Книга издана по благословению

ПОСВЯЩАЕТСЯ 1700-летию
КРЕЩЕНИЯ АРМЕНИИ

ИСТОКИ ХРИСТИАНСТВА

АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ

(I - V века)

Автор - составитель

профессор Мурадян А. В.

СВЯТОЙ ЭЧМИАДЗИН

2007

Книга издана по благословению

СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА и КАТОЛИКОСА ВСЕХ АРМЯН

ГАРЕГИНА ВТОРОГО

Повелением епископа

Езраса Нерсисяна

Главы Ново-Нахичеванской и Российской Епархии

Армянской Апостольской Святой Церкви

Рецензировал и рекомендовал к изданию

Член Верховного Духовного Совета

Армянской Апостольской Святой Церкви

Рафаел Папаян

Господи!

Сочти сей скромный труд посильной люмой,

вложенной в сооружение

Московского Кафедрального Собора

Армянской Апостольской Святой Церкви.

Боже Благодатный! Даруй мне милость,

Чтобы труд послужил во славу Твою

И во спасение душ наших. Аминь

Автор-составитель выражает благодарность

Всем, кто помог созданию этой книги.

Да поможет вам Бог!

Редактор ...........

Корректор ..........

Оформление и компьютерная верстка ......

 Святой Эчмиадзин

 Мурадян Алла Вартановна

Преподавание учебного предмета “История Церкви” в вузах Армении требует создания Учебного пособия, составленного с евангельских позиций, не претендующего на глубокое исследование деталей и частностей.

Богословие автора-составителя этой книги - классическая ортодоксия.

Информативные тексты различной трудности рассчитаны на русскоязычную аудиторию в качестве душеполезного чтения.

Книга предполагает знакомство с истоками христианской религии, с трудами отцов и учителей Вселенской Церкви вообще и Армянской Апостольской Церкви в частности.

Данное пособие для внеаудиторного чтения может быть использовано в качестве специального вузовского факультативного курса на материале текстов из истории христианства (I-V вв.).

Наш труд адресован и русскоязычным прихожанам Армянской Апостольской Святой Церкви, проживающим на территории России и в других странах, имеющих армянскую диаспору.

ПЕРВОПРЕСТОЛЬНЫЙ СВЯТОЙ ЭЧМИАДЗИН

ВЕРХОВНОМУ ПАТРИАРХУ И КАТОЛИКОСУ ВСЕХ АРМЯН

ГАРЕГИНУ ВТОРОМУ НЕРСИСЯНУ

От профессора кафедры гуманитарных наук

Ереванского государственного института театра и кино

Мурадян Аллы Вартановны

Волею Господа живу в Ереване и в Москве, преподаю русский язык и историю Церкви в русскоязычных группах. Изучаю богословие. Апробируя в русскоязычной среде и систематизируя информацию по истории Церкви, тщательно отобрала авторский материал из многих интересных и необходимых источников (более 100 наименований). С Божией помощью составила книгу “Истоки христианства. Армянская Апостольская Святая Церковь” (I-V вв.), которая состоит из трех частей:

  1. Из истоков Вселенской Церкви

  2. Армянская Апостольская Святая Церковь

  3. Православные отцы и учители Армянской Апостольской Святой Церкви

Не претендуя на глубокое исследование деталей и частностей, книга составлена с евангельских позиций православного верующего с целью преподать русскоязычному читателю фактические данные об основах Церкви, об отцах и учителях Вселенской Церкви вообще и Армянской Церкви в частности. Информативные тексты различной трудности рассчитаны на русскоязычную аудиторию в качестве душеполезного чтения.

Богословие автора-составителя - классическая ортодоксия. Наш труд адресован русскоязычным прихожанам Армянской Церкви, проживающим на территории России и других стран, имеющих армянскую диаспору.

Живя вне Армении, нам приходится сталкиваться с искаженными разномнениями об истории и обрядово-догматических особенностях нашей Церкви. К сожалению, некоторые современные российские издания показывают свою неосведомленность на достаточно высоком уровне, что вызывает боль и актуализирует наличие правдивой информации по данному вопросу. Не сомневаюсь, Вам хорошо известно, что эта проблема систематически исследовалась, издавались и издаются соответствующие весомые труды (См.: Архиепископ Аргутинский, проф. Эмин, Худобашев, Троицкий, Патриарх Орманян, докт. богословия епископ Е. Петросян, писатель Дж. Гуайта...). Мы воспользовались ценными сведениями многих авторов, собрали их воедино, систематизировали конкретные данные из истории Церкви, ее богатейшего духовного наследия, образовательно-воспитательной функции, отобрали информацию о корнях армянской культуры, об архитектуре, изобразительном искусстве, духовном песнопении, церковной поэзии, учении святых православных отцов. Новизной является то, что названный авторский материал специально сконцентрирован и преподносится не в отрыве, а в связи со Вселенской Церковью, со сведениями православных авторов церковной литературы. Впервые осуществлена попытка целостного представления Вселенской Церкви, у истоков которой незыблемо стоит Армянское Православие.

К сожалению, мы, верующие русскоязычные армяне нередко оказываемся недостаточно осведомленными во многих вопросах, касающихся нашего духовного наследия и было бы неплохо иметь под рукой доступное издание (переиздание), в котором собраны краткие сведения из этой богатейшей области, не только дающие определенные знания, но и укрепляющие наше национальное самосознание, ощущение духовной наследственности.

Слава Богу, Его благодеяниями вымолен сей труд и завершен. Неудавшиеся части мы готовы выправить с помощью назначенного Вами редактора (консультанта). Дай Бог, чтобы данная книга стала желанным служением нашей Церкви.

Прошу Вашего высочайшего благословения и содействия в издании книги.

С глубочайшим уважением

А. Мурадян.

0I.XI.2007 г.

ОТЗЫВ-РЕКОМЕНДАЦИЯ

(о работе Мурадян А. В. “Истоки христианства. Армянская Апостольская

Святая Церковь (I-V вв.)”

Труд профессора кафедры гуманитарных наук Ереванского государственного института театра и кино Мурадян Аллы Вартановны “Истоки христианства. Армянская Апостольская Святая Церковь (I-V вв.)” предназначен как пособие для спецкурса по истории Армянской Церкви, адресованное русскоязычной аудитории. Необходимость и актуальность подобного пособия не вызывает сомнений: в нем нуждаются, помимо студентов, сотни тысяч армян, проживающих в России, странах постсоветского пространства, а также далекого зарубежья, где за последние годы значительно возрос приток русскоязычных армян. Книга эта найдет своего читателя также в самой Армении. Значение этого труда выходит и за рамки сказанного. Имеем в виду то обстоятельство, что история Армянской Церкви, ее вероучение по сей день представляются за пределами Армении в искаженном виде, в том числе в иноконфессиональных учебных заведениях. Издание труда А. Мурадян может восполнить пробел и внести серьезную коррекцию в бытующие представления об Армянской Церкви и ее вероучении, представив иноязычному читателю его православную, апостольскую основу, не замутненную более поздними наслоениями.

Весьма полезно, что книга представляет армянский материал не изолированно, а в общехристианском контексте, на что указывает сама двухчастная структура: в первой части представлено евангельское учение, всеобщая история христианства вообще, охватывающая наиболее важные и значительные вехи его распространения и развития. Уже в этой части вкраплены эпизоды, важные и необходимые для понимания процессов, происходивших в Армении - процессов, более подробно изложенных во второй части. Особенность предлагаемого пособия состоит в том, что оно представляет собой не авторское изложение исторического и догматического материала, а собрание фрагментов из авторитетных трудов по каждой предлагаемой теме. Причем круг авторов весьма широк и охватывает как современных исследователей и религиозных деятелей, так и святоотеческую литературу, как отечественных, так и русских и европейских авторов. Таким образом, вопросы представлены многоаспектно, исключена однобокость видения, и, если угодно, обеспечен “полифонизм” повествования. С другой стороны, подобный “жанровый выбор” способствует тому, что в книге фактически объединены жанры пособия и хрестоматии, вследствие чего для достаточного с точки зрения вузовских требований и адекватного освоения изложенного материала нет нужды обращаться к дополнительной литературе - особенность, на наш взгляд, чрезвычайно важная для труда, преследующего именно учебные цели.

Не считаем необходимым представлять здесь содержательный каркас представляемого труда, который вполне можно “реконструировать” из оглавления. Но считаем нужным подчеркнуть, что автор не замыкается на сугубо религиозно-церковном аспекте, но выходит и за его рамки, представляя его на широком культорологическом фоне, обращаясь к искусству, поэзии, архитектуре Армении как к отдельным темам, безусловно, в тесной связи с христианским миропониманием в армянском преломлении.

После первого знакомства с трудом А. Мурадян были высказаны некоторые пожелания, в частности, касающиеся ряда формулировок, некоторой композиционной нечеткости, являющейся скорее итогом подобной тематической и проблематической широкоохватности, и т.п. В настоящем виде эти пожелания учтены.

Указанные достоинства труда А. Мурадян позволяют с уверенностью рекомендовать его к изданию.

Рафаел Папаян

Член Верховного Духовного Совета

Армянской Апостольской Св. Церкви

Один Господь, одна вера, одно крещение.

Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.

(Ефес. 4:5-7)

ИЗ ИСТОКОВ ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ

О ВЕРЕ В БОГА

Кто будет веровать и креститься, спасен будет;

а кто не будет веровать, осужден будет.

(Марк 16:16)

Доказательства бытия Божия очевидны; первое место из них занимает начертанный Богом на скрижалях сердца человеческого внутренний закон, убеждающий в существовании Божества. У народов грубых выражалось это в поклонении неодушевленным предметам: солнцу, луне, огню и пр., а у некоторых находим даже созданный ими храм неведомому Богу, из чего вполне убеждаемся, что при сотворении человека насаждено в него было Богопочитание, как нечто естественное. А если и появились безбожники, отрицающие бытие Божие, то эти люди, не только развратившие понятия свои, но даже исказившие естественный закон.

Закон внутренний, данный нам Богом, показывает нам добро и зло, и за сделанное добро награждает душевным радостным ощущением, а за зло наказывает мучением совести, что служит очевидным доказательством бесконечной Премудрости Творца нашего. Который хотя и даровал нам свободную волю, но вместе с тем вселил внутрь нас как-бы некоего руководителя, который внутренними внушениями и ощущениями побуждает нас к исполнению воли Божией. Затем даны нам Святое Писание и Закон Божий, которые со всею ясностью приводят нас к познанию бытия Божия и Его Божественных Премудрых целей сотворения вселенной, ибо все видимое и невидимое нами в мире сем немолчно говорит нам о Творце и Зиждителе, о Его благости, всемогуществе и премудрости ... Что само собою ничего не могло явиться на свете, в этом убеждаемся из того, что в продолжение всего времени существования мира само собою ничего не сотворилось и не явилось, кроме того, что в начале сотворил Всемогущий Бог... Не получив настоящего религиозного образования, водимые духом гордыни, некоторые люди думают, что стали умнее всех, и что до них заблуждались; они находятся под особым влиянием исконного врага вечного спасения.

Вера тогда только спасает человека, когда дела его сообразны с нею, вера без дел мертва (Иак. 2:26); и дела наши добрые тогда только приятны Богу, когда они совершаются с верою в Иисуса Христа (Кол. 3:17; Рим. 14:23). Вера - это небесный луч, просвещающий тьму нашей жизни, руководящий нас к небесному нашему отечеству. Вера есть тот голос, которым слепец кричал: “Сыне Давидов, помилуй меня”… Вера есть дар Божий, который утверждается и укореняется в нас от исполнения заповедей Божиих, от постоянного стремления к добру. Для научения и утверждения в вере и благочестии должно прибегать к матери нашей Святой Церкви, в которую, как в богатое хранилище, апостолы положили все, что есть истинного, спасительного… Где нет веры, там необузданность страстей, увлекающая человека в бездну зол; за безверие постигает гнев Божий, это видим в погибели древнего мира в потопе, в поглощении землею нескольких городов… Неверие разрушает человеческое благополучие, не только частное семейное, но и общественное. Вера, как и всякая добродетель, подлежит искушениям; не искусившийся не искусен… Души, чуждые веры в Бога Творца своего, святые отцы именуют мертвыми… Усердная молитва, частая и сердечная исповедь и причащение Святых Христовых Тайн, любовь к ближним, смирение - надежнейшие средства к сохранению и утверждению веры.

Апостол Фома уверовал в воскресение Христово тогда только, когда увидел язвы Спасителя, и Господь сказал ему: ты видел и уверовал, но более достойны похвалы те, которые не видевши, веруют… Истинная вера есть уверенность в невидимом, как бы в видимом, и в ожидаемом, как бы в настоящем; так не видим мы Бога, но веруем, что Он есть; не видим мы будущего блаженства, уготованного праведным, и вечных мук, ожидающих грешных, но веруем, что они есть, - такая вера есть истинная. Богоугодная совершенная вера состоит в полной преданности воле Божией, как о сем упоминает Святое Евангелие (Марк 11:23). Такая вера есть великий дар Божий, ниспосылаемый преимущественно сердцам простым и незлобивым (Матф. 11:25-26). О глубина премудрости и разума Божия! ... “Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!” (Рим. 11:33), - взывает святой апостол Павел, научая нас не высокомудрствовать о Божественных предметах, недоступных понятиям ограниченного ума нашего, а более руководствоваться смирением, ибо дела Божии непостижимы. Будем веровать в простоте сердца, как веровали святые апостолы...

Вера производит в сердце верующего радость и веселие о Господе Спасе, о Его благости и человеколюбии; она смягчает злострадание и скорби, …делает человека холодным ко всему земному, преходящему, побуждает его искать вечного, нетленного, небесного; она таинственно соединяет душу верующего с Христом, как невесту с женихом. “И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа” (Осии 2:20); св. апостол Павел пишет: “Ибо я ревную о вас ревностью Божию, потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою”, (2Кор. 11:2) ... Велика сила веры. Верующим все возможно.

Распространение христианской веры в самом своем начале встретило жесткое сопротивление со стороны духа злобы, продолжающееся и до сего времени. По слову апостольскому: “... Возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого, ... и меч духовный, который есть слово Божие” (Еф. 6:16-17). По слову Господню: “... Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее” (Матф. 16:18).

Так как вера в Бога есть основание нашего спасения, то ею и начата беседа наша. Для устроения вечного небесного жилища нужны многие добродетели, необходимые для спасения души. Приступая к начатию всякого доброго дела, а особенно к чтению душеполезных сочинений, необходимо помолиться Богу, внутренно из глубины сердечной попросить Его, дабы Он благословил начинание наше и соделал оное плодоносным, а иначе напрасен будет труд наш, по слову Господню: “Без Мене не можете творити ничегоже”…

  1. Книга издается с благословения Епископа Пермского и Соликамского Иринарха, при поддержке Епархии и при содействии Благочинных Епархии (в том числе Благочинного Лысьвенского округа Алексеем Чебаковым)

    Книга
    Землячество «Чусовляне» обращается к Вам с просьбой о поддержке проекта издания книги-фотоальбома «Храмы Пермского края». Книга издается с благословения Епископа Пермского и Соликамского Иринарха, при поддержке Епархии и при содействии
  2. 3 Февраль 2010 г. Издается по благословен I ю Преосвященнаго Корнил I я, епископа Тверскаго

    Документ
    Если Помазанник, христос Господень, есть икона, образ Христа Небесного, Богочеловека Иисуса, необходимо проследить наличие этой иконичности, т.е. наложить образ на Первообраз.
  3. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна

    Документ
    Многочисленные переиздания книги иеромонаха Серафима Роуза свидетельствуют о том, что труды американского православного подвижника оказались близки сердцу русского читателя.
  4. Книга на притяжении двух веков является лучшим руководством к пониманию смысла Божественной Литургии. При подготовке книги было использовано издание 1884 г.

    Книга
    «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии». И. Дмитревский (1754-1829). Книга на притяжении двух веков является лучшим руководством к пониманию смысла Божественной Литургии.
  5. Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, эк (9)

    Книга
    MK07-04223-sn Святочные рассказы пер. 317 стр., 2005 год, (5-98576-015-3), издательство Артос-Медиа, . . Святочные рассказы для детей иллюстрируют христианскую заповедь, назидательны, но мораль здесь не высказывается прямо.
  6. Книга "Лекции по культурологии". (Автор Поликарпов В. С.)

    Книга
    Социальное влияние культура приобретает прежде всего в качестве необходимого аспекта деятельности общественного человека, которая в силу своего характера предполагает организацию совместной деятельности людей, а следовательно, ее регулирование
  7. Аннотированный список плоскопечатных изданий, полученных в рамках проекта «Православная литература в форматах, доступных для инвалидов по зрению»

    Аннотированный список
    Как толковать те или иные слова из Евангелия? Как поступить в трудной жизненной ситуации православному христианину? Как правильно креститься и читать молитвы?
  8. Книга «Православие. Словарь-справочник»

    Книга
    ИЗДАНО ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II Книга «Православие. Словарь-справочник» – это маленькая энциклопедия начинающего христианина или человека, который хотел бы ознакомиться с Православием,
  9. Книга диакона Андрея Кураева, профессора Свято-Тихоновского Православного Богословского Института, посвящена замыслу объединения религий. (1)

    Книга
    Книга диакона Андрея Кураева, профессора Свято-Тихоновского Православного Богословского Института, посвящена замыслу объединения религий. Этот замысел активно провозглашается множеством сект (вспомним Аум Синрике, выдававшую себя за

Другие похожие документы..