Универсалии смеховой культуры в художественном мире м. Е. Салтыкова-щедрина

На правах рукописи3131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131

Роготнев Илья Юрьевич

УНИВЕРСАЛИИ СМЕХОВОЙ КУЛЬТУРЫ

В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ

М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

Специальность 10.01.01–10 — русская литература

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Пермь

2009

Работа выполнена на кафедре русской литературы

Пермского государственного университета

Научный руководитель:

кандидат филологических наук, доцент

Елена Михайловна Четина

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, доцент

Вячеслав Алексеевич Поздеев

кандидат филологических наук, доцент

Марина Владимировна Воловинская

Ведущая организация:

Томский государственный педагогический университет

Защита диссертации состоится «15» октября 2009 года в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.198.11 в Пермском государственном университете по адресу: 614990, г.Пермь, ул.Букирева, д.15.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Пермского государственного университета.

Автореферат разослан «__» сентября 2009 года

Ученый секретарь

диссертационного совета С. Л. Мишланова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

История смеха как феномена человеческой культуры является сферой интереса целого ряда социально-гуманитарных наук: литературоведения, культурологии, культурной антропологии, исторической антропологии. Во второй половине XX века, под влиянием работ М.М.Бахтина, оформляется качественно новый объект гуманитарных исследований – «смеховая культура». В различных формах проявления комического обнаруживается пласт устойчивых смысловых компонентов – особое смеховое мироощущение. Это открытие позволило по-новому осмыслить целый ряд крупнейших явлений в истории мировой литературы: романистика Ф.Рабле и М.Сервантеса, драматургическая комика У.Шекспира, древнерусская сатирическая литература, проза Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского и др. Традиционное понимание «смеха как орудия сатиры» было значительно скорректировано понятием «смех как мировоззрение» (Д.С.Лихачев).

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина до сих пор оставалось на периферии исследований в области смеховой культуры. Между тем, представляется возможным проследить типологические (не только генетические) связи сатиры Нового времени и смеховых текстов традиционного фольклора и средневековой литературы. Современное понимание смеховой культуры во многом преодолевает логику идеализированных бахтинских концептов, предполагавшую жесткое противопоставление «карнавал – сатира». Снятие этой оппозиции делает возможным рассмотрение художественного мира Салтыкова-Щедрина в контексте многовековой истории «смеха как мировоззрения».

В отечественном щедриноведении предметом анализа становились общественная позиция писателя (работы Я.Е.Эльсберга, В.Я.Кирпотина, М.С.Горячкиной, Е.И.Покусаева и др.) и поэтика его произведений (В.В.Гиппиус, В.В.Прозоров, А.С.Бушмин, Д.П.Николаев и др.). Литературоведами уже отмечена ориентация ряда произведений сказочного цикла на сатирические повести XVII в., связь сатиры Щедрина со смеховым фольклором. Обнаруженные фольклорно-литературные влияния в щедринской прозе позволяют говорить о возможности «прямого» воздействия текстов смеховой культуры на художественное мышление сатирика.

Следует отметить ориентацию современных литературоведов на раскрытие в сатире Щедрина философских смыслов. Т.Н.Головина оригинально интерпретирует «Историю одного города» как роман, полемически направленный по отношению к социально-философским утопиям; Г.М.Газина рассматривает Щедрина как моралиста; Ц.Г.Петрова полагает, что в произведениях Щедрина наличествует экзистенциальная проблематика; И.Н.Обухова подробно рассматривает формы взаимодействия героя и мира, анализирует категорию телесности в прозе Щедрина. Анализ пласта универсальных содержаний щедринской сатиры позволяет говорить о мировоззренческих функциях смеха в прозе писателя, что сближает его художественный мир с традициями смеховой культуры.

В целом в литературоведении 1990-х – 2000-х гг. наблюдается тенденция к актуализации щедринской прозы в свете наиболее «популярных» проблем: художественный мифологизм (А.А.Колесников, С.М.Телегин, В.Ш.Кривонос и др.), экзистенциализм (Ц.Г.Петрова), православие (Т.И.Хлебянкина), телесность (И.Н.Обухова) и даже постмодерн (Н.Б.Курнант). На наш взгляд, одним из закономерных направлений в поисках актуального содержания сатиры Щедрина должно стать изучение проблемы «Щедрин и смеховая культура».

Прямо затрагивает проблему отношения Щедрина к смеховой культуре Т.Е.Автухович, которая противопоставляет творчество сатирика древнерусскому смеху, направленному «на самого смеющегося», и относит творчество писателя к линии «риторического смеха». К связи Щедрина со смеховой традицией обращается К.В.Бельский, который противопоставляет творчество сатирика роману Ф.Рабле (выбор материала свидетельствует об ориентации исследователя на традиции М.М.Бахтина). По мнению К.В.Бельского, социальная сатира Щедрина и «народная комика» Рабле являются двумя полюсами «мировой смеховой культуры». В данном случае, на наш взгляд, действует логика идеализированных конструктов (жесткая оппозиция «карнавал – сатира»), лишь отчасти применимая к описанию литературного процесса Нового времени.

Современные филологи нередко ссылаются на идеи М.М.Бахтина, не обращая достаточного внимания на подходы, предложенные исследователями, развивавшими теорию смеховой культуры. На наш взгляд, представления о типологических и конкретно-исторических общностях в «мировой смеховой культуре», распространенные в современном литературоведении, нуждаются в значительном уточнении.

Новизна исследования связана с обращением к анализу не востребованных ранее аспектов художественной сатиры Салтыкова-Щедрина: «двумирность» щедринской прозы, архетипический характер ряда комических персонажей, смеховые символы, мотивы, образы. Обзор щедриноведческой литературы позволяет говорить об определенной исчерпанности традиционных подходов к щедринской прозе как в области изучения содержания (которое до сих пор нередко сводится к реконструкции политической идеологии писателя), так и на уровне поэтики (отсутствие концептуальных, обновляющих открытий в этой области в последние десятилетия, за исключением нескольких работ, посвященных частным проблемам).

В то же время следует отметить, что в щедриноведении явно сложилась объективная концептуальная база для включения Щедрина в контекст смеховой культуры: щедриноведами обнаружены пласты философского содержания щедринской прозы, воздействие на щедринскую поэтику театрально-зрелищных форм искусства (работы Н.Н.Баумторг, Е.Н.Строгановой), принципы диалогической соотнесенности щедринского мира с «миром культуры» (исследования Б.В.Кондакова, Е.Н.Пенской, Т.А.Глазковой); наконец, сама проблема отношений щедринского творчества к традициям смеховой культуры уже поставлена в литературоведении, однако еще далека от окончательного разрешения. Данная ситуация свидетельствует об актуальности монографического исследования проблемы «Щедрин и смеховая культура». Актуальность настоящей работы определяется также дискуссионным характером теории смеховой культуры и основных понятий, применяемых при ее обсуждении: «смеховое», «комическое», «карнавал», «антимир», «гротеск» и др. Дискуссия по данной проблематике затрагивает сферы отечественного и зарубежного литературоведения, медиевистики, культурологии, исторической антропологии.

Теоретическая значимость исследования связана с разработкой общих вопросов теории смеховой культуры, историко-литературного изучения «смехового». Развернутый анализ текстов смеховой культуры, представленный в работе, позволяет углубить представления о взаимодействии литературы и фольклора, универсального и индивидуально-авторского начал в словесном искусстве. Историко-литературное описание универсалий смеховой культуры в творчестве Салтыкова-Щедрина может послужить материалом для изучения вопросов исторической поэтики, связанных с эволюцией литературного комизма.

Практическая значимость диссертационного исследования. Результаты исследования могут быть использованы в рамках вузовских лекционных курсов по истории русской литературы, в спецкурсах по истории и теории комизма, а также в практике преподавания литературы в средней школе.

Цель работы заключается в выявлении универсалий смеховой культуры в художественной прозе Щедрина и раскрытии их эстетического смысла. Основные задачи исследования:

1) определить содержание категории «смеховая культура» и обосновать принципы ее историко-литературного изучения;

2) проанализировать процесс формирования системы универсалий смеховой культуры в творчестве Салтыкова-Щедрина;

3) рассмотреть общие особенности смехового мира сатирика в произведениях 1870-х гг.;

4) проанализировать образ рассказчика в художественной прозе Салтыкова-Щедрина в контексте системы универсалий смеховой культуры.

Поставленные задачи отражены в структуре работы, которая состоит из Введения, четырех глав, Заключения и Списка использованной литературы. Первая глава посвящена общим вопросам теории смеховой культуры и ее применения в литературоведческом исследовании. Во второй главе анализируется динамика универсалий смеховой культуры в щедринском творчестве 1850-х – 1860-х гг., которое описывается как система «редуцированного смеха». Анализу сложившейся системы смеховых универсалий посвящена третья глава работы «Смеховой мир Салтыкова-Щедрина». В четвертой главе объектом специального рассмотрения становится одна из важнейших составляющих смехового мира сатирика – сквозной образ рассказчика.

Методология исследования базируется на теоретических открытиях отечественного академического литературоведения XX века. Двуединый характер исследовательской проблемы (выявление универсалий и раскрытие их художественного значения в данном контексте) определяет обращение к двум литературоведческим подходам: сравнительно-историческому и герменевтическому (мы ставили перед собой задачу раскрытия, прежде всего, содержательных значений «смехового» в прозе Щедрина). В методологическом отношении наиболее актуальными для нас являются работы классиков отечественной филологии, осуществлявших синтез проблем исторического развития литературы и вопросов интерпретации художественных произведений, – исследования В.М.Жирмунского, А.П.Скафтымова, М.М.Бахтина, Л.Е.Пинского, Д.С.Лихачева, А.М.Панченко. Методологические принципы названных ученых можно объединить под условным названием «традиционалистского/культурологического литературоведения» (В.Е.Хализев), основными чертами которого являются: вненаправленческий характер основных теоретических посылок (полемическая позиция по отношению к концептуальным положениям литературоведческих школ формализма, социологизма, структурализма и др.); близость принципам классической герменевтики (ориентация на раскрытие авторской позиции); центральное место в понятийно-категориальном аппарате терминов, связанных с проблемой художественного отражения («художественный образ», «художественный мир», «художественный метод», «художественное время», «художественная картина мира» и др.); широкое обращение к метафилологическому инструментарию (философия, теория культуры). В работе также используются мифопоэтический и историко-типологический подходы, которые привлекаются при анализе проблем, связанных с функционированием литературных универсалий.

Материалом исследования послужили преимущественно тексты художественной прозы М.Е.Салтыкова-Щедрина 1850-х – 1870-х гг.; произведения 1840-х гг., публицистика, драматургия, позднейшие произведения («Письма к тетеньке», «Недоконченные беседы», «Пестрые письма», «Пошехонские рассказы», «Мелочи жизни», «Забытые слова», «Пошехонская старина») нами специально не рассматриваются. Исключение составляют «Сказки» 1880-х гг., на материале которых рассматривается проблема разложения системы универсалий смеховой культуры («смехового») в творчестве Щедрина, и роман «Современная идиллия», который подробно анализируется в связи со сквозным для щедринской прозы образом рассказчика. Особое внимание в работе уделяется фантастическим элементам щедринской образности, в связи с чем наиболее подробно анализируются такие произведения, как «Помпадуры и помпадурши», «История одного города», «Для детей», «Дневник провинциала в Петербурге», «В больнице для умалишенных», «В среде умеренности и аккуратности», «Культурные люди», «Убежище Монрепо», «За рубежом», «Круглый год», «Современная идиллия», «Сказки», некоторые рассказы цикла «Господа ташкентцы». В меньшей степени нами затрагиваются произведения, ориентированные на относительно правдоподобное воспроизведение действительности («Благонамеренные речи», «Господа Головлевы», «Сборник»).

Объектом исследования является художественный мир Салтыкова-Щедрина в его динамическом развитии, предметом – функционирование универсалий смеховой культуры в щедринской прозе.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.
  2. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов .
  3. Программа государственного экзамена по специальности 031001 Филология (1)

    Программа
    Цель итогового государственного экзамена – проверка теоретической и практической подготовленности выпускника к осуществлению профессиональной деятельности.
  4. Программа государственного экзамена по специальности 031001 Филология (2)

    Программа
    Студенты, готовящие дипломный проект по литературе, сдают экзамен по русскому языку; студенты, готовящие дипломный проект по лингвистике, сдают экзамен по литературе.
  5. Программа вступительного экзамена теория и история культуры по отрасли 24. 00. 00 Культурология

    Программа
    Социо-культурогенез: переход от биологической структуры животного к человеческой форме бытия. Формирование культуры как универсального механизма самоорганизации общественной жизни, генетически ненаследуемой памяти человечества, системы норм и запретов.
  6. Программа государственного междисциплинарного итогового экзамена по «истории и теории культуры» для студентов-бакалавров (1)

    Программа
    Программа государственного экзамена по «Истории и теории культуры» рассчитана на выпускников социологического факультета дневной формы обучения по специальности «Культурология».
  7. Программа государственного междисциплинарного итогового экзамена по «истории и теории культуры» для студентов-бакалавров (2)

    Программа
    Синкретическая целостность первобытной культуры. Практически-духовный характер жизнедеятельности первобытного общества. Художественная и эстетическая грани первобытной культуры.
  8. Гротеск как тип художественной образности (от Ренессанса к эпохе авангарда)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «28» апреля 2008 г. в 13 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 212.263.06 в Тверском государственном университете по адресу: 17 2, пр.
  9. Учебное пособие для студентов институтов и колледжей искусств и культуры, а также для интересующихся теорией и практикой массовых

    Учебное пособие
    Учебное пособие для студентов институтов и колледжей искусств икультуры, а также для интересующихся теорией и практикой массовыхтеатрализованных действ.

Другие похожие документы..