Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы»

Введение

Цели и задачи курса. Проблемы периодизации исторического и литературного процесса. Различные подходы к периодизации, существующие в современной исторической науке. Происхождение и содержание понятий «средние века» и «эпоха Возрождения». Выдающиеся представители отечественной и зарубежной медиевистики (Б.И. Пуришев, А.Ф. Лосев, Д.С. Лихачев, Буркхарт, Хейзинга, Ж. Ле Гофф).

Раздел I. средневековье и Предвозрождение

Переход от античности к средневековью

Закат Римской империи и кризис античной культуры. Уход литературы от значительных и актуальных тем. Творчество Децима Магна Авзония. Поэма «Мозелла» как выражение новых тенденций в античной литературе. Смещение интереса с содержания на форму художественного произведения. Эксперименты с поэтической формой Порфирия. Литературная деятельность Клавдиана. Расцвет стоической философии. Двойственность концепции человеческого бытия в «Размышлениях» Марка Аврелия. Стоицизм и христианство.

Литература раннего христианства

Христианство и античная культура. Категорическое неприятие античного наследия Тертуллианом. Творческая переработка традиций античной культуры Иеронимом. Новый перевод Ветхого завета на латинский язык. Значение деятельности Иеронима для последующего формирования средневековой литературы. Духовная эволюция Августина Блаженного. «Исповедь» как первый образец жанра литературной исповеди. Влияние этого произведения на европейскую литературу более поздних эпох.

Средневековый героический эпос

Жанровые признаки героического эпоса. М.М. Бахтин об эпосе. Героический эпос раннего средневековья. Ирландские саги. Уладский цикл. Отражение мифологических представлений в картине мира и эпическом герое. Героический эпос развитого феодализма. Французский эпос «Песнь о Роланде». Историческая основа и трансформация исторического материала в произведении. Приемы создания эпического характера. Фольклорная традиция в «Песне о Роланде». Влияние христианской религии на памятник. Особенности художественного мира французского героического эпоса.

Три типа культуры зрелого средневековья

Особенности мироощущения человека периода зрелого средневековья (XI–XIII вв.). Влияние христианской идеологии. Принцип «готической вертикали» (Бахтин). Символ и средневековое искусство. Классовая поляризация общества и ее влияние на искусство. Рыцарская, церковная и городская культура.

Куртуазная поэзия

Расцвет куртуазной поэзии в Провансе. Усиление авторского начала в рыцарской поэзии. Создание легендарных биографий трубадуров. Особенности трактовки любви в куртуазной поэзии. Образ Прекрасной дамы. Формирование норм куртуазной любви в творчестве Бернарта де Вентадорна. Мотив «любви издалека» в стихах Джауфре Рюделя. Система жанров куртуазной поэзии: альба, кансона, тенсона, пасторела, сирвента, плач, баллада. Новаторство трубадуров в поэтической технике. Влияние куртуазной поэзии на последующее развитие европейской любовной лирики.

Средневековый рыцарский роман

Рыцарский роман и героический эпос. Античный, византийско-восточный и бретонский циклы рыцарских романов. «Роман об Александре» Ламбера ле Тора и «Роман о Трое» Бенуа де Сент-Мора. Специфика средневекового историзма в романах античного цикла.

Влияние восточной культуры и византийской литературы на романы византийско-восточного цикла. «Флуар и Бланшефлор». Традиции восточной сказки в романе. Статичность характеров. Развернутость описаний. Символика в романе «Флуар и Бланшефлор».

Кельтские сказания как сюжетная основа романов бретонского цикла. Легенды о Тристане и Изольде. Эпическая, куртуазная и лирическая интерпретации сюжета. Романы о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Исторические источники и мифологизация образа Артура. Королевство Артура как воплощение идеалов и высших ценностей рыцарства. Хронотоп рыцарского романа.

Романы Кретьена де Труа. Интерес к становлению молодого героя как рыцаря. Трехчастная структура романов. Формирование основ психологической литературы в произведениях Кретьена де Труа.

Романы о Граале Кретьена де Труа и Вольфрама фон Эшенбаха. Столкновение христианской и рыцарской этики.

Судьбы рыцарского романа в европейской литературе последующих эпох.

Церковная литература

Жанры литургической поэзии. Схематизаторская и развлекательная тенденции в агиографической литературе. Дидактические жанры. Видение. Образ ясновидца. Композиция. Одновершинные и многовершинные видения. Аллегорическая поэзия.

Городская литература

Разнообразие и динамичность развития как главные признаки городской литературы. Карнавальность. Расцвет сатирических жанров. Фабльо и шванки. Животный эпос. «Роман о Лисе» Пьера из Сен-Клу. М.М. Бахтин о народной смеховой культуре.

Итальянское Предвозрождение

Понятие Предвозрождения. Проявление новых тенденций в жизни итальянского общества. Культурный расцвет Флоренции. Политическая борьба гвельфов и гибеллинов. Возникновение школы «нового сладостного стиля» (Гвидо Гвиницелли, Гвидо Кавальканти, Чино да Пистойя, Данте). Новая концепция любви и новые черты в образе Прекрасной дамы. Особенности поэтического стиля. Сонет и его жанровые признаки.

Творчество Данте Алигьери. Биография поэта. «Новая жизнь» как лирическая исповедь о любви. Образ Беатриче и традиции школы «нового сладостного стиля». Система символов и особенности формы. Влияние «Новой жизни» на формирование европейской психологической прозы.

«Божественная комедия» как произведение двух эпох: средневековья и Возрождения. Влияние средневековой литературы. Обращение к опыту жанра видения и аллегорической поэзии. Наличие четырех смысловых уровней. Использование символов. Влияние магических чисел на композицию «Божественной комедии». Произведение Данте как предвестие эпохи Возрождения. Вторжение в содержание поэмы современного материала. Новые критерии оценки человека и его деятельности. Новые подходы к античному наследию. Образы Вергилия и Беатриче. Хронотоп поэмы. Данте в России.

Предвозрождение в Англии

XIV век как переходная эпоха в истории английского государства. Раннее творчество Чосера. «Птичий парламент», «Троил и Хризеида», «Легенда о добрых женщинах». «Кентерберийские рассказы» как памятник Предвозрождения. Композиционный прием повествовательной рамы. Функция «Пролога». Символический план книги. Мастерство Чосера в портретных характеристиках героев. Традиции средневековой литературы. Отражение в «Кентерберийских рассказах» жизни английского общества XIV столетия. Формирование ренессансных идеалов и их влияние на книгу Чосера.

Предвозрождение во Франции

Французская поэзия XIV–XV вв. Система жанров. Творчество Франсуа Вийона. Вийон и наследие средневековой литературы. Пародия как средство борьбы с поэтическими штампами и клише. Ироническая игра с общепринятыми понятиями. Стилевое новаторство Вийона. Обращение к воровскому и профессиональным жаргонам. Темы смерти и быстротекущего времени в творчестве Вийона. Поэзия Вийона в русских переводах.

Раздел II. Эпоха Возрождения

Введение

Происхождение термина «Возрождение». Изменения в жизни западноевропейского общества в XIV–XV вв. и их влияние на концепцию человека и картину мира. Формирование буржуазных отношений. Усиление роли городов. Рост национального самосознания. Великие географические открытия.

Возрождение в Италии

Франческо Петрарка — первый гуманист Европы. Биография поэта. Увлечение античной культурой и ее роль в формировании Петрарки как литератора. Поэма «Африка». Трактат «Тайна, или О презрении к миру». История создания «Книги песен». Композиция книги. Образ Лауры. Новаторство в изображении любовного переживания лирического героя. Поэтическая функция метафор в сонетном цикле Петрарки. Особенности хронотопа. Развитие жанра сонета. Влияние Петрарки на европейскую любовную лирику.

Джованни Боккаччо. Биография. «Филострато» — новая интерпретация античного сюжета. Пасторальный роман «Амето». «Фьезоланские нимфы» — смешение античных элементов и современного материала. Становление психологизма в «Элегии мадонны Фьяметты». «Декамерон» как одно из вершинных явлений ренессансной культуры. Боккаччо и жанр новеллы. Своеобразие композиции книги. Гуманистическая концепция мира и человека. Реабилитация земной жизни человека. Защита естественных чувств. Антиклерикальные мотивы. Комическое и трагическое в человеческом существовании. Многогранность любви в изображении Боккаччо. Образ художника в «Декамероне». Отражение современной жизни в книге Боккаччо. «Декамерон» и европейская литература.

Северное Возрождение

Специфика Северного Возрождения. Формирование гуманистической философии. Отражение новых представлений о мире и человеке в немецкой и нидерландской живописи. Мартин Лютер и Реформация. Влияние Реформации на ренессансную идеологию в Северной Европе. Эразм Роттердамский. Новый взгляд на религиозные догматы в «Оружии христианского воина». Новый латинский перевод Библии и становление научного подхода к Священному писанию. «Похвала Глупости». Традиции средневековой шутовской литературы. Гуманистическая философия и сатирическое обличение пороков. «Корабль дураков» Себастиана Бранта.

Возрождение во Франции

Этапы становления гуманистической мысли во Франции. Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль». История создания романа. Композиция. Карнавальность и связь с народной смеховой культурой. Место и функции пародии в книге Рабле. Идеи гуманистического образования. Роль гротеска в романе. Телемская обитель в ряду литературных утопий.

Поэзия «Плеяды». Поэтическая теория Жоашена дю Белле. Обращение к античной традиции и опыту ренессансных литераторов. Творчество Пьера Ронсара. Новое отношение к человеку и природе. Особенности передачи любовных переживаний в поэзии Ронсара. Вклад Ронсара в становление эстетики классицизма.

Мишель Монтень. «Опыты» и жанровая природа эссе. Стоицизм и скептицизм и их трансформация в «Опытах». Стиль книги. Влияние «Опытов» на последующее развитие литературы.

Возрождение в Испании

Национальное своеобразие испанского Возрождения. Мигель де Сервантес Сааведра. История жизни писателя. Раннее творчество. Драматические произведения. Пасторальный роман «Галатея». Новеллы и поэмы. Роман «Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский». История создания книги. Борьба с засильем рыцарского романа в испанской литературе. Использование пародии. Образ Дон-Кихота. Его усложнение на протяжении книги. Гуманистическая направленность образа Дон-Кихота. Переосмысление мотива безумия в романе. Дон-Кихот и Санчо Панса. Композиция романа. «Дон-Кихот» Сервантеса и русская литература.

Возрождение в Англии

Влияние итальянской культуры на формирование английского Возрождения. Переводы с итальянского и их значение для становления английской ренессансной литературы. Переводческая деятельность Томаса Уайета и Генри Говарда (графа Сарри) и освоение новых поэтических жанров и тем. Английский сонет. Филип Сидни. Трактат «Защита поэзии». «Астрофил и Стелла» — первый английский сонетный цикл. Поэзия Эдмунда Спенсера: «Пастушеский календарь», «Королева фей». Роман Джона Лили «Эвфуэс».

Английский Ренессанс и расцвет театрального искусства. Устройство первых театров и ход представления. Драматургическая деятельность группы «Университетские умы». Джон Лили и его вклад в развитие ренессансной комедии. Жанр «трагедии мести» в творчестве Томаса Кида. Драматургия Кристофера Марло и отражение в ней кризиса гуманистической философии. Трагедия «Тамерлан Великий». Пьеса «Трагическая история доктора Фауста». Источники сюжета. Образ Фауста. Влияние Марло на елизаветинский театр.

Уильям Шекспир. Биография. «Шекспировский вопрос». Периодизация творчества. Поэмы и сонеты. Жанр комедии в творчестве Шекспира и его эволюция. Источники комического в ранних комедиях («Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь»). Место любовной темы. Парадоксы человеческой природы. Изменение общей атмосферы и появление новых типов героев в поздних комедиях («Венецианский купец»). Хроники и их циклизация. История в интерпретации Шекспира. История и современность. Образ Ричарда III. Ричард как «герой-макьявеллист». Драматургическое мастерство Шекспира при создании этого персонажа. Ричард III и Макбет. Трагедии. Трансформация трагического конфликта («Ромео и Джульетта», «Отелло»). «Гамлет» как философская трагедия. Источники сюжета. «Загадка» пьесы и варианты ее решения. Образ Гамлета. Сложность интерпретации. Гамлет в отношениях с другими действующими лицами трагедии. Композиция пьесы. Параллелизмы в сюжете. Драматическая функция монологов. Мастерство в организации сценического действия. Язык пьесы. Лейтмотивы и система символов в трагедии. Речевая характеристика персонажей. Поэтический талант Шекспира. Сценическая история «Гамлета». «Гамлет» и мировая литература.

Жанровое своеобразие поздних пьес («Буря», «Зимняя сказка», «Цимбелин»). Сказочные и фантастические элементы в «Буре». Образ Просперо. Хронотоп пьесы.

ЛИТЕРАТУРА

Художественные тексты

Ирландский эпос. Саги уладского цикла.

Песнь о Роланде.

Лирика трубадуров.

Роман о Тристане и Изольде.

Кретьен де Труа. Роман по выбору.

Данте Алигьери. Божественная комедия.

Франческо Петрарка. Книга песен.

Джованни Боккаччо. Декамерон.

Дж. Чосер. Кентерберийские рассказы.

Фр. Вийон. Стихи.

Эразм Роттердамский. Похвала глупости.

Ф. Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль.

П. Ронсар. Стихи.

М. Монтень. Опыты.

У. Шекспир. Ричард III. Макбет. Укрощение строптивой. Венецианский купец. Гамлет. Отелло. Ромео и Джульетта. Буря. Сонеты.

М. Сервантес. Дон-Кихот.

Учебники и учебные пособия, хрестоматии, критическая литература

Алексеев М.П. и др. История зарубежной литературы: Средние века. Возрождение (любое издание).

Аникст А.А. Трагедия Шекспира «Гамлет». — М., 1986.

Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. — М., 1974.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М., 1990.

Гуревич А.Я. Категории средневековой эстетики. — М., 1972.

Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. — М., 1989.

Зарубежная литература средних веков / Сост. Б.И. Пуришев. — М.: Высшая школа, 2004.

Зарубежная литература: Эпоха Возрождения / Сост. Б.И. Пуришев. — М.: Просвещение, 1976.

Зарубежные писатели: Биобиблиографический сл.: В 2 ч. / Под ред. Н.П. Михальской. — М., 1997.

История всемирной литературы: В 9 т. — Т. 2–3. — М., 1984–1985.

Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. — М., 2001.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. — М., 1992.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. — М., 1978.

Мелетинский Е.М. Средневековый роман. — М., 1983.

Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман. — М., 1976.

Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. — М., 1989.

Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций. — М., 1996.

Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы XV–XVII вв. — М., 1955.

Хейзинга Й. Осень средневековья. — М., 1988.

Шайтанов И.О. Зарубежная литература: Эпоха Возрождения. — М., 1998.

Шайтанов И.О., Афанасьева О.В. Зарубежная литература: Средние века. — М., 1996.

Шведов Ю.Ф. Вильям Шекспир: Исследования. — М., 1977.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Периодизация литературного процесса. Литература Античности. Переход от античности к Средневековью. Литература Средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв.» Специальность: 031001. 65

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «История зарубежной литературы: XVII-XVIII вв.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв.» Специальность (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «История зарубежной литературы: XVII-XVIII вв.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв.» Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: Iтреть XIX в.» Специальность: 031001. 65 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «История зарубежной литературы: I треть XIХ в.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: Iтреть XIX в.» Специальность: 031001. 65 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «История зарубежной литературы: I треть XIХ в.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине история зарубежной литературы XVII

    Учебно-методический комплекс
    Учебно – методический комплекс «Зарубежная литература XVII – XVIII вв.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой
  8. Учебно-методический комплекс по курсу «История зарубежной литературы»

    Учебно-методический комплекс
    В рамках проекта «Формирование информационной образовательной среды Канского педагогического колледжа» спроектирован и разработан электронный УМК по курсу «История зарубежной литературы».
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине история зарубежной журналистики (опд. Ф. 06) Специальность

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030601.65 – журналистика

Другие похожие документы..