Психокоррекционной программы детско-родительских отношений ‚ Ü  ƒ г. Рыбинск 2006г. Друг другу навстречу

Муниципальное учреждение

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

«НАСТАВНИК»

«Друг другу навстречу»

Методическая разработка

психокоррекционной программы

детско-родительских отношений

‚

  • Ü 

ƒ

г. Рыбинск

2006г.

Друг другу навстречу: Методическая разработка психокоррекционной программы детско-родительских отношений./ Автор-составитель Ройтман Н.И.. г. Рыбинск, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник»: 2006. – 73 с.

Рецензент: Ревякина И.И., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой филиала ЯГПУ им. К.Д. Ушинского в г. Рыбинске

Методическая разработка предназначена для педагогов-психологов, работающих с подростками и их родителями, находящимися в ситуации конфликта.

Первая часть работы посвящена описанию типов семей, стилей семейного воспитания и поведения в конфликте, основным особенностям подросткового возраста.

Вторая часть содержит описание структуры и механизмов реализации предлагаемой психокоррекционной программы.

Третья часть представляет конспект занятий, позволяющих специалисту скорректировать конфликтные детско-родительские отношения в условиях групповой работы.

  • Муниципальное учреждение Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник», 2006

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4

Глава 1. Теоретический аспект детско-родительских отношений

§1.Типологизации семей………………………………………………………4

§2.Классификация стилей семейного воспитания…………………………10

§3.Особенности подросткового возраста…………………………………...17

§4.Стили поведения в конфликте……………………………………………21

Глава 2. Психокоррекционная программа детско-родительских отношений «Друг другу навстречу».

§1.Пояснительная записка…………………………………………………...24

§2.Структура программы и механизмы ее реализации……………………29

§3.Конспект психокоррекционных групповых занятий для детей и родителей «Друг другу навстречу»…………………………………………32

Занятие 1……………………………………………………………………..32

Занятие 2……………………………………………………………………..37

Занятие 3……………………………………………………………………..41

Занятие 4……………………………………………………………………..45

Занятие 5……………………………………………………………………..49

Занятие 6……………………………………………………………………..52

Занятие 7……………………………………………………………………..56

Литература…………………………………………………………………..59

Приложение………………………………………………………………….61

Введение

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится значительную часть своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к 6 – 7 годам он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - отца, матери, бабушки, дедушки, братьев, сестер, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Глава 1.

Теоретический аспект коррекции детско-родительских отношений

Каждая отдельная семья является уникальным миром, в котором имеют место гласные и негласные правила жизни внутри семьи, стереотипы и особенности взаимодействия ее членов, традиции, семейные ценности и т.д.

Однако, несмотря на различия, существует множество признаков, которые позволяют отнести семьи к тому или иному типу.

§1. Типологизации семей.

Рассмотрим различные взгляды на типологизацию семей.

В. Сатир (28) считает, что все успехи и неудачи в воспитании нового человека связаны с четырьмя основными психологическими явлениями:

  1. чувства и мысли человека по отношению к самому себе, или самооценка;

  2. способы, с помощью которых люди передают друг другу различную информацию, делятся переживаниями и соображениями, или способы коммуникации;

  3. правила, которых придерживаются и которым следуют люди в своей жизни. Они составляют некую совокупность, которая носит название семейной системы;

  4. методы, с помощью которых семья осуществляет свои связи с другими социальными институтами, или социальные связи.

Базисными для жизни семьи являются все те же психологические составляющие: самооценка, коммуникации, правила и социальные связи.

Анализируя свою работу с различными семьями, В. Сатир пришла к выводу, что существует как бы два типа семей: зрелая семья и проблемная.

  • Для зрелых семей характерны такие качества:

Высокая самооценка; непосредственные, прямые, четкие и честные коммуникации; правила в этих семьях подвижны, гуманны, ориентированы на принятие, а члены семей способны к изменениям; социальные связи открыты и полны позитивных установок и надежд.

Члены зрелой семьи чувствуют себя свободно друг с другом, не стесняются говорить о своих чувствах: разочаровании, страхе, боли, гневе, критике и т.п.

Зрелая семья способна к продуктивному и согласованному планированию своей жизни, однако, если что-то в плане нарушается, она может спокойно принять и оценить все изменения. Члены зрелой семьи способны без паники реагировать на различные жизненные ситуации.

Родители ощущают себя лидерами – вдохновителями, а не авторитарными руководителями. Свою задачу они видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Они готовы сообщать своим детям негативные оценки так же, как и позитивные, они готовы огорчаться, гневаться, расстраиваться так же, как веселиться и радоваться… Их поведение не расходится со словами.

Родители в зрелых семьях знают, что изначально дети не могут быть плохими. Если ребенок ведет себя плохо, это означает только то, что между ним и родителем возникло непонимание или что самооценка ребенка угрожающе снизилась.

Такие родители знают, что научиться чему-либо можно лишь в том случае, если у тебя высокая самооценка и ты чувствуешь, что окружающие также положительно тебя оценивают.

Поэтому они никогда не реагируют на поведение своих детей так, чтобы унизить их достоинство. Дети в такой семье чувствуют себя нужными и любимыми, вырастают здоровыми и умными.

  • Проблемные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией и другими социальными болезнями.

В таких семьях трудно заметить проявление дружеского расположения между членами семьи. Взрослые или очень заняты или без конца диктуют детям и друг другу, что должно и не должно делать, у них просто не остается возможности для радостного общения.

В некоторых семьях люди просто избегают друг друга: они настолько погружаются в свою работу или дела вне дома, что все реже и реже общаются со своими близкими.

В проблемных семьях родители могут призывать детей не обижать и не огорчать друг друга, а сами шлепают или бьют детей за то, что они не сказали «пожалуйста» или невежливо ответили на замечание.

В таких семьях царят безнадежность, беспомощность, одиночество, агрессия.

Дети из неблагополучных семей часто беспомощны, они растут в атмосфере жестких правил, критики, постоянно ждут наказания и не имеют возможности почувствовать личную ответственность за что-либо.

У этих ребят очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям, их внутренний потенциал остается нераскрытым.

Следует помнить, что дети учатся на примере взрослых, повторяя то, что они делают.

Все взрослые когда-либо были детьми, как они используют свои возможности, во многом зависит от того, чему они научились в детстве в своей семье.

Родители из зрелых семей понимают, что проблемы обязательно будут возникать, но они будут всякий раз искать творческие решения возникающих проблем. В отличие от них проблемные семьи стараются направить всю свою энергию на безнадежную попытку жить так, чтобы вообще не иметь проблем. Когда же проблемы возникают, а они не могут не возникать, оказывается, что возможности для их решения уже исчерпаны.

В основу следующей типологизации положен феномен психологического здоровья семьи – интегральный показатель ее функционирования, который отражает качественную сторону социально – психологических процессов семьи, показатель социальной активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной среде, а также состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную жизненным условиям регуляцию поведения всех ее членов (31).

Этот показатель разделяет все семьи на два основных типа:

  • Благополучные семьи

Их проблемы, как правило, вызваны как внутренними противоречиями, так и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме, соответственно:

    1. с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи (снисходительная, потворствующая «гиперпротекция» и «чрезмерная» опека);

    2. с тем, что собственные представления о семье не соответствуют тем требованиям, которые предъявляет к ней социум на данном этапе развития (трудности восприятия противоречий современного социума).

      • Неблагополучные семьи.

(проблемные, конфликтные, кризисные).

Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворительных потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и внутрисоциальных жизненных факторов. Одним из основных проявлений неблагополучия являются детско-родительские отношения.

В неблагополучных семьях у родителей зачастую появляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенке собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.

Неблагополучные семьи разделяют на конфликтные, кризисные и проблемные.

Конфликтные семьи.

Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния.

Кризисные семьи.

Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения.

Проблемные семьи.

Для них характерно появление особо трудных ситуаций: отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из членов семьи, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других чрезвычайных жизненных обстоятельств.

По мнению С.И. Голода (35), в настоящее время одновременно функционируют три модели семьи: патриархальная, детоцентристская и супружеская, которые в реальности взаимно переплетаются.

  • Патриархальная семья – наиболее архаичная.

Ведущим в ней является кровнородственное отношение: зависимость жены от мужа, детей от родителей, в связи с чем происходит жесткое закрепление семейных ролей.

Брак внешне устойчив, семья состоит из нескольких поколений: прародителей, родителей и детей. Приветствуется многодетность. Главным считается муж: в его руках сосредоточены все экономические ресурсы семьи, ему принадлежит принятие основных решений. Жена берет фамилию мужа, подчиняется ему и уважительно к нему относится. Ее основные функции – рожать и воспитывать детей, вести домашнее хозяйство. Для такой семьи характерна родительская власть и авторитарная система воспитания.

  • Детоцентристская семья возвышает роль частной жизни, интимности и ценности детей. Супруги совместно принимают решения о количестве детей. Ребенок превращается в объект особой родительской заботы и стойкой привязанности, ему стараются дать максимально возможное образование.

Родительство является главной функцией семьи, стили воспитания разнообразны: от авторитарного до изнеживающего. В целом дети пользуются большим числом материальных и духовных благ, чем их родители, и могут выступать как главный смысл семьи. И даже создавая свои семьи, дети не утрачивают связь с родительской семьей. Родители оказывают материальную и моральную поддержку детям, надеясь, что те, в свою очередь, поступят по отношению к ним так же.

  • Супружеские семьи – основополагающие семейные ценности в таких семьях сначала формируются во взаимоотношениях супругов и, лишь затем становятся естественной базой для детско-родительских отношений, что приводит к концентрации семейной жизни скорее вокруг брака, чем вокруг детей, акцентируя тем самым рост значимости супружеских отношений.

Супружеская модель открывает широкие возможности для автономии и самореализации каждого члена семьи: интересы мужа и жены разнообразнее семейных, а потребности и круг общения выходят за рамки брака.

Существует более подробная типологизация семей, зависящая от воспитательного потенциала. Р.М. Миньковский (10) выделяет по этому признаку 10 типов семьи:

  1. воспитательно-сильные;

  2. воспитательно-устойчивые;

  3. воспитательно-неустойчивые;

  4. воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними;

  5. воспитательно-слабые с постоянно конфликтной атмосферой;

  6. воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой;

  7. маргинальные: с алкогольной, сексуальной деморализацией;

  8. правонарушительские;

  9. преступные;

  10. психически отягощенные.

В семьях первого типа, воспитательная обстановка близка к оптимальной. Главный ее признак – высокая нравственная атмосфера семьи в целом.

Второй тип семьи создает в целом благоприятные возможности для воспитания, а возникающие в семье трудности и недостатки преодолеваются с помощью других социальных институтов.

Для третьего типа семьи характерна неправильная педагогическая позиция родителей (например, гиперопека и т.п.), которая, тем не менее, выравнивается благодаря сравнительно высокому общему воспитательному потенциалу семьи.

Четвертый тип объединяет семьи, где родители по разным причинам (плохое здоровье, перегруженность работой, недостаток образования или педагогической культуры) не в состоянии правильно воспитывать детей, утратили контроль за их поведением и интересами, уступив свое влияние обществу сверстников.

Остальные типы являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными, а то и криминогенными. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных конфликтов, в семьях, где царят агрессивность и жестокость достаточно велик. Дело здесь не только в безнадзорности, но и в том, что дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы их поведения, не задумываясь над тем, насколько они одобряются обществом.

При работе с семьей изначально следует учитывать, к какому типу она относится, психологические особенности семьи и ее членов, от которых зависит коррекция нарушений и которые соответственно, нужно учитывать при выборе метода оказания помощи.

  1. Учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации (6)

    Документ
    Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. Ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008.
  2. Центральный федеральный округ (цфо) Белгородская область

    Документ
    Выступая 27 марта 2008 года на заседании областной Думы с отчетом «О выполнении программ социально-экономического развития области за 2007 год» губернатор Белгородской области Е.

Другие похожие документы..