Урок окружающего мира 1 класс Тема урока : Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?

Урок окружающего мира

1 класс

Тема урока: Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?

Цель урока:

Познакомить учащихся с цветами и бабочками луга и изучить правила поведения в природе.

Задачи урока:

1.Образовательные:

Знакомство учащихся с цветами и бабочками луга; посредством мыслительных операций в ходе групповой формы работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;

формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;

расширение кругозора детей;

2.Развивающие:

Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся;

совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления;

развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;

развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

3. Воспитательные:

Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;

воспитание у детей интереса к изучению природы родного края;

воспитание усидчивости, аккуратности, любознательности.

Информационная карта урока

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок – виртуальная экспедиция

Интегрированный: окружающий мир, внеклассное чтение,

изобразительное искусство

Продолжительность урока: 45 минут

Программа: Школа России

Учебник: А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» 1класс,

рабочая тетрадь к данному учебнику

Материально-техническое оснащение:

Для учащихся:

  • компьютеры, презентация

  • учебник, рабочая тетрадь, карандаш

  • белый лист, краски, кисти, тряпочка, ножницы.

Для учителя:

  • компьютер;

  • презентация к уроку;

  • панно (поляна без цветов и бабочек)

  • схемы знаков, которые можно установить в природе;

  • аудиомагнитофон;

  • аудиокассеты с записью музыкальных композиций;

  • набор шаблонов к уроку (бабочки)

  • атлас-определитель бабочек

  • книги, энциклопедии о животных

Ход урока:

1.Организационный момент

2. Календарная минутка Слайд 1

(Учащиеся описывают погоду сегодняшнего дня; делятся впечатлениями и наблюдениями.)

3. Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.

- Ребята, кто из вас любит лето? А за что вы любите лето?

Не хотели ли вы оказаться в самом тёплом времени года?

Предлагаю отправиться в путешествие. Согласны?

Но путешествие будет непростым, мы отправляемся в экспедицию. Знаете что это такое?

ЭКСПЕДИЦИЯ – это путешествие с какой–нибудь целью,

со специальным заданием. Слайд 2

- Вам нужно быть предельно внимательными, за всем наблюдать, всё запоминать, чтобы выполнить все задания и ответить на все вопросы экспедиции.

Цель экспедиции вы узнаете, когда прибудете на место.

А пока проверим всё ли готово для путешествия. Сегодня нашим помощником будет компьютер. А ещё нам понадобятся книги, тетради, кисти и краски.

Итак, в путь!

( Звучит фонограмма песни «Вот оно, какое наше лето!»)

Слайд 3

- По солнышку, по солнышку

Дорожкой луговой Слайд 4

Идём по мягкой травушке Мы летнею порой! Слайд 5

Щебечут птички звонкие,

Порхают мотыльки,

Желтеют одуванчики, Слайд 6

Синеют васильки.

Слайд 7

- Предлагаю остановиться здесь

4.Постановка проблемного вопроса экспедиции

- Пришло время узнать цель нашей экспедиции.

Учащиеся читают:

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ РВАТЬ ЦВЕТЫ И ЛОВИТЬ БАБОЧЕК?

Слайд 8

- Итак, в конце путешествия вы должны ответить на этот вопрос.

5.Беседа о растениях и животных луга

А сейчас, давайте осмотримся вокруг. Слайд 9

Что привлекает ваше внимание? (цветы)

Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи солнца белые лучи.

ромашка

Спроси телёнка и барашка –
Цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно
Красной кашкой
Его зовут за вкус и цвет. Слайд 10

клевер

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. Слайд 11

колокольчик

Слайд 12

и др.цветы

Слайд 13

-Давайте на секунду закроем глаза и прислушаемся.

Аудиозапись

- Что вы услышали?

- Действительно, это звуки природы. Их издают животные, которые обитают на лугу.

шмель

Слайд 14

кузнечик

божья коровка

пчела

Слайд 15

- Но есть на поляне такие животные, которые не издают никаких звуков, а

привлекают наше внимание больше других.

Загадка:

Расту червяком, питаюсь листком,

Потом обмотаюсь и засыпаю,

Не ем, не гляжу, неподвижно вишу,

Но тёплой весной я вновь оживаю

И, как птичка порхаю.

Слайд 16

- Что знаете о бабочке?

Бабочка – это насекомое.

- Назовите три отличительных признака насекомого.

Слайд 17

РАССКАЗ О БАБОЧКАХ

- Вы, конечно, не раз наблюдали, как в тёплый летний день порхают над лужайкой разноцветные бабочки. Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька.

Красота бабочки в лёгкости и крыльях. Слайд 18

Слайд 19 За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька. Бабочек на земном шаре очень много.

- У каждой бабочки есть своё название. Многие названия им даны неслучайно:

1.лимонница Слайд 20

2. павлиний глаз

3.пестрянка

4.голубянка

5. крапивница

- Иногда мы видим красивую бабочку, но не знаем её названия. Для того чтобы узнать бабочку, существуют специальные атласы-определители бабочек.

- Некоторых из увиденных бабочек мы никогда не увидим на нашей поляне, так как они живут в дальних тропических странах.

Слайд 21

- А вот эти бабочки спокойно кружат на наших полянках.

Слайд 22

ФИЗМИНУТКА

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре - полетела.

7. Беседа о взаимосвязи животных и растений на лугу

- Подумайте, почему на поляне живёт столько насекомым и особенно много бабочек?

(Потому что здесь много цветов.)

- Бабочки и другие насекомые перелетают с одного цветка на другой, потому что они питаются сладким нектаром, а иногда и пыльцой, которые находятся внутри цветков. Слайд 23

В процессе питания многие насекомые переносят пыльцу, которая налипает на их туловище, с цветка одного растения на цветок другого. Так происходит опыление. Всё это необходимо для того, чтобы начали образовываться семена у растений. А для чего растению семена?

Дети отвечают.

- Так значит, бабочки не просто порхают на полянах.

- Кроме того, бабочки откладывают личинки на растения. Из этих личинок развиваются гусеницы. Они начинают есть листья растений и расти.

Учащиеся говорят о связи объектов природы.

Итог

- Пришло время ответить на главный вопрос экспедиции:

Почему нельзя срывать цветы и ловить бабочек?

(Дети делают вывод:

Значит, если мы рвем цветы, мы не только цветам, но и бабочкам делаем плохо. А если ловим бабочек, делаем плохо и бабочкам, и цветам, ведь они не могут жить друг без друга!)

Работа с учебником

На стр.35 (2часть) учащиеся читают вывод:

Бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром. Но и цветам плохо без бабочек, потому что бабочки опыляют их. Без этого у цветов не будет плодов и семян.

Итог беседы

- Ребята, понравились ли вам бабочки?

- Захотелось ли вам поймать какую – нибудь?

- Очень часто мы видим что-то красивое и говорим: вот бы мне такое! Как хочется иметь такую красоту!

Всякий раз, когда мы видим бабочку, нам хочется сохранить её на память, или для того, чтобы показать друзьям.

А знаете ли вы, что, поймав бабочку, вы можете нарушить закон? Некоторые бабочки редкие и занесены в Красную книгу. Давайте себе признаемся, что поймать бабочку, это значит УБИТЬ её!

-Как же всё-таки сохранить бабочку, не убивая её

(Предполагаемые ответы детей.)

- Сегодня вы видели, как могут сохранить красоту бабочек фотографы.

Слайд 23

9. Чтение стихов о бабочках

- Давайте представим, что все члены нашей экспедиции – писатели и поэты. Как они могут сохранить красоту бабочки?

(С помощью слов.)

- Вам нужно было подготовить к уроку стихи о бабочках. Давайте прочитаем их.

Учитель читает стихотворение А.Фета Слайд 24

(ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ) Слайд 25

Итог

10. РЕЛАКСАЦИЯ

- Сейчас послушаем, как при помощи звуков изобразил полёт бабочек композитор.

- Закройте глаза и представьте себе: утро, поляна, порхающие бабочки…(звучит музыка)

- Как сохранили бы красоту бабочек художники?

(С помощью кисти и красок)

11.В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА

(Рассматривание репродукций картин художников)

Слайд 26

- Давайте представим, что мы художники и сами нарисуем бабочку.

Слайд 27

- Сложнее всего в рисовании бабочки изобразить одинаково правые и левые крылья.

- Что происходит, когда бабочка складывает крылья?

(Оба крыла точно совпадают)

- Это называется СИММЕТРИЯ.Слайды 28,29

- Используя закон симметрии, попробуем быстро изобразить бабочку. (Для этого необходимо сложить лист пополам и т. д.)

Слайд 30

- Цвет крыльев бабочки может быть разнообразным.

12.ИТОГ

- Наблюдать, рисовать, фотографировать в природе очень интересно. Так можно узнать многие секреты природы.

- Почему же нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

Слайд 31

Экологическая задача

- Что неправильно?

- Как же сохранить красоту живого, не убивая его?

- Давайте оживим луг.

( На доске - панно. Детям необходимо выбрать цветы и «оживить» картину.

Далее учащиеся прикрепляют нарисованных бабочек.

- Наша экспедиция подходит к концу. Прежде чем покинуть поляну, подумайте, какие знаки можно установить, чтобы сохранить красоту как можно дольше.

(Учащиеся выбирают запрещающие знаки, которые можно установить на поляне и делают вывод)

Творческое задание (можно дома)

Если вы хотите, чтобы в ваших тетрадях луг стал таким же красивым, какой вы видели сегодня, можете раскрасить его.

Слайд 32

  1. Рабочая программа по учебному предмету «окружающий мир» 1 класс

    Рабочая программа
    Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального
  2. Программы по курсу «Окружающий мир» начальные классы (1)

    Информационно-методическое пособие
    В данном методическом пособии представлены рабочие модульные программы по учебникам А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», или развернутое тематическое планирование по блокам – модулям.
  3. Программы по курсу «Окружающий мир» начальные классы (2)

    Информационно-методическое пособие
    Методическое пособие рекомендуется для практического использования учителям начальных классов, работающим по традиционной программе, использующим технологии модульного, коллективного способов обучения, поможет учителю четко, целенаправленно
  4. Рабочая учебная программа По учебной дисциплине «окружающий мир» Для 1 «г» класса

    Рабочая учебная программа
    Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
  5. Рабочая программа уроков русского языка, литературы, математики, окружающего мира, изобразительного искусства, трудового обучения

    Рабочая программа
    Тип программы, полное название (примерная предметная. рекомендованная МО РФ, модифицированная, авторская, с указанием автора или составителя, год издания) ,
  6. Адаптированная программа курса «Окружающий мир» в интеграции с исследовательским подходом

    Программа курса
    Учебный курс «Мир вокруг нас» преподается в 1- 4 классах четырехлетней начальной школы. Он обеспечивает реализацию образовательного компонента «Окружающий мир» базисного учебного плана.
  7. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» (2)

    Рабочая программа
    Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, соответствует Стандарту второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей,
  8. Методические рекомендации по организации разновозрастного обучения в классах- комплектах 2011

    Методические рекомендации
    В методических рекомендациях раскрыты нормативные и методические условия организации образовательного процесса малокомплектной сельской школе на начальной ступени образования, представлено примерное тематическое планирование по основным предметам.
  9. Программа по изучению русского языка в младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса: Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение 2

    Программа
    Главное назначение начальной школы — воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника.

Другие похожие документы..