Доклады о России

Доклады о России

Ежегодный доклад Государственного департамента США о свободе вероисповедания за 2009 год

Опубликовано Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда
26 октября 2009 года

РОССИЯ

Конституция провозглашает свободу религии, и на практике Правительство в целом соблюдало это право, однако в некоторых случаях власти ограничивали деятельность некоторых групп. Конституция предусматривает равенство всех религиозных объединений перед законом и их отделение от государства, но Правительство не всегда соблюдало эти положения.

Для большинства религиозных групп положение оставалось в основном без изменений, и государственная политика продолжала обеспечивать в целом свободное вероисповедание для большинства населения. Некоторые федеральные ведомства, такие как Департамент по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции, и многие местные органы власти, продолжали ограничивать права некоторых религиозных меньшинств. Юридические препятствия регистрации в соответствии со сложным законом 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее «Закон 1997 года»), по-прежнему ставили в невыгодное положение некоторые религиозные группы, считающиеся нетрадиционными. Некоторые факты указывают на то, что службы безопасности, в том числе Федеральная служба безопасности (ФСБ), рассматривали руководителей отдельных исламских и нетрадиционных групп, в том числе Свидетелей Иеговы, как лиц, представляющих угрозу безопасности.

Имели место сообщения о злоупотреблениях и дискриминации со стороны общества на основании религиозной принадлежности, вероисповедания или отправления религиозных обрядов. Для подавляющего большинства граждан религиозные вопросы не являлись источником социальной напряженности или проблем, но некоторые проблемы возникали в отношениях между группами, представляющими большинство, и объединениями меньшинств. Предубеждения против неправославных религий стояли за проявлениями антисемитизма и периодически возникающими трениями с инославными христианами. Поскольку ксенофобия, расизм и религиозный фанатизм часто тесно переплетены, зачастую бывало трудно определить, чем именно обусловлена дискриминация в отношении членов религиозных групп. Активисты консервативного толка, заявляющие о своих связях с Русской Православной Церковью (РПЦ), иногда распространяли негативные публикации и проводили акции протеста, направленные против религиозных групп, которые считаются нетрадиционными, в том числе против альтернативных православных конгрегаций. Некоторые священнослужители РПЦ публично заявляли о том, что они против какого бы то ни было расширения присутствия инославных деноминаций. Некоторые видные общественные деятели, в том числе Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл, предпринимали позитивные шаги в целях укрепления свободы вероисповедания.

Правительство США обсуждает вопросы свободы вероисповедания с Правительством в рамках своей общей политики поддержки прав человека. Правительство США регулярно привлекает ряд религиозных групп, неправительственных организаций (НПО) и других к диалогу о свободе вероисповедания. Посольство и консульства США в сотрудничестве с НПО способствуют разработке программ, призванных привлекать внимание должностных лиц к фактам дискриминации, предубеждения и преступлений на почве национальной или религиозной нетерпимости. Во многих случаях должностные лица федерального и регионального уровней оказывают серьезную поддержку в деле реализации этих программ. Посольство и консульства поддерживают широкие связи с различными религиозными и неправительственными организациями, постоянно общаясь с ними и проводя встречи для обсуждения проблем, вызывающих озабоченность у Правительства США. Сотрудники посольства изучали случаи возможного нарушения свободы религии и обсуждали вопросы предоставления виз религиозным работникам с паспортно-визовым управлением Министерства внутренних дел и с Министерством иностранных дел (МИД). Посол США затрагивал вопросы свободы вероисповедания в ходе консультаций с российскими государственными должностными лицами, а другие представители Государственного департамента и Правительства США в ходе общения с должностными лицами неоднократно поднимали вопрос об отношении к религиозным меньшинствам.

Раздел I. Религиозная демография

Площадь страны составляет 6 592 769 квадратных миль [17 075 272 квадратных километра], а население – 142 миллиона человек. На практике только небольшая часть граждан активно исповедует какую-либо религию. Многие из тех, кто причисляет себя к той или иной религиозной группе, участвовали в религиозной жизни редко или не участвовали вообще. Достоверных статистических данных о религиозной принадлежности населения с разбивкой по конфессиям не существует, и приведенные ниже сведения составлены на основе данных из государственных источников, результатов опросов и данных, полученных от религиозных объединений.

Около 100 миллионов человек считают себя православными христианами. Крупнейшим религиозным меньшинством являются мусульмане, которых насчитывается от 10 до 23 миллионов человек. Большинство мусульман проживает в Поволжье, на Урале и на Северном Кавказе, хотя значительное мусульманское население имеется также в Москве, Санкт-Петербурге и в некоторых районах Сибири. По имеющимся оценкам, численность буддистов составляет 1 миллион человек, большинство из которых проживают в традиционно буддистских регионах – в Бурятии, Туве и Калмыкии. По данным НПО «Славянский правовой центр», вторую по численности группу верующих-христиан составляют протестанты, у которых насчитывается 3,5 тысячи зарегистрированных организаций и свыше 2 миллионов последователей. По оценкам Римско-католической церкви, католиков насчитывается 600 тысяч человек, большинство из них нерусской национальности. Численность верующих евреев оценивается в 250 тысяч человек, подавляющее большинство которых проживает в Москве и Санкт-Петербурге. В некоторых регионах, таких как Якутия и Чукотка, практикуются пантеистические верования и преклонение перед силами природы, иногда параллельно с другими религиями.

Согласно заявлению, сделанному представителем Министерства юстиции в мае 2009 года, на 1 января 2009 года было зарегистрировано 23 078 религиозных организаций, или на 1 115 больше, чем в январе 2008 года. В июне 2008 года состав этих групп выглядел следующим образом: русские православные (12 586), мусульманские (3 815), протестантские (несколько деноминаций общей численностью 3 410), Свидетели Иеговы (402), иудаистские (286), старообрядческие православные (283), католические (240), буддистские (200) и другие деноминации. Большинство из проживающих в России многочисленных трудовых мигрантов – выходцы из мусульманских стран Средней Азии и Кавказа.

Раздел II. Соблюдение Правительством свободы вероисповедания

Нормативно-правовая база

Конституция провозглашает свободу религии, и на практике Правительство в целом соблюдало это право; однако в некоторых случаях власти ограничивали деятельность некоторых групп, чаще всего через процедуры регистрации. Конституция также предусматривает равенство всех религий перед законом и отделение церкви от государства, но Правительство не всегда соблюдало эти положения.

Закон 1997 года провозглашает равенство всех религий перед законом, запрещает вмешательство государства в религиозные дела и устанавливает простой порядок регистрации для религиозных объединений. По закону страна является светским государством без государственной религии. В то же время в преамбуле Закона 1997 года христианство, ислам, иудаизм, буддизм и другие религии признаются неотъемлемой частью исторического наследия страны, и отмечается «особый вклад» православия в историю страны и в становление и развитие ее духовности и культуры.

Правительством Российской Федерации Православное Рождество объявлено национальным праздником. Органы власти нескольких регионов, в том числе Чечни и Татарстана, где большинство населения составляют мусульмане, объявили официальными религиозными праздниками другие даты.

Для мужской части населения существует всеобщая воинская обязанность, но для тех, кто отказывается брать в руки оружие по религиозно-этическим соображениям, Конституция предусматривает альтернативную службу. Обычный срок воинской службы составляет 12 месяцев, а срок альтернативной службы в одном из подведомственных Министерству обороны учреждений составляет 18 месяцев; срок прохождения альтернативной службы в необоронном учреждении – 21 месяц. Некоторые правозащитные организации жаловались на то, что более продолжительный срок прохождения службы для призывников, выбравших альтернативную службу, фактически является наказанием для тех, кто отстаивает свои убеждения. Учащимся религиозных учебных заведений не предоставляется отсрочка от призыва на воинскую службу для завершения процесса обучения.

В соответствии с Законом 1997 года, установлено три категории религиозных объединений с разными уровнями правоспособности и привилегиями: группы, местные организации и централизованные организации.

Простейшей организационной формой является «религиозная группа», которая имеет право совершать богослужения, другие религиозные обряды, а также осуществлять религиозное обучение своих последователей. Группа не регистрируется в государственных органах и, следовательно, не обладает правоспособностью для открытия банковских счетов, владения имуществом, оформления приглашений иностранным гражданам, издания литературы, пользования налоговыми льготами или проведения богослужений в тюрьмах, государственных больницах или в вооруженных силах. Однако члены группы в индивидуальном порядке могут приобретать недвижимость для нужд группы, приглашать личных гостей для участия в религиозном просвещении и ввозить религиозные материалы. В принципе, группы, таким образом, могут арендовать общественные помещения и проводить богослужения, но на практике при совершении этих действий члены незарегистрированных групп иногда сталкивались со значительными трудностями.

«Местная религиозная организация» может быть зарегистрирована, если она состоит не менее чем из 10 участников и либо входит в структуру централизованной организации, либо существует на данной территории как религиозная группа на протяжении не менее 15 лет. Местные религиозные организации обладают правоспособностью юридического лица и могут открывать банковские счета, владеть имуществом, оформлять приглашения иностранным гражданам, издавать литературу, пользоваться налоговыми льготами и совершать богослужения в тюрьмах, государственных больницах и в вооруженных силах.

«Централизованная религиозная организация» может быть зарегистрирована, если она состоит не менее чем из трех местных организаций того же вероисповедания. В дополнение ко всем юридическим правам, предоставленным местным организациям, централизованные организации также имеют право учреждать новые местные организации без какого-либо периода ожидания. Централизованные организации, которые существуют в стране более 50 лет, имеют право использовать в своих официальных наименованиях слова «Россия» или «российский».

Закон 1997 года предоставляет должностным лицам право запрещать религиозные группы и тем самым запрещать всякую деятельность отдельно взятого религиозного объединения. После принятия этого закона группы, не прошедшие перерегистрацию до 31 декабря 2000 года, подлежали ликвидации, т. е. лишению правоспособности юридического лица.

Закон 2006 года «Об общественных объединениях» (Закон об НПО) содержит несколько положений, относящихся к религиозным организациям. Принятые в апреле 2007 года поправки упростили и смягчили требования в отношении религиозных организаций. И хотя каждая организация по-прежнему должна сообщать фамилии, имена и отчества, адреса и паспортные данные членов ее руководящего органа, им больше не надо сообщать подробности о религиозных собраниях, конференциях или заседаниях руководящего органа, в том числе о количестве участников. Порядок ведения бухгалтерского учета был также значительно упрощен. В апреле 2009 года Президент Медведев объявил, что в закон об НПО необходимо внести дополнительные поправки, чтобы упростить требования к НПО, и в мае сформировал рабочую группу для выработки предложений по внесению изменений. В июле 2009 года Президент Медведев подписал утвержденные Государственной Думой и Советом Федерации поправки, упрощающие требования по регистрации и отчетности, особенно для мелких НПО.

Закон об НПО дает Министерству юстиции право получать в свое распоряжение определенные документы, направлять своих представителей (по предварительному уведомлению) для присутствия на мероприятиях, проводимых религиозной организацией, и проводить ежегодную проверку соответствия деятельности организации целям, заявленным ею при государственной регистрации. Религиозные организации обязаны сообщать в Министерство юстиции о смене руководителя или изменении адреса в течение трех дней с момента вступления этих изменений в силу. Требуется также представление сведений об «организованных событиях и проводимых мероприятиях», а также учетные сведения о средствах, полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. В Законе об НПО содержатся обширные требования к ежегодному представлению отчетности. Мелкие организации особенно жаловались по поводу того, сколько времени и сил требует их соблюдение, а конфессии, у которых имеется много местных организаций, отмечали, что соблюдение этих положений по каждой местной организации весьма обременительно. Закон дает возможность Правительству подавать судебные иски против организаций, которые не выполняют требования, и если суд удовлетворит иск Правительства, от организации могут потребовать прекращения деятельности.

В соответствии с Федеральным законом № 160-ФЗ от 23 июля 2008 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации» полномочия по определению процедуры проведения государственной религиоведческой экспертизы были переданы Министерству юстиции Российской Федерации. Приказом № 53 министерства от 18 февраля 2009 года был создан Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы. Этот приказ вступил в законную силу 31 марта 2009 года. Руководителем Экспертного совета коллеги избрали Александра Дворкина. Дворкин активно выступает за то, чтобы относить группы религиозных меньшинств к категории экстремистских культов и «сект». Группы, представляющие религиозные меньшинства, и международные наблюдатели высказывают сомнения в его объективности как человека, занимающего официальную должность и выдающего рекомендации относительно того, какие религиозные группы следует регистрировать. Совет будет определять религиозный характер организации на основе ее учредительных документов и информации об основах ее вероучения и соответствующей практики, проверять и оценивать достоверность сведений относительно основ ее вероучения, содержащихся в представленной религиозной организацией документах, и проверять соответствие между фактически применяемыми и заявленными при государственной регистрации формами и методами ее деятельности.

  1. Доклады о России (2)

    Доклад
    Для политической структуры Российской Федерации характерна централизация с сосредоточением власти на уровне президента и премьер-министра, слабая многопартийная политическая система и двухпалатный парламент (Федеральное Собрание).
  2. Доклад фтс россии

    Доклад
    ФТС России осуществляет таможенный контроль в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (статьи 1 и 95 Таможенного кодекса Таможенного союза), а в части, не урегулированной Таможенным кодексом Таможенного союза,
  3. Доклад тпп россии «Налоги и бизнес в 2010 году. Итоги и перспективы»

    Доклад
    6.1. Предложения по доработке правительственного проекта № 448864-5 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности» 59
  4. Доклад уфмс россии по белгородской области (1)

    Доклад
    В настоящее время работа Управления Федеральной миграционной службы по Белгородской области проходит в условиях реализации 20 Административных регламентов.
  5. Доклад уфмс россии по белгородской области (2)

    Доклад
    Деятельность УФМС России по Белгородской области (далее – Управление) направлена на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в сфере миграции, а также обеспечение возможностей по реализации прав и интересов
  6. Доклад Минэкономразвития России

    Доклад
    Необходимость формирования новой нормативной правовой базы в области обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации становится все более актуальной задачей.
  7. Доклад Госкомстата России (1)

    Доклад
    Установление числа бедных граждан в России и выявление групп с наибольшим риском оказаться за чертой бедности являются вопросами ключевого и стратегического значения.
  8. Доклад Госкомстата России (2)

    Доклад
    Российская Федерация участвует в Программе международных сопоставлений с 1993 г. В настоящее время в этой области накоплен большой опыт и работа осуществляется в нескольких направлениях.
  9. Доклад Госкомстата России (3)

    Доклад
    Интеграция России в международное сообщество и переход к рыночным отношениям обусловили необходимость создания адекватной информационной базы, объективно и полно характеризующей происходящие в стране реформы.

Другие похожие документы..