О докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год

Выписка из Протокола №72

от 29 июня 2010 года

Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества

п/п

Рассматриваемый вопрос

Субъект права законодательной инициативы

Решение

1

О Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год

Принять за основу проект заключения Комиссии по Докладу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год (прилагается). Членам Комиссии внести предложения и замечания по проекту заключения Комиссии до 12 июля 2010 года. Рассмотреть проект заключения по Докладу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год в целом на очередном заседании Комиссии.

2

О проекте постановления Совета Федерации "О Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год"

1. Рекомендовать рассмотреть вопрос о заслушивании Доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год на заседании Совета Федерации в период осенней сессии 2010 год.

2. Направить настоящее решение:

Председателю Совета Федерации;

в Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, Комитет Совета Федерации социальной политике и здравоохранению, Комиссию Совета Федерации по культуре, Комиссию Совета Федерации по информационной политике, Комиссию Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации для представления предложений в проект постановления Совета Федерации «О Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год»;

в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации для сведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по докладу Уполномоченного по правам человека

в Российской Федерации за 2009 год

Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год (далее – Доклад) направлен в Совет Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Комиссия Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества (далее – Комиссия) обсудила Доклад с целью анализа изложенных в нем предложений для дальнейшего совершенствования законодательства по соблюдению прав и свобод, определения законодательных методов решения проблем массовых нарушений прав и свобод человека в России.

Руководствуясь тем, что соблюдение прав и свобод человека является определяющим условием развития гражданского общества и демократии в России, а Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (далее – Уполномоченный) – важнейшим субъектом правоотношений в этой сфере, Комиссия отмечает следующее.

Уполномоченным в качестве принципиальной основы формирования Доклада продекларирован анализ обращений граждан с целью оценки реальной ситуации с соблюдением тех или иных прав и свобод в Российской Федерации.

Кроме того, в Докладе предпринята попытка проанализировать действующее законодательство в области прав и свобод человека и дать предложения по его совершенствованию.

Комиссия вместе с тем отмечает, что Доклад Уполномоченного недостаточно структурирован и не учитывает степень актуальности и содержание тематики обращений граждан, поступивших в адрес Уполномоченного.

Вызывает непонимание, почему такие важные, с точки зрения граждан, разделы Доклада как «Право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство», «Право на эффективную государственную защиту», «Совершенствование законодательства о правах и свободах человека» не только рассматриваются в конце текста Доклада, но им уделяется недостаточно места, хотя данная тематика не только явно превалирует по количеству жалоб, но и является основной в деятельности Уполномоченного.

В Докладе содержатся тенденциозные суждения, зачастую не подкрепленные фактами и достаточными основаниями, либо являющиеся частными случаями.

Кроме того, имеется несоответствие количества поступивших жалоб граждан по определенным вопросам к объему описания данной тематики в тексте Доклада.

Например, описание в Докладе нарушений в сфере политических прав и свобод по отношению к количеству поступивших обращений на эту тему практически в 7 раз превосходит объемы описания ситуации с соблюдением других прав, а описание тематики нарушений прав на свободу собраний и митингов – в 57 раз.

Такую явно «политизированную» оценку ситуации не разделяют многие институты гражданского общества и уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации.

Полагаем, что правозащита не может превращаться в политическую кампанию, а Уполномоченный не должен оказывать поддержку исключительно в тех случаях, где его политические взгляды совпадают со взглядами тех, кого он защищает.

Комиссия обращает внимание, что в Докладе практически не представлен анализ соблюдения таких прав и свобод, как право на свободу передвижения и выбор места жительства, право на достаточный уровень жизни, здоровья, право на благоприятную окружающую среду, право на свободу экономической деятельности, право на обращение, право на объединение, право на образование, право на участие в культурной жизни. Также недостаточно подробно в Докладе освещены проблемы нарушения прав человека в сфере лекарственного обеспечения и оказания медицинской помощи, хотя очевидно, что проблемы в этой сфере существуют. В то же время количественные показатели тематики поступивших обращений по данным темам приводятся в приложении «Сведения о количестве и тематике обращений граждан», и, по нашему мнению, не должны остаться без внимания.

Как следует из Доклада, каждая вторая из поступивших Уполномоченному жалоб касалась нарушения личных (гражданских) прав человека, половину из которых составили жалобы о нарушении прав на судебную защиту.

В Докладе делается вывод о наличии нарушения прав граждан априори – не по результатам проверки жалоб, а уже в связи с самим фактом обращения гражданина, что не только не может отражать действительного положения дел с правами граждан, но и фактически искажает его.

Из Доклада неясно, каково количество обращений граждан, проверка которых выявила противозаконность действий должностных лиц и органов, и бездействие должностных лиц, обязанных принять соответствующие меры.

В Докладе практически не представлен анализ деятельности Уполномоченного по правам человека как института в динамике, что в значительной мере затрудняет оценку эффективности его работы. К сожалению, композиция доклада, в основу которой положена динамика развития правозащитной ситуации в стране (с позиции Уполномоченного), не дает представления о преемственности результатов деятельности Уполномоченного из года в год.

В отличие от предыдущего, Доклад за 2009 год не посвящен рассмотрению конституционных прав и свобод в той последовательности, как они расположены в Конституции Российской Федерации.

С сожалением отмечаем, что в Докладе встречаются доводы и предложения по изменению действующего законодательства, которые не согласуются с другими федеральными законами.

Множество вопросов и неопределенностей вызывают отношения Уполномоченного с институтами гражданского общества. С одной стороны, в своем Докладе Уполномоченный не раз ссылается на мнение правозащитных организаций, обозначает в качестве принципа своей работы учет мнения неправительственных организаций, с другой стороны - не представляет информации о формах такого сотрудничества и о деятельности экспертного совета при нем, кроме отдельных ссылок в приложении и сведений о награждении его членов медалью Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Также мнения некоммерческих организаций, представленные в Докладе, не вполне соответствуют их общему спектру.

По мнению членов Экспертного Совета по вопросам законодательного обеспечения развития институтов гражданского общества, деятельность Уполномоченного по взаимодействию с институтами гражданского общества носит избирательный характер и недостаточно прозрачна и открыта для оценки и участия в его работе неправительственных структур.

В Докладе представлено некорректное сравнение полномочий Уполномоченного и полномочий Общественной палаты Российской Федерации в вопросах совершенствования законодательства.

Так, Уполномоченным обращается внимание на чрезмерно широкие (по его мнению) полномочия Общественной палаты Российской Федерации в сфере экспертизы законопроектов и фактическое отсутствие таких прав у самого Уполномоченного. Тогда как законом предусмотрено направление в палаты Федерального Собрания и другим субъектам права законодательной инициативы ежегодного доклада о деятельности Уполномоченного, в котором и должны, на наш взгляд, быть представлены не абстрактные рассуждения, а конкретные предложения по совершенствованию законодательства о правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации.

Кроме того, необходимо отметить, что в Докладе Уполномоченного не проанализированы проблемы совершенствования законодательства и правоприменительной практики, не выявлены тенденции нарушений прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Комиссия полагает важным обратить внимание в ежегодных докладах Уполномоченного на необходимость объективного анализа фактов нарушения прав граждан и конкретизацию в них предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере защиты прав и свобод человека, одновременно сведя к минимуму общие рассуждения философского толка и риторические вопросы.

Комиссия Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества в настоящем заключении излагает свои замечания исключительно в целях повышения эффективности деятельности института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по его взаимодействию с институтами гражданского общества и консолидации его усилий с другими органами и институтами, участвующими в обеспечении государственной защиты прав и свобод человека в Российской Федерации.

  1. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год (2)

    Доклад
    В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  2. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год (3)

    Доклад
    В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  3. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год (1)

    Доклад
    Главный фактор, определяющий содержание доклада Уполномоченного, – динамика развития правозащитной ситуации в стране. Не отклоняясь от своей основной – правозащитной – деятельности, обусловленной требованиями Федерального конституционного
  4. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год (4)

    Доклад
    стране. Не отклоняясь от своей основной - правозащитной - деятельности, обусловленной требованиями Федерального конституционного закона, Уполномоченный одновременно изучает положение с правами человека в стране через призму конкретных
  5. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год

    Доклад
    В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  6. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  7. Доклад Уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае за 2010 год (1)

    Доклад
    Должность Уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае учреждена Законом Забайкальского края 25 декабря 2009 года в соответствии с рекомендацией Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года «Об Уполномоченном
  8. Доклад Уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае за 2010 год (2)

    Доклад
    Должность Уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае учреждена Законом Забайкальского края 25 декабря 2009 года № -ЗЗК в соответствии с рекомендацией Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года "Об
  9. Доклад Уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае за 2010 год (3)

    Доклад
    Должность Уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае учреждена Законом Забайкальского края 25 декабря 2009 года в соответствии с рекомендацией Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года «Об Уполномоченном

Другие похожие документы..