Самостоятельная работа студентов методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Общая биология и микробиология» для студентов очной формы обучения специальности 240901 «Биотехнология»

Общий объем лабораторных работ по дисциплине «Микробиология» составляет 36 часов, а по дисциплине «Основы микробиологии» – 32 часа. Лабораторные работы выполняются группой из 2…3 студентов. Целью проведения лабораторных работ является освоение студентами основных методов исследования в микробиологической практике.

Выполнению лабораторных работ предшествует устный опрос по теории лабораторной работы и собеседование по методике ее проведения и принципу работы специального оборудования.

Каждый студент ведет журнал лабораторных работ, являющийся документом, позволяющим контролировать правильность полученных результатов. Записи проводятся в определенной последовательности и должны содержать следующее:

а) номер работы, ее название, дату постановки и окончания опыта;

б) цели исследования;

в) условия проведения опыта, включая методы анализов;

г) полученные результаты и выводы из них.

При изучении морфологии культур делаются их зарисовки при определенных увеличениях микроскопа, что указывается в тетради; цифровые данные обобщают в таблицах, графиках, диаграммах. Каждая лабораторная работа должна заканчиваться собственными наблюдениями и выводами, записанными в журнале. Итогом работы является защита полученных результатов; защита проводится письменно или устно, но обязательно индивидуально.

Наименование и краткое содержание лабораторных работ, объем в часах представлены в таблицах 5 и 6.

3.3 Составление реферата

Рабочая программа дисциплины «Общая биология и микробиология» предусматривают написание рефератов. Реферат представляет собой творческую самостоятельную работу студентов по предложенной теме, углубляющую теоретические знания, полученные во время аудиторных занятий. Во время выполнения индивидуальных заданий студент приобретает навыки работы с учебной, научной и справочной литературой, а также учится оформлять текстовые документы.

Темы рефератов выдаются преподавателем в начале семестра. Студенту предоставляется право выбора темы реферата, или он может предложить свою тему с обоснованием целесообразности её исследования. Примерный перечень тем рефератов приведен в Приложении А настоящих методических рекомендаций.

В случае возникновения затруднений при написании реферата студент может прийти на консультацию к преподавателю.

3.3.1 Методические рекомендации по составлению реферата

К выполнению данного задания следует подойти творчески. При подготовке реферата необходимо помнить, что он должен быть не последовательным изложением всех собранных материалов, а анализом этих источников, выявлением в них общего и противоречий, отличий, новых направлений. При подготовке реферата недопустимо механическое дословное переписывание источников. Студенту необходимо сначала проработать теоретический материал, изложенный на лекциях и содержащийся в основных рекомендованных учебных пособиях по данному вопросу.

В разделе 4 данных методических рекомендаций приведен список основной и дополнительной литературы, который содержит работы по различным направлениям. Однако он только ориентирует студента в определенном направлении, но не является исчерпывающим.

При описании схем, производственных процессов или их отдельных стадий необходимо привести режимы ведения процессов (температуру, продолжительность, характеристики исходных, промежуточных и конечных продуктов и т.д.). Обязательно надо привести ссылку на приведенный источник (цифрой, соответствующей номеру этого материала в списке использованных источников).

3.3.2 Требования к оформлению реферата

Для реферата рекомендуются следующие структурные элементы:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список использованных источников;

- перечень условных обозначений, символов, терминов (при необходимости);

- приложения (при необходимости).

Реферат выполняется на листах формата А4 (297×210 мм) без рамки и основной надписи. Объем работы должен составлять не менее 20 и не более 30 страниц машинописного текста. Текст реферата печатается в редакторе WORD, шрифт – Times New Roman, размер 14, интервал полуторный.

При написании текста реферата необходимо оставлять поля следующих размеров: для подшивки слева – 20 мм, справа – 10 мм, сверху – 20 мм, снизу – 20 мм.

Нумерация страниц документа – сквозная, начиная с титульного листа, на котором номер страницы не проставляется. Страницы нумеруют арабскими цифрами. Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки. Оформление реферата в общем случае должно вестись в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105.

Титульный лист является первым листом реферата, оформляется на бланке формата А4. Перенос слов на титульном листе не допускается. Точка в конце заголовка не ставится. Пример оформления титульного листа приведен в Приложении Бнастоящих методических рекомендаций.

Содержание реферата состоит из последовательно перечисленных наименований разделов и приложений с указанием номера страницы, на которой размещается начало раздела и др. Содержание включают в общую нумерацию листов реферата и размещают после титульного листа.

Во введении отражаются современное состояние и перспективы развития промышленности. Конкретизируются проблемы, стоящие перед отраслью, непосредственно связанные с темой реферата (перспективы роста производства, расширение ассортимента и улучшение качества продукции).

Для пояснения излагаемого материала необходимо приводить иллюстрации, которые могут быть представлены в виде схем (принципиальных, аппаратурно-технологических), графиков, эскизов, чертежей, фотографий, диаграмм и т.д. Все иллюстрации, помещаемые в тексте и приложениях, именуются рисунками. Рисунки должны располагаться непосредственно после ссылки на них в тексте или на следующей странице. Иллюстрации могут иметь наименование и поясняющие данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после поясняющих данных.

Список использованных источников должен включать все источники (не менее пяти), расположенные в порядке появления ссылок в тексте записки или по алфавиту. В списке использованных источников следует указать современную отечественную и зарубежную техническую и патентную литературу по теме реферата, а также перечень нормативных документов: государственных и отраслевых стандартов, технических условий и технологических инструкций, методических указаний и рекомендаций, использованных в работе. Пример оформления данных литературного источника приведен в Приложении В настоящих методических рекомендаций.

К защите студент предоставляет реферат в переплетенном или сброшюрованном виде.

3.4 Подготовка к контрольному опросу

В процессе изучения дисциплин «Основы микробиологии» и «Микробиология» согласно графику (см. таблицы 2 и 4) проводятся текущие испытания в виде контрольных опросов (в письменной или устной форме) по теме «Морфология и систематика микроорганизмов». Дата проведения опроса сообщается студентам заранее. При подготовке к контрольному опросу необходимо повторить материал, используя конспекты лекций и учебные пособия; ответить на контрольные вопросы по теме опроса. Для самоконтроля можно также использовать вопросы (с 1 по 24), приведенные в Приложении Г настоящих методических рекомендаций.

Вопросы к контрольному опросу по теме: «Морфология и
систематика микроорганизмов»

1. Предмет и методы микробиологии.

2. Положение микроорганизмов в общей системе живого мира.

3. Роль микроорганизмов в природе и народном хозяйстве.

4. Этапы развития микробиологии. Выдающиеся ученые, внесшие ценный вклад в развитие микробиологии, и их заслуги.

5. Перечислите и зарисуйте виды бактерий по морфологии.

6. Покажите структуры прокариотной клетки по плакату.

7. Строение клеточной стенки бактерий. Отличия структуры и химического состава клеточной стенки грамположительных и грамотрицательных бактерий.

8. Строение и функции цитоплазматической мембраны. В чем особенность строения жидкостно-мозаичной модели мембран?

9. Что такое мезосомы и какие функции в клетках бактерий они выполняют?

10. Какие фракции выделяют в цитоплазме?

11. Строение рибосом бактериального типа. Что такое константа седиментации?

12. Перечислите цитоплазматические включения. Какие функции они выполняют?

13. Строение и структура нуклеоида бактерий. Что такое плазмиды и каковы их функции в клетке?

14. Какую роль выполняет капсула, каковы ее химический состав и структура?

15. Строение жгутика бактерий. Классификация бактерий по расположению и числу жгутиков на поверхности клетки.

16. Какое значение имеют фимбрии, каково их строение?

17. Перечислите и охарактеризуйте этапы образования эндоспор у бактерий. Назовите основные типы спорангиев в зависимости от расположения споры в клетке.

18. Перечислите принципиальные различия клеточной организа- ции прокариот и эукариот.

19. Назовите основные принципы построения классификации прокариот. В чем особенности фенетических классификаций микромира?

20. Назовите таксономические категории прокариот. Дайте определения терминам «штамм», «клон», «раса».

21. Классификация прокариот по определителю Берги.

22. Основные методы исследования, используемые для построе- ния современной фенетической классификации бактерий.

23. Рост и размножение бактерий.

24. Рост бактериальной популяции в статической культуре. Охарактеризуйте основные фазы роста бактериальной популяции в статической культуре.

25. Общая характеристика и систематика грибов.

26. Форма и размеры клеток дрожжей, их строение.

27. Способы размножения и классификация дрожжей.

28. Особенности строения вирусов и бактериофагов.

4 Рекомендуемая литература

4.1 Основная литература

1. Асонов, Н.Р. Микробиология / Н.Р. Асонов. – М.: Колос, 1997. – 352 с., 4 экз.

2. Лаптев, С.В. Общая биология и микробиология: учебное пособие / С.В. Лаптев, Н.И. Мезенцева. – Бийск: АлтГТУ, 2005. – 118 с., 50 экз.

3. Гусев, М.К. Микробиология / М.К. Гусев. – М.: Изд-во МГУ, 1978 (электронный вариант).

4. Борисов, Л.Б. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии / Л.Б. Борисов. – М.: Медицина, 1984. – 256 с. (электронный вариант).

5. Градова, Н.Б. Лабораторный практикум по общей микробиологии / Н.Б. Градова, Е.С. Бабусенко. – М.: ДеЛи принт, 2001. – 131 с., 20 экз.

6. Лукомская, К.А. Микробиология с основами вирусологии / К.А. Лукомская. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с. (электронный вариант).

7. Теппер, Е.З. Практикум по микробиологии / Е.З. Теппер. – М.: Колос, 1979. – 216 с. (электронный вариант).

8. Шлегель, Г. Общая микробиология / Г. Шлегель – М.: Мир, 1987. – 567 с. (электронный вариант).

4.2 Дополнительная литература

9. Вербина, Н.М. Микробиология пищевых производств / Н.М. Вербина, Ю.В. Каптерева. – М.: Агропромиздат, 1988.

10. Воробьева, Л.И. Техническая микробиология / Л.И. Воробьева. – М.: Изд-во МГУ, 1987. (электронный вариант).

11. Жвирблянская, А.Ю. Микробиология в пищевой промышленности / А.Ю. Жвирблянская, О.А. Бакушинская. – М.: Пищевая промышленность, 1975. (электронный вариант).

12. Леонов, Н.Р. Микробиология / Н.Р. Леонов – М.: Колос, 1997. – 352 с.

13. Мамонтов, С.Г. Общая биология / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – М.: Высшая школа, 1999. – 317 с., 2 экз.

14. Мудрецова-Висс, К.А. Микробиология, санитария и гигиена / К.А. Мудрецова-Висс, А.А. Кудряшова. – М.: Издательский Дом «Деловая литератуара», 2001. – 388 с.

15. Сидоров, М.А. Микробиология мяса и мясопродуктов / М.А. Сидоров, Р.П. Корнелаева. – М.: Колос, 1998. – 240 с., 6 экз.

16. Степанов, В.М. Молекулярная биология. Структура и функции белков / В.М. Степанов. – М.: Высшая школа, 1996. – 335 с., 1 экз.

17. Трушина, Т.П. Микробиология, санитария и гигиена в торговле / Т.П. Трушина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 320 с.

18. Элиот, В. Биохимия и молекулярная биология / В. Элиот, Д. Элиот. – М.: Изд-во НИИ Биомедицинской химии РАМН, 2000. – 372 с., 10 экз.

4.3 Перечень пособий, методических указаний и материалов,
используемых в учебном процессе

19. Каменская, Е.П. Микробиологическая лаборатория и ее оборудование: методические рекомендации по выполнению лабораторных работ / Е.П. Каменская. – Бийск: Изд-во АлтГТУ, 2006. – 27 с., 50 экз.

20. Каменская, Е.П. Количественный учет микроорганизмов: методические рекомендации к лабораторным работам / Е.П. Каменская, Е.В. Аверьянова. – Бийск: Изд-во АлтГТУ, 2007. – 35 с., 50 экз.

21. Каменская, Е.П. Идентификация микроорганизмов: методические рекомендации к лабораторным работам / Е.П. Каменская, М.В. Обрезкова. – Бийск: Изд-во АлтГТУ, 2007. – 36 с., 50 экз.

22. Каменская, Е.П. Составление питательных сред и культивирование микроорганизмов: методические рекомендации к лабораторным работам / Е.П. Каменская. – Бийск: Изд-во АлтГТУ, 2008. – 33 с., 50 экз.

23. Ламберова, М.Э. Приготовление и стерилизация питательных сред для культивирования микроорганизмов: методические рекомендации к лабораторным работам / М.Э. Ламберова. – Бийск: Изд-во
АлтГТУ, 1995. – 13 с., 50 экз.

24. Ламберова, М.Э. Морфология микроорганизмов: методические указания / М.Э. Ламберова. – Бийск: Изд-во АлтГТУ, 1995. – 25 с., 15 экз.

25. Ламберова, М.Э. Выделение чистой культуры микроорганизмов: методические указания / М.Э. Ламберова. – Бийск: Изд-во
АлтГТУ, 1995. – 23 с., 15 экз.

26. Цапалова, И.Э. Микробиология. Санитария и гигиена: программа, методические указания и задания контрольных работ / И.Э. Цапалова, В.Н. Бакайтис. – Новосибирск: СибУПК, 1998. – 38 с., 1 экз.

5 ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Введение в технологии продуктов питания» для студентов специальности 260204 «Технология бродильных производств и виноделие» очной формы обучения Бийск

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Введение в технологии продуктов питания» для студентов специальности 260204 «Технология бродильных производств и виноделие» очной формы обучения
  2. Учебно-методическое пособие разработано с целью обеспечения последовательности усвоения профессиональных дисциплин, привития практики самостоятельной работы студентов

    Учебно-методическое пособие
    Каталог учебно-методической литературы, выпущенной издательством Орел ГАУ /сост. О. В. Сбитнева; под ред. А. М. Служеникиной - Орел: НБ Орел ГАУ, 2011.
  3. «Биотехнологии и техносферная безопасность» по состоянию на 06. 2011

    Документ
    В июне 2005 года в связи с открытием новых специальностей кафедра была переименована в кафедру «Технологии и инженерные средства защиты окружающей среды»,
  4. Справочник для поступающих в Пермский государственный технический

    Интернет справочник
    История первого в Прикамье технического вуза началась в послевоенные годы, когда возникла острая необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров для промышленности Западного Урала.

Другие похожие документы..