптимизация процессов таможенного оформления экспортных и импортных товаров. В рамках решения этой задачи внедрение электронного декларирования товаров в электронной форме было и остается главной составляющей этой работы. С одной стороны внедрение электронной формы декларирования оптимизирует деятельность таможенных органов, а с другой, все эти действия направлены на сокращение временных и финансовых издержек участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД).

На сегодняшний день технология электронного декларирования товаров имеет две схемы документооборота при электронном декларировании:

-электронное декларирование товаров по выделенному каналу связи (далее назовем эту схему - ЭД – 1);

-электронное декларирование товаров через сети Интернет, в дальнейшем для краткости назову его - ЭД – 2.

Существующая технология электронного декларирования по схеме ЭД – 1 имеет ряд ограничений, которые осложняют ее применение, одно из них – это то, что участник ВЭД максимально должен быть приближен к месту таможенного оформления (к входному порталу в месте нахождения таможенного органа). Кроме того, владельцу портала декларанту необходимо выполнить целый перечень дорогостоящих технических и организационных мероприятий – выделенные каналы связи, межсетевые экраны и так далее и тому подобное. Чуть позже о приемуществах ЭД-2 перед ЭД-1 я рассказу Вам более подробно.

В Республике Татарстан декларировать товары по схеме ЭД-1 начали в августе 2007 года. По состоянию на 20 апреля 2010 года на Казанском таможенном посту Татарстанской таможни оформлено и выпущены более ????? грузовых таможенных деклараций по схеме ЭД-1. Электронное декларирование товаров по схеме ЭД-1 в своей работе применяют брокеры «РОСТЭК-Татарстан, «РОСТЭК-Набережные Челны», «РОСТЭК–Нижнекамск» и декларанты ОАО «Нижнекамскнефтехим».

Подчеркну, этот результат достигнут за счет внедрения и применения технологии электронного декларирования с подключением к ведомственной сети таможенных органов. Эта технология предусматривает наличие между участником внешнеэкономической деятельности и таможенным органом специально выделенного канала связи.

Достигнутые на сегодняшний день результаты за счет электронного декларирования по схеме ЭД-1, являются основой, которая позволила успешно перейти к декларированию через Интернет по схеме ЭД-2. За последние годы в Республике Татарстан произошло существенное изменение психологии участников внешнеэкономической деятельности, ранее с большой долей скепсиса относившихся к электронному декларированию. Этот способ декларирования воспринимался ими как модная, не совсем практичная, дорогостоящая вещь, необходимая только таможенным органам. Осознав преимущества электронного декларирования, выражающиеся в снижении интенсивности непосредственных контактов с должностным лицом таможенного органа, снижении количества поездок в таможенный орган, экономии людских ресурсов, экономии иных материальных средств, многие участники ВЭД сегодня уже не представляют себе иного способа декларирования.

Что касается электронного декларирования через сети «Интернет» по схеме ЭД-2, - то сейчас его применение можно охарактеризовать как экспериментальное.

И мы рассматриваем этот способ электронного декларирования как более перспективный.

Во-первых, в силу того, что он менее затратен для участника внешнеэкономической деятельности, более удобен в части сопряжения с программными средствами таможенного органа и декларанта.

Во-вторых, более поливариантен в части способа передачи электронной декларации в таможенный орган. Для того, чтобы декларировать товар удаленно у декларанта должен быть Интернет, цифровая подпись и аттестованная по требованиям информационной безопасности система, имеющая точку входа из Интернета на ресурс ФТС России. Более того, при применении схемы с информационным оператором – только Интернет и цифровая подпись.

То есть владельцем точки входа из Интернета на ресурс ФТС может быть как декларант (то есть участник внешнеэкономической деятельности) или таможенный брокер или информационный оператор. Скажу только что, наверное, схема с информационным оператором имеет преимущества для ФТС и ГНИВЦ с точки зрения информационной безопасности. Понятно, что легче подключить несколько аттестованных по требованиям безопасности систем, чем несколько тысяч или десятки тысяч.

Применительно к декларанту товаров, это преимущество в организации схемы ЭД-2 создает перспективы для существенного расширения сегмента участников ВЭД пользователей системой электронного декларирования. В первую очередь, за счет привлечения к организации доступа из сети Интернет на ресурс ФТС специфического субъекта – информационного таможенного оператора.

В противоположность ЭД-2, схема ЭД-1 с выделенным каналом априори обусловлена целым рядом материально-технических условий – организация выделенных каналов с таможенным органом, программное обеспечение, требования по информационной безопасности и т.д. И реализовать эти условия по силам только крупному участнику ВЭД или крупному брокеру.

А ЭД-2 предоставляет декларанту выбор – либо подключаться из Интернета к ресурсу ФТС напрямую, аттестуя точку входа самостоятельно и неся все материальные и организационные затраты.

- либо декларировать товары через Интернет с привлечением таможенного брокера, который в свою очередь аттестовал свою точку входа из Интернет на ресурс ФТС;

- либо декларировать товары самостоятельно, но используя точку входа информационного таможенного оператора.

Третьим преимуществом схемы ЭД-2 являются более жесткие требования по формализации документов. В рамках схемы электронного декларирования с выделенным каналом, то есть ЭД-1, допускается представление совместно с декларацией так называемых сканированных образов документов. Многие из декларантов и брокеров этой возможностью пользуются. Им удобней сканировать бумажный документ, заверить его электронной подписью и отправить его в таможенный пост. Но это существенно «утяжеляет» пакет электронных сведений, и, как следствие, является одной из причин сбоев и отказов программного обеспечения. Наверное, все представляют себе, разницу в объеме информации между формализованным документом и сканированным образом бумажного – она составляет несколько порядков. Например, объем неформализованного сканированного инвойса составляет более 100 Кб, а его формализованный вид менее 4 Кб. Схема же ЭД-2 предполагает предоставление только формализованных документов. ФТС России проведена значительная работа по типизации, унификации и созданию альбома форматов документов в объемах практически совпадающего с документами, используемыми в деловом обороте. Всего формализовано более 70 видов документов.

В то же время ограниченные возможности по получению декларантом формализованных электронных документов «из вне» являются сдерживающим фактором. То есть, формализовывать документы, прилагаемые к электронной ГТД декларант должен самостоятельно, не используя электронный документооборот других субъектов – иностранных контрагентов, банков, иных государственных органов, разрешения которых необходимы при таможенном оформлении. Это влечет за собой дополнительные временные и трудозатраты участника ВЭД.

Несмотря на наличие проблем при формализации документов, ряда иных технологических проблемных факторов таможенные органы ставят перед собой задачу по выведению в таможенных органах Приволжского таможенного управления ЭД-2 на промышленный уровень как основную стратегическую задачу.

Тот уровень взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД, в первую очередь с крупными и средними промышленными предприятиями, который достигнут совместными усилиями на сегодняшний день, позволяет планировать расширение в будущем году практики электронного декларирования в 1,5-2 раза от имеющихся значений.

8 октября 2009 года ОАО «Казаньоргсинтез» посетили участники 50-го юбилейного заседания Совета руководителей таможенных служб государств-участников СНГ. Основной целью визита стала презентация начальником Приволжского таможенного управления Вячеславом Голоскоковым электронного декларирования товаров через сети общего назначения «Интернет».

«Оргсинтез» не случайно послужил площадкой для проведения данной презентации – напомню, что 24.09.09г. была выпущена первая в Республике Татарстан электронная декларация через сети общего назначения «Интернет» и заявителем такой декларации стало ОАО «Казаньоргсинтез». Ранее мной было продемонстрировано 4 варианта подачи ГТД таможенному органу при применении сети «Интернет».

Именно 4-ый вариант использует в своей работе ОАО Казаньоргсинтез, то есть специалисты по таможенному оформлению товаров самостоятельно декларируют товары, но используя точку входа информационного таможенного оператора.

На сегодняшний день, ОАО «Казаньоргсинтез» выпустил более 800 электронных таможенных деклараций через сети общего назначения «Интернет». Если позволите небольшое сравнение, с начала 2009 года по Приволжскому таможенному управлению выпущено более 1000 электронных таможенных деклараций, а ОАО «Казаньоргсинтез» выпустил 800 таких деклараций всего за не полных шесть месяцев!

-что же необходимо для перехода на электронное декларирование товаров?

- самое главное – это желание, понимание и поддержка со стороны руководства, чего у нас было хоть отбавляй! Техническая сторона вопроса заключается в следующем:

-специалисты по декларированию грузов уже давно использовали в своей работе программный продукт «ГТД-Про Максимум», разработанный ООО «Альта-Софт»;

- ОАО «Казаньоргсинтез» заключило договор с информационным таможенным оператором ООО «Альта-Софт» на оказание информационных услуг по обеспечению электронного декларирования и предварительного информирования;

- для шифрования пакета отправляемых документов, «Оргсинтез» закупил программный продукт «Крипто-Про», разработанный компанией «Крипто-Про» и сертифицированный ФСБ РФ и установил этот программный продукт на все рабочие места специалистов по декларированию грузов.

Все документы, отправляемые нами в таможню, уходят от нас до нашего информационного таможенного оператора в зашифрованном виде по HTTPS каналу. Информационная система электронного предоставления сведений нашего информационного таможенного оператора прошла проверку на информационную безопасность ФТС РФ на соответствие требованиям приказа ФТС РФ № 52.

Благодаря тому, что декларантская и серверная части программных продуктов разработаны одним и тем же производителем - ООО «Альта-Софт», проблем в подключении к ГНИВЦ ФТС РФ и настройки канала передачи данных практически не возникало.

ОАО «Казаньоргсинтез» почти на 100 % перешел на электронное декларирование товаров как по импорту, так и по экспорту. Исключение составляет только некоторые таможенные режимы, такие как: «Переработка товаров вне таможенной территории», «Временный ввоз», Временный вывоз» и другие специфические таможенные режимы, которые используются в практике в очень редких случаях. Надеюсь, что и такие таможенные режимы в не далеком будущем будут оформляться только в электронном виде. Это зависит не только от ОАО «Казаньоргсинтез», но и от таможенных органов РФ и решение этой задачи, мы надеемся, будет достигнуто в рамках реализации национальной программы «Электронная Россия».

 

Спасибо за внимание!

  1. Тема: россия в вТО

    Документ
    Прекращение действия печально известной поправки Джексона-Вэника и предоставление России на постоянной основе статуса нормального торгового партнера /СНТП/ США "абсолютно отвечает интересам американского бизнеса, трудящихся и инноваторов".
  2. Российский центр обучения избирательным технологиям при центральной избирательной комиссии российской федерации (1)

    Документ
    Необходимо читать «В избирательную комиссию г. Орла поступили жалобы от уполномоченных кандидата на пост орловского мэра от партии "Единая Россия" по поводу ряда публикаций в газетах "Орловская искра" и "Красная строка".
  3. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за март 2011 года

    Информационный бюллетень
    Федеральная налоговая служба разрешила многолетний спор между предпринимателями и налоговыми инспекциями по вопросу размера ставки налога на добавленную стоимость (НДС), применяемой при реализации на территории Российской Федерации
  4. Конституция сахарова (1)

    Документ
    Одно из самых значительных исторических событий XX века – распад коммунистической империи, какую представлял собой Советский Союз. Еще в середине восьмидесятых годов ничто вроде бы не предвещало этого распада: большинству людей СССР
  5. Конституция сахарова (2)

    Документ
    Одно из самых значительных исторических событий XX века – распад коммунистической империи, какую представлял собой Советский Союз. Еще в середине восьмидесятых годов ничто вроде бы не предвещало этого распада: большинству людей СССР
  6. Конституция сахарова (3)

    Документ
    Одно из самых значительных исторических событий XX века – распад коммунистической империи, какую представлял собой Советский Союз. Еще в середине восьмидесятых годов ничто вроде бы не предвещало этого распада: большинству людей СССР
  7. Одобрено учебно-методическим советом юридического факультета административное и таможенное право учебно-методический комплекс Для специальности: 080115 «Таможенное дело» Москва 2008

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Административное и таможенное право» разработан на основе действующего федерального законодательства и ведомственных нормативных правовых актов в сфере государственного управления и таможенного дела.
  8. Учебно-методический комплекс Для специальности: 080115 «Таможенное дело» Согласовано: Рекомендовано кафедрой (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс Административное и таможенное право составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
  9. Учебно-методический комплекс Для специальности: 080115 «Таможенное дело» Согласовано: Рекомендовано кафедрой (2)

    Учебно-методический комплекс
    Его использование будет способствовать системному освоению знаний по курсу административного и таможенного права, их закреплению, а также вырабатыванию навыков анализа, оценки и разрешения административно-правовых и таможенно-правовых

Другие похожие документы..