Педагогическая практика функции, цели и задачи педагогической практики Учебная программа педагогической практики по мпф

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Функции, цели и задачи педагогической практики

Учебная программа педагогической практики по МПФ

Успешное развитие сложных задач обучения и воспитания молодежи в решающей степени зависит от учителя, его идейной убежденности, профессионального мастерства, эрудиции и культуры. В выполнении задач совершенствования качества подготовки учителей значительная роль отводится непрерывной педагогической практике студентов на весь период обучения.

Учебно-воспитательная педагогическая практика студентов 4-5 курсов

Основная цель практики на 4-5 курсах - подготовка к целостному выполнению функций учителя предметника и классного руководителя, к проведению системы учебно-воспитательной работы с учащимися.

Задачи педагогической практики студентов 4-5 курсов.

  1. Дальнейшее развитие и совершенствование основ общепедагогических умений и навыков, приобретенных в период практики на 1-3 курсах.

  2. Формирование специфических профессионально-педагогических умений учителя-предметника.

  3. Применение и углубление знаний, приобретенных в процессе теоретического обучения.

  4. Воспитание качеств социально-активной личности учителя, формирование творческого исследовательского подхода к педагогической деятельности.

Требования к знаниям студента-практиканта. Студент обязан знать теоретический материал преподаваемого предмета; уметь планировать педагогическую деятельность: составить тематический план учебной темы, составить конспект урока с формулировкой целей и задач , методически грамотно поставить демонстрационный эксперимент, уметь активизировать учебную деятельность учащихся, проводить различные формы учебных занятий – стандартные и нестандартные уроки, лабораторные занятия, уроки решения задач, семинары, конференции, экскурсии. Студент должен уметь проводить внеклассные мероприятия по предмету и воспитательные мероприятия в качестве классного руководителя. Обязан присутствовать на педагогических Советах школы, родительских собраниях класса.

Содержание педагогической практики студентов 4-5 курсов

1. На 4-м курсе студенты проходят практику в течение 6 учебных недель в 79 классах общеобразовательной школы и выполняют следующие виды педагогической деятельности:

  • психолого-педагогическое изучение учащихся и коллектива и составление психолого-педагогических характеристик отдельных учащихся;

  • планирование всей учебно-воспитательной работы на период практики;

  • учебная и внеклассная работа по предмету (посещают и анализируют уроки и внеклассные занятия учителя по специальности, анализируют темы и разделы учебной программы на период практики; изучают необходимую научную и методическую литературу; подбирают и изготовляют необходимые методические материалы и пособия; разрабатывают конспекты уроков; проводят уроки; организуют один из видов внеклассной работы по специальности - предметный вечер, экскурсии и др; посещают и анализируют уроки других практикантов); Общее число уроков физики - 68;

  • воспитательная работа в качестве помощника классного руководителя: студенты участвуют в текущей воспитательной работе классного руководителя, самостоятельно проводят отдельные виды и формы воспитательной работы с учащимися; беседы, классные собрания, трудовые операции и т. д;

  • участие в работе предметных секций и педагогических советов.

2. На выпускном курсе студенты проходят практику в течение 6 учебных недель преимущественно в 1011 классах общеобразовательных школ, лицеях, гимназиях, колледжах (до 60 % студентов проходят практику в сельской местности.) В период практики выполняют следующие виды педагогической деятельности:

  • психолого-педагогическое изучение учащихся и коллектива с использованием современных экспериментальных психолого-педагогических методик, составляют психолого-педагогическую характеристику ученического коллектива;

  • проведение учебной и внеклассной работы по предмету - общее число уроков физики 15, посещение и анализ уроков, факультативных и внеклассных занятий учителей, психолого-педагогический и методический анализ учебных программ и учебно-методической литературы; подбор и изготовление приборов; дидактических материалов; проведение системы уроков и факультативных занятий с учащимися; организация внеклассной работы по предмету, (занятия кружка, конференции, олимпиады и др.); посещение и анализ уроков, факультативных и внеклассных занятий по предмету других студентов;

  • выполняют функции классного руководителя, организуют систему работы по гражданскому, нравственному, умственному, трудовому, экономическому, эстетическому и физическому воспитанию учащихся в их единстве. Эта система может включать проведение теоретических конференций, общественного смотра знаний, разнообразных встреч, бесед на эстетические и этические темы, ознакомление школьников с перспективами развития и экономикой промышленных предприятий, организацию экскурсий, спортивных соревнований, походов и т. д.;

  • работают с родителями учащихся, выступают на классных родительских собраниях, участвуют в проведении родительских конференций, в пропаганде политических, научных, психолого-педагогических знаний среди населения;

  • активное участие в работе различных методических совещаний и семинаров, педагогических советов.

В процессе педагогической практики формируются и развиваются следующие профессионально- педагогические умения:

  • изучать психолого-педагогические особенности познавательной деятельности школьников;

  • изучать личность школьника и коллектива учащихся, его структуру, межличностные отношения;

  • определять и реализовать обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока, внеклассных занятий по предмету и воспитательных мероприятий;

  • осуществлять текущее и перспективное планирование всех видов учебно-воспитательной работы;

  • обоснованно выбирать оптимальную структуру урока, формы, методы и приемы обучения;

  • обучать учащихся различным приемам учебной работы и способам познавательной деятельности;

  • обоснованно выбирать и использовать разнообразные методы воспитания, приемы педагогического воздействия на учащихся, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьника и детского коллектива, использовать различные формы работы с родителями учащихся;

  • анализировать процесс и результаты учебно-воспитательной работы, как учителей товарищей, так и своей собственной работы.

Отчетная документация

По окончании практики студент представляет на кафедру следующую документацию:

4 курс

  • конспект урока по физике с оценкой;

  • дидактический анализ урока;

  • методическая разработка внеклассных мероприятий по предмету;

  • две характеристики, заверенные директором школы (по физике и классному руководству)

5 курс

  • методическая разработка внеклассных мероприятий по предмету;

  • конспект нестандартного урока;

  • методическая разработка воспитательного мероприятия с его анализом;

  • задание по психологии;

  • отчет по педпрактике (для студентов на выезде из города);

  • две характеристики: по физике и классному руководству.

Организация педагогической практики

Перед началом каждой педагогической практики факультетский руководитель совместно с институтским руководителем проводят установочную конференцию, где определяют сроки практики, цели и задачи практики, доводят до студентов распределение по школам с указанием групповых методистов от каждой кафедры.

На конференции доводится до студентов содержание практики, их обязанности, состав отчетной документации и сроки их представления на кафедру (групповому руководителю). В школах проводятся педагогические Советы по организации педпрактики студентов: распределение по классам, знакомство с учителями и классными руководителями, с уставом школы.

По окончании практики в школах проводится заключительный педсовет, где студенты характеризуются учителями школы (с представлением заверенных характеристик).

После проверки факультетским и групповым руководителями представленной отчетной документации проводится итоговая конференция.

Рекомендуемая литература

  1. Аганов А.В. и др. Физика вокруг нас. Качественные задачи по физике. М. Дом педагогики, 1998

  2. Громов С.В., Родина Н.А. Физика. Учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. М. Просвещение 2000.

  3. Гладышева Н.К., Нурминский И.И. Физика. Учебник для 8,9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1997, 1998

  4. Гладышева Н.К., Нурминский И.И. Методика преподавания физики в 8-9 классах общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 1999

  5. Гуревич А.Е. Физика. Учебник для 7, 8, 9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2000.

  6. Дидактические материалы по физике для 7 – 11классов.

  7. Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика. Учебник для 9 класса средней школы. М.: Просвещение, 1999.

  8. Ланина И.Я. Сто игр по физике. М. Просвещение, 1995

  9. Методика преподавания физики и астрономии в 7-9 классах общеобразовательных учреждений/Под ред. А.А. Пинского, И.Г. Кирилловой. М.: Просвещение, 1999

  10. Методический журнал «Физика в школе»

  11. Мякишев Г.Я., Буховцев ББ. Физика. Учебник для 10, 11 классов средней школы. М.,: Просвещение, 1994

  12. Научно-практический журнал Российской академии образования «Учебная физика»

  13. Орлов В.А. Тематически тесты по физике 7-11 классы. Изд-во вербум –Москва, 2000

  14. Перышкин А. В., Родина Н. А. Физика. Учебник для 7, 8 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1998.

  15. Приложение к газете «Первое сентября» - Физика.

  16. Программно-методические материалы. Физика. 7-11 классы. М., Издательский дом «Дрофа» 1998

  17. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. М. Дрофа, 2000

  18. Тематическое планирование по физике 7-11 класс (I-II). Составитель: Швецов В.А., Волгоград, 2000

  19. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы/ Под ред. С.Е. Каменецкого и Н.С. Пурышевой. М. АСАДЕМА, 2000

  20. Теория и методика обучения физике в школе. Частные вопросы/Под ред. С.Е. Каменецкого. М. АСАДЕМА, 2000

  21. Физика. Учебник для 10, 11 классов школ и классов с углубленным изучением физике/ Под ред. А.А. Пинского. М.: Просвещение, 1997, 1998

  22. Физика и астрономия. Учебник для 7,8,9 классов общеобразовательных учреждений /Под ред. А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. М.: Просвещение, 2000

  23. Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1996

  24. Шахмаев Н.М., Шахмаев С.Н., Шодиев Д.Ш. Физика. Учебник для 9,10, 11 классов средней школы. М.: Просвещение, 1994

База педагогической практики

На 4-м курсе все студенты факультета проходят практику в следующих школах г. Тобольска: гимназия им. Д.Н.Лицмана, средние общеобразовательные школы №№ 13, 16, 17, 4, 9, 1.

На 5-м курсе: средние общеобразовательные школы №№ 13, 16, 17, а также средние общеобразовательные учреждения области.

  1. Учебный модуль «Общие вопросы теории и методики обучения физике. Средства обучения физике»

    Документ
    развитие у студентов профессиональной компетентности (ключевой, базовой и специальной) в области использования в учебном процессе по физике средств обучения,
  2. Учебная программа для специальностей 1-79 01 01 «Лечебное дело», 1-79 01 02 «Педиатрия»

    Программа
    Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы для высших учебных заведений по основам психологии и педагогики. Утверждена 5 июля 2007 года.
  3. Программа п роизводственной п едагогической практики для специальностей 1- 02 05 04- 01 “Физика. Математика”

    Программа
    И.М. Елисеева, заведующий кафедрой методики преподавания физики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»,
  4. Задачи учебного модуля Врезультате изучения модуля студент должен

    Документ
    1. Цели учебного модуля: способствовать становлению специальной профессиональной компетентности будущих учителей биологии на основе овладения методикой применения современных информационных и коммуникационных технологий при обучении
  5. Программа формирования инновационного образовательного пространства Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова Объем запрашиваемого финансирования (млн руб.) 980. 000. 000 (девятьсот восемьдесят млн.) руб (1)

    Программа
    Название инновационной образовательной программы Программа формирования инновационного образовательного пространства Московской медицинской академии имени И.
  6. Программа формирования инновационного образовательного пространства Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова Объем запрашиваемого финансирования (млн руб.) 980. 000. 000 (девятьсот восемьдесят млн.) руб (2)

    Программа
    Ректор вуза М.А. Пальцев, академик РАН и РАМН, доктор медицинских наук, профессор, член президиума РАН, заместитель академии-секретаря отделения биологических наук, руководитель секции физиологии РАН, член президиума ВАК Министерства
  7. Итоги научно-исследовательской деятельности за 2007 год федеральное агентство по образованию

    Документ
    внутренние совмест. % дипл. Работают над кандидатскими Работают над докторскими всего докт., проф. канд., доц. % дипл. всего докт., проф.
  8. Законодательства по теме: «Труд, трудоустройство, занятость населения»

    Закон
    Предусматривается создание центров исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий. Определяются особенности правового положения Центров, цели и предмет их деятельности, а также структура.
  9. 1. Цель курса дать представления об основных этапах, содержании, дискуссионных проблемах истории России с древнейших времен до наших дней

    Документ
    Для освоения дисциплины «История» студенты используют знания, умения, навыки, способы деятельности, сформированные в процессе изучения предмета «История» на предыдущем уровне образования.

Другие похожие документы..