Учебно-методический комплекс дисциплины возрастная физиология Для специальностей

Новокузнецкий филиал-институт

Государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Факультет гуманитарный

Кафедра психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

Возрастная физиология

Для специальностей: 030301 – «Психология»

Цикл дисциплин учебного плана: ЕН

Компонент учебного плана: вузовский

Формы обучения:очная, заочная

Новокузнецк

Государственное образовательное учреждение

«Кемеровский государственный университет»

ГОУ ВПО Новокузнецкий филиал-институт КемГУ

Кафедра психологии

Факультет гуманитарный

У Т В Е Р Ж Д Е Н О:

Декан ___________________

(ф.и.о. декана)

« ____» _______________200__ г.

_________________________

(подпись)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

Возрастная физиология ЕН, Вузовский компонент

(наименование дисциплины по рабочему учебному плану ООП)

для специальности 030301.65 – «Психология»,

( шифр и название специальности)

для очной и заочной форм обучения

Составитель(и) / разработчик(и) программы

Проскурякова Лариса Александровна к.б.н., доцент

(Ф.И.О., должность и ученая степень)

Новокузнецк

Новокузнецкий филиал-институт

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Гуманитарный факультет

Кафедра психологии

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий выпускающей

кафедрой Добрынина О. А. (ФИО)

(подпись)

«____»_____________20___г

УТВЕРЖДАЮ:

Декан факультета Добрынина О. А. (ФИО)

(подпись)

«____»_____________20___г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Возрастная физиология»

(название дисциплины)

Для специальности 030301 – «Психология»

(код и название специальности, учебного плана)

Входит в состав цикла дисциплин ЕН. В.01, 2000 г

Входит в состав компонента учебного плана: вузовский

Для гуманитарного факультета 

Для очной формы обучения (первый семестр)

Всего часов __120 _ Экзамен нет

Лекции _____(часов) Зачет

Практические занятия ___52__(часов) Курсовая работа нет

Лабораторные занятия __нет__(часов) Контрольная работа нет

Самостоятельная учебная работа_68 (часов)

Для заочной формы обучения

Для группы ПЗВ, ПЗС (первый семестр)

Всего часов __120 _ Экзамен

Лекции ___(часов) Зачет нет

Практические занятия __6___(часа) Курсовая работа нет

Лабораторные занятия __нет_(часов) Контрольная работа нет

Самостоятельная учебная работа144 (часов)

Составители

Проскурякова Лариса Александровна к.б.н., доцент

(ученая степень, звание, должность, Ф.И.О.)

Новокузнецк


Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Возрастная физиология» (ЕН. В. 01, 2000г.) для специальностей 030301.65 «Психология».

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

психологии

«31» августа 2004 г. Протокол № 1

Заведующий кафедрой _________________ О. А. Добрынина

/подпись/ (Ф.И.О)

Рабочая программа одобрена методической комиссии факультета

«12» сентября 2004 г. Протокол № 1

Председатель комиссии _________________ Стрикун Н.Г.

/подпись/ (Ф.И.О)

Дополнения и изменения в рабочей программе учебной дисциплины

«Возрастная физиология» для специальности 030301.65 «Психология»

Сведения о переутверждении РП на очередной учебный год и регистрация изменений

изменения

Учебный год

Учебная группа /Рабочий УП

Содержание изменений и решение кафедры – разработчика /

протокола, дата, подпись

зав. кафедрой

Преподаватель-

разработчик программы

Решение выпускающей кафедры (психологии)/

протокола, дата, подпись зав. кафедрой

Декан гуманитарного

факультета

(подпись)

Ольга Александровна Добрынина

Добрынина Ольга Александровна

1.

2004 - 2004

030301.65 «Психология»

Программа составлена на основании ГОС 2000 и утверждена на заседании кафедры психологии: протокол № 1 от 31.08.06

Л.А. Проскурякова

Примечания: В случае отсутствия изменений и дополнений вместо содержания изменений вносится запись «Принята без изменений». Тексты изменений прилагаются к тексту рабочей программы обязательно

1 Пояснительная записка

1.1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника

  Современный специалист в области психологии должен владеть всем понятийным арсеналом по возрастной физиологии, как основы формирования и развития психических функций в организме человека. Важность формирования понятий и представлений о биологических законах развития, о возрастных изменениях в строении и функционирование организма детей и подростков, изучение механизмов взаимодействия организма детей и подростков с окружающей средой на основе сложной психической деятельности диктует необходимость знания основ анатомии и физиологии в различные возрастные периоды жизненного цикла человека для адекватного воздействия психологов, социологов, педагогов, т.е. всех, чья профессия связана с личностью.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030301 «Психология», дисциплина «Возрастная физиология» является курсом вузовского компонента раздела ЕН (естественно-научные дисциплины, В.01) изучается в первом семестре студентами первого курса в цикле естественно-научных дисциплин (ЕН.В.01). Изучение дисциплины нацелено на то, чтобы для понимания основ сложных психических функций в организме человека современный специалист – психолог имел представление о механизмах деятельности организма в различные возрастные периоды

Предметом дисциплины являютсяфизиологические особенности формирования систем организма в различные возраста ребенка.

ЕН

ВУЗОВСКИЙ КОМПОНЕНТ

ЕН.Ф.06

ВОЗРАСТНАЯ Физиология

120

Общие закономерности роста и развития ребенка. Возрастные особенности физиологии нервной системы. Процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий. Доминанта. ВНД детей и подростков. Типы ВНД (общие и частные). Возрастные особенности процессов торможения условных рефлексов. Возрастные особенности взаимодействия 1 и 2 сигнальных систем. Развитие речи у детей. Возрастная физиология и гигиена опорно-двигательного аппарата. Физиология и гигиена кровеносной и дыхательной систем детей и подростков. Возрастные особенности пищеварительной системы. Возрастные изменения в эндокринной системе. Возрастные особенности мочеполовой системы. Проблемы геронтологии.

Основной целью курса является формирование понятий и представлений о возрастных физиологических особенностях – как основы формирования и развития психической деятельности ребенка и его взаимодействия с окружающим миром.

Основными задачами дисциплины являются:

  1. сформировать у студентов понимание значимости знаний «Возрастной физиологии» в естественно - научном образовании будущего психолога;

  2. ознакомить студентов с системой понятий, используемых для изучения «Возрастной физиологии».

  3. сформировать навыки и умения использования в будущей профессиональной деятельности знаний по «Возрастной физиологии».

Необходимый объем знаний для изучения данной дисциплины

Для освоения естественных основ психики необходимо иметь представления по общей биологии, анатомии человека, генетике человека, возрастной физиологии.

1.2 Особенности изучения дисциплины, формы контроля

Структура учебного курса включает в себя лекции, семинары, коллоквиумы, практические занятия и самостоятельную работу студентов.

При отборе материала учитывается, что биологическое образование является элементом общей культуры и одной из составляющих подготовки будущего психолога. Содержательное наполнение дисциплины направлено на формирование научного мировоззрения и создание единой научной картины окружающего органического мира; обусловлено кругом задач, которые рассматриваются в дисциплинах естественно - научного цикла, как базового для понимания сложной психической деятельности человека и его взаимодействия с окружающим миром.

Для успешного овладения студентами знаниями о механизмах работы систем организма используются разнообразные формы организации обучения: фронтальные (лекции), групповые и индивидуальные с преобладанием групповых (практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа).

Семинары и коллоквиумы проводятся с четкой периодичностью для помощи студентам по вопросам самостоятельной подготовки курса.

Дисциплина изучается в первом семестре первого курса по специальности «Психология». Курс состоит и 120 часов, 52 аудиторных практических занятий и 68 часов самостоятельной работы для студентов очной формы обучения. На заочном отделении дисциплине отводится 120 часов, из которых 114 часов на написание контрольной работы и самостоятельной изучение курса, 6 часов в семестр аудиторных занятий: все практические.

Итогом изучения данной дисциплины является зачет на очном отделении и экзамен на заочном отделении. Формой промежуточного контроля знаний студентов в середине семестра проводится контрольная работа. В течении семестра проводятся коллоквиумы, позволяющие оценить и систематизировать полученные знания студентов.

Объем часов по видам учебной работы

Виды занятий

ДО

(ГМ)

ЗО

Полная

Программа

(ГМЗ)

Сокращенная программа

(ГМЗВ/ГМЗС)

Всего по учебному плану (общая трудоемкость)

120

Аудиторные занятия

52

6

6

Лекции

-

-

-

Практические занятия

36

-

-

Семинары

16

6

6

Другие виды аудиторных занятий

-

-

-

Самостоятельная работа

68

114

114

Курсовая работа

-

-

-

Контрольная работа

-

60

60

Самостоятельное изучение тем (разделов) дисциплины

-

54

54

Выполнение индивидуальных заданий

26

-

-

Подготовка к практическим и семинарским занятиям

32

-

-

Подготовка к контрольным мероприятиям

10

-

-

Рефераты

-

-

-

Другие виды внеаудиторной СРС

-

-

-

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины история психологии Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «История психологии» (ОПД.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины общая психология Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Общая психология» (ОПД.
  3. Учебно методический комплекс дисциплины: «Основы общей психологии» специальность 050706 Педагогика и психология

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины Основы общей психологии составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности _050706.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» Специальность (1)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» в системе медико-биологических дисциплин занимает промежуточное место, так как основана на знаниях полученных студентами в результате изучения таких курсов
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» в системе медико-биологических дисциплин занимает промежуточное место, так как основана на знаниях полученных студентами в результате изучения таких курсов
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины «возрастная анатомия и физиология» Специальности 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    Программа курса предназначена для студентов 1-го курса (1-й семестр) и призвана сформировать у них ес­тественно-научную базу для изучения и усвоения специальных кли­нических и психолого-педагогических дисциплин на основе совре­менных
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» Специальности

    Учебно-методический комплекс
    Основные понятия анатомии и физиологии органов слуха. Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины возрастные основы здоровья (наименование дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов: вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, образец теста текущей аттестации,
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины возрастная психопатология и психоконсультирование (наименование дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи психопатологии; роль биологического и социального в генезе психических болезней, методы исследования в психопатологии; возрастная динамика симптомов и синдромов психических заболеваний; нарушения восприятия, мышления, эмоций, памяти,

Другие похожие документы..