Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы»

ЧастьIII. ИСТОРИЯ ЗарубежнОЙ ЛитературЫ XVII–XVIII веков

Раздел I. Литература XVII века

Введение

XVII век как особая культурно-историческая эпоха. Сложности периодизации. Проблемы с терминологическим определением. Переходность как ведущая черта XVII столетия. Кризис ренессансной идеологии и изменения в мироощущении европейского человека.

Усложнение литературного процесса. Классицизм и барокко. Принцип «двойного подражания» в эстетике классицизма. Нормативность и рационализм. Система жанров классицизма. Гражданственность и дидактизм классицистического искусства. Барокко. Происхождение термина. Концепция мира и человека в искусстве барокко. Интерес к движению и изменению. Экспрессивность барокко. Понятие о барочном «остроумии».

Литература Испании

Политический и экономический кризис испанского государства и расцвет искусства. Испанский театр: устройство и ход представления. Жизненный путь Лопе де Вега. Взгляды на драматическое искусство, изложенные в трактате «Новое руководство сочинять комедии в наши дни». Система жанров в творчестве Лопе де Вега. Исторические драмы. «Драма чести» и национальные предпосылки ее возникновения. Классификация комедий в драматическом наследии Лопе де Вега. Придворная комедия. «Комедия плаща и шпаги». Жанровая природа пьесы «Овечий источник». Функции исторического контекста. «Звезда Севильи» как образец «драмы чести».

Биография П. Кальдерона. Драматургия Кальдерона как одна из вершин барочной литературы. Комедии: традиции драматургии Лопе де Вега и жанровое новаторство. Пьеса «Дама-невидимка». «Драмы чести» и их место в творческом наследии Кальдерона. Религиозная драма «Поклонение кресту». Проявления барочного мироощущения в пьесе. Жанровое своеобразие пьесы «Жизнь есть сон». Барочная концепция жизни и человека. Барочный стоицизм. Система символов.

Поэзия барокко. Луис де Гонгора: поэзия «темного» и «светлого стиля». Влияние фольклора на раннюю поэзию. Эволюция стиля. Характер образности в произведениях «темного» стиля. Художественные особенности поэмы «Одиночества». Гонгоризм и консептизм. Поэзия Кеведо.

Литература Франции

Историческая ситуация во Франции начала XVII в. Ранний этап становления французского классицизма и деятельность Малерба. Реформа поэтического языка. Роль Ришелье и французской Академии в формировании классицистической эстетики. Рационалистический метод Декарта и литература. Вклад Н. Буало в развитие теории классицизма.

Прециозная культура. Деятельность маркизы де Рамбуйе и ее салона. Влияние прециозности на поэзию Венсана Вуатюра. Барокко и прециозная культура.

Эволюция романной формы во французской литературе XVII столетия. Пасторальный роман Оноре д’Юрфе «Астрея». Галантно-героический роман в творчестве Л. де Гомбервиля и М. де Скюдери. Проблемы «бытового реализма» и «низового барокко». «Правдивое комическое жизнеописание Франсиона» Ш. Сореля. Реализм в изображении французской действительности XVII в. Элементы барочной эстетики в романе Сореля. «Экстравагантный пастух» как пародия на пасторальный роман. «Принцесса Клевская» М. де Лафайет. Жанры классицистической прозы. Нравоописательная литература (Ларошфуко, Лабрюйер).

Театр классицизма. Жанр комедии в раннем творчестве П. Корнеля. Трагикомедия «Сид». Конфликт чувства и долга в пьесе как основополагающий конфликт классицистической драматургии. Полемика о пьесе «Сид». Создание «правильной» трагедии «Гораций». Новый тип трагического конфликта. Проблема соотношения государственных интересов и личных. Пьесы «второй манеры Корнеля».

Жизнь и творчество Ж. Расина. Трагедия «Андромаха». Особенности интерпретации мифологического материала. Мастерство в достижении напряженности драматического действия. Композиция пьесы. Трагедия «Федра». Новая трактовка античного мифа. Расиновский психологизм. Отличия трагедии Расина от трагедии Корнеля. Поздние пьесы Расина.

Биография Ж.-Б. Мольера. Ранняя драматургия: творческая переработка опыта народного театра, жанров средневековой драмы и итальянской комедии масок. Становление жанра высокой комедии. Проблема комедийного характера у Мольера. Сценическая судьба пьесы «Тартюф». Приемы создания образа Тартюфа. Комедия-балет «Мещанин во дворянстве». Сатирическое осмеяние новых тенденций в жизни французского общества XVII столетия. Пьеса «Дон-Жуан». Н. Буало о комедиях Мольера.

Литература Англии

Кризис ренессансной идеологии и его отражение в литературе Англии. Барокко и английская метафизическая поэзия. Биография Джона Донна. Новизна и оригинальность поэтического мышления. Понятие о метафизическом «концепте». Борьба со штампами елизаветинской лирики. Жанровое новаторство. Религиозная поэзия Донна. Художественные достоинства проповедей. Метафизическая школа и поэзия «кавалеров».

Английская буржуазная революция и творчество Джона Мильтона. Поэтические эксперименты в раннем творчестве Мильтона (L’Allegro и Il Penseroso). Прозаические произведения. Жанровые особенности «Потерянного рая». Эпические традиции и влияние театрального искусства. Образ Сатаны и его интерпретация. Хронотоп поэмы. Влияние эстетики барокко и классицизма на «Потерянный рай». Поэма «Возвращенный рай».

Раздел II. Литература XVIII века

Введение

XVIII век в мировом культурном развитии. Хронологические границы эпохи. Социальные и экономические предпосылки Просвещения. Значение работ Локка для формирования новой идеологии. Понятие о «естественном» человеке и «естественном» состоянии. Культ Разума. Вера в неисчерпаемые возможности воспитания и образования личности. Дидактизм просветительского искусства. Философия и литература. Литературные направления Просвещения. Основные жанры просветительской литературы. Рост популярности документальных жанров. Спор «древних» и «новых» и его роль в становлении европейской просветительской мысли. Историческое своеобразие Просвещения в различных странах Западной Европы.

Литература Англии

Расцвет нравоописательной журналистики. Публицистическая деятельность Р. Стила и Дж. Аддисона. Становление английского просветительского романа.

Жизнь и творчество Д. Дефо. Занятия журналистикой и их влияние на формирование творческих принципов писателя. Роман «Робинзон Крузо». Установка на достоверность и реалистичность и ее отражение в книге. Новые принципы создания характера героя. Влияние на роман просветительской философии. Религиозно-символический план книги. «Робинзон Крузо» и мировая приключенческая литература.

Дж. Свифт. Раннее творчество и участие в политической жизни страны. Тематика и проблематика памфлетов Свифта. «Путешествия Гулливера»: своеобразие отражения жизни той эпохи. Отношение автора к просветительским идеалам. Художественные функции фантастики. Жанровая оригинальность книги.

С. Ричардсон. Обращение к жанру эпистолярного романа. Новые приемы изображения внутренней жизни человека. Ричардсон и русская культура.

Творчество Г. Филдинга как новый этап в становлении жанра романа. «История приключений Джозефа Эндруса» и полемика с Ричардсоном. Функции пародийных элементов. Теоретическое осмысление автором жанровой природы своей книги. Влияние Сервантеса. Мастерство Филдинга-юмориста. «История Тома Джонса, найденыша». Сюжет и композиция. Том Джонс как «негероический герой». Разочарование в просветительской концепции человека. Отражение английской действительности XVIII в. и проблема просветительского реализма.

Становление сентиментальной чувствительности в английской поэзии первой половины XVIII в. Пробуждение интереса к природе в литературе начала столетия. Поэма Дж. Томсона «Времена года». Влияние научных открытий на восприятие природы, представленное в поэме. Стремление связать определенный тип пейзажа с определенным эмоциональным переживанием. Медитативно-дидактическая поэма Э. Юнга «Ночные думы». Попытка перейти от изображения чувств «человека вообще» к изображению чувств «человека частного». Роль ночного пейзажа в поэме. Т. Грей «Элегия, написанная на сельском кладбище». Черты сентиментального героя в лирическом персонаже «Элегии». Формирование сентиментальной этики. Новое в трактовке традиционного пасторального противопоставления села и города. «Элегия» в переводе Жуковского.

Л. Стерн. Жанровое новаторство и жанровые традиции в «Жизни и мнениях Тристрама Шенди». Пародирование штампов просветительского романа. Полемика с просветительскими идеями о мире и человеке. Новые принципы отношений между автором, героем и читателем в художественном произведении. «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». Йорик как сентиментальный герой. Приемы индивидуализации характера. Психологическое мастерство Стерна. Влияние сентиментальной чувствительности на восприятие мира героем книги. Функции иронии в «Сентиментальном путешествии». Творческое переосмысление жанровых традиций путешествия. Влияние Стерна на русскую литературу.

Поэзия Р. Бернса. Влияние шотландского фольклора. Преодоление сентиментализма. Особенности поэтического языка.

Предромантизм. Проблемы термина. Предромантизм и кризис просветительской идеологии. Формирование новых эстетических принципов. Пробуждение интереса к средневековой культуре и поэзия Т. Чаттертона. Кельтская мифология и поэма Дж. Макферсона «Песни Оссиана». Готический роман (Г. Уолпол, А. Рэдклифф, Г. Льюис).

Литература Франции

Проблемы периодизации французского Просвещения. Место полемики между «древними» и «новыми» в становлении просветительской мысли во Франции. Искусство рококо, его стилевые признаки. Монтескьё «Персидские письма»: соотношение восточной экзотики и сатиры на современную жизнь европейского общества. Тип героя-простака в романе. «О духе законов».

Вольтер. Черты нового мышления в традиционных жанрах. Особенности преломления законов эстетики классицизма в творчестве Вольтера. Драматургия Вольтера. Вольтер и Шекспир. Новые черты в жанре трагедии. Поэма «Генриада». Ироикомическая поэма «Орлеанская девственница». Жанр философской повести и применяемые в нем приемы иносказания. «Задиг»: соотношение добра и зла, их место в мировом порядке. «Кандид»: опровержение нравственного оптимизма. Философские повести и просветительский роман. Социальные, политические и философские взгляды Вольтера. Вольтер и Россия.

Д. Дидро. Философские и эстетические взгляды. Организация издания «Энциклопедии». Влияние «Энциклопедии» на европейское Просвещение. Роман «Монахиня»: антиклерикальная направленность книги. «Жак-фаталист»: жанровая оригинальность произведения. Сатирическое обозрение жизни французского общества XVIII столетия. Идейно-художественное своеобразие диалога «Племенник Рамо». Драматургия Дидро. Дидро и Россия.

Ж.-Ж. Руссо. Социальные, политические и философские взгляды. Критика современной цивилизации и понятие о «естественном состоянии» в работах Руссо. Теория «общественного договора». «Эмиль, или О воспитании» как педагогическая программа Руссо. Эпистолярный роман «Юлия, или Новая Элоиза». Юлия и Сен-Пре как руссоистский вариант сентиментальных героев. Приемы раскрытия внутренней жизни персонажей. Отражение философских и социальных взглядов писателя в содержании книги. Оригинальность формы и содержания «Исповеди» и ее влияние на последующее развитие психологической прозы. Руссо и русская культура.

Французская литература накануне буржуазной революции. Драматургия Бомарше. Образ Фигаро. Отражение новых умонастроений в «Женитьбе Фигаро».

Литература Германии

Своеобразие Просвещения в Германии. Деятельность Лессинга и ее роль в формировании новой идеологии. Драматургия Лессинга.

Движение «Бури и натиска» и его соотношение с сентиментализмом и предромантизмом. Влияние Руссо. Новое отношение к античному наследию и творчеству Шекспира. Влияние штюрмеровского движения на литературу.

И.-В. Гете. Отражение идей «Бури и натиска» в ранней лирике. Роман «Страдания юного Вертера». Влияние эстетики сентиментализма на роман. Черты «бурного гения» в образе Вертера. Критика социальных проблем. «Фауст». Процесс и хронология создания книги. Источники сюжета. Жанровое своеобразие «Фауста». Композиция. Художественная функция прологов. Смысл духовных поисков Фауста. Фауст и Маргарита. Фауст и Мефистофель. Идейно-художественное своеобразие второй части «Фауста». Гете и идеалы Просвещения.

Ф. Шиллер. Ранняя драматургия и движение «Бури и натиска». Отражение социальных конфликтов эпохи. Влияние руссоизма. «Дон Карлос» как переломный этап в творческой эволюции Шиллера. Работы по эстетике. Шиллер и античность. Поздние пьесы.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Периодизация литературного процесса. Литература Античности. Переход от античности к Средневековью. Литература Средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв.» Специальность: 031001. 65

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «История зарубежной литературы: XVII-XVIII вв.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв.» Специальность (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «История зарубежной литературы: XVII-XVIII вв.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв.» Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: Iтреть XIX в.» Специальность: 031001. 65 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «История зарубежной литературы: I треть XIХ в.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: Iтреть XIX в.» Специальность: 031001. 65 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «История зарубежной литературы: I треть XIХ в.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине история зарубежной литературы XVII

    Учебно-методический комплекс
    Учебно – методический комплекс «Зарубежная литература XVII – XVIII вв.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой
  8. Учебно-методический комплекс по курсу «История зарубежной литературы»

    Учебно-методический комплекс
    В рамках проекта «Формирование информационной образовательной среды Канского педагогического колледжа» спроектирован и разработан электронный УМК по курсу «История зарубежной литературы».
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине история зарубежной журналистики (опд. Ф. 06) Специальность

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030601.65 – журналистика

Другие похожие документы..