Самостоятельная работа студентов методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Общая биология и микробиология» для студентов очной формы обучения специальности 240901 «Биотехнология»

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

5.1 Формы контроля и самоконтроля в обучении

По дисциплинам «Микробиология» и «Основы микробиологии» в течение семестра применяются контрольные испытания следующих видов: текущие, рубежные, итоговые.

Текущие испытания проводятся в процессе изучения дисциплины в виде контрольных опросов на лабораторных занятиях, проверки рефератов, контрольных работ, конспектов лекций и защиты лабораторных работ. Текущие испытания направлены на определение уровня подготовленности по разделу, фрагменту дисциплины.

Рубежные испытания, как правило, предназначены для определения уровня подготовки по модулю дисциплины. Рубежный контроль проводится перед каждой аттестацией студентов, а также в конце семестра в виде коллоквиума.

Итоговые семестровые испытанияпо дисциплине проводятся в форме экзамена или зачета и предназначены для определения уровня подготовленности студента в период проведения сессии. Испытания проводятся в письменной (зачет), либо устной (экзамен) форме. Для закрепления знаний при подготовке к экзамену или зачету следует использовать вопросы и тесты, приведенные в Приложениях Г, Д и Е.

При изучении курсов «Общая микробиология» и «Микробиология» используются также и другие методы контроля и самоконтроля знаний.

Методы устного контроля. Устный контроль осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса, защиты рефератов. При индивидуальном опросе преподаватель ставит перед студентом несколько вопросов, отвечая на которые, студент показывает уровень усвоения учебного материала. При фронтальном опросе преподаватель подбирает серию логически связанных между собой вопросов и ставит их перед всей аудиторией, вызывая для краткого ответа того или иного студента.

Методы письменного контроля. В процессе обучения эти методы предполагают проведение письменных контрольных работ, письменных зачетов и прочее. Письменные контрольные работы могут быть как кратковременные, проводимые в течение 15…20 минут, так и занимающие все занятие.

Методы самоконтроля. Существенной особенностью современного этапа совершенствования контроля является всемерное развитие у студентов навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения отвечать на вопросы тестов самоконтроля, самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

5.2 Шкала оценок и правила вычисления рейтинга

Максимальное количество баллов за каждое контрольное испытание 100 баллов. Связь рейтинга студента с итоговой оценкой по дисциплине представлена в таблице 7.

Таблица 7 – Соответствие рейтинговой и классической оценок

Рейтинг студента, баллы

Оценка

75−100

50−74

25−49

0−24

отлично

хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно

Успеваемость студента оценивается с помощью текущего рейтинга (во время каждой аттестации) и итогового рейтинга (после сессии). Во всех случаях рейтинг вычисляется по формуле

, (1)

где Ri– оценка за i-ю контрольную точку;

pi– вес этой контрольной точки.

Суммирование проводится по всем контрольным точкам от начала семестра до момента вычисления рейтинга.

Пример. Пусть студент Петров Иван Сергеевич получил следующие оценки.

Контрольный опрос по теме 1 – 38 баллов, коллоквиум по темам 1 и 2 − 65, контрольная работа по теме 3 – 55 баллов, защиты лабораторных работ – 74, защита реферата – 60 баллов, оценка за ответ на экзамене – 65 баллов. На первой аттестации (седьмая неделя) его рейтинг равен:

На второй аттестации (13 неделя) рейтинг студента равен:

Перед началом сессии вычисляется семестровый рейтинг:

Итоговый рейтинг, учитывающий экзамен:

В зачётную книжку заносится запись «хорошо».

6 Методические рекомендации

по изучению дисциплины

6.1 рекомендации по работе с литературой

ни одна творческая работа – подготовка и написание реферата, выполнение индивидуальной, курсовой или дипломной работы (проекта) – не может быть успешно выполнена без знакомства с современной литературой по разрабатываемому вопросу. У нас в стране и за рубежом систематически публикуется множество монографий, брошюр и статей по отдельным аспектам технологии и техники различных отраслей. Для того чтобы умело ориентироваться в большом потоке информации и не пропустить важных материалов по конкретным темам, надо соблюдать определенную систему при подборе литературы и работе с ней.

6.1.1 Поиск информации

Предполагается, что студент ко второму году обучения в вузе должен освоить правила работы в библиотеках. Современная библиотека – это не только книги, но и компьютерные залы, участки сканирования, интернет-классы.

после выбора темы реферата начинают изучение состояния вопроса по литературным источникам. непосредственному знакомству с литературой предшествует работа с систематическим, алфавитным и предметным каталогами.

Главная функция каталогов – дать возможность быстрого получения справок об имеющихся книгах. Попутно выявляется ещё целый ряд полезных функций каталогов. Одна из них – расширение кругозора в ходе поиска. В самом деле, обратившись к любому виду каталогов, студент, как правило, находит какие-то перекрестные ссылки, новые поисковые признаки и таким образом расширяет первоначальный круг поисков.

Первым шагом должна быть работа с систематическим каталогом.

Систематический каталог группирует литературу в логическом порядке, соответственно существующей системе знаний. С его помощью можно выяснить, какие именно книги имеются в библиотеке по определенной отрасли знаний. Крупные отделы разбиваются на подотделы и рубрики, а их последовательность фиксируется в схеме библиотечной классификации с помощью индексов – условных обозначений для каждого отдела, подотдела и понятия, встречающегося в каталоге. Индекс может быть выражен буквой, цифрой или тем и другим вместе.

Существуют два пути подбора литературы по систематическому каталогу. Первый из них заключается в последовательном переходе от «общего к частному» с помощью беглого просмотра всей логической структуры схемы и нахождения интересующего индекса.

Второй путь подбора литературы осуществляется с помощью алфавитно-предметного указателя, который является ключом к систематическому каталогу. Алфавитно-предметный указатель представляет собой перечень всех отделов схемы, а также вопросов и проблем, о которых есть литература в каталоге. наименования отраслей знания, отдельных тем и вопросов вынесены на отдельные карточки в алфавитном порядке.

Внутри раздела систематического каталога с разбивкой по годам (начиная с текущего) помещаются работы общего характера, монографии, учебники. Затем идут тематические рубрики. Надо записать номера наиболее полезных ящиков, чтобы затем быстро находить новинки. При необходимости можно воспользоваться библиотечным сервисом.

В алфавитном каталоге выдержан общий алфавитный порядок. Описываемые книги расставлены по алфавиту фамилий авторов или по алфавиту заглавий (если авторов больше трёх или если книга представляет собой сборник самостоятельных статей разных авторов). Такой каталог объединяет произведения определенных авторов и позволяет установить, имеется ли в библиотеке конкретная книга и вообще произведения данного автора. С помощью алфавитного каталога уточняются сведения, касающиеся определенного издания: его выходные данные, инициалы автора, объём, наличие вступительной статьи, списка литературы, иллюстраций. Карточки, из которых состоит каталог, содержат краткую сводку основных библиографических сведений о книге: фамилия и инициалы автора, заглавие, подзаголовочные данные, выходные данные (место издания, издательство, год издания), количественные характеристики, подзаголовочные данные, примечания и аннотации.

Для удобства и быстроты пользования алфавитным каталогом необходимо также иметь в виду некоторые правила расстановки карточек:

  1. карточки расставляются по первому слову описания, а в случае совпадения первых слов – по второму и т.д.;

  2. карточки авторов-однофамильцев расставляются по алфавиту инициалов авторов;

  3. карточки с описанием произведений одного автора ставят по алфавиту заглавий;

  4. карточки на разные издания одной и той же книги помещаются в прямом или обратном хронологическом порядке;

  5. сокращённую форму наименования стран, организаций, учреждений рассматривают как слово и ставят по алфавиту;

  6. каталог периодики часто заменяют регистрационной картотекой. В этом случае на одну общую карточку вынесено название, а также номера издания, имеющиеся в библиотеке. Таким образом, на одной карточке собираются сведения за несколько лет.

Предметный каталог представляет собой алфавитный список разных понятий, подобный предметному указателю в книгах. Предметный каталог используется при подборе материалов по узкоспециальным вопросам. Он прост в обращении и напоминает по структуре энциклопедический словарь.

Начинать изучение литературы после просмотра каталогов следует с соответствующих разделов учебников и монографий, в которых могут встретиться интересующие студента вопросы. Литературные ссылки, имеющиеся в конце книги или в конце отдельных глав, могут послужить указанием для дальнейшего подбора литературы в нужном направлении.

После этого для уяснения современного состояния вопроса, проблем, «точек» роста соответствующей отрасли техники, для расширения полученных сведений следует произвести дополнительный поиск литературы. Много ценных материалов, отражающих новейшие достижения науки и промышленности, публикуются в отраслевых журналах: «Пищевая промышленность» и др.

В последних за год номерах журналов обычно помещается сводный перечень статей (алфавитный и систематический). Иногда такие указатели издаются отдельными выпусками за несколько лет. Поиск литературы следует вести ретроспективно – от нескольких свежих публикаций, по библиографии и ключевым словам.

С иностранной литературой студентам, не владеющим иностранными языками, лучше начинать знакомиться не по первоисточникам, а по реферативным журналам.

6.1.2 Методика чтения

одним из важнейших условий продуктивности и качества работы студента является умение извлечь из подобранного материала нужные сведения, быстро сориентироваться в них и рационально ими распорядиться.

Изучать литературу нужно с большим разбором и начинать с книг, которые сулят наибольшую добычу и формируют каркас знаний.

Чтение книги начинается с просмотра её содержания и наиболее интересных разделов. При работе с книгой нужно одновременно выписывать номера страниц для ксерокопирования. В своих книгах (на ксерокопированных страницах) можно делать подчеркивания и закладки, подцвечивать фрагменты рисунков, схем и графиков.

Каждый студент должен владеть навыками динамического чтения – способностью изменять как скорость чтения, так и коэффициент усвоения в зависимости от цели чтения и сложности текста.

Чтение бывает выборочное (с пропуском отдельных участков текста) и сплошное. Сплошное делится на ознакомительное, изучающее, корректорское и критическое; выборочное – на ориентировочное, поиск, просмотр. Рассмотрим сначала виды выборочного чтения.

Ориентировочное чтение используется при первом знакомстве с книгой (автор, название, аннотация, предисловие, содержание) и позволяет определить, стоит ли её читать. Поиск и отбор литературы обязательно связаны с ориентировочным чтением.

Чтение-поиск выполняется при поиске конкретной информации в энциклопедиях, справочниках, реферативных изданиях. Здесь помогают содержание, предметные и алфавитные указатели.

Просмотр производится для выявления в короткий срок основного содержания текста. Максимально точно записываются формулы, определения, схемы и т.п. Выписки делаются обязательно с указанием источников – в том виде, в каком это нужно для включения в библиографию.

Ознакомительное и изучающее сплошное чтение связано с работой памяти. Память обеспечивается процессами запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения. Она бывает образной, эмоциональной, двигательной и словесно-логической. Лучше, если используется комбинация видов памяти. Запоминанию текста способствует его запись (здесь дело не в «моторике», а в мысленной переработке текста).

Чтение должно быть сопряжено с размышлением и проецированием прочитанного на собственные проблемы.

6.2 Рекомендации по подготовке к зачёту (экзамену)

Для подготовки к зачёту рекомендуется самоконтроль студентов с помощью контрольных вопросов по каждой теме, приведённых в учебниках, курсе лекций и настоящих методических рекомендациях.

Рекомендуется регулярно повторять и прорабатывать материал лекций и учебников в течение всего семестра. Своевременное выполнение плана-графика, сдача контрольных работ, коллоквиумов и контрольных опросов и защита лабораторных работ текущей аттестации позволят студенту вовремя получить допуск к зачёту или экзамену.

Для подготовки к экзамену по дисциплине «Микробиология» предназначены вопросы итогового контроля знаний, приведенные в Приложении Е настоящих методических рекомендаций. При подготовке к зачёту по дисциплине «Основы микробиологии» (в форме тестирования) рекомендуется использовать вопросы и тесты, приведенные в Приложениях Г и Д, а также конспекты лекций.

  1. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Введение в технологии продуктов питания» для студентов специальности 260204 «Технология бродильных производств и виноделие» очной формы обучения Бийск

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Введение в технологии продуктов питания» для студентов специальности 260204 «Технология бродильных производств и виноделие» очной формы обучения
  2. Учебно-методическое пособие разработано с целью обеспечения последовательности усвоения профессиональных дисциплин, привития практики самостоятельной работы студентов

    Учебно-методическое пособие
    Каталог учебно-методической литературы, выпущенной издательством Орел ГАУ /сост. О. В. Сбитнева; под ред. А. М. Служеникиной - Орел: НБ Орел ГАУ, 2011.
  3. «Биотехнологии и техносферная безопасность» по состоянию на 06. 2011

    Документ
    В июне 2005 года в связи с открытием новых специальностей кафедра была переименована в кафедру «Технологии и инженерные средства защиты окружающей среды»,
  4. Справочник для поступающих в Пермский государственный технический

    Интернет справочник
    История первого в Прикамье технического вуза началась в послевоенные годы, когда возникла острая необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров для промышленности Западного Урала.

Другие похожие документы..