Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки бакалавров 080500. 62 «Менеджмент» уфа-2011

ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

Кафедра менеджмента

И. Я. РУВЕННЫЙ

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

для студентов направления подготовки бакалавров 080500.62 «Менеджмент»

УФА-2011

УДК 65

ББК 65.290-2я73

С69

Рецензент: Е.В. Кузнецова, канд. социол. наук, доц.

Составитель: И.Я. Рувенный, канд. экон. наук, доц.

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом БАГСУ

С69 Стратегический менеджмент: учебно-методический комплекс для направления 080500.62 «Менеджмент» / сост. И.Я. Рувенный. - Уфа: БАГСУ, 2011. – 80 с.

Учебно-методический комплекс включает рабочую программу, учебно-методические материалы лекционного курса и практических занятий, методические указания по выполнению курсовой работы, вопросы для подготовки к экзамену.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов Башкирской академии государственной службы и управления при изучении ими курса «Стратегический менеджмент». Учебно-методический комплекс содержит совокупность учебно-методических разработок, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в программу дисциплины «Стратегический менеджмент» учебного плана направления 080500.62 «Менеджмент».

УДК 65

ББК 65.290-2я73

Рувенный И.Я., составление, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ» 6

2.1 Цели изучения дисциплины 6

2.2 Объем учебной нагрузки и виды учебной работы 7

2.3 Учебно-тематический план лекций и практических занятий 7

2.4 Содержание дисциплины 8

2.5 Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля 10

2.6 Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 11

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ» 20

Тема 1. Общая характеристика концепции стратегического менеджмента 20

Тема 2. Стратегический анализ внешней и внутренней среды организации 25

Тема 3. Формирование целевых ориентиров развития организации 35

Тема 4. Основные стратегии организации 40

Задание 4. Большой резонанс вызвало «увольнение клиентов», в июне 2007 года американским сотовым оператором Sprint - Nextel, который расторг контракты с 1200 абонентами, которые слишком часто звонили в службу поддержки. Определите положительные и отрицательные стороны этого решения с точки зрения различных стратегических альтернатив. 49

Тема 5. Портфельный анализ диверсифицированных организаций 50

Тема 6. Соответствие стратегии и внешней среды 56

Тема 7. Управление реализацией стратегии 62

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 72

5. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 76

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ 78

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс имеет целью повышение качества подготовки бакалавров - менеджеров в соответствии с современной концепцией стратегического менеджмента применительно к российским предприятиям.

Зарубежная корпоративная стратегия строится на предположении о том, что планирование защищает фирму от ошибок и способствует принятию оптимальных управленческих решений. Существование же российских предприятий до недавнего времени опиралось на принцип планирования завтрашнего дня на основе сегодняшней ситуации, даже, в условиях рыночной экономики. Практика современного стратегического управления соответствует другому тезису: «завтрашний день всегда отличается от дня сегодняшнего». В целях эффективного управления российскими предприятиями необходимо учитывать такие тенденции как глобализация спроса и предложения, индивидуализация и динамизм поведения потребителей, новые современные технологии, усиление международной конкуренции.

В условиях высокого динамизма внешней среды предприятие может стать эффективным благодаря своей способности приспосабливаться к переменам. Каждая организация развивается в соответствии с определенной стратегией, т.е. осуществляет выбор, который определяет ее дальнейший путь. Сегодня выбор стратегии развития связан с исследованием и учетом новых реалий окружающего мира, которые сами по себе не подсказывают организации, какой курс выбрать, но ставят вопросы, ответы на которые и будут основанием стратегии. Если у организации нет стратегии, то нет и способа определить, какие действия и решения способствуют достижению желаемых результатов, а какие ведут в ложном направлении и распыляют ресурсы.

Раньше фирмы могли успешно функционировать, решая в основном внутренние текущие вопросы. Но постепенно проблема выживания стала тесно связана с задачами обеспечения адаптации компании к изменениям, происходящим в окружении, к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. В то время как российские предприятия в лучшем случае пытались оптимизировать завтрашний день, опираясь на сегодняшние тенденции, западные компании использовали новые возможности завтрашнего дня, опираясь на концепцию стратегического менеджмента.

Стратегический менеджмент, сущностную основу которого составляет стратегическое планирование, помогает собрать воедино весь комплекс инструментом управленческой деятельности для обеспечения и удержания конкурентных преимуществ на основе реагирования на изменения внешней среды. Для российских предприятий жизненно необходимым становится использование стратегического менеджмента, который позволит заглянуть в будущее, сформулировать стратегию, определить главные конкурентные преимущества, ликвидировать стратегические угрозы и опасности.

Дисциплина «Стратегический менеджмент» состоит из следующих основных частей:

  • сущность стратегического менеджмента;

  • элементы стратегического менеджмента;

  • конкурентный анализ;

  • стратегии организаций и их классификации;

  • анализ и выбор стратегии развития;

  • реализация стратегии на практике.

Объектом изученияявляется управленческая деятельность в организации. Предметом изучения - отношения, которые складываются в организации в ходе выбора стратегии развития и осуществления стратегических изменений в процессе реализации стратегии. В качестве методовобучения используются ситуационный и системный подходы, а также методы активного обучения (разбор конкретных ситуаций методом case-study, работа в малых группах, практические упражнения, тесты).

Цель изучения дисциплины - овладение теоретическими и практическими знаниями, необходимыми для постановки системы стратегического менеджмента в российских организациях.

Структура предлагаемого учебно-методического комплекса включает в себя следующие основные элементы.

  1. Рабочая программа (цели изучения, объем и виды учебной работы, учебно-тематический план, содержание дисциплины, формы контроля, методические рекомендации).

  2. Учебно-методические материалы лекционного курса, включающие тезисы лекций, тесты и вопросы по отдельным темам лекций для самоконтроля, списки основной и дополнительной учебной литературы.

  3. Учебно-методические материалы практических занятий, включающие план проведения практических занятий, задания и ситуации для анализа, рассматриваемые на практических занятиях.

  4. Методические указания по выполнению курсовой работы.

  5. Вопросы для подготовки к экзамену.

2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

2.1 Цели изучения дисциплины

Рабочая программа по дисциплине «Стратегический менеджмент» составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080500 «Менеджмент» и в соответствии с Требованиями к уровню подготовки бакалавра по направлению 080500 «Менеджмент» по дисциплинам, дополняющим федеральные дисциплины ГОС. Дисциплина «Стратегический менеджмент» преподается в цикле «Специальные дисциплины».

Цель изучения дисциплины - овладение теоретическими и практическими знаниями, необходимыми для постановки системы стратегического менеджмента в российских организациях.

Задачи дисциплины:

  • изучение основных понятий, концепций и моделей стратегического менеджмента;

  • знакомство с современными подходами и тенденциями в стратегическом менеджменте;

  • изучение методических основ выбора рациональной стратегии;

  • знакомство с инструментарием выбора стратегий организации.

В результате изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» студент должен:

Иметь представление:

  • о концепциях, принципах и методах стратегического менеджмента;

  • об управлении организационным развитием на основе формирования и реализации стратегии;

  • о методах выработки, обоснования, оценки стратегий предприятия в различных сферах деятельности;

  • о формах и методах реализации стратегий организации, в том числе управлении потенциалом, управлении изменениями.

Знать:

  • процедуры изучения, прогнозирования и планирования в организации;

  • последовательность шагов по разработке стратегического плана;

  • средства и способы контроля стратегии предприятия;

  • способы повышения конкурентоспособности фирмы.

Уметь:

    • формулировать миссию и ставить обоснованные стратегические цели;

    • уметь проводить стратегический анализ и определять конкурентную стратегию;

    • разрабатывать стратегический план;

    • осуществлять реализацию стратегического плана;

    • контролировать реализацию стратегии.

Содержание курса тесно связано с такими дисциплинами как «Менеджмент», «Маркетинг», «Финансовый менеджмент», «Организационное поведение», «Управление персоналом» и «Инновационный менеджмент».

2.2 Объем учебной нагрузки и виды учебной работы

Направление

Итоговая аттестация

Курсовая работа

Аудиторные занятия

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

Всего

Менеджмент

экзамен

+

36

20

16

124

160

2.3 Учебно-тематический план лекций и практических занятий

Тема

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

Лекции

Практ. занятия

1.

Общая характеристика стратегического менеджмента

4

2

18

2.

Стратегический анализ внешней и внутренней среды организации

4

3

18

3.

Формирование целевых ориентиров развития организации

2

2

16

4.

Основные стратегии организации

4

3

18

5.

Портфельный анализ диверсифицированных организаций

2

2

18

6.

Соответствие стратегии и внешней среды

2

2

18

7.

Управление реализацией стратегии

2

2

18

Всего

20

16

124

  1. Учебно-методический комплекс курса подготовки бакалавров по направлениям: 080100 «Экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Основы профсоюзного движения. Учебно-методический комплекс курса подготовки бакалавров по направлениям 080100 «Экономика», 080500 «Менеджмент», 030500 «Юриспруденция».
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине Государственное регулирование Направление подготовки: Менеджмент

    Учебно-методический комплекс
    Особенности стратегического управления организацией; содержание и структура стратегического управления; стратегическое управление и конкурентоспособность предприятия; концепция стратегических групп; эволюция стратегического менеджмента;
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление персоналом.

    Методические рекомендации
    Основной целью курса является формирование у студента целостной системы знаний о закономерностях становления и развития подсистемы управления человеческими ресурсами организации как важнейшего элемента системы управления организацией
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (64)

    Основная образовательная программа
    1.1. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПООП ВПО) по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (профиль «Управление малым бизнесом») является системой учебно-методических документов,
  5. Библиографический указатель уфа 2011

    Библиографический указатель
    Научные публикации преподавателей и сотрудников Башкирской академии государственной службы и управления за 2010 год : библиогр. указ. / сост. И. В. Николаева, Т.
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки (236)

    Основная образовательная программа
    3.2. Методические указания. Введение в технологию обучения СГА (дополнительный курс). Студенческие учебно-научные и творческие работы. Основные правила оформления … 99
  7. Управленческое консультирование

    Программа курса
    Программа курса «Управленческое консультирование» разработана для слушателей, имеющих базовое высшее образование и проходящих общеуправленческую подготовку.
  8. Отчет о самообследовании деятельности филиала по реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования 2010 г

    Содержательный отчет
    В соответствии с утвержденным Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки графиком в марте 2011 года Уральский социально-экономический институт (филиал) ОУП Академии труда и социальных отношений (далее УрСЭИ (филиал)
  9. Программы высшего профессионального образования (2)

    Реферат
    Программы дополнительного профессионального образования (программы, завершающиеся присвоением дополнительной квалификации, программы повышения квалификации,

Другие похожие документы..