Гузель майтдинова государство кирпанд – империя в срединной азии

ГЛАВА 1. Центральная Азия в 1- П веках нашей эры и

начальный этап истории Кирпанда

1.1 Исторические сведения о Кирпанде и актуальные проблемы древней центральноазиатской истории.

Первые сведения о государстве Кирпанд донесли до наших дней древнекитайские источники. Как известно, китайские хроники не только вели непрерывную фиксацию истории правления своих императорских династий в течение тысячелетий, но и подкрепляли записи сведениями о странах, далеко лежащих на западе, с которыми древний Китай имел дипломатические и торговые отношения. Китайские исследователи сведения о государстве Кирпанд почерпнули из путевых заметок буддийских паломников, совершавших вояж в Индию. Топоним «Кипанту» и «Кирпанд» впервые встречается в китайских источниках 1У века. В период Северных династий (386-534 годы) дуньхуанский паломник Сун Юн (IV в.) побывал во время своего путешествия в одном из памирских владений государства Кирпанд и отметил, что оно находится на Памире. Другой буддийский путешественник, Сюанцзян в 629 году находился в государстве Кирпанд пять дней. В своём "Дневнике о Западном крае Великой Танской эпохи" (641 г.) он подробно описал природу края и дал характеристику княжеств. Сюанцзян особо выделяет Кирпанд как одно из могущественных владений того времени, которое было сравнимо по мощи с Хотаном и Кашгаром и, что царство Усса (Яркенд) долгое время подчинялось кирпандскому царю. Он пишет, что когда прибыл в Кирпанд, то царство Удиен (эфталитское) подчинялось ему несколько столетий. Он отмечает, что Удиен было одним из могущественнейших царств того времени. Сюанцзян приводит факт о том, что он слышал, как кирпандский шах называл себя "потомком лучезарного солнечного принца", а население считало себя "детьми Солнца". Существует легенда, что кирпандцы произошли от союза «принца солнца» и сакской принцессы.

Название государства в китайских источниках "Кирпанту", а на иранском - "Кирпанд", как считают китайские исследователи, произошло из соединения двух древнеиранских слов "кир" - гора, "панд" - дорога, то есть название страны в переводе означает "Горная дорога" - государство на горной дороге. Кроме того, китайские исследователи в своих работах используют название государства «Кирпаня», исходя их древнекитайских источников. Нами принято название государства «Кирпанд», как наиболее общепринятое. Возможно, объяснение этимологии слова «Кирпанд», «Кирпаня» дают современные источники. В отдаленных северных штатах Индии, некогда входивших в государство Кирпанд, в настоящее время сохранились достаточно многочисленные реликты древней культуры. Осколок некогда могущественного государства Кирпанд, видимо, сохранился в современном индийском штате Джамма - район Кирпан. Слово «Кирпан» на индоарийском языке означает «кинжал», который носят за пазухой пенджабцы-сикхи (носители языка пенджаби, относящийся к индоарийской подгруппе индоиранской группы индоевропейской языковой семьи). Как правило, во всех изобразительных источниках мужчины-кирпандцы изображены с непременным атрибутом – кинжалом на боку. Кирп-аня – здесь ,например, слово «аяна» опят же на пенджаби означает «дом». (Исследователи, к примеру, название штата Харияна объясняют так: «Хари – имя бога Вишну», а «аяна – дом», то есть название штата переводится как «проживание бога Хари», кстати, этот топоним тоже сохранившийся осколок древнего наследия). Возможно, Кирпаня означает «страна (дом) носителей кинжала».

В источниках не сохранилась хронология становления Кирпанда. Китайские источники время становления этого государства относят ко второй половине I - начала II века. (1) Хотя письменных свидетельств времени его основания нет, но есть косвенные данные. Известно, что кирпандский правитель Вьюшах привёз буддийского святого Туншо в эпоху деятельности китайского военачальника Бан Чао (32-102 гг. н. э.), о котором сохранились сведения в связи с его деятельностью в окрестностях Кашгара. Ширин Курбан пишет, что время деятельности Туншо в Кирпанде соответствует эпохе кушанского шаха Канишки. (2) Дата правления Канишки долгое время в науке было предметом дискуссий. Китайские исследователи считают, что Канишка правил во второй половине I века н.э. Но сенсационное открытие в селении Рабатак (провинция Баглан, Сев. Афганистан) эдикта царя Канишки на бактрийском языке проливает свет на датировку Кирпанда. Правление Канишки в свете нового открытия согласно исследованиям английского учёного Д. Крибба датируется 100-126 или 120-146 гг. (3) Исследования известного таджикского ученого Д. Довуди нумизматических источников вместе с письменными данными тоже подтверждают выводы английского ученого. Д. Довуди считает, что Канишка правил в 105- 128 гг. н.э.(4). Если взять за точку отсчёта становление Кирпанда первая половина I в. до н.э. - начало I в. н.э. (См. подробно о датировке далее.), то распад остатков Кирпандской империи относится к 713-727 годам, тогда, когда, по китайским источникам, правитель Кирпанда Фио Шин с частью своего населения подчинился Тибету. (5) С этого момента государство исчезло с исторической арены.

В источниках о пределах государства Кирпанд имеются разноречивые сведения, но это, видимо, связано с разновременностью данных, когда границы государства в силу политических обстоятельств менялись. Китайские исследователи, ссылаясь на 12 главу "Дневника о западном крае Великой танской эпохи", пишут, что кирпандское государство добилось наибольшего могущества в эпоху Южных и Северных династий (эпоха Южных и Северных династий - 317-589 гг. - примеч. Г.М.), когда границы Кирпанда простирались: на Западе - до Хорезма, на севере - до Кашгара, на юге охватывал Кашмир, (6) на востоке - до Кагылыка (СУАР КНР). Но эти границы Кирпанда совпадают хронологически и территориально с пределами Кушанской империи, а затем и Эфталитского государства. Некоторые исследователи полагают, исходя из сотен находок кушанских монет в Хорезме, что существовал сюзеренитет Кушанской империи над Хорезмом, но не оспоримым является приоритетность хозяйственно-культурных связей с Бактрией-Тохаристаном. Как считает Б.Я. Ставиский «… политический статус Хорезма в кушанскую эпоху установит еще не удается, так как прямолинейно- однозначное утверждение о вхождении этой области в состав Кушанской империи уже не может быть принято, однако полностью отвергнуть его было бы неверно» (7).

Господство кирпандцев (начало 1 в. до н.э. –УП - начало УШ вв.) в Центральной Азии в науке совпадает со временем правления здесь кушан - кидаритов - хионитов - эфталитов. В исторической науке названия государств - "Кушанское государство", "Кидаритское государство", "Хионитское государство", "Эфталитское государство" получили по наименованию известных монет правителей и письменным данным персидских, византийских и других источников. Название государств, где правили эти династии, не было известно науке и на монетах они тоже не обозначены. Между тем, как считает известный исследователь Центральной Азии Э.В. Ртвеладзе, домусульманской нумизматике Средней Азии было присуще в течение многих лет выпускать от имени основателя династии Кушанидов - Кушана. И как показали многолетние исследования учёного, на монетах в этом регионе никогда не проставлялись этнические или племенные названия, а только имя, титул и иногда эпитеты правителей.(8) Скорей всего название "кидариты", также как и "эфталиты" они получили по наименованию династий шахов Кидара и Эфталана, которые были основателями соответствующих династий. В китайской исторической науке господство кушан, кидаритов, хионитов, эфталитов не приведено в соответствии с функционированием государства Кирпанд, а как бы эти государства существовали параллельно с кирпандским государством, хотя занимали одну и ту же территорию и функционировали в рамках одних и тех же хронологических рамках. Скорей всего, на наш взгляд, кушанская, кидаритская, хионитская и эфталитская династия последовательно правили в государстве Кирпанд. Централизованное государство кушан в китайской исторической традиции продолжали называть Государством Юэчжей – по названию основателей Кушанского государства. Соседние с кушанами государства центральной Азии их называли по имени основателя династии –Кушана. Только тогда, когда китайские исследователи начали вплотную изучать хроники ханьской и танской эпох, касающиеся древней истории китайских таджиков, стало известно название древнего государства – Кирпанд.

Как известно, до настоящего времени не было известно науке название древнего государства, в котором они появились на исторической арене. Этому не противоречат и исторические факты, известные в современной науке. До сих пор остается предметом дискуссий дата распада Кушанской империи. Только по нумизматическим данным (других письменных источников не найдено) учёные строят свои исторические построения о существовании в IV в. сасанидского наместничества на кушанских землях, после упадка самой империи. Исследователей натолкнул на мысль о существовании сасанидского наместничества факт чеканки денежных знаков по образцу сасанидских и кушанских монет, хотя титулатура на легендах составлена на среднеперсидском и бактрийском языках: "Царь кушан", "Великий царь кушан" или даже "Великий царь царей кушан". Твёрдо можно считать установленным, что при сасанидском шахиншахе Шапуре II, правившем Ираном с 309-379 г. действительно на кирпандских землях существовало кушано-сасанидское наместничество. (9) По нумизматическим данным, российский учёный В.И. Вайнберг относит вытеснение Сасанидов из этих земель совместными усилиями хионитов и кидаритов к концу 80-х годов IV в. К этому же времени она относит возвышение эфталитов на востоке Тохаристана. (10) Скорей всего, во второй половине IV века, недолго, после упадка династии Кушана, существовало в Кирпанде сасанидское наместничество, которое свергли кидариты, а затем здесь правили хиониты и эфталиты. Кидаритов и эфталитов китайские источники считали родственными народами и являлись они, видимо, потомками саков.

Первоначальная локализация кидаритов и е-да (эфталитов) на Памире и Припамирье, представленная уже в конце 50-х годов, сначала А.Н. Бернштамом, а затем, в наиболее развёрнутом виде, на основании хронологических вычислений К. Еноки, не была принята официальной исторической наукой того времени по политическим мотивам. Несмотря на бесспорные факты, проблема была предана забвению, а родину этих народов то и дело локализовывали в разных частях Центральной Азии.

В своё время Мандельштам А.М. отождествлял эфталитов с хионитами, которые большей частью обитали в Бадахшане. (11) Известный российский евразиец Л.Н. Гумилёв считал, что территория эфталитов точно локализуется "в горной стране вокруг Памира". Он полагал, что одним из предков эфталитов было племя Байди, часть которой в кушанский период (I-II вв.) перекочевала в долину Ефталь и получила новое имя: Иеда (китайское), ефталиты (греческое), хайталь (арабское) от названия долины или от имени первого вождя. Для обоснования своих выводов Гумилёв Л.Н. привлёк топоним "Ефталь", "Яфталь" - название области на берегах Пянджа в Бадахшане, (12) где возможно первоначально находилось эфталитское княжество и которое, как выше отмечалось, было завоёвано кирпандским шахом.

Японский исследователь К. Еноки, как выше отмечалось, тоже одновременно с Гумилёвым Л.Н. локализовал первоначальный район обитания эфталитов в Западном Бадахшане, исходя из данных китайских источников и топонима "Яфталь". (13) Сюанцзан писал, что прошло несколько столетий, как Кирпанду покорилось У-диенское шахство (эфталитское - прим. М.Г.). Очевидно, Кирпанду удалось в пору своего становления объединить не только все горные племена Памира и Гиндукуша, но и обширные территории Средней Азии и Северной Индии. На этих просторах происходило становление первой империи в Центральной Азии во главе с Кушанской династией. Все империи (Ахеменидская, Александра Македонского), в состав которых входили в тот или иной период истории владения Центральной Азии, возникли вне пределов региона и политические институты этих империй сформировались вне центральноазиатских традиций. Именно в рамках государства Кирпанд впервые формируются на базе местных традиций политические институты, которые станут базовыми в последующие периоды истории.

В исторической географии Центральной Азии ядро государства Кирпанд локализируется в Бактрии – одной из ведущих историко-культурных областей древности. В «Авесте» упоминается Бактрия (Бахди) «четвертая… из лучших местностей и стран», сотворенная Ахура Маздой. Там же Бактрия описывается как « прекрасная, с высоко поднятыми знаменами». В разновременных и разноязычных источниках область заселенная бактрийцами называлась: в клинописных текстах ахеменидского Ирана-Бахтриш, у античных авторов – Бактрия и Бактриана, в индийских источниках –Бахлика. Китайские источники эту историко-культурную область называют Дахя/Дася, Да-юечжи и Ту-хо-ло. Название «Дахя/Дася впервые было использовано Чжан Цяном (около 130 г.до н.э.) для обозначения земель современного Северного Афганистана, уже подпавших под власть кочевых завоевателей да-юечжи (в настоящее время в современной китайской и западной археологических источниках используют вместо «юечжи (юеджи) термин «руджи», а в транскрипции как «роуджи», считая более соответствующего древней форме слова). (14)

Термином да-юечжи (роуджи) Чжан Цян обозначал как племя или народ, так и район их расселения к северу от Амударьи, а авторы «Ханьшу» и «Хоуханьшу» -пришедшее сюда племя или народ, область их обитания к северу и к югу от Амударьи и Кушанское государство в целом. Причем летописцы ясно сознавали, что применение к Кушанскому государству было чисто условным: «Соседние государства называли его гуйшуанским государем, но китайский двор удержал прежнее его название-Большой Юечжи».(15)

Топоним ту-хо-ло восходит к обозначению кочевого племени (народа) тохаров, известных по античным, китайским источникам. Термин ту-хо-ло и да-юечжи носил не только этнический, но и географический характер, но в отличие от да-юечжи выражение «ту-хо-ло» обозначал не политическое, а этнокультурное единство. Термины ту-хо-ло и Тохаристан имели ярко выраженный этнокультурный характер и отражали название народа тохаров и занятой ими области. В узком географическом смысле тысячу лет назад Тохаристан прилагался к области между Балхом и Бадахшаном, именовавшейся также Нижним Тохаристаном. Под ним, как и под горными областями, лежавшими выше по течению Амударьи и именовавшимися Верхним Тохаристаном подразумевался район, где началось возвышение правителей кушан. Согласно Ибн Хордадбеху (1Х в.), по левобережью в него входили и земли ниже Балза до бассейна Мургаба. Правобережный Тохаристан доходил на севере до гор, т.е. до Припамирья, Гиссарского хребта, Байсунтау, причем Дербендский проход, или «Железные ворота», считался перед арабским завоеванием границей Тохаристана.(16)

Наиболее раннее упоминание Тохаристана засвидетельствовано одним из текстов, переведенных на китайский язык в 383 г. н.э. и, как предполагает Б.Я. Ставиский, название «Тохаристан» в источниках уже распространяется в последней четверти или в середине 1У в. К этому же времени относятся последние упоминания Бактрии как определенной историко-географической области. (17) С этого времени, видимо, Бактрия уже именуется под новым названием – Тохаристан. Бактрия/Тохаристан охватывал бассейн древнего Окса/Амударьи в среднем и верхнем течении. Южная часть этой области располагалась между Гиндукушем и Амударьей, на землях современного Северного Афганистана. Северная часть Бактрии/Тохаристана лежала между Амударьей и Гиссарским хребтом, на южных землях нынешних Таджикистана и Узбекистана, а также включала территорию от Келифа до Керки – территория современного Туркменистана.

Как считает Б.Я. Ставиский, что «в кушанский период территорию, известную во времена, предшествовавшие сложению Кушанской империи, как Бактрия, скорее всего, называли так лишь приверженцы античной традиции. Но поскольку местное название ее в то время пока не известно, а термин Тохаристан впервые засвидетельствован только для времени крушения империи, допустимо и далее обозначать эту область как Бактрию кушанского периода. Это обозначение принято нами условно и временно – до будущих эпиграфических находок» (18) Теперь науке известно название политического образования, возникшего на рубеже нашей эры в этой историко-географической области- Кирпанд. На пространстве Бактрии/Тохаристана происходил процесс развития ядра империи Кирпанд.

Известный исследователь Хорезма С.П. Толстов называл первые века нашей эры (период расцвета деятельности Кушанской династии) «имперским периодом древней истории», так как политическая ситуация на евразийском пространстве существенно изменилась. В Средиземноморье Рим, покорив почти все переднеазиатские эллинистические государства, превратился в могущественную «империю Запада». В Китае в 25 г.н.э. на смену династии Старшая Хань пришла Младшая Хань, но в целом продолжали жить ханьские традиции и сама «империя Востока». В Парфии немногим раньше (в 12 г. н.э.) в результате дворцового переворота воцарилась новая ветвь парфянской династии – младшие Аршакиды, которые встали во главе третьей империи той эпохи. И наконец, создав квартет мировых держав « имперского периода», на бывших землях Греко-Бактрии возникла великая держава во главе с кушанской династией. Включавшая почти все передовые в культурном отношении страны и области Евразии, эта четверка древних империй протянулась от Британских островов на западе до берегов Тихого океана на Востоке.

  1. Ситуация с соблюдением Прав Человека в Таджикистане

    Реферат
    Ситуация с правами человека в Республике Таджикистан все еще остается сложной. Об этом свидетельствуют факты и конкретные случаи, приведенные в ежегодном докладе «Ситуация с соблюдением Прав Человека в Республике Таджикистан, 2007

Другие похожие документы..