Сборник статей Сборник статей о жизненном и творческом пути заслуженного деятеля искусств Кыргызской Республики, профессора Левченко И.

© Уразгильдеев Р.Х., 2009. Все права защищены

© Левченко И.Е., 2009. Все права защищены

Книга публикуется с письменного разрешения Р.Х.Уразгильдеева

Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования

Дата размещения на сайте www.literatura.kg: 27 нобря 2009 года

У ИСТОКОВ НАЦИОНАЛЬНОГО БАЛЕТА

Сборник статей

Сборник статей о жизненном и творческом пути заслуженного деятеля искусств Кыргызской Республики, профессора Левченко И.Е и заслуженного деятеля культуры Кыргызской Республики, доктора искусствоведения, профессора, академика Общественной академии наук Кыргызстана Уразгильдеева Р.Х. рассказывает о творческой деятельности мастеров хореографии в качестве артистов балета, педагогов-балетмейстеров, постановщиков и исследователей хореографического искусства на протяжении пятидесяти лет работы в Кыргызстане, России, Казахстане, Узбекистане, Египте и Иране.

Книга иллюстрирована фотографиями из семейного архива Левченко И.Е. и Уразгильдеева Р.Х., а также оформлена рисунками выдающегося датского художника Херлуфа Бидструпа, подаренными Уразгильдееву Р.Х.

Публикуется по книге: У истоков национального балета. Сборник статей. – Алматы: “Unique service”, 2009. – 258 стр., 63 илл. Тираж 500 экз.

ББК 97.15

Е 74

ISBN 9978-643-68-2

Е 4905340000

-----------------

00(050)-08

Рецензенты:

Роман В.М., профессор, заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики, лауреат Международной премии им. Народного артиста СССР А.Малдыбаева

Надыршина К.Л., кандидат искусствоведения, доцент.

Содержание:

Воропаева В. Балета рыцарь безупречный

Шитова Ю. Божественная участь педагога

Болотов А. Учитель танца

Уральская В. Экскурс в киргизский балет

Ахунбаев М. Душа балету отдана

Молдобасанов К. Полпреды киргизского искусства

Асакеев А. Неутомимый подвижник киргизского искусства

Бочарникова Э. Жизнь, отданная балету

Токомбаева А. Слово о педагоге

Боров А. Незабываемая

Роман В. Расскажу об одной премьере

Сарбагишев У. Мы дружны несколько десятилетий

Сыдыкбаев М. Настоящие театральные труженники

Сейталиев Т. Полпреды киргизского искусства

Урустемова А. Вся жизнь – служению балету

Нурджанов Н. Летописец киргизского балета

Казаринова Т., Иванов В. Неугомонный талант

Боров А. Мечтательна, полувоздушна

Коробков С. Роберт как Ротбарт Пермского балета

Асылбашев М. Наши замечательные учителя

Ащеулов Д. И любовь, и вдохновение, и судьба

Самигуллин Э. Душа, отданная балету

Тукбулатова С. Наше совместное творчество

Нуртазин А. Наше творческое содружество

Синюкова К. Мой педагог

Андосов К. Мы учимся друг у друга

Аюханов Б. Мастера балета

Валукин Е., Гройсман А., Филатов С. Пример служения науке и искусству

Уральская В. Дуэт верности

Шульгина А. Высочайшие профессионалы искусства балета

Деменьтева Н. Они же наши – ГИТИСОВЦЫ

Кузнецов Ю. Нас подружил балет

Ялымов Н., Кирсанова Э. На крыльях вдохновения

Шубладзе О. Жизнь в мире танца

Баршай А. Балета рыцарь безупречный

Кузнецов А. Рыцарь без страха и упрека: штрихи к портрету Роберта Уразгильдеева

Жумасеитова Г. Многогранный талант

Левченко И. Балет – это моя настоящая жизнь

Уразгильдеев Р. Моя жизнь в искусстве

Библиография сочинений Уразгильдеева Р.Х

Статьи Уразгильдеева Р.Х. в журналах

Статьи Уразгильдеева Р.Х. в газетах

Публикации о творческой деятельности Уразгильдеева Р.Х. и Левченко И.Е.

Статьи об опубликованных монографиях Уразгильдеева Р.Х

Список выпускников кафедры хореографии КГИИ им. Б.Бейшеналиевой

Балетные спектакли и хореографические номера в постановке Левченко И.Е.

Балетные спектакли, хореографические сцены, танцевальные номера и сценическая пластика в постановках Уразгильдеева Р.Х

Уразгильдеев Р.Х. - официальный оппонент по защите диссертаций.

Посвящается родным и близким

Левченко Инги Евгеньевны и

Уразгильдеева Роберта Хасановича,

дочери Наташе и внуку Игорю.

БАЛЕТА РЫЦАРЬ БЕЗУПРЕЧНЫЙ

У

Левченко И.Е., Уразгильдеев Р.Х.

разгильдеев Роберт Хасанович – крупнейший специалист в области балетного искусства и хореографии, доктор искусствоведения, профессор. Академик Общественной академии наук Кыргызстана, заслуженный деятель культуры Кыргызстана, автор многочисленных монографий, статей в журналах, периодической печати на русском, кыргызском, китайском, английском, французском языках, фарси и других о выдающихся мастерах музыкально-театрального искусства.

“Балетоведом” назвал Р.Х.Уразгильдеева Н.Нурджанов, известный ученый-искусствовед Республики Таджикистан, заметив: “Хорошо, что есть в республике такой крупный специалист в области изучения хореографии, балетного искусства и вообще театра. Есть кому интересоваться процессом развития искусства танца, проследить за творческим ростом его начинающих, многообещающих молодых артистов и крупных мастеров, есть кому навечно зафиксировать в литературе их опыт. Все статьи и книги Р.Уразгильдеева о кыргызском балете написаны профессионалом, тонко знающим язык поэтического пластичного искусства, мир творческих поисков и размышлений его людей. Профессиональный танцор Уразгильдеев, сыгравший немаловажную роль в развитии нового для Киргизии балетного искусства, счастливо обладает навыками искусствоведческого исследования и скрупулезного анализа, тонко разбирается в почерке крупнейших мастеров хореографии, отображает на страницах книг их лучшие творения”.

О таинствах творчества выдающихся мастеров искусства написал замечательные, эмоциональные и очень емкие монографии Роберт Хасанович. О нем самом пока что в основном имеется, и очень много, статей. Но, что касается его творческого пути, причем огромного, просто титанического, пожалуй, никто, кроме него самого, коротко, но наглядно описать не сможет. А потому даем “Автобиографию”, изложенную очень скромно самим Робертом Хасановичем, в недавно увидевшей свет его книге воспоминаний “ Пермь – город моей судьбы” (Пермь, 2004):

“…Дата рождения – 1З мая 1935 года, место рождения – город Пермь, национальность – татарин.

Окончил Пермское государственное хореографическое училище (1946-1955 гг.). Класс педагога Ю.И.Плахта (классический танец), педагога К.А.Есауловой (народно-сценический танец).

С 27.05.1955 года по 30.10.1964 года – артист балета Пермского государственного театра оперы и балета. Исполнитель партий: хан Гирей (“Бахчисарайский фонтан”), Злой Гений (“Лебединое озеро”), Парис (“Ромео и Джульетта”), Вождь (“Болеро” М.Равеля), кавалер “Спящая красавица”, Герцог “ Жизель” и др.

С 1964 по 1986 год – ведущий солист балета, педагог-балетмейстер, хореограф-постановщик Киргизского государственного академического театра оперы и балета. Исполненные партии: Феб де Шатопер (“Эсмеральда”), Иоганн Штраус (“Большой вальс”), Лесничий (“ Жизель”), Злой Гений (“Лебединое озеро”), Дроссельмеер (“Щелкунчик”), Великий Брамин (“Баядерка”), Темир-хан (“Чолпон” М.Раухвергера), Леонато (“Любовью за любовь” Т.Хренникова), разнообразный концертный репертуар. Постановщик танцевальных сцен и танцев в оперных спектаклях: “Оптимистическая трагедия” А.Холминова, “Черевички” П. Чайковского, “Дитя и волшебство” М.Равеля, “Отелло” Дж. Верди, “Алеко” С. Рахманинова, “Кот в сапогах”, “Кошкин дом” и др.

Одновременно с 1966 по 1970 год – аспирант-заочник Киргизской академии наук, педагог и постановщик концертных программ во Фрунзенском музыкально-хореографическом училище имени М.Куренкеева.

В 1974 году защитил кандидатскую диссертацию на тему “Бибисара Бейшеналиева и киргизский балетный театр”. В 1995 году защитил докторскую диссертацию на тему “Проблемы становления и развития киргизской хореографии”. Решением Высшей Аттестационной Комиссии России утвержден в звании доктора искусствоведения 19 апреля 1996 года.

Работал по направлению Министерства культуры Советского Союза за рубежом. В 1972-1974 годах – директор Каирской балетной труппы, в 1974-1977 годах – балетмейстер-постановщик Тегеранского театра Рудаки-холл и Тегеранской балетной академии. Возобновил спектакли классического наследия “ Жизель”, «Щелкунчик”. “Бахчисарайский фонтан”, был сопостановщиком первого персидского классического балета “Бежан и Маниже” по “Шахнаме” Фирдоуси, осуществил постановки ряда концертных программ.

В 1986 году работал заместителем начальника управления по делам искусств Министерства культуры Киргизской ССР, а с декабря 1986 года – проректором по научной работе и одновременно заведующим кафедрой хореографии (с ноября 1993 года) Киргизского государственного института искусств имени Б.Бейшеналиевой “.

А еще Роберт Хасанович поддерживает творческие контакты со студентами Кыргызско-Российского Славянского университета, приобщая их к искусствоведению, постоянно напоминая, что только оно, “ искусствознание”, помогает людям войти в мир искусства, понять его специфику, а главное - духовно обогатиться.

Почти ничего в этой “Автобиографии” не написал “ летописец балета” о своих научных исследованиях и публикациях. На самом деле более тридцати лет назад – в начале 70-х годов прошлого века появились в печати его первые статьи, а затем была опубликована огромная серия монографий, исследований о музыкально-театральном искусстве республики, народной хореографии, видных мастерах искусства балета - Бибисаре Бейшеналиевой, Уране Сарбагишеве, Айсулуу Токомбаевой, Чолпонбеке Базарбаеве… Причем в произведениях Р.Х.Уразгильдеева показана определяющая роль этих мастеров в развитии культуры всей республики, а не только в искусстве балета.

Еще 1983 году увидела свет книга Р.Х.Уразгильдеева “Киргизский балет”. В те дни на одной из страниц республиканской печати кандидат философских наук В.Уральская заметила, что “с любовью написанное исследование истории национального балетного театра является одним из первых среди тех, что создаются в республиках страны. Скажем так: из первых и удачных… Листая страницы книги, мы возвращаемся к первым шагам киргизского национального балета и дальше вслед за рассказом автора, спокойным и рассудительным, узнаем об истоках киргизской хореографии и рождении профессионального театра в республике.

В недрах музыкального театра складывались силы, способные сделать первые самоотверженные шаги в области танца, национальная пластическая культура театрализованных игр определила направление поиска народно-сценических форм танца” (1), - пишет рецензент.

Как “летописец” Роберт Хасанович очень точно определил в этой книге и значительную роль, которую “сыграли” в становлении балетного искусства российские специалисты, и, особенно, постановщика первых балетов на сцене киргизского театра, творчески яркого дарования Н.С.Холфина. Достаточно много внимания уделено старейшей балетной кузнице – Ленинградскому хореографическому училищу, где учились мастера балета и не только киргизского.

Не только рецензент В.Уральская, но и многие специалисты, а также обыкновенные зрители-балетоманы, прочитав книгу “Киргизский балет”, посчитали, что одним из интересных, самостоятельных по форме и фундаментальных по роли в структуре книги разделов является глава “Создание национального репертуара”, причем и эта целостная по проблематике глава содержит самостоятельные очерки об историографии балетов “Анар”, “Чолпон”, “Куйручук”, хореографии в национальных операх.

Мы, жители столицы города Фрунзе, каждый театральный сезон ждали встреч с этими балетными спектаклями. Ждали, потому что точно знали, что они обязательно состоятся, поскольку являются “постоянными членами” репертуара. И, разумеется, много для нас значило чувственное восприятие специалиста-балетмейстера и балетоведа. А еще большее удовлетворение доставляло совпадение симпатий к образам, музыке, исполнителям. Мы все в те времена увлекались удивительным творчеством Ч.Айтматова, его книгами, разумеется. Но чтобы увидеть на балетной сцене, да еще “Материнское поле”?! Об этом рядовой зритель-“балетоман” мог только мечтать.

Но… Р.Х.Уразгильдеев как раз об этом спектакле и пишет в своей книге: « Эпичность балета-оратории заключается не только в широком охвате жизненных явлений, в наличии впечатляюще решенных массовых танцевальных композиций, самых разнообразных по настроению. Эпичность спектакля в первую очередь определяется подлинно народными и современными характерами героев, поставленных в трудные жизненные обстоятельства жестокой и безжалостной войной…”

Почти во всех публикациях о Роберте Хасановиче, а посвящены они не только трудам, но и юбилеям, памятным в его творчестве датам, звучит одно, но, наверное, очень характерное определение: “Душа Балету отдана!”. Потому что она – Душа Его – очарована самой жизнью, хотя нередко “окрашенной” досадными обстоятельствами… Но умеет этот человек сам раскрасить саму жизнь радостными, сказочными “ балетными” красками и … поделиться потом со многими. А все потому , что всегда генетически ощущал радость жизни, а главное – радость победы.

* * *

Впервые осознанно десятилетний Роберт Уразгильдеев встретился с понятием Победы в свой день рождения, в мае 1945 года. Наверное, Это было так важно для него, что и книгу свою “Пермь – город моей судьбы” начинает так:

“Счастливый май 1945 года! Долгожданная Победа! Наконец-то окончилась страшная, кровопролитная война. Значит, не будет больше холода, голода, хлебных карточек. И, конечно, вернутся наконец-то домой наши отцы и братья. Должны вернутся. Может быть, жив и мой отец? Ведь сколько же таких случаев – говорят: что убит, пропал без вести, а человек возвращается домой. Ну, пусть раненый, на костылях, без рук, но живой же и такой близкий и родной. Бывает же…” (2)

Эти слова Роберт Хасанович писал, когда ему исполнилось 69 лет. А крик души ребенка по ушедшим в том 1941 г. на фронт раздается и сегодня. И как же страшно он будет еще звучать в мае 2005 г., в год 60-летия Великой Победы.

Мне удалось встретиться впервые после войны со своим отцом Алексеем Ивановичем только в 1954 году, в пятнадцатилетнем возрасте. Рыдали мы оба, но не поняла тогда я, почему рыдаю я? Может быть, о том, что выросла без близкого, родного и надежного отца. А он? Наверное, потому же. Не увидел он в годы войны, и потом, когда она “разбросала” по необъятным просторам Родины , как росла его дочь. И встретил уже взрослую и незнакомую девушку.

И Роберт в тот радостный день Победы 1945 г. помнил, что еще в 1942 г. семилетним мальчишкой первым в их доме держал извещение-похоронку, адресованную его маме: ”Ваш муж, красноармеец Уразгильдеев Х.Ш., пал смертью храбрых в боях за Социалистическую Родину”. Помнил, но надеялся и ждал. Много позднее в далеком от Перми городе на Волге – Сталинграде – пионеры установили на Мемориале Славы памятную дощечку с именем его отца. Какая же была странная, непонятная жизнь наших отцов и матерей в годы строительства Страны Советов? Не была она легкой и безоблачной у детей.

Детство нашего поколения было оглушено канонадой Великой Отечественной войны, юность была потрясена развенчанием культа личности Сталина. По выражению нашего ровесника писателя Мара Байджиева, от родителей своих, переживших страх и горечь 30-х годов, мы унаследовали “травмированную” хромосому с хронической жаждой истины и справедливости…”

Отец Роберта Хасановича Уразгильдеева – Хасан Шарипович – родился в 1898 году. Большие трудности пришлось преодолевать ему с самого детства. Сначала он работал мальчиком-продавцом в торговой лавке у богатого купца. А когда подрос, юный Хасан был призван на гражданскую войну на Украину, далеко от родного дома, в Первую конную червонно-казачью армию – военведом. После этой войны устраивается на работу рабочим-обходчиком железнодорожных путей, позднее его повысили, и он стал диспетчером на железной дороге. Одновременно – учеба в профессиональной школе.

  1. Сборник статей Сборник статей о жизненном и творческом пути заслуженного деятеля искусств Кыргызской Республики, профессора Левченко И. (1)

    Сборник статей
    Сборник статей о жизненном и творческом пути заслуженного деятеля искусств Кыргызской Республики, профессора Левченко И.Е и заслуженного деятеля культуры Кыргызской Республики, доктора искусствоведения, профессора, академика Общественной
  2. Том I культурология. Педагогика алматы  астана  баку  гродно  киев  кишинев  коламбия люденшайд  минск  невинномысск  ташкент  харьков  элиста 2010

    Документ
    В первом томе представлены доклады и сообщения студентов, аспирантов и молодых ученых учебных заведений и организаций Беларуси, Казахстана, Молдавии, Монголии, России,Узбекистана, Украины, посвященных проблемам культурологии и педагогики.
  3. С. Л. Сауытбеков туралы ќысќаша маѓл±мат

    Документ
    С.Л.Сауытбеков (1907-1997) Солт‰стік Ќазаќстан облысы (б±рынѓы Ќызылжар уезі, 4-ші ауыл) Тµњкеріс ауылы, М‰сірепов ауданында д‰ниеге келген. Єкесі Лейман молданыњ арќасында он ‰ш жасында араб тілін жетік мењгеріп, Ќ±ран с‰релерін жатќа білген.
  4. Бюллетень новых поступлений за 2004 год

    Бюллетень
    Научно-практическое пособие по применению УПК РФ / Под ред. В.М.Лебедева. - М.: НОРМА, 2004. - 448 с. - ISBN 5-89123-835-7 : 219-85.В работе с учетом новейших изменений в уголовно-процессуальном и уголовном законодательстве, а также
  5. Отчет о результатах самообследования деятельности Курского государственного университета

    Содержательный отчет
    1 сентября 1934 г. в городе Курске был открыт Педагогический институт (Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 июля 1934 г. № 661), затем он был переименован в Курский государственный педагогический университет (Приказ
  6. Андросова М. П. Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста в условиях сельского доу

    Документ
    Абрамова Н.А. Управление развитием профессиональной компетентности будущих учителей коррекционно-развивающего образования. - Якутск: ИПК СВФУ, 2009. – 176 с.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплин специальность: Юриспруденция Специализация: Гражданско-правовая (1)

    Учебно-методический комплекс
    На кафедре преподается цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин для студентов Российской академии государственной службы при Президенте РФ, обучающихся по специальности 030500 – бакалавр юриспруденции, специализация гражданско-правовая.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплин специальность: Юриспруденция Специализация: Гражданско-правовая (2)

    Учебно-методический комплекс
    Программы, предназначенные для подготовки бакалавров юриспруденции, охватывают несколько учебных дисциплин базовой подготовки, основой которой является гражданское право.

Другие похожие документы..