Психокоррекционной программы детско-родительских отношений ‚ Ü  ƒ г. Рыбинск 2006г. Друг другу навстречу

§3. Особенности подросткового возраста.

Все исследователи сходятся на том, что весь подростковый период – сложное время как для самого подростка, так и для окружающих.

Существует несколько подходов к объяснению проблем данного периода.

Психоаналитический подход видит причину стресса и внутреннего напряжения, характерного для подросткового возраста, во внутренней эмоциональной нестабильности; социальная психология - в противоречивости тех воздействий, которые общество оказывает на молодого человека.

Синтезом этих подходов является теория Э. Эриксона (17).

Эриксон выделяет кризис подросткового возраста, определяя его как кризис идентичности, то есть самоопределения (ответ на вопрос «кто я?» в различных жизненных и социальных ситуациях и сведение всех этих ролей во внутренне непротиворечивый комплекс) в противовес ролевой неопределенности детского «Я».

Эриксон называет этот кризис «Идентификация или путаница ролей». Подросток активно «примеряет» на себя различные социальные роли, определяет требования, возможности и права, присущие каждому новому образу.

Описание кризиса пубертатного периода дано также в работе Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой (14).

Главный тезис авторов состоит в том, что в этом возрасте формируется «чувство взрослости» стремление быть, казаться и действовать как взрослый. Если родители относятся к этому адекватно, то развитие происходит бесконфликтно и прогноз его более благоприятен. Если же подростку, исследующему «чувство взрослости», относятся как к ребенку, то возникает конфликт, взаимное непонимание.

Существует два основных пути протекания данного кризиса.

  • Кризис независимости.

Его симптомы – строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, протест и бунт.

Это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил, это заявление: «Я уже не ребенок»;

  • Кризис зависимости.

Его симптомы – чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, видам, формам поведения. Это возврат назад, к той позиции в системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности: «Я ребенок и хочу им оставаться».

Как правило, подросток занимает двойственную позицию, в симптомах кризиса присутствует та и другая тенденция, речь идет только о том, какая из них доминирует. В силу недостаточной психологической зрелости подросток, отстаивая перед взрослыми свои новые взгляды, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного, одновременно ждет от них помощи, поддержки и защиты, ждет (неосознанно), что взрослые обеспечат относительную безопасность этой борьбы, оградят его от слишком рискованных шагов.

К отдельным проявлениям подросткового кризиса относят следующие: негативизм, интеллектуализация, склонность к анализу, подростковая депрессия, проблемы восприятия своего физического образа.

Одной из основных причин психологических трудностей этого возраста является также половое созревание.

Активизация и сложное взаимодействие гормона роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Благодаря бурному росту и перестройки организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Развитие на этом этапе идет бурными темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. Важным этапом созревания является процесс формирования самосознания. В его основе лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности, осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям, переживаниям и мыслям. У подростков субъективный образ «Я» складывается в большей степени от мнения окружающих. Обязательным компонентом самосознания является самооценка. Часто у подростков самооценка неадекватна: она либо имеет склонность к повышению, либо самооценка значительно снижена.

Формирование личности у мальчиков и девочек различны в интеллектуальном и эмоциональном плане.

У мальчиков ярче выражена способность к абстрагированию, значительно шире круг интересов, но наряду с этим, они беспомощнее в реальных жизненных ситуациях.

У девочек – более высоко развита словесно-речевая деятельность, способность к состраданию и переживанию. Они более чувствительны к критике своей внешности, чем к критическим оценкам их интеллектуальных способностей. Подросток стремится к самостоятельности, но в проблемных, жизненных ситуациях он старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь, со своими сверстниками подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе приносит ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы, может вызвать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности.

И, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность.

Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Наиболее эффективные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11 – 13 лет, у девочек 13 – 15 лет.

Для подростков характерна полярность психики:

- целеустремленность, настойчивость – импульсивность, неустойчивость;

    • повышенная самоуверенность – неуверенность в себе;

    • потребность в общении – желание уединиться;

    • развязность в поведении – застенчивость;

    • романтизм – цинизм, расчетливость;

    • нежность, ласковость – жестокость.

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Его суть составляет свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям – поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.

Подростковый комплекс включает: чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способности, умении сочетаться с крайней самонадеянностью и безапелляционным суждениями в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, а борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров.

Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. В основном конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей. Часто источником конфликта становится внешний вид подростка. Родителей не устраивает ни мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников.

Нередко причиной конфликта является отношение родителей к подростку, как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность.

Камнем преткновения во многих семьях может стать вопрос: до которого часа подросток может гулять вечером? Или родители считают, что девочке рано встречаться с мальчиком и т.д. Легкая ранимость этого «взрослого» ребенка требует от родителей терпеливого разъяснения. Подросток хочет, чтобы взрослые считались с его мнением, уважали его взгляды. Когда же конфликтная ситуация становится неизбежной, взрослые пытаются следующими способами решать возникшую проблему:

  1. уход от проблемы (чисто деловое общение);

  2. мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка;

  3. победа любой ценой (взрослый стремится выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна);

  4. продуктивный (компромиссный) вариант. Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.

§4. Стили поведения в конфликтных ситуациях

В каждой конкретной ситуации важно выбрать верный путь решения и адекватный стиль поведения, чтобы достичь главного: сохранить уважение и теплые отношения между ребенком и родителем.

Определяясь со стилем поведения в конфликте необходимо ориентироваться, прежде всего, на значимость собственных целей, особенности партнера по конфликту и ситуацию.

В зависимости от степени ориентации на собственные интересы и кооперативность, т.е. степени ориентации на интересы другой стороны, вовлеченной в конфликт, выделяют пять стилей поведения:

конкуренция, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество.

Конкуренция – стремление к достижению собственных целей или реализации интересов без учета целей и интересов другой стороны. Применение данного стиля, как правило, ведет к напряжению отношений между людьми.

Уклонение – стремление избежать или подавить конфликт. Здесь имеет место отсутствие желания достигать собственные цели и взаимодействовать с партнером по конфликту. При этом избегание может приобретать чисто физические формы, когда люди пространственно отделяются друг от друга, чтобы не вступать в конфликт. Если это невозможно, имеет место увеличение психологической дистанции.

Приспособление – принесение в жертву собственных целей и интересов ради другого. Чаще всего такое самопожертвование происходит ради сохранения отношений.

Компромисс – достижение целей за счет взаимных уступок. Обязательным признаком компромисса является необходимость поступаться частью своих интересов. Компромисс не предполагает ни проигрыша, ни выигрыша. Это скорее некоторое усреднение интересов, что позволяет не обострять ситуацию и сохранять отношения.

Сотрудничество – достижение полного удовлетворения интересов обеих сторон. Данный стиль направлен на решение проблемы, на прояснение различий в позициях и точках зрения. Люди имеют ввиду весь набор альтернатив и стремятся разобраться в реальных причинах и источниках конфликта. Результатом такого взаимодействия является победа обеих сторон.

Ни одна ориентация поведения в конфликте не может быть предпочтительной во всех ситуациях.

Рекомендации по применению того или иного стиля поведения в конфликте:

Конкуренция адекватна когда:

    • необходимы быстрые решительные действия;

    • необходимо принять непопулярное решение по важным вопросам;

    • есть уверенность в правильности выбранного важного решения;

    • люди манипулятивно используют преимущества собственной позиции.

Уклонение имеет место, когда:

    • предмет разногласий несущественен, и есть другие более важные дела;

    • отсутствует возможность удовлетворить собственные интересы;

    • вероятность разрушить отношения, нежели улучшить;

    • надо дать людям успокоиться, отойти от переживаний;

    • другие могут решить конфликт более эффективно;

    • перед принятием конкретных действий необходимо собрать информацию.

Приспособление приемлемо, когда:

    • есть необходимость прислушаться к иной точке зрения, показать гибкость;

    • предмет разногласий важнее для других;

    • надо завоевать доверие и обеспечить прочную позицию на будущее;

    • целесообразно минимизировать потери при слабой позиции;

    • важны гармония и стабильность отношений.

Компромисс целесообразен, когда:

    • цели важны, но все же не стоят того, чтобы прибегать к жестким мерам для их достижения;

    • оппоненты имеют одинаковую силу, но стремятся достичь важных целей;

    • придти к временному соглашению по важным вопросам;

    • принять приемлемое решение при недостатке времени;

    • когда нужно сделать «шаг назад», если сотрудничество и конкуренция не помогают достичь целей.

Сотрудничество предпочитается, когда:

    • необходимо найти решение проблемы, и при этом разные позиции настолько важны, что компромисс недопустим;

    • нужно преодолеть негативные эмоции, возникшие в опыте общения;

    • важно сохранить добрые отношения.

Для людей свойственно закреплять за собой те или иные стереотипы поведения и использовать их, постоянно, не учитывая особенности возникающих конфликтных ситуаций. Важно не «застревать» на использовании стилей конкуренции, приспособления и уклонения, а использовать их по мере необходимости и уместности.

Наряду с этим компромисс и сотрудничество являются наиболее конструктивными, т.к. позволяют, прежде всего, удовлетворять интересы сторон и сохранять между ними уважительные и доброжелательные отношения.

В заключении хочется отметить, в подростковом возрасте очень важно интимно-личностное общение. Доверие, уважение, понимание, любовь – то, что должно присутствовать в отношениях с родителями. Для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

    • принимать активное участие в жизни семьи;

    • всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

    • интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

    • не оказывать на ребенка жесткого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

    • иметь представления о различных этапах жизни ребенка;

    • уважать право ребенка на собственное мнение;

    • уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который пока что обладает меньшим жизненным опытом;

    • с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Для эффективной реализации предлагаемой психокоррекционной программы детско-родительских отношений «Друг другу навстречу» специалисту необходимо владеть знаниями типологии семей, стилей семейного воспитания, особенностей подросткового возраста, основ конфликтологии. Основная информация по данным вопросам предложена в главе 1.

  1. Учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации (6)

    Документ
    Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. Ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008.
  2. Центральный федеральный округ (цфо) Белгородская область

    Документ
    Выступая 27 марта 2008 года на заседании областной Думы с отчетом «О выполнении программ социально-экономического развития области за 2007 год» губернатор Белгородской области Е.

Другие похожие документы..