Бахши Имана «Джагфар тарихи»

Т.А.Акеров

Сочинение Бахши Имана «Джагфар тарихи»1 (1680г.) –

как исторический источник по истории

волжских кыргызов VIII-XII вв.

Сочинение «Джагфар тарихи» было составлено по приказу сенда Джагфара секретарем его канцелярии Бахши Иманом в 1680 году и представляет собой свод булгарских летописей.

Книга написана на арабо-булгарском шрифте. В 20-х годах прошлого столетия, в результате гонений лиц, хранивших дома тексты, написанные этим шрифтом, был утрачен список ее подлинника. В 1993-1994 годы были опубликованы I-II тома переводов свода летописей Джагфара на русский язык.

В 1997 году под редакцией Ф. Г.-Х. Нуритдинова и Р. Ш. Шарипова вышел III том книги Бахши Имана «Джагфар тарихы2».В III том первого издания вошли некоторые примечания Бахши Имана, большие части книг его свода. Например, Кул Гали "Хон китабы", Гази Бабы "Жизнеописание Гази-Бараджа" и др. В летописях Кул Гали «Хон китабы» (1242 г.) имеются сведения о булгаро-кыргызских и кыпчакских отношениях до монгольского периода.

Сочинение Бахши Имана «Джагфар тарихи» (1680г.) прежде всего, представляло свод сведений об истории Волжской Булгарии и ее взаимоотношениях с соседними государствами и племенами, в том числе с кыргызами. В ней средневековыми летописцами приводились весьма интересные сведения о волжских кыргызах и об их отношениях с булгарами, кимаками, кыпчаками, а также меркитами. По информации средневекового автора «Хон китабы» Кул Гали в Волжской Булгарии кыргызов представляли племена ишкиль (эсегель, аскль). Кул Гали называл их кыргызами киликами

Акеров Т.А. – директор института этнологии МУК

(илек или иллак). Он писал, что в связи с кыргызами приток Джаика стали называть Иллак3.

Сведения, приведенные в книге Бахши Имана, полностью совпадали с историей двух восточных государств Волжской Булгарии и Кыргызского каганата, интересы которых столкнулись на Алтае в IX-X вв.

Волжская Булгария была образована в результате переселения булгар на Волгу и в период своего рассвета IX в. ее границы простиралась на западе до р. Свияга, на севере до Камы, а позднее до Меши и Казанки, на востоке до Шешмый и Ика. Булгары контролировали также земли до р. Белой и Яика, на юге- до Жигулей. На юго-западе булгаро-буртасские земли доходили до р. Оки.

Согласно данным средневековых авторов булгары состояли из трех групп бахдула, ишкиль и булгар, находившихся в войне друг с другом. Последние прекращали междоусобные воины по появлению общего врага и забывали прошлые обиды, становясь друзьями. Сюда еще включали мусульман-баранджаров числом в 5000 семей.

Кыргызы намного раньше установили свое господство Алтае. Это произошло после падения II Тюркского каганата, когда Кыргызское государство, включив в свой состав все бывшие земли тюркских каганов, превратился в лидерующий этнос на Саяно-Алтайском крае. Первые сведения о волжских кыргызах встречались у аль Истахри (Х в.), который поместил их рядом с р. Итил, в соседстве с кимаками, огузами и булгарами. Автор писал: «Итиль … берет начало близ земли хырхызов и течет между землями кимаков и гуззов, представляя собой границу между кимаками и гуззами; затем она течет к западу позади булгар и возвращается на восток, пока не пройдет через землю руссов; далее протекает через землю булгар, затем через землю буртасов, пока не впадет в Хазарское море4».

По данным анонимного автора «Худуд ал Аалам» к концу X в. происходило большое смешение племен на Алтае. Неизвестный автор отмечал об этнокультурных связях кыргызов и кимаков, кыргызов и кешдимов, огузов и кимаков, кыпчаков и огузов и т. д. Например, Андар аз кыфчак представлял собой область «кимаков, где жители напоминают гузов некоторыми своими обычаями». О владении Кыркырхан писалось «еще одна область, принадлежавшая кимакам и жители ее напоминают по своим обычаям хырхызов5». О племени кесим (кешдим) отмечалось «это один из хырхызских родов, их речь ближе халлухской (карлукской.— Д. С.), а по одежде они напоминают кимаков6».

Булгарские летописьцы XII века полностью подтверждали существование тесных этногенетических и этнокультурных отношений кыргызов с булгарами, кимаками, кыпчаками, канглы, меркитами, кунами и др.

По сведениям булгарского автора Кул Гали кыргызы в некоторых районах жили вперемешку с кыпчаками, в отдельных случаях этноним «кыргыз» применялся как общее имя кыргызов, кимаков и кыпчаков. Автор поэтому поводу писал, что «кимаки возвысились после раскола в VII в. Булгарии на пять мелких княжеств: Улаг-Болгар (Дунайская Болгария), Кара-Болгар (Русь и Причерноморье), Хазар (Хазария), Авар (Авария) и Ак-Болгар (Волго-Урало-Сибирская Болгария). Воспользовавшись случаем, «оймеки (кимаки), ранее подчинявшиеся Булгарии, провозгласили себя Оймекским (Кимакским) каганатом. …Большинство этого мнимого государства составляли кыпчаки или кыргызы, то оймеки восприняли некоторые обычаи кыпчаков, и на них, поэтому, также распространились названия "кыпчак" и "кыргыз". Только булгары могли еще отличать оймека от кыпчака. Ставка оймекских ханов находилась на месте прежней ставки кана Булюмара и кагана тюрков Иджима (Истеми) на реке Иджим (Ишим), которую булгары называли Кызыл (Куман) Яр (Джар), что означало Красная, а также Желтая и Золотая (Кызыл, Куман) голова (яр, джар). Кыпчаки называли эту ставку сокращенно «куман», почему и получили еще одно прозвище "куманы"7».

Отдельные сведения средневековых авторов, чьи произведения приведены в III томе книги Бахши Имана, дают основание полагать, что кыргызы составляли основное ядро европейских гуннов.

В книге Бахши Имана приводилась весьма любопытная легенда о сестре Атиллы Харьхе («Лебедь»), в честь которой был построен город Харька (современный Харьковь). По преданию, Харька жила в этом городе и умерла, когда брат непослушав ее совета, ушел воевать.

Эти сведения в развернутом и поэтическом стиле повторяются в поэме «Цветы Кыпчакского поля» Рейхан Булгари, поэта XII века. Согласно автору, Атилла и его сестра Харьха по отцовской линии принадлежали роду айбат, а по материнской линии хыргыз. Он в младенчестве носил имя Тука, когда он повзрослел и стал охотником, стали называть его Атиллой.

1. В древние-предревние времена

Был один великий кан, говорят,

Звали его Туки, говорят,

А был он из рода Айбат.

2. В год лошади Туки родился,

Быстро вырос, говорят,

Стал хорошим охотником, говорят,

Прозвал себя Атилле ["Год лошади"].

3. Поскакал однажды за оленем,

Прискакал в страну Атиль, говорят,

"Это - моя страна, говорят",-

Сказал он и сел [на трон] в Башту.

4. Сидел здесь 33 года,

Нравилось ему здесь, говорят.

Хотел сидеть здесь и дальше, говорят,

Да пришли к нему юрганы [прорицатели].

5. "Хватит тебе, Айбат,

Сидеть на одном месте",- говорят.

"Тангра хочет дать тебе славу,- говорят.

Садись на коня - и поезжай в набег".

6. Велел Атилле привести к нему коня.

Пасся он отдельно от других [лошадей], говорят.

Ведь был он особый - богатырский конь, говорят,

Вороной, как самый черный ворон.

7. Привели к нему этого вороного коня.

Взнуздал его Атилле, говорят,

Вскочил в богатырское седло, говорят,

И отправился в набег на далекий Фаранг.

8. Увидела это его сестра Харька.

Мать их была [из рода] Хыргыз, говорят.

Всплеснула она руками, как лебедь [крыльями], говорят,

Жалобно запричитала для Атилле:

9. "Один ты у меня, брат, остался,

Другие умерли и убиты, говорят.

Солнце - свет Земли, говорят.

А ты - свет моей жизни8.

Вышеприведенные сведения о генеалогических корнях Атиллы и его сестры Карха в определенной мере подтверждали мнение профессора А. Бекбалаева, считавшего европейских гуннов кыргызами, которые, как он утверждает I–VI вв. «находились в сверхдальнем походе на Европу». По его мнению, после распада государства гуннов в конце V века они возвратились на свою историческую родину, в степи современной Монголии, на Алтай, в Семиречье.

Сведения булгарских авторов действительно имеют важное значение. Кыргызы были покорены хунну в конце III в. до н.э. Однако, начиная с середины I в. до н. э. власть в Кыргызском царстве представляли князья из хунну, прямые потомки легендарного Модэ шаньюя Чжичжи шаньюй и его отпрыски. В этом смысле, княжеский род хунну был аристократическим кланом в Кыргызском княжестве9. Хунну были вменьшинстве, но их представители находились во главе государства и считались господствующим родом. Вполне возможно, что еще, будучи на востоке Дом западных хунну ввел в традицию для князей и принцев брать жен у кыргызов.

В эпосе «Манас» есть персонаж Адыл паша, которого связывали с личностью Атиллы. В кыргызском күү (мелодия) «Шюдункут» (быстоногий бык) рассказывалось о походе народа во главе с Адыл паша на Запад. Перед смертью Адыл паша завешал похоронить его на родине предков, на Тянь-Шане. Один его сподвижников Кара Толок, запряг шюдункута, привез на нем останки предводителя и похоронил на берегу озера Иссык-Куль10. Т. е. на землях западнотюрскских племен дулу.

Название рода айбат можно сопоставить с кыргызским этнонимом «айбаш мундуз». Имя главного героя Атиллы Тука (булг. тукай, венг. токай) имел тождество с именем господствующей фамилии и общим предком кыргызов «тагай бия» и т. д.

Согласно средневековых источников происхождение волжских булгар и кыргызов связывалось с саклабами. По данным летописей волжские булгары представляли смесь тюрок с саклабами.

Гардизи в XI в. в своей книге «Зайн аль Акбар»11 приводил предание, где говорилось о предке кыргызов славянине Эмке, бежавшем из страны саклабов к хазарам, а затем к башкирам. Народ его называли «в связи с словом «саг» («собака»)», так как они были выкормлены собачьим молоком». Далее говориться, что «…славянин отправился во владения..., с которыми он находился в родстве». Здесь он собрал своих соплеменников, заключил союз с башкирами, подчинил огузов и дал своему народу имя кыргыз. Гардизи описывал кыргызов с ярким выражением европеиодных черт с красными волосами и белой кожей.

Кыргызы и булгары также имели общие черты в религиозных верованиях и политической системе. Кыргызы также как и булгары поклонялись солнцу, месяцу и звездам. При исполнении клятвы брали в свидетельство собаку. Государством управляли сообща три гланоначальвующих. Государственные чиновники подразделялись на «шесть разрядов министров, главноначальствующих, управителей, предводителей и даганов». Государство Булгар также управлялось шестью государственными чиновниками-вельможами. По сведениям древних источников послы византийских императоров, прибывавшие в страну булгар, «спрашивали, прежде всего, о здравии князя, его жены и детей и затем должны были осведомиться о здравии шести великих былей (вельмож, бояр); потом они спрашивали, как здоровы прочие были, внутри извне, и наконец, как здраствует простой народ12».

В книге Бахши Имана приводились две легенды о происхождении кыргызов и кыпчаков Волжской Булгарии. В первой, очевидно, более древней, генеалогия кыргызов и кыпчаков связывалась с массагетами и сарматами13, а во второй запечатлены массагето-кыргызо-булгарские14 взаимоотношения.

Легенды подтверждали этногенетическую связь кыргызов с массагетами и сарматами. Очевидно, в данном случае речь идет о миграции восточных племен усуней, юэчжи, хунну на запад, когда они один за другим переселились в страну саков, а затем одним ударом разгромили Бактрию и на его развалинах сформировали Кушанское царство. После этих событий саки навсегда исчезли из политической арены Центральной Азии, а на восточных пределах владения последних стало возвышаться новое объединение племен под именем кыргыз.

В исторических источниках кыргызы и сарматы всегда описывались как племена, принадлежашие одной культуре, были известны как огнепоклонники, практиковали трупосожжение. Генеалогические предания содержали схожие сюжеты и происхождение народа связывалось всегда с женщинами. Первый происходил от амазонок-мужеубийц, попавших в Скифию, где, они сдружились с молодыми скифами, перешли реку Танаис (Сырдарья) и там образовали сарматское объединение15. Согласно данным «Юаньши» кыргызы произошли от сорока девиц страны Хань, вступивших в брачные узы с мужчинами владения Усы, вследствии чего эта страна стала называться Кыргызской землей16.

Основываясь на вышеизложенном, мы полагаем, что сарматы, булгарские сербы и черемыши являлись одним и тем этносом, что как бы потверждают первые части этнонимов. Как утверждал информатор этнонимы «сербы» и «черемыш» происходили от слова «сир» («семь»), что означало семь родов. С этим же словом «сир» автор связывал происхождение топонимов «Сырдарья и Жети Суу. Для полного анализа можно «сир» сопоставить с названиями исседонского племени серы (серика), предков кыпчаков «сир-тардуш» и правящего рода енисейских кыргызов эди Рашид ад-Дина.

Сведения из «Хон китабы» Кул Гали содержат весьма ценные сведения о кыргызах, кыпчаках, канглы и огузах живших Волжской Булгарии. Особенно в Тубджакской губернии занимавшей территорию современного Казахстана.

По утверждению автора кыргызо-кыпчакская область «Тубджак - самый большой иль (губерния) в Державе, населенный 70 узийскими и кыргызскими кочевыми племенами…». Всего в губернии существовало «…семь тюб. Это - Уруг-тюба, Улуг-тюба, Сэбэр, Кара-Иджим, Ак-Иджим, Сабан-тюба и Сары-тюба...17».

Кыргызы жили в тюбе Сэбэр, распаложенном между Иртышом и Обью. Здесь они соседничали с канглами, обитавшими в Сары тюбе. Автор писал, что «Все, что находится в Тубджаке между реками Ыртыш и Аби-Дарья (Обь), составляет тюбу Сэбэр, центром которой является город Омек... Здесь инала (глава тюбы) выбирают из числа биев кыргызского племени искилик. Слово "искилик" произносят также и в формах "аскалы" и "эсегелы". Так как родина искиликов - Сэбэр, то их часто называют и "сэбэрцами". Они - потомки кыргызского племени киликов и алтайцев, почему их и назвали "подобные киликам". Искилики живут также и на юге Байгула, и в Улуг-тюбе, почему наши нередко называют юг Байгула и Северный Тубджак, наряду с Сэбэром, "Искил" ("Аскал", "Эсегел") или "Сэбэр"...
А вот родиной киликов является тюба Кара-Иджим. Она заключена между Туранским морем, Улуг-тюбой, Иджимом, верхним течением реки Хин-Дарья (Тургай) и горой Улугтау (Улытау). Здесь... господствует узийское племя хиндыр, воины которого славятся меткой стрельбой из лука... Центр тюбы - город Хиндыр - находится на реке Хин-Дарья - при слиянии с ней ее притока Килик-Булака (Иргиз), по берегам которого живут килики. Отсюда одна часть киликов в голодные годы переселилась в Сэбэр, а другая - присоединилась к баджанакам и ушла с сабанами на север. Северные килики, которых наши часто называют "иллак" или "илек", поселились на берегах притока Джаика, получившего их имя Иллак (Илек)...
Южнее Кара-Иджима расположена Сары-тюба, ограниченная на западе Туранским морем, на севере - рубежами Кара-Иджима, озером Буляр или Байлар дингезе (Тенгиз) и верхним и средним течением реки Атиль (Куланутпес), на востоке - истоком реки Сарысу и западным берегом Булгарского или Сабанского озера (Балхаш), на юге - рекой Иргиз (Калмаккырган). А название "иргиз", как мне объяснили, означает степной поток, роющий землю и исчезающий в ней... В Сары-тюбе господствует узийское племя канглы, которое еще называют буляр или байлар. Это племя в свое время вместе с сабанами возглавляло баджанаков, но было малочисленнее сабанов, почему баджанаков называют иногда и сабанами, но не канглы. Часть канглы с баджанаками ушла отсюда в Мардан, где обосновалась у озера Канглы дингезе (Шалкар) и к горе (шан) Черем (Черемшан), у которой находится великая столица нашей Державы Буляр... Гора Улугтау, древнее название которой "Черемшан", очень почитается баджанаками... Она является истоком рек Джиланчык, Хин-Дарья и Булярчай, правого притока Сарысу...18».

  1. Джагфар тарихы летописи джагфара

    Документ
    Есть большие разногласия и сопротивление публикации летописи “Джагфар тарихы“. Ведущие утверждения - то, что в незнаемое время компиляция была составлена офисом российского НКВД/КГБ/ФСБ с целью расколоть Тюркские этнические группы
  2. Р. Х. Древние и средневековые Государства булгар

    Документ
    Байрамкулов А.М. К истории аланской ономастики и топонимики. Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1995. /alanialand/history/B/page1.htm Сайт /index.
  3. Ждем Антихриста?

    Документ
    На мой взгляд, политика, экономика, наука, культура, религии всего человечества находятся в глубоком маразме. Понимание маразма субъективно, но не думаю, что я сам больший маразмат чем большинство людей.
  4. В. Н. Залесская (Санкт-Петербург). Встатье Е. С. Галкиной предлагается во многом нестандартное решение ряда вопросов этногенеза и в связи с этим соотношения политических сил на исторической арене в эпоху Великого пер

    Решение
    В. Н. Залесская (Санкт-Петербург). В статье Е. С. Галкиной предлагается во многом нестандартное решение ряда вопросов этногенеза и в связи с этим соотношения политических сил на исторической арене в эпоху Великого переселения народов.
  5. Фальсификация исторических источников в псевдолетописи Саида Джагфара

    Документ
    Фальсификации исторических источников - это создание никогда не существовавших документов либо поправки подлинных документов, что связано с целой системой различных приемов и способов.
  6. Древний Рим. Мемфис. Идель

    Документ
    Мы дожили до времен, когда появилась возможность разрушить многовековые завалы лжи и выдумок, сделанных нашими братьями и сестрами – представителями западной цивилизации.
  7. Литературак "Библейской Руси" (1)

    Литература
    текстов и приложения к хронологии. (Распознавание и датировка зависимых текстов, статистическая древняя хронология, статистика древних астрономических сообщений).
  8. Литературак "Библейской Руси" (2)

    Литература
    В. В. Калашников, Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. Датировка звездного каталога "Альмагеста". Статистический и геометрический анализ. - Москва,
  9. Нх-1 Фоменко А. Т. Методы статистического анализа нарративных текстов и приложения к хронологии. Распознавание и датировка зависимых текстов, статистическая др

    Документ
    Majesty s special command. Authorized King James version. - Published by the Church of Jesus Christ of Latter-Day Saints. Salt Lake City, Utah, USA, 1992.

Другие похожие документы..