Статья 1 Право на труд

Национальный доклад по выполнению обязательств по Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года по тематической группе № 1 «Занятость, профессиональное обучение и равные возможности»

Представлен 28 сентября 2011 года в Секретариат Совета Европы

Статья 1 – Право на труд

В целях обеспечения эффективности осуществления права на труд, Стороны:

1. в первоочередном порядке принимают на себя обязательства по достижению и поддержанию максимально возможно высокого и стабильного уровня занятости в целях достижения полной занятости;

2. эффективным образом охраняют право работников зарабатывать себе на жизнь по свободно выбранной им профессии;

3. учреждают или обеспечивают работу службы занятости для всех работников на безвозмездной для них основе;

4. обеспечивают проведение необходимых консультаций по вопросу о выборе профессии, подготовок и переподготовок.

Статья 1§1 - в первоочередном порядке принимают на себя обязательства по достижению и поддержанию максимально возможно высокого и стабильного уровня занятости в целях достижения полной занятости;

1) Просим Вас охарактеризовать национальную политику обеспечения занятости и общую нормативно-правовую базу. Просим Вас указать характер, причины и масштаб проведения реформ.

Национальная политика обеспечения занятостиопределена Конституцией Российской Федерации, в которой закреплено право каждого на защиту от безработицы (статья 37, часть 3).

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости населения). Согласно статье 5 этого Закона государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. К их числу относятся - инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые;

предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

В2009-2010 гг. в связи с мировым финансово-экономическим кризисом Правительством Российской Федерации были реализованы специальные меры по сохранению занятости работников и повышению уровня социальной защищенности безработных граждан.

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 287-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 287-ФЗ) Правительству Российской Федерации предоставлено право принимать меры и разрабатывать мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в которых возникают критические ситуации на рынке труда.

Федеральным законом № 287-ФЗ также предусмотрено:

установление обязанности работодателей сообщать в органы службы занятости сведения о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также о приостановке производства;

установление гражданам, уволенным по собственному желанию без уважительных причин, размера и сроков выплаты пособия по безработице в процентном отношении к среднему заработку, но не выше максимальной величины пособия по безработице с периодом выплаты в течение 12 месяцев вместо 6 месяцев, ранее предусмотренных нормами законодательства о занятости населения.

В целях исключения дифференциации прав граждан на получение пособия по безработице и стипендии в размерах и в сроки, устанавливаемые в зависимости от правового статуса работодателя (юридическое лицо – организация либо физическое лицо: работодатель - индивидуальный предприниматель), а также в целях наделения органов службы занятости правом предложения безработным гражданам, уволенным в связи с прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников индивидуального предпринимателя, досрочного назначения им трудовой пенсии по старости принят Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 27 декабря 2009 г. № 367-ФЗ.

2) Просим Вас указать принятые меры (организационно-распорядительные мероприятия, программы, планы работ, проекты и т.д.) для приведения в исполнение нормативно-правовых документов.

В целях координации действий федеральных и региональных органов исполнительной власти в области занятости населения были разработаны Концепция действий на рынке труда на 2008-2010 годы, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2008 г. № 1193-р, и план мероприятий по ее реализации, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 8 декабря 2008 г. № 915 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год», определяющее максимальную величину пособия по безработице на 2009 год. Размер максимальной величины пособия по безработице на 2009 год увеличен до 4900 рублей (на 1500 рублей или в 1,5 раза), что практически соответствовало среднегодовой величине прожиточного минимума в целом по Российской Федерации для трудоспособного населения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2009 г. № 926 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2010 год», максимальная величина пособия по безработице на 2010 год сохранена в размере 4900 рублей, минимальная величина пособия по безработице - в размере 850 рублей.

Также были увеличены финансовые нормативы обеспеченности государственными услугами (доступности государственных услуг) в области содействия занятости населения и нормативы затрат на их предоставление по мероприятиям активной политики занятости населения.

На осуществление социальной поддержки безработных граждан в виде выплаты пособия по безработице и увеличение нормативов затрат на мероприятия активной политики занятости в 2009 году дополнительно выделено из федерального бюджета 33951,6 млн. рублей. Общий размер субвенции на реализацию субъектами Российской Федерации полномочий в сфере занятости населения составил 77,4 млрд. рублей.

Для проведения детального и углубленного анализа процессов, происходящих на рынке труда субъектов Российской Федерации, и оперативного принятия необходимых решений Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службой по труду и занятости было организовано и осуществлено проведение в субъектах Российской Федерации еженедельного мониторинга регистрируемой безработицы, увольнения и неполной занятости работников организаций.

Для информирования о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения, а также защиты от безработицы в субъектах Российской Федерации была организованна работа консультационных пунктов, «горячих линий» и предувольнительных консультаций.

Открыт официальный информационный портал «Работа в России», который объединил в себе официальную информацию 82 региональных служб занятости и 2147 центров занятости населения.

В рамках реализации Федерального закона № 287-ФЗ и повышения уровня социальной защищенности безработных граждан, а также сохранения занятости работников Правительством Российской Федерации в соответствии с постановлением от 31 декабря 2008 г. № 1089 в 2009 году были направлены в субъекты Российской Федерации субсидии из федерального бюджета в размере 43,5 млн. рублей на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда.

В соответствии с данным постановлением Правительства Российской Федерации осуществлялось софинансирование следующих мероприятий региональных программ по снижению напряженности на рынке труда (далее - региональная программа), которые были утверждены всеми субъектами Российской Федерации:

опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников). Реализация данного мероприятия позволила работодателям при реорганизации, реструктуризации предприятия, снижении объемов производства, оказания услуг или приостановке деятельности предприятияосуществить переобучение работников новым видам деятельности, а работникам повысить уровень квалификации, овладеть новыми профессиями (специальностями), избежав потери работы (заработка). Данная мера также позволила сократить финансовые издержки работодателя, обусловленные необходимостью выплаты выходного пособия при увольнении и сохраняемой средней заработной платы на период трудоустройства в случае сокращения работников, а органам службы занятости избежать затрат на выплату данной категории граждан пособия по безработице;

создание работодателями временных рабочих мест (общественные работы, временное трудоустройство безработных граждан, а также работников в случае угрозы массового увольнения, стажировка в целях приобретения опыта работы). Работодателям при отсутствии собственных средств частично возмещались затраты на заработную плату участников данных работ (из числа безработных граждан, работников, находящихся под риском увольнения, переведенных на режим неполного рабочего времени, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы и простое) в размере минимального размера оплаты труда (с учетом районного коэффициента и начисления на фонд оплаты труда). Организация общественных работ и создание временных рабочих мест были ориентированы на выполнение работ, имеющих социальную значимость для городов и районов. Выполнялись такие виды работ как приведение в порядок территорий и служебных помещений, монтаж, демонтаж и наладка оборудования, работы, связанные с технологическим обслуживанием, архивные работы и другие;

оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов. Гражданину авансировались транспортные расходы по переезду в другую местность, в порядке, предусмотренном для переезда безработных граждан в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения, компенсировались суточные расходы за время следования к месту работы и обратно (в размере 100 рублей за каждый день нахождения в пути следования к месту работы и обратно) и расходы по найму жилого помещения за время пребывания в другой местности (550 рублей в сутки в среднем на 3 месяца).

содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Безработным гражданам, открывшим собственное дело, выделялись финансовые средства на приобретение необходимого оборудования, инструмента, инвентаря и другие расходы, связанные с организацией собственного дела.

Размер субсидии каждому субъекту Российской Федерации определялся специально созданной Межведомственной рабочей группой по мониторингу ситуации на рынке труда под руководством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с установленными критериями:

рост уровня регистрируемой безработицы в субъекте Российской Федерации;

рост численности работников организаций субъекта Российской Федерации, находящихся под угрозой массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);

наличие в субъекте Российской Федерации градообразующих организаций.

В целях снижения напряженности на рынке труда Самарской области и обеспечения занятости работников открытого акционерного общества «АвтоВАЗ», расположенного на территории г. Тольятти, принято постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2009 г. № 902 «О дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда Самарской области», которым предусмотрено возмещение открытому акционерному обществу «АвтоВАЗ» (дочерним акционерным обществам открытого акционерного общества «АвтоВАЗ») расходов на оплату труда работников, стоимости профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, на материально-техническое обеспечение работ по уборке, ремонту производственных помещений, демонтажу оборудования и иных видов временных работ, выполняемых работниками.

  1. Статья 6 (Право на труд) 8−32 4

    Статья
    1. В соответствии со статьями 16 и 17 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах Ямайка представляет Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций для его рассмотрения Комитетом по экономическим,
  2. Статья 1 Право на самоопределение 28 9

    Статья
    1. Правительство Новой Зеландии с удовлетворением представляет свой третий периодический доклад Комитету Организации Объединенных Наций по экономическим, социальным и культурным правам (Комитет).
  3. Домашнее задание: название и девиз команды, повторение статей декларации прав ребенка, повторение пословиц и поговорок. Вклассе формируются 3 команды по 5 человек (капитан, докладчик, менеджер, художник, хронограф)

    Доклад
    Сегодня у нас необычное занятие. Мы повторим статьи конвенции прав ребенка, которые изучали на протяжении нескольких недель и сделаем это в форме игры.
  4. Статья 37 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессию, т е.

    Статья
    В статье рассмотрены теоретико-правовые аспекты продвижения военнослужащих по службе. На основе анализа научной литературы обосновывается авторское определение понятия «продвижение по службе»
  5. Статья 1256. Действие исключительного права на произведения науки, литературы и искусства на территории Российской Федерации

    Статья
    3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения,
  6. Статья 2 (1)

    Статья
    1. В ответ на пункт 59 предложений и рекомендаций Заключительных замечаний Комитета по экономическим, социальным и культурным правам к Пятому периодическому докладу Украины о выполнении Международного пакта об экономических, социальных
  7. Статья 2 (3)

    Статья
    Стратегической целью социальной политики Украины есть достижение ощутимого улучшения материального состояния и условий жизни людей; обеспечение полной продуктивной занятости населения; снижение уровня бедности и увеличение богатства нации.
  8. Конституционно-правовое регулирование права человека и гражданина на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)
  9. Статья Право на получение бесплатной юридической помощи (1)

    Статья
    1. Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации (далее - граждане) на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые

Другие похожие документы..