Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы»

Раздел I. Литература Древней Греции

Архаический период

Источники древнегреческой литературы: народнопоэтическое творчество и мифология. Древнейшие фольклорные жанры и обряды. Понятие о мифе. Миф как способ познания мира. Миф и реальность. Мифологическое время. Основные мифологические циклы. Отражение культовых традиций в календарных мифах. Антропоморфизм как ведущий прием в греческой мифологии. Космогонические, антропогонические, лунарные, солярные и астральные мифы. Доолимпийская и олимпийская мифология: три поколения богов (Уран, Крон, Зевс). Пантеон олимпийских богов. Отношения богов и героев. Типы героев. Современная «мифология». Значение мифа и обряда в становлении словесного искусства.

Героический эпос. Историческая обусловленность возникновения героического эпоса. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Мифологическая (фольклорная) основа поэм Гомера. Гомеровский вопрос. Особенности композиции и стиля поэм. Проблема психологизма в изображении характеров. Гомеровские поэмы в русских переводах (М.В. Ломоносова, К. Кондратовича, П. Кострова, В.А. Жуковского, Н. Гнедича, Н.И. Минского, В.В. Вересаева и др.).

Древнегреческая лирика, ее виды, поэты (Анакреонт, Алкей, Архилох, Сапфо и др.). Истоки античной лирики (народное творчество и песенная основа лирических жанров). Состязание поэтов и музыкантов на празднествах в честь бога Аполлона. Синтетический характер древнегреческой поэзии. Жанры лирической поэзии: элегия, ямб, мелос и т.д. Анакреонтические мотивы в русской и мировой поэзии.

Аттический период

Значение Аттики в истории Древней Греции. Завершение основного периода греко-персидских войн (победа при Марафоне — 490 г. до н.э. и Саламине — 480 г. до н.э.). Объединение городов-государств в полисные системы. Культурный, политический и экономический расцвет в Афинах. Происхождение драмы и театра в «век Перикла». Роль обрядовых игр в становлении театральных зрелищ. Культ Диониса и празднества в Дельфах. Дифирамб и сатировские представления как предтечи древнегреческой трагедии. Основные свойства драматического жанра.

Сакральная природа греческого театра. Устройство древнегреческого театра и организация представлений. Основные разновидности драмы. Древнегреческая трагедия. Происхождение термина «трагедия». Генезис жанра трагедии.

Эсхил – «отец трагедии». Отражение темы греко-персидских войн в драме «Персы». Историческая основа пьесы. Религиозно-нравственная концепция пьесы. Изображение характеров (Ксеркс, Атосса). Интерпретация известного мифологического сюжета в трагедии «Прикованный Прометей». Этическая проблематика пьесы. Образ Прометея. Художественное новаторство Эсхила.

Софокл. Фиванский цикл мифов в трагедиях Софокла («Антигона», «Царь Эдип», «Эдип в Колонне»). «Антигона»: конфликт, образ Антигоны как воплощение нравственного идеала. Трагедия «Царь Эдип» — вершина драматургии Софокла и образец «трагедии рока». Сюжет и композиционные особенности произведения. Интерпретация мифа в трагедии. Образ Эдипа. Нравственно-эстетический идеал Софокла. Драматургическое новаторство Софокла.

Еврипид — драматург периода кризиса афинской демократии. Эстетические взгляды Еврипида. Театральные открытия Еврипида. Проблематика его пьес («Ипполит», «Андромаха», «Электра», «Ифигения в Авлиде»). Женские образы у Еврипида. «Медея»: трактовка мифа о путешествии аргонавтов, образ Медеи.

Древнегреческая комедия. Происхождение и структура комедии. Происхождение термина «комедия». Аристофан — «отец комедии». Биография драматурга. Развенчание новомодных философских теорий, критика Сократа в комедии «Облака». Сократ исторический и Сократ аристофановский. Пародирование религиозных обрядов, законов, методов воспитания. Антивоенная тема в «Лисистрате». Литературная полемика в комедии «Лягушки». Смех Аристофана.

Развитие прозаических жанров (историческое повествование, философский диалог, басня). Басни Эзопа. «Истории» Геродота и Фукидида. Жанр философского диалога у Сократа и Платона.

Литература эпохи эллинизма

Эпоха эллинизма как новая стадия в развитии греческой цивилизации. Содержание понятия «эллинизм». Историческая и культурная картина новой эпохи. Разрушение полисной системы. Кризис в Афинах. Выдвижение на политическую арену Македонии. Империя Александра Македонского. Государственные преобразования. Новая картина мира и расширение географических горизонтов древних эллинов. Развитие начальных школ. Научные центры эллинистического искусства: Академия Платона, Лицей Аристотеля, «сад» Эпикура и др. Философские учения эпохи эллинизма: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

Александрийская поэзия(Каллимах, Феокрит, Аполлоний Родосский). Жанровые разновидности поэзии и эксперименты в области стихосложения. Культ формы. Любовно-эротические мотивы.

Новоаттическая комедия. Традиции и новаторство в комедийном жанре. Тематика произведений. Основные особенности новоаттической комедии: отказ от политизации и фантастических элементов в пьесах, обращение преимущественно к семейно-бытовой и любовной проблематике, пародийная интерпретация мифов, изображение «простых» персонажей в повседневных ситуациях, снижение роли хора и т.д. Типология характеров и сюжетов. Деление пьесы на акты.

Творческая биография Менандра. «Комедии характеров» Менандра «Третейский суд» и «Брюзга» («Угрюмец»). Психологизм пьес. Гуманистический пафос. Концепция искусства у драматурга. Система образов в комедиях. Влияние комедийного творчества Менандра на римскую и последующую драматургию.

Римский период

Закат греческой литературы и «греческое возрождение». Греческий роман. Значение термина «роман». Генезис греческого романа. Жанровые разновидности греческого романа. «Дафнис и Хлоя» Лонга как образец любовно-буколического романа.

Раздел II. Литература Древнего Рима

Преемственность римской литературы. Особенности исторического процесса. Легендарное прошлое Рима. История древнейшего периода и династии римских царей. Политическое, географическое и экономическое развитие. Становление Республики и борьба за власть Рима в Италии. Культура республиканского Рима. Периодизация римской культуры. Римский образ жизни. Римский идеал доблести (virtus) и менталитет. Кризис Республики. Эпоха Империи. Фольклорные и литературные источники и жанры. Усиление греческого влияния (литературы, философии, науки, искусства, архитектуры) на римскую культуру. Проникновение культов греческих богов, их ассимиляция на римской почве. Новые тенденции и достижения. Попытки преодоления эллинского засилья, осознание римлянами своей самобытности.

Литература периода республики

Генезис римского театра. Ранние фольклорные формы драматизации. Специфика театральных представлений в эпоху становления римского государства. Организация театральных представлений. Появление первого каменного театра в Риме в I в. до н.э. Устройство театра. Утилитарный подход организаторов и зрителей к театральным зрелищам. Отличительные особенности игры римских актеров. Римская драматургия. Жанровые разновидности комедий: паллиата (греческий плащ) — комедия на греческий сюжет и тогата (тога) — комедия на местный италийский сюжет.

Плавт. Греческие и римские элементы в его драматургии. Влияние новоаттической комедии Менандра на творчество Плавта. Комедии паллиата Плавта: комедия характеров «Клад» («Кубышка»); комедии интриги «Хвастливый воин» и «Раб-обманщик», комедия на мифологический сюжет («Амфитрион»). Тип скупого в комедии «Клад» и его влияние на мировую литературу. Композиционные особенности пьесы «Клад». Любимые типажи Плавта. Использование комических приемов.

Теренций. Биография и общий характер творчества. Становление Теренция как драматурга. Влияние кружка Сципионов на мировоззрение Теренция. Концепция человечности. Теренций и Плавт. Семейная, нравственно-этическая проблематика пьес. Принадлежность комедий Теренция «Девушка с Андроса», «Евнух», «Формион», «Свекровь», «Братья» к жанру римской паллиаты. Перипетии в комедии «Братья». Характеры двух братьев — Эсхина и Ктесифона. Эстетизация «низкого» жанра. Теренций в античной и новой европейской литературной традиции.

Поэтический мир Гая Валерия Катулла. Жизненные и творческие перипетии. Развлекательный характер римской поэзии. Кружок поэтов-неотериков (Гельвий Цинна, Валерий Катон, Гай Лициний Кальв и Гай Валерий Катулл). Создание новой школы поэзии. Отказ от канонов. Культ экспериментаторства и формотворчества неотериков. Тематика поэзии. Композиция книги стихов Катулла. «Полиметры», «ученые поэмы», эпиллии, эпиталамии, элегии, послания, эпиграммы. «Бранные стихи». История любви поэта и римской аристократки Клодии. «Цикл Лесбии» как интимный дневник поэта. Концепция любви: «и ненавижу, и люблю». Лирика Катулла в оценке поэтов последующих поколений.

Цицерон. Традиция греческой риторики в творчестве Цицерона. Противоречивость политической и общественной позиции Цицерона. «Филиппики» Цицерона. Трактаты по ораторскому искусству: «Об ораторе», «Брут», «Оратор». Политическая программа Цицерона в трактате «Об ораторе». Риторические приемы. Язык Цицерона как образец «классической» латинской прозы. Эпистолярное наследие. Афоризмы Цицерона.

Литература периода империи

Эпоха правления Августа — «золотой век» римской литературы. Стремительный культурный подъем в «век Августа». Попытки морального оздоровления общества. Литературный кружок Мецената. Взгляд на поэзию как наиболее подходящую форму прославления Августа. Совершенствование поэтической техники.

Вергилий — создатель национального римского эпоса «Буколики» («Эклоги») и «Георгики». Смысл названия поэм. Идеализация сельской жизни в «Буколиках». Религиозно-христианские мотивы в IV эклоге. Гимн труду в дидактической поэме «Георгики». Особенности тематики и композиционные части. Исторические и философские элементы в «Георгиках». «Энеида» — образец римского эпоса. История создания поэмы. Жанр и композиция «Энеиды». Мифологическая основа поэмы. Ориентация на гомеровские «Илиаду» и «Одиссею» в поэтике Вергилия. Образ Энея — основателя будущего римского государства. Идея произведения. Религиозная символика. Патриотизм и тенденциозность «Энеиды». Стиль и язык поэмы.

Гораций. Влияние Архилоха на лирику Горация. Тематическое разнообразие и богатство интонаций в книге эподов. Философия «золотой середины». «Оды» Горация. Любовная лирика Горация. Тема судьбы поэта и природы поэзии в оде «К Мельпомене» и «Послании к Писонам». «К Мельпомене» («Памятник») как поэтическое завещание Горация. Гораций в европейской литературной традиции.

Овидийпоэт земной, эротической любви. Вехи жизненного и творческого пути. Раннее творчество: первый сборник Овидия «Любовные элегии», «Героини», «Искусство любви». Создание собирательного поэтического женского образа. Влияние поэзии Катулла и Горация на лирику Овидия. «Искусство любви» как пародийно-шутливая поэма. «Метаморфозы»: смысл названия, основные источники, художественная переработка мифологических сюжетов. Композиция и богатство художественного мира поэмы. Овидий и русская литература XIX в.

Римский роман позднего периода. «Сатирикон» Петрония как пародия на греческий роман. «Золотой осел» Апулея: источники романа, смысл названия, чудесное и реалистическое в романе, приключенческий элемент, функции вставных новелл в романе. Стиль Апулея. Значение писателя для развития европейской литературы.

ЛИТЕРАТУРА

Художественные тексты

Гомер. Илиада. Одиссея.

Гесиод. Труды и дни.

Лирика Архилоха, Солона, Тиртея, Каллина, Алкея, Сапфо, Анакреонта, Симонида Кеосского, Пиндара.

Эсхил. Прикованный Прометей, Персы.

Софокл. Антигона. Эдип-царь

Эврипид. Медея. Ифигения в Авлиде. Алкестида.

Аристофан. Мир. Лисистрата. Лягушки.

Геродот. История.

Фукидид. История.

Лисий. Речи.

Демосфен. Речи.

Аристотель. Поэтика.

Платон. Диалоги.

Менандр. Третейский суд. Человеконенавистник.

Феокрит. Идиллии.

Герод. Мимиямбы.

Леонид Тарентский. Эпиграммы.

Лукиан. Разговоры богов.

Лонг. Дафнис и Хлоя.

Плавт. Клад.

Теренций. Братья.

Цицерон. Речи.

Юлий Цезарь. Записки о Гальской войне.

Лукреций. О природе вещей.

Катулл. Лирика.

Вергилий. Энеида. Георгики. Буколики.

Гораций. Сатиры. Эподы. Послания. Оды.

Тибул. Элегии.

Овидий. Лирика. Метаморфозы.

Сенека. Медея. Октавия.

Петроний. Сатирикон.

Марциал. Эпиграммы.

Ювенал. Сатиры.

Тацит. Анналы.

Апулей. Метаморфозы.

Дополнительный список

«Батрохомиомахия». («Война мышей и лягушек»).

Эсхил. Просительницы. Орестея.

Эврипид. Электра. Ион. Елена.

Аристофан. Всадники.

Лукиан. Похвала мухе. Разговоры в царстве мертвых. Морские разговоры. Зевс трагический. О кончине Перегрина.

Гелиодор. Эфиопика.

Плавт. Хвастливый воин. Раб – обманщик.

Теренций. Свекровь.

Проперций. Лирика.

Сенека. Превращение в тыкву. Эпиграммы.

Учебники и учебные пособия, хрестоматии, критическая литература

Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. — М., 1973.

Античная литература / Под ред. Тахо-Годи А.А. – М., 1986.

Античный роман / Под ред. М.Е. Грабарь-Пассек. — М., 1969.

Античный театр. — М., 1936.

Аристотель и античная литература / Под ред. М.Л. Гаспарова, — М., 1975.

Артамонов С.Д. Литература Древнего мира. – М., 1988.

Асмус В.Ф. Платон. — М., 1975.

Боннар А. Греческая цивилизация: В 2 т. — М., 1994.

Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли / Пер. с фр., — М., 1988.

Головня В.В. История античного театра. — М., 1972.

Дератани Н.Ф., Тимофеева Н.А. Хрестоматия по античной литературе: В 2 т. — М., 1965.

Дуров В.С. Жанр сатиры в римской литературе. — Л., 1987.

Дуров В.С. История римской литературы. — СПб., 2000.

Егунов А.Н. Гомер в русских переводах XVIII-XIX вв. - М.:Л., 1964.

Зарубежная литература для детей и юношества. – М., 1989. (Учебник для институтов культуры, ч. 1).

Зелинский Ф.Ф. Педагогические воззрения Платона и Аристотеля. — Пг., 1922.

Зелинский Ф.Ф. Происхождение комедии / Из жизни идей. — СПб., 1995.

История зарубежного театра. Театр Западной Европы / Под общ. ред. Г.Н. Бояджиева. — М., 1971.

Каллистров Д.П. Античный театр. — Л., 1970.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. — М., 1990.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1975.

Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Сост. Нейхардт А.А. – М., 1990.

Лосев А.Ф. и др. Греческая трагедия. — М., 1958.

Лосев А.Ф. История античной литературы. – М., 1973.

Лосев А.Ф., Сонкина Г.А., Тахо-Годи А.А. и др. Античная литература. — М., 1980.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. — М., 1993.

Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. — М., 2003.

Лунин С. Античный театр. — Вологда, 1922.

Мифологический словарь / Под ред. Мелетинского Е.М. – М., 1991.

Мифологический словарь. — М., 1985.

Мокульский С. История западноевропейского театра. — М., 1936.

Никола М.И. Античная литература: Учеб. пособие / Практикум. — М., 2001.

Словарь античности. — М., 1989.

Тронский И.М. История античной литературы. – М., 1983.

Федоров И. Греческая драматургия. — М., 1960.

Федоров Н.А., Мирошенкова В.И. Античная литература. Греция: Антология: В 2 ч. — М., 1989.

Федоров Н.А., Мирошенкова В.И. Античная литература. Рим: Хрестоматия. — М., 1981.

Фрейденберг К.П. Миф и театр. — М., 1994.

Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История литературы. – М., 1972.

Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. – М., 1983.

Щтаерман Е.М. Кризис античной культуры. — М., 1975.

Эмихен Г. Греческий и римский театр. — СПб., 1904.

Ярхо В.Н. Античная драма: Технология мастерства. — М., 1990.

Ярхо В.Н. Трагедия: собрание трудов по древнегреческой литературе. — М., 2000.

Ярхо В.Н. Эсхил. — М., 1958.

Часть II. ИСТОРИЯ ЗарубежнОЙ литературЫ средних веков и

эпохи Возрождения

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Периодизация литературного процесса. Литература Античности. Переход от античности к Средневековью. Литература Средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв.» Специальность: 031001. 65

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «История зарубежной литературы: XVII-XVIII вв.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв.» Специальность (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «История зарубежной литературы: XVII-XVIII вв.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв.» Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: Iтреть XIX в.» Специальность: 031001. 65 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «История зарубежной литературы: I треть XIХ в.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: Iтреть XIX в.» Специальность: 031001. 65 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «История зарубежной литературы: I треть XIХ в.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине история зарубежной литературы XVII

    Учебно-методический комплекс
    Учебно – методический комплекс «Зарубежная литература XVII – XVIII вв.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой
  8. Учебно-методический комплекс по курсу «История зарубежной литературы»

    Учебно-методический комплекс
    В рамках проекта «Формирование информационной образовательной среды Канского педагогического колледжа» спроектирован и разработан электронный УМК по курсу «История зарубежной литературы».
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине история зарубежной журналистики (опд. Ф. 06) Специальность

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030601.65 – журналистика

Другие похожие документы..