Учебник по русскому языку для иностранных студентов медицинских вузов второй уровень владения русским языком

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

КУРИЛЕНКО В.Б., ТИТОВА Л.А., МАКАРОВА М.А., СМОЛДЫРЕВА Т.А.

УЧЕБНИК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ РУССКИМ ЯЗЫКОМ

В УЧЕБНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МАКРОСФЕРАХ

МОСКВА

2006

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Предмет и его признак

РАЗДЕЛ 2. Процесс и его признак

РАЗДЕЛ 3. Свойство объекта

РАЗДЕЛ 4. Патологическое состояние

РАЗДЕЛ 5. Практическая деятельность врача

РАЗДЕЛ 6. Познавательная деятельность человека

ПРИЛОЖЕНИЕ: Краткосрочный курс русского языка

СОДЕРЖАНИЕ

УРОК 1. КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ ОБЪЕКТА (ПРЕДМЕТА)

УРОК 2. РАСПОЛОЖЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ В ОБЪЕКТЕ (ПРЕДМЕТЕ)

УРОК 3. СТРУКТУРА ОРГАНИЗМА

УРОК 4. КАЧЕСТВЕННО-КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ ОБЪЕКТА (ПРЕДМЕТА)

УРОК 5. ФОРМА, РЕЛЬЕФ ПОВЕРХНОСТИ ОБЪЕКТА (ПРЕДМЕТА)

УРОК 6. ЦВЕТ, ВКУС, ЗАПАХ, КОНСИСТЕНЦИЯ, СВОЙСТВО ОБЪЕКТА (ПРЕДМЕТА)

УРОК 7. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТА (ПРЕДМЕТА)

УРОК 8. ФУНКЦИЯ ОБЪЕКТА (ПРЕДМЕТА)

УРОК 9. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

УРОК 10. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА

УРОК 11. СТАДИАЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССА

УРОК 12. ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПРОЦЕССА

УРОК 13. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МЕХАНИЗМОВ ПРОЦЕССА.

ИЗМЕНЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫХ И КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТА (ПРЕДМЕТА, МИКРООРГАНИЗМА)

РАЗДЕЛ 1

ПРЕДМЕТ И ЕГО ПРИЗНАК

ВВЕДЕНИЕ: НАЛИЧИЕ ПРИЗНАКА У ОБЪЕКТА. ТИПЫ ПРИЗНАКОВ ОБЪЕКТОВ

Задание 1. Прочитайте слова. Определите их грамматические классы. Определите значение выделенных слов на основании их словообразовательных связей.

Знать, признать, признак

Свойство, свойственный, свойственно

Характер, характеристика, характерный, характерно

Тип, типичный, типично

Суть, сущность, присущий, присуще

Задание 2. А) Прочитайте микротекст.

Хлорид натрия (поваренная соль) – твёрдое вещество, которое не имеет запаха. Поваренная соль имеет белый цвет. Ей присущ солёный вкус. Это вещество обладает свойством растворимости. Кристаллы хлорида натрия имеют сложное строение. Для них характерны кубическая форма и небольшой размер. Форма кристалла хлорида натрия обусловлена его структурой.

Б) Скажите, о каких признаках поваренной соли говорится в микротексте.

ЗАПОМНИТЕ! Наука выделяет и описывает следующие признаки предметов и биологических объектов.

ОРГАН, ОРГАНИЗМ, ВЕЩЕСТВО

(анатомия, биология)

ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО, ВЕЩЕСТВО

(химия, физика)

1. Структура (строение)

2. Размер (длина, ширина, высота, толщина; площадь; диаметр, радиус), вес, масса (органа, организма)

3. Форма (органа, организма)

4. Цвет

5. Консистенция (вещества – компонента органа, организма)

6. Свойство

7. Функция (органа, органоида)

8. Биологическое значение (организма)

1. Структура (строение)

2. Размер (длина, ширина, высота, толщина; площадь; диаметр, радиус), вес, масса

3. Форма (тела)

4. Цвет

5. Вкус

6. Запах

7. Консистенция (вещества)

8. Свойство

9. Применение

Задание 3. Прочитайте микротексты. Определите, о каких признаках объектов в них говорится.

ЖГУТИКОВЫЕ

Жгутиковые – это простейшие организмы. Они обладают микроскопическими размерами. Жгутиковые имеют простое строение. Для этих простейших характерна постоянная форма. Некоторые жгутиковые обладают свойством светиться в темноте.

СЕРДЦЕ

Сердце – важнейший орган человеческого тела. Оно имеет сложное строение. Сердце обладает относительно небольшими размерами. Этот орган имеет конусовидную форму. Сердечная мышца обладает свойствами сократимости, раздражимости, возбудимости. Сердце выполняет в организме функцию насоса.

Задание 4. А. Прочитайте микротекст Задания 1 ещё раз. Используя данную ниже таблицу, дайте аналогичную характеристику объектов, сообщив о признаках, которые они имеют.

Модели:

что? (объект) имеет что?В.П. (признак)

что? (объект) обладает чем? (признак)

для чего? (объект) характерно / типично что?И.П. (признак)

чему? (объект) свойственно / присуще что? И.П. (признак)

объект

форма

цвет

запах

консистенция

размер

свойство

1. Эритроцит

округлая

красный

микроскопический

2. Хлор

жёлтый

резкий

газообразная

растворимость

Б. Трансформируйте предложения сообщения о хлоре в пункты номинативного плана.

Образец:

Хлориду натрия присущ солёный вкус. – Вкус хлорида натрия (солёный).

Задание 5. А. Сообщите об обусловленности признака объекта.

Модели:

что? (признак)

определяется чем?

обусловлено

Примеры:Строение клетки определяется \ обусловлено её функцией.

объект

фактор

1. форма кристалла

структура

2. цвет вещества

агрегатное состояние

3. размер органоида

размер клетки

4. свойства сердечной мышцы

строение

Б. Трансформируйте предложения в пункты номинативного плана.

Образец:Строение клетки определяется её функцией. – Обусловленность строения клетки её функцией.

ТЕМА 1. СТРУКТУРА ПРЕДМЕТА

УРОК 1. КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ ПРЕДМЕТА

Задание1. Определите значение слов, исходя из значений их составных частей.

Межклеточный, подкожный, надкостница, надколенник, запястье, предплюсна, слаборазвитый, поперечнополосатый, кровеносный.

Задание2. Прочитайте группы однокоренных слов. Определите их грамматические классы. Определите значение незнакомых слов исходя из их словообразовательных связей.

  1. состав, составной, составлять/составить;

  2. структура, структурный;

  3. компонент, компонентный;

  4. кость, костный, надкостница, окостеневать/окостенеть, окостенение;

  5. двигаться, движение, двигательный, подвижный;

  6. полый, полость;

  7. сустав, суставной;

  8. мышца, мышечный;

  9. соединение, соединяться/соединиться, соединительный;

  10. содержать, содержание, содержимое, содержащий.

Запомните:содержание текста, воды в организме, но: внутреннее содержимое клетки и т.д.

Задание3. Составьте словосочетания по таблице. Запомните сочетаемость данных слов.

составной

часть

структурный

компонент

компонентный

состав

костный

перекладина, мозг, вещество, клетка, ткань

губчатый

вещество, кость

компактный

вещество

мышечный

волокно

суставной

капсула, полость, поверхность

соединительный

ткань

Задание4. Запомните антонимы:

Рыхлый =/= плотный

Наружный =/= внутренний

ЗАПОМНИТЕ! Сообщить о компонентном составе предмета можно следующими способами:

  • перечислить все его составные части (полный состав);

  • сообщить об отдельных составных частях (неполный состав);

  • сообщить о наличии или отсутствии компонента в предмете;

  • сообщить о материале, из которого состоит предмет

Задание 5. А. Сообщите о предмете и его составных частях (компонентах).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Данные модели используются при перечислении только полного компонентного состава предмета.

Модели:

ПРЕДМЕТ → СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ → ПРЕДМЕТ

Что? состоит из чего?

Что? образуется из чего?

Что? образовано чем?

Что? образует что? В.П.

Что? составляет что? В.П.

Примеры:Позвоночный столб состоит \ образуется из пяти отделов. Позвоночный столб образован пятью отделами. Пять отделов образуют \ составляют позвоночный столб.

предмет

составные части

1. плечевой пояс

лопатка, ключица

2. ключица

тело, два конца

3. скелет предплечья

локтевая и лучевая кости

4. таз

крестец, тазовые кости

5. скелет стопы

предплюсна, плюсна, пальцы

6. скелет черепа

мозговой и висцеральный череп

  1. План научной работы на 2010 год (темы, аннотации тем, публикации, конференции, семинары, диссертации)

    Документ
    План научной работы Филологического факультета и факультета искусств на 2010 год представляет собой освещение запланированной научной деятельности по 52 структурным подразделениям и образовательным программам факультетов.
  2. Рабочая учебная программа по русскому языку для иностранных студентов-медиков, обучающихся на русском языке, для специальностей

    Рабочая учебная программа
    Рабочая учебная программа разработана на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования с дополнениями для иностранных граждан (2 ), Программы по русскому языку как иностранному (2-3 сертификационных
  3. Рабочая учебная программа по русскому языку для иностранных студентов-медиков, обучающихся на английском языке, для специальности 060101 «лечебное дело»

    Рабочая учебная программа
    Рабочая учебная программа разработана на основании Сборника документов по организации учебного процесса на довузовском этапе обучения иностранных учащихся по медико-биологическому профилю (1 ), Государственного образовательного стандарта
  4. Учебное пособие для иностранных студентов-медиков Ставрополь

    Учебное пособие
    Сборник текстов для чтения “Читаем по-русски” составлен на материале русской и советской художественной литературы и публицистики в соответствии с Программой по русскому языку для иностранных студентов нефилологических вузов (М.
  5. Академический календарь студента II курса Лечебный факультет

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
  6. Академический календарь студента II курса Лечебный факультет.

    Академический календарь
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
  7. Академический календарь студента II курса. Лечебный факультет. М., Мгмсу. 2008, 8 7с Разработчики.

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
  8. Методика преподавания курса "Твоя профессиональная карьера" Год издания 1997 Издательство Просвещение Арефьев И. П

    Документ
    К. Основы безопасности жизнедеятельности Год издания 1 Издательство Просвещение Методика преподавания курса "Твоя профессиональная карьера" Год издания 1997 Издательство Просвещение Арефьев И.
  9. Учебник для студентов медицинских вузов (1)

    Список учебников
    В учебнике, подготовленном известными учеными и организаторами психотерапевтической службы, изложены современные представления о психотерапии: ее интердисциплинарные основы, механизмы лечебного действия и оценка его эффективности,

Другие похожие документы..