Психокоррекционной программы детско-родительских отношений ‚ Ü  ƒ г. Рыбинск 2006г. Друг другу навстречу

§3. Конспект психокоррекционных групповых занятий для детей и родителей «Друг другу навстречу»

Занятие 1

Цели занятия:

  • создать благоприятные условия для взаимодействия подростков и их родителей;

  • способствовать эмоциональному сближению ребенка и родителя;

  • тренировать навыки конструктивного взаимодействия в отношениях ребенок-родитель;

  • предоставить детям и родителям возможность выражать свои чувства и эмоции;

  • побудить участников группы к совершенствованию системы взаимоотношений внутри семьи.

1. Вводная часть.

Психолог знакомит участников с целями и задачами тренинга. Обговариваются условия и режим работы. Психолог рассказывает, в какой форме будут проходить занятия и каким основным темам они будут посвящены.

2. Обсуждение принципов групповой работы.

  1. Доверительный стиль общения.

Для того, чтобы группа работала с наибольшей отдачей и участники доверяли друг другу, в качестве первого шага к созданию климата доверия предлагается принять единую форму общения на «ты». Это психологически уравнивает всех членов группы, независимо от возраста.

  1. Общение по принципу «здесь и сейчас».

Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, обсудить события, случившиеся с другими людьми. Это работа механизма психологической защиты.

Но наша основная задача – превратить группу в особое зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя с разных сторон, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и сейчас.

  1. Персонификация высказываний.

Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа «Большинство людей считает, что…» на «Я думаю …»; «Некоторые из нас думают …» на «Я думаю…» и т.п.

  1. Искренность.

Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить откровенно, то мы молчим. Это правила предполагает открытое выражение чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе. Естественно, что никто не обижается на высказывания других членов группы. Мы испытываем только чувство признательности и благодарности за его искренность.

  1. Конфиденциальность относительно всего происходящего в группе.

Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился с нами во время занятия. Это помогает быть искренним, способствует самораскрытию.

  1. Акцент на сильных сторонах личности.

Во время занятий каждый из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы вместе работаем. Каждому члену группы – как минимум одно хорошее доброе слово.

  1. Недопустимость непосредственных оценок человека.

При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение.

  1. Активное участие в происходящем.

Это норма поведения, согласно которой мы все время, каждую минуту, активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим и слушаем, пытаемся почувствовать партнера и группу в целом. В группе мы все время внимательны к другим, нам интересны другие люди.

  1. Уважение к говорящему.

Когда высказывается кто-либо из членов группы, мы его внимательно слушаем и даем человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы не перебиваем человека, пока он не закончит говорить. Лишь после этого мы задаем вопросы, благодарим его или спорим с ним.

3. Знакомство.

Цели:

  • создать комфортную психологическую атмосферу внутри группы;

  • предоставить детям и родителям возможность позитивной поддержки друг друга;

  • получить положительную обратную связь.

Процедура поведения:

Участники по кругу представляются по следующему алгоритму:

  • представляются по имени;

  • каждый ребенок и родитель называют по 3 положительных качества, которые, на их взгляд, присущи их родителям и соответственно детям.

При обсуждении важно отметить чувства, возникающие при представлении и возможные трудности при выполнении задания.

4. Упражнение «Народная мудрость».

Цель:

  • способствовать осознанию:

- значимости семьи в жизни человека;

- психологической и социальной роли детей и родителей;

- важности и необходимости психологической поддержки внутри семьи.

Процедура проведения:

Группа делится на две части: дети и родители.

Задача участников – истолковать смысл предложенных пословиц, касающихся отношений в семье.

Каждой группе психолог предлагает для рассмотрения следующие пословицы:

Группе детей: 1. «Без корня и трава не растет».

2. «При солнышке тепло, при матери добро».

3. «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает»

.

Группе родителей: 1.«Порванную веревку как ни вяжи, все узел будет».

2.«Потихоньку и ольху согнешь, а в крутце и вяз

сломишь».

3.«Не мы на детей походим, они на нас».

В заключение группы приводят свои интерпретации пословиц, поясняют, что имели в виду наши предки и насколько это актуально сегодня.

5.Упражнение «Идеальная семья».

Цели:

  • создать условия для эффективного обмена мнениями между родителями и детьми об идеальной семье;

  • актуализировать проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми;

  • способствовать осознанию адекватности системы требований и ожиданий относительно членов своей семьи;

  • стимулировать участников группы к совершенствованию семейных взаимоотношений;

  • адаптировать идеальные представления к реальным условиям и людям.

Процедура проведения:

Участники группы в процессе индивидуальной работы отвечают на следующие вопросы:

- как вы представляете себе «идеальную» семью?

- представление о «правильном» воспитании детей;

- характеристика «хороших детей» и «хороших родителей»;

- ожидание родителей и детей в отношении друг друга;

- можно ли назвать мою семью идеальной?

- чего не достает, чтобы моя семья считалась таковой?

- для чего в жизни нам необходимы идеалы?

Затем родитель и ребенок обсуждают свои позиции, собственное видение «идеальной» семьи, анализирует точки соприкосновения и разногласия во взглядах.

Далее выводы, сделанные во время работы в паре, выносятся на обсуждение группы.

6.Упражнение «Футболка с надписью».

Цели:

  • предоставить ребенку и родителю возможность совместного решения поставленной задачи;

  • создать условия для определения жизненного кредо семьи, семейных установок и системы ценностей.

Процедура проведения:

Работа осуществляется в парах родитель – ребенок.

Инструкция выполнения упражнения:

Вам предложили принять участие в семейном конкурсе: «Моя семья».

Участниками команды являются члены вашей семьи.

На футболках, в которые вы будете одеты, необходимо сделать надпись, отражающую жизненное кредо вашей семьи.

На этапе обсуждения участники знакомят группу с результатами совместной деятельности.

7. Рефлексия занятия.

Цели:

  • обозначить эмоциональное состояние участников;

  • оценить эффективность занятия.

Процедура проведения:

Участникам предлагается поделиться с окружающими своими чувствами, впечатлениями, расставить акценты на позитивных и негативных моментах во время занятия, проговорить свои пожелания на следующий день.

Далее предлагается оценить эффективность занятия по пятибалльной шкале (индивидуально, анонимно).

Занятие 2

Цели занятия:

  • информировать родителей об особенностях стилей семейного воспитания;

  • побудить родителей к анализу собственного стиля воспитания в семье, родительских стереотипов во взаимоотношениях с детьми;

  • способствовать осознанию последствий их использования;

  • стимулировать родителей и детей к совершенствованию своих взаимоотношений;

  • создать условия для отработки навыков конструктивного взаимодействия.

    1. Приветствие:

Цель:

      • создать благоприятный психологический климат, способствующий открытому доверительному отношению внутри группы.

Процедура проведения:

Перебрасывая мяч, друг другу, участники продолжают фразу: «Я рад тебя видеть, потому что…».

    1. Упражнение «Слепой и поводырь».

Цели:

      • способствовать осознанию возможных вариантов оказания помощи друг другу;

      • стимулировать участников к принятию ответственности на себя в сложных жизненных ситуациях; осознавая при этом степень внедрения в жизненное пространство другого человека;

      • побудить к осознанию собственной позиции при решении проблемных ситуаций.

Процедура проведения:

Участники разбиваются на пары родитель – ребенок, на каждом этапе взрослые и дети пробуют себя в роли «слепого» и «поводыря».

«Слепой» - выполняет упражнение, закрыв глаза;

«Поводырь» - старается оказать помощь «слепому» во время перемещения по залу.

Упражнение проводится в 3 этапа:

1 этап: «Поводырь» старается максимально опекать своего «слепого», обхватив его руками за плечи и задавая траекторию движения.

2 этап: «Поводырь» поддерживает «слепого» под руку, находясь рядом с ним, при этом предоставляя «слепому» достаточную степень свободы во время движения.

3 этап: «Поводырь» и «слепой» слегка касаются друг друга ребром ладони. При этом курс движения определяет «слепой».

Задача участников на каждом этапе, находясь в роли как «поводыря», так и «слепого», отследить и запомнить свои чувства и мысли.

По завершении взаимодействия в парах, участники делятся своими ощущениями и мыслями с группой. Во время рефлексии необходимо провести аналогию с жизненными ситуациями, делая основной акцент на взаимодействии детей и родителей.

    1. Информационный блок, посвященный различным стилям родительского воспитания.

Цели:

  • ознакомить родителей с особенностями различных стилей воспитания в семье;

  • побудить родителей к анализу собственного стиля во взаимоотношениях с ребенком;

  • способствовать осознанию последствий его использования;

  • создать условия для конструктивного диалога между ребенком и родителем, обмена мнениями и чувствами.

  • сопоставить взрослый и детский взгляд на семейное воспитание, обратить внимание на разницу в подходах, потребностях, ценностях, характерных для разных поколений семьи.

В качестве основы при обсуждении можно использовать схему Э. Шеффера (22) – зависимость отношений от чувств родителей к ребенку и особенностей контроля за его поведением (см. следующую страницу)

Свобода

(предоставление самостоятельности)

устранившийся

безразличный

Враждебность

либеральный

помогающий

Любовь

требовательный,

нетерпимый

властный, суровый

покровительствующий

чрезмерно оберегающий

Контроль

Проведение дискуссии, направленной на обсуждение преимуществ и недостатков каждого стиля, последствия их использования.

На следующем этапе участникам группы предлагается определить, какой стиль воспитания имеет место в его семье.

Родители, соответственно, оценивают свой стиль, ребенок, в свою очередь, оценивает стиль своих родителей.

Далее в парах родитель – ребенок происходит обмен мнениями и аргументацией своей точки зрения.

По завершении участники делятся результатами совместной работы: своими впечатлениями, выводами.

    1. Упражнение «Чертополох и роза».

Цели:

  • обучать навыкам выражения критики или негативных чувств социально приемлемыми способами;

  • тренировать навыки выражения одобрения и оказания психологической поддержки.

Процедура проведения:

Дети и родители дарят друг другу 2 предмета, чертополох и розу.

Первым дарится «чертополох» со словами: «Я дарю тебе этот чертополох с пожеланиями того, чтобы ты …»

Критика произносится в форме пожелания или доброго совета.

«А эту розу я дарю тебе за то, …»

Отмечаются положительные качества и поступки людей.

По окончании участники обмениваются чувствами и мыслями. Следует уточнить, что было легче или труднее дарить.

  1. Учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации (6)

    Документ
    Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. Ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008.
  2. Центральный федеральный округ (цфо) Белгородская область

    Документ
    Выступая 27 марта 2008 года на заседании областной Думы с отчетом «О выполнении программ социально-экономического развития области за 2007 год» губернатор Белгородской области Е.

Другие похожие документы..