Книга издана по благословению

Святой Афон 1875 г. Иеромонах Арсений

О ПУТИ, ВЕДУЩЕМ К БОГУ

Много путей, ведущих к Богу, но, полагаем, не ошибемся, если во главе всего поставим памятование о смерти, драгоценнейший из всех духовных подвигов, ибо оно, и только оно одно, отторгает человека от сует века сего, делает его мертвым миру, уничтожает в нем все греховные страсти, заменяет все подвиги, обнимает всю жизнь человека, очищает его сердце, привлекает к нему благодать Святого Духа, и тем дарует ему свободное восхождение на небо, без препятствия от воздушных властей миродержателя тьмы века сего.

Великий из подвижников св. Исаак Сирский о памятовании смерти так рассуждает: “Сатана ненавидит сей помысел и всеми своими силами нападает, чтобы истребить его в человеке, ибо знает, коварный, что если помысел сей пребывает в человеке, то ум его стоит уже не на этой земле обольщения, и козни его к человеку не приближаются”.

Так как памятование смерти в действии своем есть... непрерывное устремление внимания ума, и с ним всех сил души, к будущейй вечной жизни, то цель всех усилий искусителя состоит в том, чтобы развлечь внимание подвижника Христова и направить оное к заботам житейским, или рассеять по суетным предметам настоящего мира. “И потому, - говорит преподобный Исаак, - если бы можно было, сатана отдал бы человеку царство целого мира, только бы развлечением изгладить в уме его таковой помысел. И если б мог, то сделал бы это охотно”.

Итак, вот верный и кратчайший путь всем, ищущим спасения души, это – памятование о смерти…

Призываем благословение Всевышнего на малый труд наш, и просим, да отверзутся

благодати Его ум и сердце чтущих и тщащихся об исполнении святой воли Его по реченному: “ПУТИ ТВОИ, ГОСПОДИ, СКАЖИ МИ, И СТЕЗЯМ ТВОИМ НАУЧИ МЯ”.

Святой Афон 1875 г. Иеромонах Арсений

/Стяжание духовных добродетелей, вводящих в жизнь вечную.

Избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству… Маргарит Иеромонаха Арсения. Издание 7-ое Афонского Русского Пантелеймонова монастыря. М.: 1911… М.: Правило веры, 1995, с. 9-20, с. 6-7/

БОГ

Природа, Вселенная имеют своего Создателя, Творца. По-русски Его называют Богом. Создатель мира, как и наша мысль, невидим. Его никто не видел. Но у нас перед глазами Его бесчисленные создания, и мы должны быть благодарны Ему за все: за светлое утро, за дождь и солнце, за радость жить.

Человек может говорить с Богом. Эта беседа с Творцом называется молитвой.

Доверие к Создателю, желание жить по Его воле, любовь к Нему и есть вера…

Многое Бог Сам открывает людям через Своих посланников: святых и мудрецов.

Главное, что Им открыто, записано в Библии и Она состоит из множества книг. Более тысячи лет писали их великие люди для нас. Главная часть Библии называется Евангелие. На греческом языке это слово означает Радостную Весть о том, что Творец любит весь мир, каждого человека. О том, что Он может освободить нас от зла. О том, как однажды, Он сам явился среди людей, чтобы говорить с ними лицом к лицу… Словом – о Христе.

Составили Евангелие те, кто лично знал Иисуса Христа (апостолы Матфей, Иоанн) или Его учеников (Марк, Лука).

/Александр Мень. Свет миру. М. 1991, с. 10-11/

О БОГЕ, ЕГО СВОЙСТВАХ И ДЕЙСТВИЯХ

Бог есть един по Существу, но троичен в Лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Троица единосущная и нераздельная.

Бога мы не видим и видеть не можем, потому что Он есть ДУХ, то есть духовное, бестелесное Существо. Не было такого времени, когда бы Бога не было, и не будет такого времени, когда Бога не будет. Бог как всегда существовал, так и будет существовать. Поэтому мы и называем Его Вечным, т.е. всегда существующим. Бог преисполнен всякого блага и делает для нас одно только добро, даже самое горе, бедствия и несчастья посылает нам для нашего же блага, и потому мы называем Бога Всеблагим, т.е. предобрым, премилостивым. Бог знает все, что было, что есть и что будет. Он знает не только то, что мы делаем, но и что говорим и даже думаем. Поэтому мы и называем Бога Всеведущим, т.е. всезнающим. Бог преисполнен всякой правды: нет в Нем никакого недостатка, греха, одни только нравственные совершенства украшают Его Существо. Сам преисполненный правды Он и в людях любит одну только правду и поступает всегда по правде и каждому воздает по делам его: добрых людей награждает, а злых наказывает. Поэтому мы и называем Его Всеправедным, т.е. святым и правосудным. Бог все может сделать, что захочет. Для Него нет ничего невозможного. Так, например, восхотел Он по Своей благости сотворить мир, и сотворил его из ничего, одним Словом Своим. Поэтому мы и называем Бога Всемогущим. Бог везде находится. Нет места, где бы Бога не было, и никогда мы не можем скрыться от Него. Поэтому Бог и называется Вездесущим, т.е. везде находящимся. Бог никогда не изменяется в Своем Существе, в Своих нравственных совершенствах, в Своих действиях и желаниях. Каков был Бог от вечности, таков Он и теперь, таким будет Он и всегда. Поэтому мы называем Бога Неизменяемым. Бог ни в чем не нуждается, напротив, Сам дает всем тварям жизнь и все необходимое для их жизни, и поэтому мы называем Бога Вседовольным. Бог не испытывает никакой скорби, никакого горя, но будучи преисполнен нравственных совершенств, Он всегда находится в блаженном состоянии. Поэтому мы и называем Бога Всеблаженным.

Было время, когда окружающего нас видимого мира не было: не было ни нашей земли, ни солнца, ни луны, ни звезд на небе. Все это, весь этот видимый мир, сотворен Богом, по Его благости, силою Его всемогущества. Поэтому мы и называем Бога Творцом мира. Сотворив мир, Бог не оставил его без Своего попечения, но постоянно промышляет о нем, охраняет его и все созданное Им направляет к благим целям. Поэтому мы и называем Бога Промыслителем мира.

Итак, мы, христиане, веруем, что Бог есть Дух Вечный, Всеблагий, Всеведущий, Всеправедный, Вездесущий, Неизменяемый, Вседовольный, Всеблаженный. Он есть Творец и Промыслитель мира.

/Учебник по Закону Божию. Варшава: Светоч. 1926. ч.1, Наб.Челны, 1996, с. 6-8/.

БЕСЕДА О БОГЕ – ТВОРЦЕ

Веровать в Бога, значит:

быть твердо уверенным в том, что Бог есть (существует), промышляет (заботится) о нас;

всем сердцем принимать все, что Он открыл о Себе и о спасении людей воплотившимся Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом.

Чтобы вера наша была живой и действительной, необходимо исповедовать ее, т.е. открыто выражать внутреннюю веру в Бога словами и добрыми делами так, чтобы никакие опасности, гонения, страдания и самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога. Только при таком твердом исповедании мы можем спасти свою душу. “Сердцем веруется к праведности, а устами исповедуют ко спасению”, - говорит апостол Павел (Рим. 10:10).

О единстве истинного Бога, о том, что Бог есть один и нет другого кроме Него, написано в Библии (Исх. 44:6; Исх. 20:2-3; Втор. 6, 4; Иоанн. 17, 3; 1Кор. 8, 4-6…).

Бог есть Существо высшее, надмирное, сверхъестественное. Знать Существо Бога невозможно. Оно выше всякого познания не только людей, но даже и ангелов. Но из откровения Божия, из ясных свидетельств Священного Писания (Библии), мы можем иметь понятие о Существе и основных свойствах Божиих:

Бог есть Дух (Иоанн. 4, 24), Живой (Иерем. 10, 10; Фес. 1, 9), Самобытный, т.е. ни от кого не зависящий, а имеющий жизнь в Самом Себе – Сущий (Исх. 3, 14; Иоанн. 2, 13), Вечный (Псал. 89; Исх. 40, 28), Вездесущий (Псал. 138, 7-12; Деян. 7, 27), Неизменяемый (Иак. 1, 17; Мал. 3, 6; Псал. 101, 28), Всеведущий (1Иоанн. 3, 29; Евр. 4, 13), Всемогущий (Быт. 17, 1; Лук. 1, 37; Псал. 32, 9), Всеблагий (Матф.19, 17; Псал. 24, 8), Премудрый (Псал. 103, 24; Рим. 14, 23; 1Тим. 1, 17), Всеправедный (Псал. 7, 12; Псал. 10, 7-2; Рим. 6, 11), Вседовольный (Деян. 17, 25), Всеблаженный (1Тим. 6, 15)…

Бог един, но не одинокий, потому что Бог един по своему Существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой, - Троица единосущная и нераздельная. Единство Трех, бесконечно любящих друг друга Лиц: Бог есть Любовь (1Иоан. 4, 16).

Как единый Бог есть в трех Лицах – эта тайна, непостижимая для нашего ума; но мы веруем по свидетельству Божественного Откровения. Тайну Святой Троицы открыл нам Сам Господь Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь, Он сказал: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа” (Матф. 28, 19). Апостол и евангелист Иоанн также ясно свидетельствует не только о троичности Божественных Лиц, но и о единосущии ИХ. “Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино” (1Иоан. 5, 7). Апостол Павел, обращаясь к коринфским христианам, говорит: “Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами” (2Кор. 13, 13).

* * *

Бог – Творец всего мира и Законодатель.

Самая высшая истина для человека – Бог. Он невидим глазами, как радость, как ум, как любовь… Но мы видим Его дела и можем Его чувствовать сердцем. Многие люди также сильно чувствуют Бога и знают, что Он с ними, как ты, закрыв глаза, можешь чувствовать, что с тобой любящие тебя.

Так чувствуют Бога праведные люди, которые исполняют Его заповеди, всех любят, никогда не лгут. Святые еще больше знают Бога: они видят Его славу открыто… Обыкновенно же люди чувствуют Бога только изредка, когда молятся, когда на душе у них светло и радостно. Чем больше у человека добра и правды на душе, тем ближе он к Богу.

Все люди без различия, какие бы они ни были, могут многое узнать о Боге из всего, что есть вокруг нас на земле и на небе. Многое можно узнать из видимого мира, но еще больше можно узнать о Боге из своей души и из жизни святых людей. Больше же всего можно узнать из святых книг, которые называются Священным Писанием или Библией.

Христианская вера учит нас, что еще до сотворения физического мира Бог сотворил мир духовный и что в этом духовном мире некоторые духовные силы (ангелы) возгордились, отпали от Бога, стали силами зла. Грех человека впустил эту силу зла в нашу земную жизнь. Бог дал свободу сотворенному им миру и поэтому допускает вероятную возможность пассивного зла, но Он дает нам силы, чтобы бороться со злом и жить на земле. Для этого Бог дал нам Свои законы. Один из таких законов, - это то, что все люди должны трудиться и оттого делаться лучше, чем они есть… Мы должны делаться лучше сами и улучшать все вокруг себя. Все мы – люди, животные, растения – связаны друг с другом и не могли бы жить друг без друга, без солнца, без звезд и без всего мироздания! Так един созданный Богом мир.

Так же, как в физическом мире, созданном Богом, все связано со всем, так связано все со всем в душевном мире, в мире отношений между всеми нами. Сила, которая действует в жизни людей, как энергия света действует в жизни природы, - любовь. Бог дал нам любовь, без любви нет жизни, люди живут любовью друг к другу и любовью к Богу.

Никогда не существовало народа или цивилизации, у которого не было бы каких-нибудь религиозных верований. А самые великие современные ученые, даже такие, которые не считают себя христианами, признают, что не может быть все на свете случайным. Об этом свидетельствует Разумная Сила, Которая создала и продолжает создавать наш мир, руководить его законами. Но думать, что мир создан Разумной Силой, не значит еще по-настоящему верить в Бога, любить Бога, знать Бога, жить по-Божьи, хотя часто это помогает прийти к вере. Вера в Бога значит гораздо больше, чем только признавать, что мир создан разумной Силой – Богом.

Человек не только ест и пьет, и добывает себе пищу. Он и думает, и чувствует, и помнит о прошлом, и мечтает, и обдумывает будущее, и любит и ненавидит, и жалеет, и сердится. Иначе говоря, он живет не только физической жизнью, но и душевной. Как и все, что живет в физическом мире, человек подчинен физическим законам: если он перестанет есть и пить, он умрет; если он прыгнет с высокого места, он упадет вниз. В душевной жизни человека тоже есть Богом установленный закон. Но этот закон человек может исполнить свободно, по своей собственной доброй воле. Он может пожалеть и не пожалеть, может сказать правду и солгать, уступить или настоять на своем.

Во всякой вере в Бога, во всякой религии очень много значит тот нравственный закон, который Бог открывает человеку и который человек старается принять. Но даже нравственный закон, хотя он очень много значит, - все-таки не самое важное, что открывает и дает нам Бог в христианской вере. Самое главное - это то, что Бог Творец мира и Законодатель, любит нас, дает Свою любовь каждому из нас в отдельности и всем вместе. Бог так любит нас, так жалеет нас, что Он, Всемогущий Бог, в Лице Господа Иисуса Христа, стал Человеком, жил как человек, взял на себя страшные человеческие страдания и умер за грехи всех людей, постоянно нарушавших и нарушающих Божии Законы. Эта любовь связывает каждого из нас с Богом и этой любовью Бог живет в каждом из нас.

/Закон Божий. Сост. С. Куломзина, М.: Паломник. 1991, с. 6-10/

УЧЕНИЕ О СВЯТОЙ ТРОИЦЕ

Христиане верят в единого Бога. Этим их вера отличается от язычества, от тех религий, которые обожествляют разные силы природы, поклоняются и молятся им, как божествам. Христиане верят, что единый Бог есть Пресвятая Троица, что Бог троичен в Лицах: БОГ ОТЕЦ, БОГ СЫН – ИИСУС ХРИСТОС И БОГ ДУХ СВЯТОЙ.

До того, как пытаться говорить об этом, надо понять, что никто из нас не может умом постигнуть, что такое Бог: Бог выше, глубже, сильнее нашего человеческого ума, и мы только можем говорить о том, что Бог делает, как Он Себя проявляет, какие Его свойства.

О тайне Святой Троицы говорит Священное Писание.

Бог явился ветхозаветному пророку Аврааму в виде трех Ангелов…

Всего больше о Святой Троице сказано в Новом Завете, в рассказе о том, как Иисус Христос крестился у Иоанна. Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который как голубь ниспускался на Иисуса Христа. И услышал глас с небес; “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мф. 3, 16-17). Праздник Крещения Господня так и называется -“Богоявление”.

Вера в единого Бога, троичного в Лицах, помогает нам лучше понять, что Бог есть любовь. Бог един, и в то же время Он есть самая тесная любовь и единство трех бесконечно любящих друг друга Лиц.

О том, как невозможно человеческому уму понять тайну Святой Троицы, говорит нам рассказ про блаженного Августина (IV – V вв.). Он долго и мучительно размышлял о тайне Святой Троицы, пытаясь проникнуть в нее своим умом. Как-то шел блаженный Августин по берегу моря, думая все о том же, и вдруг видит он – на песке сидит маленький мальчик, выкапывает ручками ямку в песке и потом, зачерпывая ладонями воду из моря, льет ее в ямку.

- Что ты делаешь? – спросил блаженный Августин.

- А я хочу море перелить в ямку, - ответил мальчик.

И святой понял этот ответ, как указание ему самому, что не может человеческий ум понять Сущность Бога…

Когда мы говорим, что верим в Святую Троицу, мы этим говорим, что верим в Бога-Творца всего, Который обращается к нам с такой любовью, что Он, в Сыне Своем Иисусе Христе, разделил с нами нашу жизнь и наши страдания, что Он дает жизнь всему живущему.

Бог – Творец, Бог – Любовь, Бог – Жизнь. Вот почему, когда мы осеняем себя крестом, мы говорим: “Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

/Закон Божий. Сост. С. Куломзина. М.: Паломник. 1991, с. 19-20/

  1. Книга издается с благословения Епископа Пермского и Соликамского Иринарха, при поддержке Епархии и при содействии Благочинных Епархии (в том числе Благочинного Лысьвенского округа Алексеем Чебаковым)

    Книга
    Землячество «Чусовляне» обращается к Вам с просьбой о поддержке проекта издания книги-фотоальбома «Храмы Пермского края». Книга издается с благословения Епископа Пермского и Соликамского Иринарха, при поддержке Епархии и при содействии
  2. 3 Февраль 2010 г. Издается по благословен I ю Преосвященнаго Корнил I я, епископа Тверскаго

    Документ
    Если Помазанник, христос Господень, есть икона, образ Христа Небесного, Богочеловека Иисуса, необходимо проследить наличие этой иконичности, т.е. наложить образ на Первообраз.
  3. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна

    Документ
    Многочисленные переиздания книги иеромонаха Серафима Роуза свидетельствуют о том, что труды американского православного подвижника оказались близки сердцу русского читателя.
  4. Книга на притяжении двух веков является лучшим руководством к пониманию смысла Божественной Литургии. При подготовке книги было использовано издание 1884 г.

    Книга
    «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии». И. Дмитревский (1754-1829). Книга на притяжении двух веков является лучшим руководством к пониманию смысла Божественной Литургии.
  5. Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, эк (9)

    Книга
    MK07-04223-sn Святочные рассказы пер. 317 стр., 2005 год, (5-98576-015-3), издательство Артос-Медиа, . . Святочные рассказы для детей иллюстрируют христианскую заповедь, назидательны, но мораль здесь не высказывается прямо.
  6. Книга "Лекции по культурологии". (Автор Поликарпов В. С.)

    Книга
    Социальное влияние культура приобретает прежде всего в качестве необходимого аспекта деятельности общественного человека, которая в силу своего характера предполагает организацию совместной деятельности людей, а следовательно, ее регулирование
  7. Аннотированный список плоскопечатных изданий, полученных в рамках проекта «Православная литература в форматах, доступных для инвалидов по зрению»

    Аннотированный список
    Как толковать те или иные слова из Евангелия? Как поступить в трудной жизненной ситуации православному христианину? Как правильно креститься и читать молитвы?
  8. Книга «Православие. Словарь-справочник»

    Книга
    ИЗДАНО ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II Книга «Православие. Словарь-справочник» – это маленькая энциклопедия начинающего христианина или человека, который хотел бы ознакомиться с Православием,
  9. Книга диакона Андрея Кураева, профессора Свято-Тихоновского Православного Богословского Института, посвящена замыслу объединения религий. (1)

    Книга
    Книга диакона Андрея Кураева, профессора Свято-Тихоновского Православного Богословского Института, посвящена замыслу объединения религий. Этот замысел активно провозглашается множеством сект (вспомним Аум Синрике, выдававшую себя за

Другие похожие документы..