Доклад рабочего совещания

GE.00-31208 (R)

NATIONS UNIES

___

COMMISSION ECONOMIQUE

POUR L'EUROPE

ОБЪЕДИНЕННЫЕ НАЦИИ

___

ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

КОМИССИЯ

UNITED NATIONS

___

ECONOMIC COMMISSION

FOR EUROPE

SEMINAIRE

СЕМИНАР

SEMINAR

КОМИТЕТ ПО РАЗВИТИЮDistr.

ТОРГОВЛИ,ПРОМЫШЛЕННОСТИGENERAL

ИПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

TRADE/WP.6/2000/2

РАБОЧАЯ ГРУППА ПО ПОЛИТИКЕ TRADE/CHEM/SEM.3/2

В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО 14 April 2000

СОГЛАСОВАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ

RUSSIAN

СПЕЦИАЛЬНАЯ ГРУППА ЭКСПЕРТОВ Original: ENGLISH

ПО ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Рабочее совещание по использованию стандартов

системы экологического менеджмента ИСО 14000

в химической промышленности в регионе ЕЭК ООН

(Будапешт, Венгрия, 30-31 марта 2000 года)

ДОКЛАД РАБОЧЕГО СОВЕЩАНИЯ

1. Рабочее совещание по использованию стандартов системы экологического менеджмента ИСО 14000 в химической промышленности в регионе ЕЭК ООН было проведено по предложению и по приглашению правительства Венгрии, которые были представлены Рабочей группе ЕЭК по политике в области технического согласования и стандартизации. Идея организации Рабочего совещания была поддержана как Рабочей группой, так и Специальной группой экспертов по химической промышленности и реализована ими в качестве совместного проекта. Рабочее совещание состоялось в гостинице "Геллерт" в Будапеште, которая была также официальной гостиницей конференции.

2. В Рабочем совещании приняли участие представители следующих государств: Армении, Беларуси, Бельгии, Боснии и Герцеговины, Венгрии, Германии, Канады, Нидерландов, Польши, России, Румынии, Словакии, Соединенного Королевства,

Украины, Франции, Хорватии, Чешской Республики и Югославии. В его работе также участвовал представитель Европейской комиссии. Кроме того, в Рабочем совещании участвовали представители следующих международных организаций: Европейского совета федераций химической промышленности (ЕСФХП), Технического комитета 207 Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной исследовательской группы по каучуку (МИГК).

3. Окончательная программа Рабочего совещания приведена в приложении к настоящему докладу. Полностью документы совещания будут изданы в отдельной публикации, которую подготовит венгерский Организационный комитет.

4. Секретариат подготовил вопросник "Использование стандартов экологического менеджмента в химической промышленности в регионе ЕЭК ООН". Ответы на вопросник были сведены воедино в документе TRADE/WP.6/2000/1/Add.1, который был распространен среди участников Рабочего совещания.

5. Рабочее совещание было открыто Председателем Специальной группы экспертов по химической промышленности г-жой Ж. Ори, которая приветствовала участников и поблагодарила сотрудников Организационного комитета за их усилия по организации Рабочего совещания. Кроме того, участников совещания приветствовал Председатель Комитета по окружающей среде венгерского парламента г-н З. Иллеш, который отметил, что в Венгрии накоплен значительный опыт использования системы стандартов ИСО 14000 и что правительство посредством двух программ будет оказывать предприятиям финансовую помощь в деле обеспечения сертификации. Венгрия занимает в перечне стран 24 место по абсолютному количеству сертификаций по стандартам ИСО серии 14000 и восьмое место по общему национальному ВВП.

6. Обобщенный, но неоднозначный обзор отношения промышленности к сертификации был сделан представителем ПССОС (Промышленное сотрудничество в области стандартов и оценки соответствия), который выразил мнение о том, что сама деятельность по сертификации продвинулась слишком далеко. Он отметил, что издержки по сертификации резко возросли и появилась необходимость рассмотреть вопрос о том, каким образом следует проводить сертификацию. Существуют три уровня сертификации: сертификация третьей стороной, которая производится сертификационными агентствами; сертификация второй стороной, которая производится потребителем; а также сертификация первой стороной, когда сама компания или само предприятие объявляет о своей сертификации. По его мнению, объявлений поставщиков должно быть достаточно, и самостоятельная сертификация является предпочтительным методом. По этому вопросу было проведено обширное обсуждение.

7. Перспективы использования в будущем системы стандартов ИСО 14000 и связанных с ними стандартов были освещены секретарем Технического комитета 207 ИСО, который занимается экологическими стандартами. Он упомянул о пяти основных проблемах, которые рассматривает ТК 207: общие издержки, прогресс в деле осуществления, последствия для торговли, развивающиеся страны и МСП. В число других изменений, которые ожидаются в ближайшем будущем, входят интеграция стандартов ИСО серии 14000 со стандартами ИСО 9000, внедрение оценки жизненного цикла (ОЖЦ) и разработка серий стандартов ИСО применительно к системам менеджмента в области здравоохранения и безопасности, а также их возможная интеграция с другими системами менеджмента.

8. Представитель ЕК представил описание EMAS (Система управления и контроля в области природоохранной деятельности). ЕК разработала процедуру регистрации в рамках EMAS, которая в настоящее время доступна только для компаний и учреждений в странах Европейского союза. По сравнению со стандартами ИСО серии 14000 она предусматривает несколько более широкие параметры отчетности в том, что касается требований относительно участия сотрудников, соблюдения законодательства, повышения эффективности и гласной отчетности. В рамках системы имеется уже примерно 3 000 регистраций.

9. Различные точки зрения сертификационных органов были представлены в следующих трех документах: документ крупного сертификационного учреждения с многолетним опытом работы, в котором были освещены международные аспекты; документ западноевропейского агентства средних размеров о национальных перспективах и аналогичный документ малого восточноевропейского органа. Все три учреждения указали на то, что фирмы, желающие получить сертификацию, испытывают потребность в уменьшении административного бремени, связанного с использованием систем, что наличие стандартов ИСО серии 9000 является преимуществом и что издержки, как правило, компенсируются через 1-2 года за счет экономии, достигаемой путем повышения производительности или эффективности. Кроме того, отмечалось, что, хотя некоторым аспектам системы EMAS, в частности связанным с трудящимися и местными потребностями, зачастую не уделяется внимания, они являются полезными параметрами, заслуживающими внедрения.

10. Менее крупные местные агентства обладают такими преимуществами, как свободное владение местным языком, знание обычаев и законодательства, а также могут консультировать своих клиентов относительно характерных особенностей, которые могут иметься в местных условиях, тогда как более крупные учреждения могут оказать помощь своему многонациональному клиенту в получении сертификации в нескольких местах расположения филиалов предприятия.

11. Химическая промышленность в течение ряда лет разрабатывала свои собственные системы управления в областях природоохранной деятельности, безопасности и охраны здоровья на производстве, которые были формализированы в соответствии с программой "ответственного обращения" (Responsible Care®), осуществляемой Европейским советом федераций химической промышленности (ЕСФХП) и Международным советом химических ассоциаций (МСХА). Председатель программы "ответственного обращения" ЕСФХП указал на то, что требования стандартов ИСО серии 14000 согласуются с этой программой и помогают выполнять обязательства по программе "ответственного обращения", касающиеся охраны окружающей среды. Кроме того, программа "ответственного обращения" включает элементы безопасности и здравоохранения, управления производством, а также показатели деятельности.

12. Представитель одной крупной западноевропейской химической группы осветил ее опыт в получении сертификации по системе стандартов ИСО 14000 и связанным с ними стандартам и ее распространении на все свои предприятия примерно в 40 странах мира, а также изложил мнение группы о будущей эволюции систем стандартизированного менеджмента. Группа серьезно изучает возможности интеграции систем управления в области безопасности и здравоохранения с системой стандартов ИСО 14000 и системой стандартов ИСО 9000 в рамках сертификации, но очевидно, что необходимо принимать во внимание местные обычаи и привычные процедуры. Группа признает, что получение сертификации по системе стандартов ИСО 9000 уже примерно на 80% обеспечивает основу для сертификации по системе стандартов ИСО 14000, и это указывает на то, что интеграция других систем также может быть затратоэффективной.

13. Представитель другой крупной западноевропейской химической группы описал интеграцию ее систем управления в областях здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды (HSE) с существующими системами стандартов ИСО 9000 и внутреннего аудита. Эта интеграция сокращает общий объем требуемых мероприятий и одновременно усиливает конечные выгоды.

14. Представитель одной крупной венгерской нефтяной компании, занимающейся операциями по переработке в химической отрасли и других отраслях, изложил соображения, по которым компания решила приступить к сертификации по системе стандартов ИСО 14000, в число которых входило стремление помочь своей стране в процессе ее присоединения к ЕС. Венгрия уже выпустила свой собственный сборник системы стандартов ИСО 14000 на венгерском языке при посредстве своего собственного Технического комитета 725. Правительство весьма положительно относится к стандартам EMS и готово предоставить финансирование в рамках по меньшей мере двух программ, осуществляемых министерством охраны окружающей среды и министерством экономики. Фактически компания намеревается создать систему QUENSH (качество, экология, безопасность и здравоохранение).

15. Венгерское правительство поощряет использование EMS, и к настоящему времени по системе стандартов ИСО 14000 была произведена сертификация примерно 109 предприятий, при этом не менее трех предприятий готовы к регистрациям в рамках EMAS после присоединения Венгрии к ЕС, которое состоится приблизительно в 2002 году. Разумеется, участие в этих программах является добровольным, но венгерское правительство хотело бы изыскать пути поощрения более широкого участия.

16. В Чешской Республике более 50 компаний уже сертифицированы по системе стандартов ИСО 14000, и 95% этих фирм уже получили сертификацию по системе стандартов ИСО 9000. Внедрение программы ИСО 14000 началось в 1996 году, а подготовка к участию в EMAS – в 1998 году.

17. Польский опыт внедрения ИСО 14000 насчитывает уже несколько лет и стал естественным продолжением использования систем управления качеством по стандартам ИСО серии 9000. В 1997 году пять стандартов ИСО серии 14000 (ИСО 14001, 14004, 14010, 14011 и 14012) были внедрены в качестве польских национальных стандартов. К настоящему времени примерно 24 польские компании получили сертификаты ИСО 14000, но в химической промышленности такие сертификаты были присвоены только двум компаниям. Однако 31 химическая компания была сертифицирована по стандартам ИСО серии 9000, и многие из этих фирм находятся на этапе подготовки к сертификации по стандартам ИСО серии 14000. Программа "ответственного обращения" хорошо известна в польской химической промышленности, и многие компании будут готовы взять обязательства по этой программе, причем одним из инструментов в этой деятельности станет использование стандартов ИСО серии 14000.

18. Программа рабочего совещания завершилась двумя выступлениями представителей других венгерских химических фирм. Представитель одной крупной фармацевтической компании описал процесс внедрения этой компанией стандартов EMS. Вся процедура заняла примерно 28 месяцев от ее начала и до полного осуществления, к которому компания приступила в начале 1998 года. Компания использовала систему стандартов ИСО 14000, одобренную венгерскими органами в 1997 году, и начала осуществление программы с оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Затем на ее основе была разработана природоохранная политика компании с определением основных направлений, имеющих ключевое значение с точки зрения охраны окружающей среды, что позволило наметить соответствующие задачи и цели. Определение их приоритетности и реализация проводились в соответствии с имеющимися ресурсами.

19. Первой венгерской химической компанией, которой был выдан сертификат ИСО 14000, является крупная нефтехимическая компания, получившая сертификат в 1997 году. Поскольку сертификат действует в течение трех лет, в настоящее время компания занимается процедурой его возобновления. Компания все еще использует системы стандартов ИСО серии 9000 и ИСО серии 14000 раздельно, но рассматривает вопрос об их интеграции, включая также управление в области безопасности.

Выводы Рабочего совещания

ВЫВОДЫ

- Серия стандартов системы менеджмента, разработанная ИСО, является полезным инструментом, и настоящее Рабочее совещание поддерживает их разработку и принятие предприятиями, в частности МСП;

- такие небольшие конференции, как настоящее Рабочее совещание, весьма полезны для практического осмысления ценности этих систем и процесса их осуществления; и

- в современном мире необходимо поощрять компании к внедрению СМ всех видов.

РЕКОМЕНДАЦИИ

для правительств:

Правительствам следует поддерживать и поощрять осуществление ЕМS посредством:

- предоставления компаниям, проходящим сертификацию, специальных финансовых и налоговых льгот;

- рекомендации банкам и страховым компаниям учитывать природоохранную деятельность компаний при принятии решении об инвестировании и при определении страховых взносов;

- стремления к сокращению издержек сертификации и регистрации для компаний (особенно для МСП) путем предоставления финансовых льгот консалтинговым и сертификационным компаниям и аккредитационным комиссиям в связи с их деятельностью по внедрению ЕМS;

- рассмотрения мер, направленных на упрощение режимов обязательной сертификации и инспекции для компаний, сертифицированных по ЕМS; и

- предоставления компаниям информации относительно выгод ЕМS для общества и для самой компании.

для предприятий:

Предприятиям следует:

- включить экологический менеджмент в свое стратегическое планирование;

- разработать комплексный подход к своей политике в области инвестирования и принятия долгосрочных решений с учетом потенциальных экономических, экологических и социальных аспектов; и

- прививать компаниям культуру менеджмента, предусматривающую отношения партнерства с обществом и своими клиентами.

для органов по аккредитации и стандартам:

Этим органам следует:

- упрощать правила и процедуры для создания менее сложных процедур аудита и инспекции; и

- рассмотреть с аналогичными органами в других странах меры, направленные на укрепление взаимного доверия к требованиям, касающимся выдачи сертификатов по экологическому менеджменту и управлению качеством, что будет способствовать признанию сертификатов, выданных в странах с переходной экономикой.

для ЕЭК ООН:

ЕЭК ООН следует:

- включить вопросы экологического менеджмента в свою программу деятельности;

- подготовить и организовать ряд практических рабочих совещаний по вопросам ЕМS в странах с переходной экономикой;

- опубликовать подборку тематических исследований по практике предприятий различных отраслей, получивших сертификацию; и

- рассмотреть в сотрудничестве с заинтересованными компаниями и отраслевыми ассоциациями возможность подготовки для компаний в странах с переходной экономикой руководящих принципов, касающихся подходов к внедрению ЕМS и связанных с ним систем.

_______

Программа Рабочего совещания

30 марта 2000 года

Открытие совещания

10.00 10.10 Приветствие участников Рабочего совещания – Жоэль Ори, Председатель Специальной группы экспертов по химической промышленности

10.10 10.25 Открытие Рабочего совещания – Зольтан Иллеш, Председатель Комитета по окружающей среде венгерского парламента

10.25 10.45 Деятельность ЕЭК ООН по установлению стандартов и содействию внедрению стандартов качества и экологического менеджмента – Сергей Кузьмин, секретарь Рабочей группы ЕЭК ООН по политике в области технического согласования и стандартизации, Женева (Швейцария)

10.45 11.10 Деятельность ЕЭК ООН в области охраны окружающей среды и химической промышленности – Хоуард Хорнфельд, секретарь Специальной группы экспертов ЕЭК ООН по химической промышленности, Женева (Швейцария)

11.10 11.30 Точка зрения промышленности на системы менеджмента истандарты систем менеджмента в области качества и охраны окружающей среды – Томас Фишер, Сименс АГ, Эрланген (Германия) и представитель ПССОС (Промышленное сотрудничество в области стандартов и оценки соответствия)

11.30 11.50 Перерыв

Заседание 1: Система стандартов ИСО 14000

11.50 12.20 Стандарты ИСО 14000: нынешние и будущие разработки   Ахмад Хуссейни, секретарь ТК 207 ИСО (Канада)

12.20 12.50 Стандарты ИСО 14000 и ЕМАS в Европейском союзе   Йон Фарагер, Европейская комиссия, Генеральный директорат промышленности, Брюссель (Бельгия)

13.00 14.30 Перерыв на обед

Заседание 2: Система стандартов ИСО 14000: мнения сертификационных обществ

(Вопросы, которые необходимо осветить: требования, которым должны отвечать компании, проходящие процедуру сертификации, общие вопросы и конкретные проблемы, с которыми сталкиваются компании по химическому производству, национальные требования, если таковые существуют)

14.30 15.00 Планирование природоохранной деятельности в химической промышленности с использованием системы стандартов ИСО 14000 – Янн Герин, BVQI Ltd., Лондон (Соединенное Королевство)

15.00 15.30 Общие проблемы, с которыми сталкиваются организации, использующие стандарт ИСО 14001 – Эндрю Бёрнс-Уоррен, компания "Нэшнл кволити эшуранс Лтд.", Ливерпуль (Соединенное Королевство)

15.30 16.00 Опыт малой сертификационной компании в использовании системы экологического менеджмента в Венгрии – Петер Олах, директор компании EUROCERT Ltd., Будапешт (Венгрия)

16.00 17.00 Обсуждение и ответы на вопросы

19.00  Обед для участников конференции в отеле "Геллерт"

31 марта 2000 года

Заседание 3: Опыт использования компаниями стандартов ИСО серии 14000

(Вопросы, которые необходимо осветить: основания для использования системы стандартов ИСО 14000, расходы и выгоды, в какой степени компании, внедрившие системы ИСО 9000, расширили свои возможности по внедрению ЕМS, проблемы, связанные с внедрением ЕМS, и т.д.)

10.00 10.20 Использование системы стандартов ИСО 14000 в химической промышленности – Жак Буссон, Европейский совет федераций химической промышленности (ЕСФХП), Брюссель (Бельгия)

10.20 10.40 Внедрение системы стандартов ИСО 14000 в крупной диверсифицированной химической компании – Дегенхардт Мюллер, компания Solvay S.A., Бургдорф (Германия)

10.40 11.00 Выступление представителя одной из восточноевропейских компаний – Дьюлане Ковач, компания MOL Rt., Сольнок (Венгрия)

11.00 11.30 Перерыв

11.30 11.50 Выступление представителя одной из компаний в СНГ – Александр Горбачев, компания "Беларускали", Солигорск (Беларусь)

11.50 12.15 Важность системы стандартов ИСО 14000 для стран с переходной экономикой – Тамашне Биач, министерство охраны окружающей среды Венгрии, Будапешт (Венгрия)

12.15 12.30 Обсуждение и ответы на вопросы

12.30 14.00 Перерыв на обед

Заседание 4: Интерактивное рабочее совещание по методике планирования и внедрения системы стандартов ИСО 14000 и/или ЕМАS в отдельной химической компании

В ходе этого заседания будет представлен ряд подробных сообщений и тематических исследований, с тем чтобы дать представление о мерах, которые необходимо принять для получения сертификации ИСО 14000/ ЕМS. Участники ознакомятся с подробным анализом опыта различных типов компаний в разных секторах химической промышленности и используемых ими моделей ИСО 14000/ ЕМАS.

14.00.  14.30 Подход польских химических компаний к системам экологического менеджмента и другим добровольным программам – Анджей Кжеслак, Институт исследований в области промышленной химии, Варшава (Польша)

14.30 15.00 Компания "Байер" в качестве примера предприятия нефтехимической отрасли – Вольфганг Фиферс, компания "Байер АГ", Леверкузен (Германия)

15.00 15.30 Перерыв

15.30 16.00 Охрана окружающей среды как часть повседневной работы – Сольт Сабо, фармацевтическая компания "Гедеон Рихтер Лтд.", Будапешт (Венгрия)

16.00 16.30 Выступление представителя промышленности пластмасс – Ласло Майерус, химическая группа TVK – отделение олефинов, Тисауйварош (Венгрия)

Закрытие Совещания

16.30 17.00 Выводы и рекомендации для возможных последующих действий

17.00 Закрытие Рабочего совещания.

--------

  1. Доклад Рабочего совещания (1)

    Доклад
    МЕЖДУНАРОДНОЕ РАБОЧЕЕ СОВЕЩАНИЕ ПО УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ СБЫТА НЕДРЕВЕСНЫХ ЛЕСНЫХ ТОВАРОВ В СТРАНАХ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
  2. Доклад рабочего совещания (3)

    Доклад
    1. Рабочее совещание по совершенствованию лесохозяйственных операций в фермерских лесах было проведено по приглашению правительства Словении 9‑14 сентября 2003 года в гостинице "Плесник", Логарская долина, Словения, под эгидой
  3. Доклад на совещании с начальниками территориальных управлений госавтодорнадзора 30. 06. 2010 года

    Доклад
    В соответствии с Планом работы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 2010 год были организованы и проведены комплексные проверки территориальных управлений Ространснадзора в федеральных округах: Центральном, Уральском и Северо-Западном.
  4. Доклад на совещании у губернатора области по итогам работы комитета потребительского рынка, развития предпринимательства и туризма за 2004 год

    Доклад
    Целями и задачами деятельности комитета являются формирование единой государственной политики и создание условий для развития предпринимательства, потребительского рынка и туризма.
  5. Доклад на совещание по охране труда

    Доклад
    В сфере трудовых отношений одной из острых проблем на предприятиях и в организациях района на сегодняшний день остается производственный травматизм, организация работы по охране труда, создание безопасных условий труда работников.
  6. Доклад на совещание по итогам развития промышленности

    Доклад
    По итогам 5 месяцев 2008 года объём производства промышленной продукции по сравнению с 5 месяцами 2007 года увеличился на 35% или на 54590,5 тыс. руб.
  7. Доклад на совещание с молодежными организациями на тему: «Молодежные общественные объединения и их роль в противодействии проявлениям экстремизма»

    Доклад
    Особая опасность современного российского экстремизма состоит в том, что деятельность экстремистских организаций (группировок) нередко направлена на подрыв основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации; нарушение
  8. Доклад Рабочей группы открытого состава Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением

    Доклад
    Третья сессия Рабочей группы открытого состава была открыта г жой Кристиной Панек Гондек, Сопредседателем (технические вопросы) Рабочей группы открытого состава Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов
  9. Доклад Совместного совещания Комиссии экспертов мпог и Рабочей группы по перевозкам опасных грузов о работе сессии

    Доклад
    В. Доклад неофициальной рабочей группы по вопросу опериодичности проведения испытаний сварных стальныхбаллонов многоразового использования для сжиженныхнефтяных газов (СНГ) 31−37 8

Другие похожие документы..