Учебно методический комплекс по дисциплине «Теория языка (Общее языкознание)» Составитель к ф. н., доцент В. Я. Пастухова

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Теория языка (Общее языкознание)»

Составитель – к.ф.н., доцент В.Я. Пастухова

О г л а в л е н и е

Выписка из государственного образовательного стандарта 3

Учебная программа для студентов педагогических вузов 4

Пояснительная записка 4

Содержание дисциплины 7

Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения

дисциплины 24

Учебно-методическое обеспечение дисциплины 25

Рабочая программа 28

Цели изучения дисциплины

Содержание дисциплины

Тематический план курса (РОИЯ) 29

Тематический план курса (РОК, РЧО) 29

Тематический план курса (ТРО) 30

Тематический план курса (ОЗО) 31

Темы семинарских занятий 32

Вопросы к экзамену по теории языка (общее языкознание) – ДО, ОЗО 38

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

Дополнительная литература

Словари

Материалы промежуточного и итогового контроля по дисциплине «Теория языка (общее языкознание)» 40

Методические указания для студентов 44

Самостоятельная работа студентов 45

Выписка из государственного образовательного стандарта

ДПП.Ф. 01 Общее языкознание (РО, РОИЯ, РКО, РЧО)

Язык как знаковая система. Понятие об уровнях языка. Система и структура языка. Язык и мышление. Язык и речь. Язык и общество. Синхрония и диахрония. Язык как важнейшее средство коммуникации. Общие и частные функции языка. Генеалогическая и типологическая классификация языков. Типы языковых единиц. Основные закономерности развития языка. Основные лингвистические направления. Методы изучения языка.

ДПП.Ф. 01 Общее языкознание (ТРО)

Язык как знаковая система. Основные уровни языка. Система единиц языка. Классификация языков мира. Языковые универсалии. Методы языкознания. Язык – мышление - речь. Функции языка и речи. Язык и культура. Проблемы взаимосвязи языка и общества. Языковая политика в условиях многонационального государства. Основные лингвистические школы и направления.

У ч е б н а я п р о г р а м м а

для студентов педагогических вузов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа основана на изучении опыта преподавания указанной дисциплины преподавателями разных вузов, с учетом примерной программы по языкознанию МО и науки РФ (2004), программы высших педагогических учебных заведений (1994).

Курс «Теория языка» (Общее языкознание) носит итоговый характер, завершая и обобщая изучение дисциплин лингвистического цикла. Студенты-словесники систематизируют и углубляют знания по основополагающим проблемам лингвистики, знакомятся с ее историей и методологией науки.

Данный курс состоит из 3-х относительно самостоятельных разделов: 1) история лингвистических учений; 2) теория языкознания; 3) методы и приемы лингвистических исследований. Осмысление этих разделов предполагает тесную связь с вводным курсом по теории языка, изученным на 1 курсе

Изучение истории языкознания – непременное условие подготовки творчески относящихся к своему делу учителей – словесников для школ разного типа. Главным вопросом истории языкознания является проблема периодизации истории науки и систематизации лингвистических идей и практических достижений. Знание основных вех определяющих направлений в истории лингвистики расширяет общий лингвистический кругозор студентов, развивает у них способность к сознательному изучению языковых фактов, помогает отличать новое от изжитого в теории и практике преподавания русского языка, способствует формированию мировоззрения, лингвистических взглядов и собственной позиции по вопросам языкознания.

Изучение истории мирового и отечественного языкознания, отбор наиболее ценного, критическое осмысление и развитие лучших традиций прошлого диктуется сегодня недостаточно разработанной методологией на

История языкознания убедительно свидетельствует о тесной связи лингвистики и философии, лингвистики и психологии, лингвистики и истории и т. д. Поэтому в данном разделе необходимо представить основные школы, показать их место в мировой лингвистике.

Другой раздел – теория языка – рассматривает некоторые теоретические проблемы языкознания, которые помогают осмыслить природу, сущность и функции языка. Задача курса - обобщить, расширить и углубить знания студентов-выпускников по таким вопросам, как язык и мышление, язык и речь, язык и норма, язык как система, язык и общество и т. д. Особое внимание при этом обращается на достижения отечественного языкознания и мировой лингвистики.

Общее языкознание – это методологическая основа вузовских лингвистических дисциплин. Отсюда – значимым является и последний раздел дисциплины, в котором излагаются вопросы методологии науки, освещаются основные методы описания языков, рассматривается процесс познания объективного мира и т.д.

По курсу предполагаются лекции, семинарские занятия. Количество часов крайне недостаточно. Поэтому предусматривается большая самостоятельная работа по предмету. К экзамену студенты могут готовить спецвопросы и защищать их, вместо одного вопроса в билете.

Вопросы, изучаемые на семинарских занятиях, представляют все три раздела.

По истории лингвистических учений проводится контрольная работа, по теории языка – коллоквиум.

По предмету студенты изучают первоисточники, конспектируют работы В. фон Гумбольдта, Ф. Боппа, А. Х. Востокова, Л. В. Щербы и т. д., выступают с докладами по определенному вопросу, пишут рефераты по проблемам языкознания и т.д.

Трудности работы над данным курсом обусловлены прежде всего сложностью и объемностью его содержания, отсутствием стабильных

дисциплин, а также ограниченным количеством часов как на дневном, так и на заочном отделениях.

Следовательно, значительная часть программного материала усваивается студентами самостоятельно.

Студентам рекомендуется оформление программного материала по истории лингвистических учений отражать в таблице «Основные направления в языкознании 19 – 21 веков», где представлены имена выдающихся языковедов, указаны основные труды ученых, обозначены главные учения, проблемы школы, показано место (значение) данной школы в мировой лингвистике.

Такая объемная таблица, а также рефераты, спецвопросы, коллоквиум, контрольная работа – конечно же, система лекционно-семинарских занятий – позволяют освоить сложный теоретический предмет и успешно подготовиться к экзамену.

Из вышеизложенного вытекают конкретные цели и задачи овладения материалом читаемого курса:

  • дать целостное представление о мировой лингвистике, представив основные направления в языкознании, познакомив студентов с выдающимися языковедами, их вкладом в мировую науку;

  • расширить научный кругозор выпускника;

  • обосновать интеграционные связи лингвистики с гуманитарными и естественными науками;

  • показать философию как методологию науки;

  • показать общее языкознание как теоретическую базу для современного русского литературного языка;

  • обогащать метаязык лингвистических дисциплин; продолжить ведения словаря лингвистических терминов;

  • представить различные точки зрения на природу, сущность и функции языка и языковые явления;

  • формировать мировоззрение будущих учителей-филологов.

Программа включает:

  • проблематику лекций;

  • проблематику семинарских занятий;

  • формы текущего контроля;

  • список рекомендуемой учебной литературы;

  • примерный перечень вопросов к экзамену;

  • дополнительные материалы.

Предлагаемая структура мобильна: отдельные темы и проблемы, исходя из конкретной учебной ситуации, преподаватель может опустить, предложив самостоятельное изучение и отдельных тем, и даже разделов.

Семинарские занятия не дублируют лекционных тем. Они показывают специфику таких занятий, учат студента разрабатывать теоретические проблемы, работать с монографиями, научными статьями, справочной литературой.

При составлении тематических планов курса всегда учитываются особенности подготовки по той или иной специальности, используются материалы по тюркологии, сопоставительной лингвистике, страноведению и т.д.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Место, цель и задачи курса «Теория языка» (Общее языкознание) в системе лингвистических дисциплин, изучаемых на филологическом факультете. Языкознание и философия, Языкознание и другие науки. Основные разделы общего языкознания: история языкознания, теория языка, методы и приемы лингвистического анализа. Основные учебные пособия.

История языкознания

Пробуждение у древних народов интереса к языку и его происхождению. Легенды, предания и мифы о происхождении языка у различных народов.

Языкознание в Древней Индии. Практические потребности, обусловившие возникновение языкознания в древнеиндийском обществе. Грамматика Панини (IV в. до н. э.) как своеобразный итог древнеиндийского языкознания (звуки речи и их классификация, предвосхищение понятия

фонемы, выделение имени и глагола и характеристика их грамматических категорий, учение о морфемном составе слова). Отражение древнеиндийской традиции в языкознании Китая, Персии, Древней Греции и арабов. Знакомство европейских ученых с санскритом и роль древнеиндийской грамматической традиции в развитии сравнительно-исторического языкознания.

Языкознание в древней Греции и Риме. Условия возникновения языкознания в Древней Греции. Философская трактовка проблем языкознания (спор о правильности имен, тезис о знаковом характере языка, вопросы о роли аналогии и аномалии в языке, о происхождении языка). Грамматическое учение Аристотеля как отражение логического подхода к вопросам языка. Учение стоиков (возникновение интереса к этимологии, разработка вопросов фонетики и грамматики). Александрийская грамматическая школа эллинистического периода. Филологическая работа александрийских ученых по установлению текста поэм Гомера и других греческих авторов. Стремление к систематизации грамматических описаний. "Искусство грамматики" Дионисия Фракийского. "О синтаксисе Аполлония Дискола. Выделение восьми частей речи и характеристика их грамматических категорий; установление парадигм словоизменения. Влияние греческого языкознания на римских грамматистов. Труды Марка ТеренцияВаррона. Грамматика Доната и Присциана как образцы описания языка в средневековой Европе. Значение античного языкознания. Роль трудов древнегреческих и римских грамматистов в формировании грамматической терминологии нового времени.

Языкознание средних веков и эпохи возрождения. Возникновение письменности на различных языках в связи с распространением христианства. Латинская грамматика как эталон языкового описания. Философский диспут между реалистами и номиналистами. Развитие языкознания в арабском халифате. Его практическая направленность и характер зависимости от индийской и классической традиции. Работы по фонетике, наблюдение над структурой слова и принципы лексикологии илексикографии. "Собрание турецких языков" Махмуда Кашгарск

Создание светской культуры в эпоху Возрождения с использованием традиций античности. Филологическое изучение языков и возникновение классической филологии. Начало критики библейских текстов и возникновение семитской филологии. Расширение лингвистическогокругозора и собирание языкового материала. Создание сравнительных словарей и каталогов известных языков ("Сравнительные словари всех языков и наречий" П. Палласа, "Каталог языков известных народов..." Л. Герваса, "Митридат, или Общее языкознание" И. Аделунга и И. Фатера). Роль реформации в создании новых литературных языков в Европе. Создание эмпирических грамматик. Философия языкаXVII — XVIII вв. как отражение философии рационализма (Р. Декарт, Т. Гоббс, Г. Лейбниц). Создание универсальной философской грамматики Пор — Рояля и ее роль в становлении общего языкознания. Проекты искусственных международных языков. Возникновение исторической и сравнительной точек зрения на язык (взгляды Ж. Ж. Руссо, И. Гердера, В. Джонса, Ф. Шлегеля).

История языкознания в славянскихстранах. Просветительская деятельность Константина (Кирилла) и Мефодия и возникновение старославянского языка. Старославянский язык как общий литературный язык славян эпохи раннего средневековья. Отражение византийской грамматической традиции на славянском юге и на Руси (рассуждения "О восьми частях слова"). Сочинение черноризца Храбра "О письменах". Завоевание Константинополя турками и второе южнославянское влияние, Перевод латинской грамматики Доната. Борьба с унией и создание пособий по церковнославянскому языку. "Букварь" первопечатника Ивана Федорова. Первые печатные грамматики церковнославянского языка ("Словеньска грамматика", грамматика "Адельфотис", грамматика Лаврентия Зизания). Возникновение первых азбуковников и словарей. Грамматика Мелетия Смотрицкого (1619). Труды Ю. Крижанича. "Русская грамматика" Г. Лудольфа (1696).

М. В. Ломоносов (1711-1765)и его философские груды. Ломоносов и проблемы развития русского литературного языка. "Российская грамматика" (1755) Ломоносова. Славяноведческие интересы Ломоносова. Ломоносов о

происхождении славян. Ломоносов как основоположник развития лингвистической мысли в России. ""Словарь Академии Российской".

Деятельность Й. Добровского (1753-1829) по изучению старославянского языка и письменности, по нормализации чешского литературного языка, по пропаганде русского языка. Значение Добровского как основоположника славянской филологии у западных славян, его роль в славянской науке и значение его трудов в истории славянского, и в частности чешского, национально — культурноговозрождения.

Возникновение сравнительно-исторического языкознания. Культурно-исторические предпосылки возникновения сравнительно — исторического метода (знакомство с санскритом, романтический интерес к народным древностям, в частности, индоевропейских народов, применение идеи исторического развития к языку). Ф. Бопп, Р. Раск, А. Х. Востоков и Я. Гримм как основоположники сравнительно — исторического языкознания. Характеристика их основных трудов, введенных в оборот языковых материалов и направления лингвистических исследований. Трактат Ф. Боппа (1791 — 1867) "О системе спряжения санскритского языка в сравнении с таковым греческого, латинского, персидского и германскогоязыков" (1816) иустановление системных соответствий в области глагольной флексии. Стремление Боппа к восстановлению «первобытного» состояния языкаи его взгляды на структуру и пути развития индоевропейских языковых форм. Его "Сравнительная грамматика" известных тогда индоевропейских языков. Труд Р. Ракса(1787 1832) "Исследование в области древнесеверного языка, или Происхождение исландского языка" (1818).Последовательность сопоставления родственных языков и стремление опереться на грамматические морфемы и исконный корнеслов как характерные черты его метода. '"Рассуждение о славянском языке" (1820) А. Х. Востокова (17811864). Правильное определение места и роли старославянского языка в кругу славянских живых языков, установление ряда фонетических соответствий славянских языков и их объяснение. "Русская грамматика" (1831), издание "Остромирова евангелия" (1843) и другие труды

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине лексикология, фразеология, лексикография. Морфемика. Словообразование

    Учебно-методический комплекс
    Русский язык как один из мировых языков и язык межнационального общения. Особенности русской языковой картины мира. Социальная дифференциация русского языка.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Специальность 050301 «Русский язык и литература с дополнительной специальностью»

    Учебно-методический комплекс
    Современный русский литературный язык : учеб.-метод. компл. дисц. : спец. 050301 «Русский язык и литература с дополнительной специальностью» / сост. Г.
  3. Учебно-методические рекомендации по написанию студенческих научно-исследовательских работ

    Курсовая работа
    Учебно-методические рекомендации по написанию студенческих научно-исследовательских работ (реферат, курсовая и дипломная работы, тезисы) для студентов 2 – 5-го курсов филологического факультета / Составители: Сыров И.
  4. В. З. Гарифуллин Печатается по решению (1)

    Документ
    Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Пятой Международной научно-практической конференции 16 – 18 октября 2008 года / Под.
  5. Рабочая программа дисциплины «спецсеминар» Блок дисциплин дс спец

    Рабочая программа
    Пунегова Г.В., Чуяшкова М.В. Кывтуялан удж подувъяс (Основы лингвистического исследования): Учебно-методическое пособие. Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет, 2004.
  6. Программа Дней науки мгпи 3 11 апреля 2012 года Оргкомитет конференции: Л. И. Осечкина, проректор по научной работе (председатель), Т. С. Иванова, Первый проректор (1)

    Программа
    Л.И. Осечкина, проректор по научной работе (председатель), Т.С. Иванова, Первый проректор, И.Ю. Савкина, проректор по дополнительному образованию, С.В.
  7. Программа Дней науки мгпи 3 11 апреля 2012 года Оргкомитет конференции: Л. И. Осечкина, проректор по научной работе (председатель), Т. С. Иванова, Первый проректор (2)

    Программа
    Дни науки МГПИ - это актуальная и масштабная инициатива Московского гуманитарного педагогического института, ориентированная на укрепление единого научно-образовательного пространства, популяризацию научных знаний и открытий, вовлечение
  8. Календарь знаменательных и памятных дат по Бурятии (2)

    Документ
    Календарь знаменательных и памятных дат по Бурятии Национальная библиотека Республики Бурятия издает с 1961 года. Очередной выпуск «Бурятия – 2008» отражает важные события из истории Бурятии, ее политической, экономической и культурной
  9. Первая (5)

    Документ
    Алексей Федорович, как я не раз об этом говорила, не любил вспоминать о прошлом, делать записки, набрасывать кое-что для будущих мемуаристов. Видимо, прошлое, особенно далекое, было тем ушедшим, счастливым миром, боль об утрате которого была мучительна.

Другие похожие документы..