Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика преподавания русской литературы» для студентов 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ

ФАКУЛЬТЕТ БАШКИРСКОЙ ФИЛОЛОГИИ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

« ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ» для студентов 4 курса БР ДО

Учебно-методический комплекс Составитель: к.ф.н.,

обсужден и утвержден ст.преподаватель

на заседании кафедры Мишина Г.В.

Протокол № 1 от 9.09.2008 г.

Зав.кафедрой: Кагарманова М.Ш.

Стерлитамак 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

1-2 Государственный стандарт.

3. Введение.

4. Пояснительная записка.

5. Цель и задачи дисциплины

6. Основные виды занятий и особенности их проведения.

7. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

8. Техническое обеспечение дисциплины.

9. Объем и сроки учебного курса.

10. Рабочая программа.

11. Основная и дополнительная литература.

12. Тематика курсовых работ по методике литературы.

13. Практические занятия.

14. Лабораторные занятия.

15. Лекции.

16. Экзаменационные вопросы.

17. Методические рекомендации преподавателям.

18. Методические рекомендации студентам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждаю

Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации

А.Г.Свинаренко

____________________

«31» января 2005 г.

Номер государственной регистрации

710 пед/сп (новый)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 033000.00 Родной язык и литература

с дополнительной специальностью

Квалификация учитель родного языка, литературы и учитель русского языка, литературы (в соответствии с дополнительной специальностью)

Вводится в действие с момента переутверждения

вместо ранее утвержденного (14.04.2000 г., 397пед/сп)

Москва 2005

Теория и методика обучения родному языку, родной литературе и _______ (в соответствии с дополнительной специальностью)

Методика обучения родному языку на базовом и профильном уровнях. Методика как теория и практика обучения родному языку. Принципы, методы и приемы обучения родному языку. Средства обучения: учебник, учебные комплекты, зрительная и слуховая наглядность в обучении родному языку. Организация и обеспечение процесса обучения родному язы­ку: современный урок как основная форма обучения, типы уро­ков. Упражнения, их виды и система. Требования к знаниям и умениям. Контроль знаний, умений и навыков как компонент учебного процесса. Методика преподавания фонетики, лексики и грамматики родного языка. Развитие речи учащихся. Взаимосвязанное обучение различ­ным видам речевой деятельности (говорению, слушанию, чте­нию, письму). Обогащение словарного запаса учащихся. Культурный компонент содержания преподавания родного языка. Внеурочная работа.

Методика обучения родной литературе. Методика обучения родной литературе как научная дисциплина: ее история, совре­менное состояние и перспективы развития. Соотношение науч­ной методики преподавания литературы и школьной практики с базовыми и смежными областями знаний. Родная литература как учебный предмет: цели, содержание, структура. Общедидактические и специфические принципы, формы, методы и приемы преподавания литературы. Этапы литературного образования школьников. Литературное творчество школьников. Этапы изучения литературного произ­ведения в школе. Вопросы теории и истории литературы в школьном курсе. Развитие речи учащихся в системе литератур­ного образования.

Учитель родной литературы и основные требования к нему. Технология современного урока по родной литературе. Внеучебная работа по родной литературе. Факультативные занятия. Изучение родного языка, литературы и литературной критики на базовом и профильном уровнях.

Аудиовизуальные технологии обучения

Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком. Аудиовизуальные технологии: фотография и фотографирование; оптическая проекция (статическая и динамическая), звукозапись (аналоговая и цифровая); телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая); компьютеры и мультимедийные средства.

Аудиовизуальные технологии обучения: типология аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий; типология учебных видеозаписей; банк аудио-, видео-, компьютерных материалов; дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий. Интерактивные технологии обучения.

Теория и методика обучения ____________ (в соответствии с дополнительной специальностью).

Введение

Предлагаемый учебно-методический комплекс составлен на основе следующих документов:

Федеральный закон: Выпуск 28. Об образовании. М.: ИНФА – М, 2002.

Федеральный закон. Об утверждении Федеральной программы развития образования в Российской Федерации. М.: МО РФ, 2000.

Закон Республики Башкортостан об образовании. Уфа, 1993.

Закон Российской Федерации о языках народов РФ. (Русская речь. 1992. №2).

Временный государственный образовательный стандарт: Общее и среднее образование.

Русский язык как государственный язык РФ в школах с нерусским языком обучения (М., 1993).

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Госкомитет по высшему образованию. 1996.

В данном разделе содержится описание курса методики преподавания русской литературы, преподаваемого студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», методика преподавания русской литературы входит в цикл предметной подготовки. Этим обусловлена специфика работы, проводимой с учетом как особенностей дисциплины, логики материала, так и контингента студентов.

Структурно описание программы курса включает пояснительную записку, содержание лекций и практических занятий, обозначение тем, выносимых для самостоятельной работы, списки текстов для обязательного чтения, списки научных исследований, контрольные вопросы для самопроверки, вопросы к зачету и экзамену.

Пояснительная записка

Актуальность курса. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей-словесников в настоящее время приобретает большое значение. Дается установка на формирование учителя нового типа, способного творчески мыслить, прокладывать новые пути в обучении и воспитании школьников.

Коммуникативно-деятельностный подход к изучению дисциплины «Методика преподавания литературы» дает возможность подготовить будущего учителя к реализации динамичного учебного процесса изучения литературы в школе, к совершенствованию деятельности учащихся в постепенном движении от наблюдений над поэтикой художника слова к обобщениям и углубленному пониманию художественного мира писателя и историко-литературного процесса в целом.

Это тем более необходимо, что налицо многозначность процессов в литературе. Возрождается целостная картина развития литературы: в читательский опыт вошла «возвращенная» литература, литература русского зарубежья, произведения, не публиковавшиеся ранее. Вслед за литературоведением и критикой в школьное изучение литературы входят плюрализм и дискуссионность позиций.

Современное состояние школьного литературного образования диктует следующие цели и задачи дисциплины.

Цель дисциплины:

  • формирование творческих начал личности учителя-словесника.

Задачи дисциплины:

  • обеспечить будущих учителей фундаментальными научно-методическими знаниями о процессе обучения литературе в современной средней школе, о воспитании учащихся средствами своего предмета;

  • вооружить студентов-филологов методами и формами реализации компетентного подхода к преподаванию литературы, что поможет в дальнейшем самообразовании и совершенствовании профессиональных качеств.

Изучение дисциплины отвечает следующим задачам п.7.1. обновленного ГОС ВПО и ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы:

в области учебно-воспитательной деятельности:

  • осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

  • планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

  • использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения;

  • использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

    - применение современных средств оценивания результатов обучения; в области научно-методической деятельности:

  • выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

  • анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература».

Основные виды занятий и особенности их проведения

Программа курса предполагает следующие формы изучения теоретического и практического материала:

- лекции;

- практические занятия;

- лабораторные занятия;

- подготовка конспектов уроков разных типов и видов;

- самостоятельное проведение студентами фрагментов уроков.

Формами контроля усвоения учебного материала является:

- составление студентами плана лекции;

- проверка конспектов;

- анализ выступлений по темам на практических занятиях;

- контрольная работа;

- написание и защита курсовых работ.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В процессе изучения теории и методики преподавания литературы студенты должны:

знать и усвоить:

  1. историю становления методики как науки;

  2. этапы изучения художественного произведения в школе;

  3. специфику изучения произведений разных родов и жанров;

  4. традиционные и инновационные методы и приемы преподавания литературы;

  5. особенности преподавания русской литературы в национальной школе;

уметь:

  1. ориентироваться в ключевых проблемах современной методической науки;

  2. добывать и применять научную информацию, работать с исследовательской и справочной литературой;

  3. применять выработанные в вузе навыки во время педагогической практики и в перспективе преподавательской деятельности;

владеть навыками:

  1. анализа художественных произведений в аспекте течения и творческой индивидуальности писателя, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

  2. применения различных методов и приемов.

Техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения преподавания курса «История русской литературы» необходимы:

  1. оборудованные аудитории;

  2. аудио-видео аппаратура, видеокассеты и диски с материалами, иллюстрирующими содержание художественных произведений и биографии авторов; интерактивная доска;

  3. мультимедийные технические средства;

  4. авторские электронные программы по курсу;

  5. прочие виды наглядности.

Межпредметные связи

Теория и методика преподавания литературы тесно связана с дисциплинами педагогического цикла, прежде всего, дидактикой, с возрастной психологией, историей русской литературы, мировой художественной культурой, историей России, лингвистикой, философией и другими дисциплинами.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика преподавания русской литературы» для студентов 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (1)

    Учебно-методический комплекс
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (2)

    Учебно-методический комплекс
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине лексикология, фразеология, лексикография. Морфемика. Словообразование

    Учебно-методический комплекс
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория языка» для студентов 5-го курса дневного отделения специальности 032900 «Русский язык и литература»

    Учебно-методический комплекс
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «литературоведение» для студентов 5 бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

    Учебно-методический комплекс

Другие похожие документы..