Рабочая программа дисциплины (модуля)

Приложение 9

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ухтинский государственный технический университет»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_____________ Н. С. Федотов

«___» ______________ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

_____________________________________________________

(наименование дисциплины (модуля))

Направление подготовки ______________280700 «Техносферная безопасность»______

(код и наименование направления подготовки)

Профиль подготовки _____«Безопасность технологических процессов и производств»

(наименование профиля подготовки)

Квалификация (степень) выпускника_____________________«бакалавр»__________

(бакалавр, магистр, дипломированный специалист)

Нормативный срок обучения _________________________4 года_____________________

Форма обучения________________________очная__________________________________

(очная, заочная)

Ухта

2011

Примерная программа дисциплины

«Психология безопасности труда и эргономика»

Рекомендуется для направления подготовки 280700 «Техносферная безопасность», профиль «Безопасность технологических процессов и производств».

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр.

1. Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является формированиеу студентов современных представлений о средствах воздействия на физические и функциональные состояния человека для создания мотивации и стимуляции его к безопасному труду; привитие навыков управления безопасной трудовой деятельностью.

Основные задачи курса – формирование умения и навыков психологического анализа условий труда с позиций оценки риска; формирование умений и навыков разрешения профессиональных проблем и конфликтных ситуаций в области управления охраной труда; овладение языком и понятийным аппаратом психологии безопасности.

Целью введения дисциплины является формирование мировосприятия будущих специалистов, позволяющего применять знания психологии человека в процессе обучения безопасности труда; дать представление о психологической составляющей безопасности жизнедеятельности; познакомить с основными феноменами и закономерностями психических явлений, связанных с безопасностью труда, как в штатной ситуации, так и при чрезвычайных условиях.

Средствами достижения цели являются виды занятий и контроля, представленные в таблицах.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина изучается в рамках «Гуманитарного, социального и экономического цикла».

Курс базируется на знаниях, полученных студентами в области инженерных, медицинских, технических и социально-правовых дисциплин. В этом состоит особенность курса и связь его с другими дисциплинами. Базовые дисциплины: химия, физиология человека, медико-биологические основы безопасности. Углубление и расширение вопросов, кратко изложенных в данном курсе, будет осуществляться во время работы студентов над бакалаврскими работами.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК- 5,7, 8, 10, 11, 12, ПК- 10, 11, 13, ПФК-1.

В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать:

- теоретические основы психологии безопасности труда и основные эргономические требования рациональной взаимосвязи человека с машиной;

- принципы проведения профотборов при работах с объектами повышенной опасности;

- роль «человеческого» фактора в причинно-следственном анализе аварийных ситуаций;

- адаптационные возможности человеческого организма физиологического и психологического характера в его трудовой деятельности;

- гигиенические, антропометрические, физиологические и психологические требования к постам управления машин;

    Уметь:

- проводить оценку роли «человеческого» фактора при работе повышенной опасности;

- проводить разработку мероприятий, отвечающих принципам эргономичности и безопасности труда на рабочих местах;

- применять принципы мотивирования персонала на безопасный труд в СУОТ;

- проводить оценку влияния стрессовых ситуаций на работоспособность и давать рекомендации по повышению его психологической человека.

    Владеть:

- методами минимизации факторов риска в трудовой деятельности человека в области эргономичности объектов и безопасности труда;

- навыками формирования у рабочего коллектива установки на безопасный труд;

- сценарием проведения опроса свидетелей/очевидцев и пострадавших при расследовании аварий, несчастных случаев, инцидентов; использовать знания психологии человека с целью отыскания корневых причин, приведших к негативным факторам;

- методами оптимизации факторов тяжести и напряженности трудового процесса с целью уменьшения факторов риска.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

8-тый

Общая трудоемкость дисциплины в часах

108

108

Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах

3

3

Аудиторные занятия (всего)

54

54

В том числе:

Лекции

22

22

Практические занятия (ПЗ) Семинары (С)

18

18

Деловые игры

14

14

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

8-тый

Самостоятельная работа (всего)

54

54

В том числе:

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат (1)

20

20

Другие виды самостоятельной работы

34

34

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет

1

5. Содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий

п/п

Наименование раздела дисциплины

Лек

ПЗ

ЛЗ

Дел. игры

СРС

Всего

часов

1.

Введение. Цель и задачи курса. Роль психологии в безопасной деятельности человека. Место эргономики в обеспечении безопасности труда

2

0

-

-

4

6

2.

Профессиональный риск и безопасность трудовой деятельности. Обеспечение совместимости по эргономическим показателям человека с машиной как фактор снижения риска

2

2

-

2

6

12

3.

Функциональные состояния человека в профессиональной деятельности

4

2

-

4

6

16

4.

Мотивация и стимуляция безопасной трудовой деятельности

2

4

-

-

6

12

5.

Управление безопасной трудовой деятельностью

2

2

-

-

8

12

6.

Личностные качества человека как субъекта труда. Личность в экстремальных условиях

2

4

-

-

6

12

7.

Психологические аспекты профессиональной деятельности специалиста по безопасности труда. Психология расследования несчастных случаев

2

2

-

4

4

12

8.

Организация безопасного труда. Эргономика рабочего места

4

2

-

4

10

20

9.

Психоэкология

2

0

-

-

4

6

Общая трудоемкость 108 ч.

22

18

-

14

54

108

  1. Учебный план базовой подготовки по специальности 100401 Туризм Рабочие программы дисциплин, профессиональных модулей > 3 Программы учебной и производственной практик

    Документ
    Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 100401 Туризм утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации от 2 апреля 2010г.
  2. Учебный план базовой подготовки по специальности 101101 Гостиничный сервис Рабочие программы дисциплин, профессиональных модулей > 3 Программы учебной и производственной практик

    Документ
    5. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ОПОП СПО по направлению подготовки 101101 Гостиничный сервис 7
  3. Аннотация рабочей программы дисциплины «История» (цикл Б. 1) Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 час)

    Документ
    Аннотация рабочей программы дисциплины составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения. Предназначена для студентов очной формы, обучающихся по направлению 140100.
  4. Аннотация рабочей программы дисциплины «История» (цикл Б. 1)

    Документ
    Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 час). Аннотация рабочей программы дисциплины составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения.
  5. Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык (профессиональный)» (4 семестр)

    Рабочая программа
    Дисциплина ОПД.Ф.01.1 «Иностранный язык (профессиональный)» изучается в течение 3-8 семестров, сопровождается сквозным рейтингом и завершается экзаменационным испытанием.
  6. Рабочая программа дисциплины математика

    Рабочая программа
    Дисциплина “Математика” является одной из важнейших дисциплин физико-математического цикла при подготовке специалистов в области информатики, вычислительной техники и компьютерных технологий и имеет своей целью получение математических
  7. Модуль основной образовательной программы (= программа учебной дисциплины, рабочая программы дисциплины) цели освоения учебной дисциплины

    Программа
    [Указывается цикл (раздел) ООП, к которому относится данная дисциплина (модуль). Дается описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками).
  8. Рабочая программа дисциплины «Международное право» (9 семестр)

    Рабочая программа
    Дисциплина «Международное право» изучается в течение одного семестра, изучение дисциплины завершается сдачей экзамена. Дисциплина предусматривает последовательное изучение двух отраслей права: международное публичное право (8 ч.
  9. Рабочая программа дисциплины «политология» (1)

    Рабочая программа
    ФГОС ВПО ставит перед вузом задачу подготовки выпускников, обладающих гражданственностью, толерантностью, целеустремленностью, организованностью, трудолюбием, ответственностью, коммуникабельностью, высокой общей культурой (п.
  10. Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык (основной)»

    Рабочая программа
    На первом курсе вводится дисциплина основной английский язык, изучение которой будет продолжаться в течение двух семестров и завершится сдачей финального экзамена по данной дисциплине в конце второго семестра.

Другие похожие документы..