Самостоятельная работа студентов методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Общая биология и микробиология» для студентов очной формы обучения специальности 240901 «Биотехнология»

ЛИТЕРАТУРА

  1. ГОСТ 2.105-95. ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.

  2. ГОСТ 7.1-2003. СИБИД. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления

  3. ГОСТ 7.12-93. СИБИД. Библиографическая запись. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила

  4. СТП 12 005-2004. Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Самостоятельная работа студентов.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Примерный перечень тем рефератов

1. Перспективы развития и достижения современной микробиологии в народном хозяйстве, в пищевой промышленности.

2. Распространение и роль вирусов и фагов в природе, в пищевой промышленности.

3. Антибиотики и фитонциды, перспективы их использования с целью удлинения сроков хранения пищевых продуктов.

4. Практическое значение изменчивости микроорганизмов.

5. Возбудители, условия и химизм разложения белков. Значение гнилостных процессов в природе и в процессах порчи пищевых продуктов.

6. Пищевые отравления: интоксикация и токсикоинфекция. Понятие об условно-патогенных микроорганизмах. Виды пищевых отравлений и их возбудители.

7. Оценка качества питьевой воды по микробиологическим показателям. Методы очистки питьевой воды.

8. Микрофлора воздуха и ее происхождение. Значение степени загрязнения воздуха микроорганизмами в местах изготовления, переработки и хранения пищевых продуктов.

9. Методы очистки воздуха от микроорганизмов. Микробиологические методы исследования воздуха.

10. Микрофлора свежего молока и ее изменение в процессе хранения. Патогенные микроорганизмы, встречающиеся в молоке.

11. Источники инфицирования продуктов микроорганизмами.

12. Инфекция и иммунитет.

13. Роль микроорганизмов в охране окружающей среды от загрязнения.

14. Микробиологический контроль качества пищевых продуктов.

15. Микрофлора почвы. Почва как источник инфицирования микроорганизмами пищевого сырья и продуктов его переработки.

16. Ферменты и антибиотики, получаемые микробиологическим путем. Механизм действия антибиотиков.

17. Микробиологические методы исследования объектов окружающей среды, техногенных потоков и продуктов.

18. Методы санитарно-бактериологической оценки объектов окружающей среды и пищевых продуктов. Санитарно-показательные бактерии.

19. Методы изучения образования витаминов микроорганизмами.

20. Характеристика вирусов и фагов, исследования бактериофагов.

Приложение Б

(рекомендуемое)

Пример оформления титульного листа реферата

Федеральное агентство по образованию

Бийский технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова»

Кафедра «Биотехнология»

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Общая биология и микробиология»

Тема: «Метаболизм дрожжей»

Выполнил

студент гр. ТиЭТ-71

Е.А. Петров

подпись, дата

Проверил

доцент, к.б.н.

Е.П. Каменская

подпись, дата

БИЙСК 2010

Приложение В

(обязательное)

Пример оформления библиографического описания

литературного источника

В.1 Книги, брошюры

1. Храмцов, А.Г. Молочная сыворотка / А.Г. Храмцов. – М.: Агропромиздат, 1990. – 128 с.

2. Твердохлеб, Г.В. Технология молока и молочных продуктов / Г.В. Твердохлеб, З.Х. Диланян, Л.В. Шиллер. – М.: Агропроимиздат, 1991. – 238 с.

3. Нетрусов, А.И. Практикум по микробиологии / А.И. Нетрусов [и др.]. – М.: Академия, 2005. – 608 с.

В.2 Книга под редакцией

1. Управление персоналом предприятия: учебное пособие / под ред. И.И..Иванова. – М.: Астрель, 2002. – 503 с.

2. Казьмин, В.Д. Управление персоналом предприятия: учебное пособие / В.Д. Казьмин; под. ред. И.И. Иванова. – М.: Астрель, 2002. – 503 с.

В.3 Статьи из журналов

1. Мошинский, А.И. Оптимизация процесса разделения на центрифуге // ЖПХ. – 1985. – Т. 63. – № 9. – С. 2051–2054.

2. Мельникова, В.С. Очистка сточных вод полистирола методом напорной флотации / В.С. Мельникова, В.Г. Калюжнов, В.А. Микишев // Пластические массы. – 1996. – № 5. – С. 41–43.

В.4 Статьи из книги или другого разового издания

1. Волков, Ю.П. Выгрузка осадка из ротора центрифуги / Ю.П..Волков // Материалы и технологии ХХI века: Тезисы докладов I Всероссийской научно-практическрй конференции. – М.: ЦЭИ «Химмаш», 2000. – С. 236–238.

В.5 Нормативные документы

1. ГОСТ Р 517721–2001. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования. – Введ. 2002–01–01. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 27 с.

2. А.с. 528120 СССР, МКИ В04В5/12. Центробежный аппарат для разделения суспензий / Вайдуков В.В., Батуров В.И., Бухтер А.И., 1976.

3. Пат. 2064280 РФ, МПК А23L2/39. Способ производства быстрорастворимого порошка для приготовления напитка /Андронова О.И., Касьянов Г.И., Малышев С.Д., Ицхакович А.Я., 1996.

Приложение Г

(рекомендуемое)

Примерный перечень вопросов для самопроверки

по дисциплине «Общая биология и микробиология»

1. Охарактеризуйте морфологический период развития микробиологии.

2. Каков вклад отечественных ученых в развитие микробиологии?

3. Какие открытия принадлежат Луи Пастеру?

4. Что такое микроорганизмы и каковы их общие свойства, определяющие их распространенность в природе, на пищевых продуктах?

5. Какие цели преследует систематика?

6. Как присваиваются названия микроорганизмам?

7. Каковы различия в организации прокариотической и эукариотической клеток?

8. Каковы основные формы клеток у бактерий?

9. Как осуществляется движение у бактерий?

10. Каковы функции и химическое строение отдельных компонентов клетки (капсулы, клеточной стенки, цитоплазматической мембраны, рибосом, нуклеоида и др.)?

11. Как протекает процесс спорообразования у бактерий? Все ли бактерии способны к спорообразованию?

12. Какие признаки используются при определении вида бактерий?

13. Каково строение микроскопических грибов?

14. Как размножаются бактерии, грибы, дрожжи?

15. Какие признаки учитываются при классификации грибов и каковы характерные признаки каждого класса? Приведите примеры грибов каждого класса, вызывающих порчу продуктов питания или используемых в пищевой промышленности.

16. Каково строение дрожжевой клетки?

17. Какие структурные компоненты эукариотической клетки вы знаете и каковы их функции?

18. Какие признаки положены в основу классификации дрожжей?

19. К какому семейству, роду относятся большинство «культурных» дрожжей, применяемых в пищевой промышленности?

20. Каково значение дрожжей в народном хозяйстве?

21. Что такое вирусы и фаги? Каково их строение?

22. Чем отличаются вирулентные и умеренные фаги?

23. Что такое «лизогенная культура»?

24. Каково значение вирусов и фагов в природе, в пищевой промышленности?

25. Каков химический состав клеток микроорганизмов?

26. Что такое «органогенные элементы», «макроэлементы», «микроэлементы»? Привести примеры.

27. Какие требования предъявляются к питательным средам? Дать характеристику основных типов питательных сред.

28. Каковы механизмы поступления питательных веществ в клетку?

29. Охарактеризуйте типы углеродного питания.

30. В чем сущность автотрофного питания?

31. Какие формы энергии могут быть использованы автотрофны-ми микроорганизмами в процессе ассимиляции СО2?

32. В чем сущность гетеротрофного питания микроорганизмов?

33. Каково отличие между сапрофитами и паразитами?

34. Что такое ростовые вещества и какое значение они имеют для развития микроорганизмов?

35. Охарактеризуйте основные фазы роста бактерий в периодической культуре. Что такое периодическая культура?

36. Дать определение накопительной культуре.

37. Что такое непрерывная культура?

38. Каким образом осуществляется культивирование микроорганизмов непрерывным способом?

39. В чем сущность энергетического метаболизма у гетеротрофных микроорганизмов?

40. Что такое брожение? Какие типы брожения вы знаете?

41. Что такое дыхание и неполное окисление?

42. В чем сущность получения энергии у аэробов? Приведите суммарное химическое уравнение процесса дыхания.

43. Какова роль макроэргических соединений в клетке?

44. Какие группы микробных ферментов используются в пищевой промышленности?

45. Как получают ферменты микробного происхождения?

46. Назовите известные вам микроорганизмы – продуценты ферментных препаратов.

47. Чем отличаются микробные экзо- и эндоферменты?

48. Каково влияние концентрации веществ среды на микроорганизмы?

49. Как влияет влажность среды на развитие микроорганизмов возбудителей порчи сушеных продуктов при хранении?

50. Что называется стерилизацией и пастеризацией и каково их практическое использование?

51. Что такое оптимальная температура? На какие группы делятся микроорганизмы по отношению к температуре?

52. Как влияют низкие температуры на вегетативные клетки и споры бактерий в процессе хранения пищевых продуктов?

53. Приводят ли обычные приемы кулинарной обработки продуктов (варка, жарение) к их стерильности?

54. Каков механизм губительного действия высоких температур на микроорганизмы?

55. Чем обусловлена высокая термоустойчивость спор бактерий по сравнению с вегетативными клетками?

56. Как влияет активная кислотность среды на биохимическую активность микробов?

57. Каков механизм губительного действия на микроорганизмы ультрафиолетовых лучей, радиоактивных излучений, ультразвука?

58. Что такое антисептики? Можно ли их использовать для удлинения сроков хранения скоропортящихся пищевых продуктов?

59. Что такое метабиоз, синергизм, антагонизм, паразитизм?

60. Что такое антибиотики, фитонциды? Каково их практическое применение?

61. Какое микробиологическое обоснование можно дать хранению продуктов в квашенном и маринованном виде?

62. Каковы принципы консервирования пищевых продуктов?

63. Каковы микробиологические основы хранения пищевых продуктов в охлажденном и замороженном виде?

64. Что такое генетика? Каково ее определение как науки?

65. Дайте определение наследственности и изменчивости?

66. Что такое «ген», «генотип», «фенотип»?

67. Чем характеризуются мутации?

68. Как осуществляются комбинативные изменения (рекомбинации) у микроорганизмов?

69. Что такое «адаптация», «модификация»?

70. Какими путями проводят селекцию микроорганизмов для получения высокоактивных штаммов продуктов?

71. Каково практическое значение учения о наследственности и изменчивости?

72. Что такое спиртовое брожение и какие микроорганизмы его вызывают?

73. Какое химическое соединение является акцептором ионов водорода в спиртовом брожении?

74. Каким путем можно в процессе спиртового брожения повысить выход глицерина?

75. Где находит применение спиртовое брожение?

76. Что такое гомоферментативное молочнокислое брожение?

77. Какими характерными признаками отличаются возбудители гомоферментативного молочнокислого брожения?

78. Какие виды гомоферментативных молочнокислых бактерий вы знаете?

79. Каково практическое использование молочнокислых бактерий в пищевой промышленности?

80. Что такое гниение?

81. Каково значение гнилостных процессов в природе и в процессах порчи пищевых продуктов?

82. Что такое патогенные микроорганизмы и каковы их свойства?

83. Что такое инфекция? Каковы источники и пути передачи инфекции?

84. Что такое иммунитет? Какие формы иммунитета известны?

85. Каковы различия между пищевыми инфекциями и отравлениями?

86. Что такое условно-патогенные микроорганизмы?

87. Какие санитарно-профилактические мероприятия направлены на предупреждение пищевых заболеваний?

88. Каково значение микробиологического контроля в профилактике пищевых заболеваний?

89. Что такое санитарно-показательные микроорганизмы и какие требования к ним предъявляются? Какое значение они имеют при санитарной оценке пищевых продуктов?

90. Что такое «общая бактериальная обсемененность», «коли-титр», «коли-индекс»? Как определяются эти микробиологические показатели?

91. Какие микроорганизмы входят в состав микрофлоры воздуха?

92. Какие способы дезинфекции воздуха вы знаете?

93. Какие санитарно-гигиенические требования предъявляются к воздуху пищевых предприятий?

94. Каков состав микрофлоры почвы?

95. Какие способы очистки сточных вод вы знаете?

96. Какие микробиологические показатели определяют при санитарно-гигиенической оценке качества воды?

  1. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Введение в технологии продуктов питания» для студентов специальности 260204 «Технология бродильных производств и виноделие» очной формы обучения Бийск

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Введение в технологии продуктов питания» для студентов специальности 260204 «Технология бродильных производств и виноделие» очной формы обучения
  2. Учебно-методическое пособие разработано с целью обеспечения последовательности усвоения профессиональных дисциплин, привития практики самостоятельной работы студентов

    Учебно-методическое пособие
    Каталог учебно-методической литературы, выпущенной издательством Орел ГАУ /сост. О. В. Сбитнева; под ред. А. М. Служеникиной - Орел: НБ Орел ГАУ, 2011.
  3. «Биотехнологии и техносферная безопасность» по состоянию на 06. 2011

    Документ
    В июне 2005 года в связи с открытием новых специальностей кафедра была переименована в кафедру «Технологии и инженерные средства защиты окружающей среды»,
  4. Справочник для поступающих в Пермский государственный технический

    Интернет справочник
    История первого в Прикамье технического вуза началась в послевоенные годы, когда возникла острая необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров для промышленности Западного Урала.

Другие похожие документы..