Психокоррекционной программы детско-родительских отношений ‚ Ü  ƒ г. Рыбинск 2006г. Друг другу навстречу

§ 2. Классификация стилей семейного воспитания.

Следующий аспект, который необходимо учитывать при психотерапии семьи, по вопросам детско-родительских отношений, - это родительские установки и стили воспитания.

Под родительскими установками понимается система факторов, включающая отношение к ребенку, восприятие ребенка и шаблоны поведения с ним.

Понятие «родительский стиль» - это установки и соответствующее поведение, которые не связаны с одним конкретным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще. А. Болдуин (17) выделил два стиля родительского воспитания – демократический и контролирующий.

  • Для демократического стиля характерны:

высокий уровень вербального общения между родителями и детьми; участие детей в обсуждении семейных проблем, учет их мнения;

готовность родителей прийти на помощь, если это потребуется, с одновременной верой в успех;

самостоятельной деятельности ребенка; ограничение собственной субъективности в видении ребенка.

  • Контролирующий стиль включает значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений; отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

В семьях с демократическим стилем воспитания для детей характерны умеренно выраженная способность к лидерству, агрессивность, стремление контролировать других детей, но сами дети с трудом поддаются внешнему контролю.

Дети отличаются также хорошим физическим развитием, социальной активностью, контактностью при общении со сверстниками, однако, им не присущи альтруизм, сензитивность и эмпатия.

Дети родителей с контролирующим типом воспитания послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.

При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Д. Боумрин (17) выявила совокупность детских черт, связанных с фактором родительского контроля.

Были выделены три группы детей:

  • компетентные - с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремящиеся к исследованию, а не избеганию новых ситуаций;

  • избегающие – с преобладанием грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками, избегающие новых ситуаций;

- незрелые – неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа при фрустрации.

Также были выделены четыре параметра родительского поведения, влияющие на появление перечисленных выше детских черт:

  • родительский контроль: при яркой выраженности этого фактора родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны. Контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости и агрессивности у детей, развитие игрового поведения, а также на усвоение родительских стандартов и норм;

  • родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости. Родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной и эмоциональной сферах, в межличностном общении, настаивают на праве детей на независимость и самостоятельность;

  • способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий. Одни родители стремятся использовать убеждение, с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Другие родители выражают требования, недовольство или раздражение нечетко и неоднозначно, чаще прибегают к косвенным способам воздействия: жалобам, крику, ругани;

  • эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение содействуют физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

В зависимости от этих параметров выделяют следующие стили родительского поведения:

  • авторитетный стиль родительского поведения – характеризуется твердымконтролем за детьми с одновременным поощрением общения и обсуждением в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Решения и действия родителей не кажутся ребенку произвольными или несправедливыми, и поэтому он легко с ними соглашается. Таким образом, высокий уровень контроля сочетается с теплым отношением в семье;

  • авторитарный стиль родительского поведения характеризуется высоким уровнем контроля и холодными отношениями с детьми. Родители закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускающие обсуждения; независимость детям позволена лишь в незначительной степени;

  • либеральный стиль низкий уровень контроля и теплые отношения. Характерно почти полное отсутствие контроля над поведением детей при добрых, сердечных отношениях с ними.

Многие либеральные родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственно родительские функции, в частности, устанавливать запреты для детей;

  • индифферентный стиль родительского поведения отличается низким контролем над поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними. Родители не устанавливают ограничений для детей либо вследствие недостатка интереса и внимания, либо вследствие того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание.

Комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родительском отношении следующих измерений: контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т.е. оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и приятием.

Родители избегающих и незрелых детей имеют более низкий уровень по этим параметрам, чем родители компетентных детей. Кроме того, для родителей избегающих детей характерно контролирующее и требовательное отношение, но менее теплое, чем для родителей незрелых детей. Родители последних абсолютно не способны осуществлять контроль над поведением детей в силу собственной эмоциональной незрелости.

При адекватном родительском отношении дети хорошо адаптированы к социуму, активны, независимы, инициативны, доброжелательны и способны к эмпатии.

В отечественной литературе предложена классификация стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями, учитывающая, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития (Личко А.Е. (15), Эйдемиллер Э.Г.(35)).

  • Гипопротекция:

Недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности;

чаще проявляется как недостаток внимания к физическому и духовному благополучию подростка, его делам, интересам, тревогам.

Скрытая гипопротекция наблюдается при формальном контроле в сочетании с реальным недостатком тепла и заботы.

Этот тип воспитания особенно неблагоприятен для подростков с акцентуациями по неустойчивому и конформному типам, он провоцирует асоциальное поведение – побеги из дома, бродяжничество, праздный образ жизни. В основе этого типа психопатического развития может лежать фрустрация потребности в любви и принадлежности, эмоциональное отвержение подростка, исключение его из семьи.

  • Доминирующая гиперпротекция:

обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что порождает несамостоятельность, безинициативность, нерешительность, неумение постоять за себя.

У гипертимных подростков такое отношение родителей приводит к усилению реакции эмансипации, к бунту против родительских запретов и даже к уходу в асоциальную компанию, но на подростков с психастенической, сенситивной и астеноневротической акцентуацией доминирующая гиперпротекция оказывает иное действие – усиливает их астенические черты: несамостоятельность, неуверенность в себе, нерешительность, неумение постоять за себя.

  • Потворствующая гиперпротекция:

воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, порождающее у подростка непомерно высокий уровень притязаний, безудержное стремление к лидерству и превосходству в сочетании с недостаточным упорством. Такой стиль воспитания усиливает истероидную акцентуацию, способствует появлению истероидных черт при лабильной и гипертимной, реже при шизоидной и эпилептоидной акцентуации.

В последнем случае такой вид воспитания превращает подростков в семейных тиранов, способных даже избивать родителей.

  • Эмоциональное отвержение:

игнорирование потребностей подростка, нередко - жестокое обращение. Скрытое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, в постоянном ощущении родителей, что он не «такой». Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае – освободиться как-нибудь от обузы. Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей, однако оно по-разному сказывается на их развитии: так, при гипертимной и эпилептоидной акцентуации ярче выступают реакции протеста и эмансипации; истероиды утрируют детские реакции оппозиции; шизоиды замыкаются в себе, уходят в мир аутичных грез, неустойчивые находят отдушину в подростковых компаниях.

  • Повышенные моральные требования:

неадекватные возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания его успехов в жизни – все это сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, с недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям. В условиях такого воспитания подростку насильно приписывают статус «главы семьи» со всеми вытекающими обязанностями, касающимися заботы и опеки над близкими.

Подростки с психастенической и сенситивной акцентуациями, как правило, не выдерживают бремени непосильной ответственности, что приводит к образованию затяжных, обсессивно-фобических невротических реакций или декомпенсации по психастеническому типу. У подростков с истероидной акцентуацией объект опеки вскоре начинает вызывать ненависть и агрессию.

  • Непрогнозируемые эмоциональные реакции:

Речь идет о родителях, склонных к неожиданным изменениям настроения и отношения к детям.

Изменение отношения обусловлено внутренним состоянием родителей, особенностями их личности. Невозможность прогнозировать такие изменения отрицательно влияет на детей, которые не знают, чего следует ожидать от родителей утром, после прихода из школы, с прогулки. За один и тот же поступок их могут и наказать и обласкать. Дети чувствуют себя неуверенно, они не ощущают родительской любви. Постепенно неуверенность в себе становится чертой характера и в дальнейшем проецируется на отношения с другими людьми, которые воспринимаются на основе привычной родительской модели. В результате - конфликтные межличностные отношения, неверие в стабильность дружбы, брака и т.д.

  • Жестокость обычно сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокость может проявляться, как открыто - расправами над ребенком, так и полным пренебрежением к интересам ребенка, так что он вынужден рассчитывать только на себя, не надеясь на поддержку взрослых. Жестокие отношения могут существовать в закрытых учебных заведениях (тирания вожаков), если работа воспитателей отличается формализмом. Воспитание в условиях жестокости способствует усилению черт эпилептоидной акцентуации и развитию этих черт на основе конформной акцентуации.

  • Противоречивое воспитание: в одной семье каждый из родителей, а тем более дедушки и бабушки могут придерживаться неодинаковых воспитательных стилей. Например, эмоциональное отвержение родителей сочетается с потворствующей гиперпротекцией со стороны бабушки.

  • Воспитание вне семьи: само по себе воспитание вне семьи может быть полезным в подростковом возрасте, поскольку жизнь среди сверстников способствует развитию самостоятельности, выработке навыков социальной адаптации. Отрицательными факторами являются недостатки в работе воспитательных учреждений: сочетание строгого режима, граничащего с гиперпротекцией, при формализме в его соблюдении, с реальной безнадзорностью, влияние наиболее испорченных в нравственном отношении подростков, жестокость во взаимоотношении между воспитанниками, а также недостаток эмоционального тепла со стороны воспитателей.

Можно выделить еще несколько типов неадекватного родительского (материнского) отношения к ребенку (17):

    1. Отношение матери к сыну-подростку как к «замещающему» мужу: требования активного внимания к себе, заботы, навязчивое желание находиться постоянно в обществе сына, быть в курсе его личной жизни, стремление ограничить его контакты со сверстниками.

    2. Гиперопека и симбиоз: навязчивое желание удержать, привязать к себе ребенка, лишить его самостоятельности из-за страха возможного несчастья.

    3. Воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви: нежелательное поведение, неуспехи в учебе или неаккуратность в быту наказываются тем, что подростку демонстрируют: «он такой не нужен, мама такого не любит».

    4. Воспитательный контроль посредством чувства вины: ребенок, нарушающий запрет, получает клеймо «неблагодарный», «предатель родительской любви», «доставляющий родителям столько огорчений», «доводящий до сердечных приступов» и т.д. Развитие самостоятельности подростка сковывает постоянный страх оказаться виноватым в неблагополучии родителей, отношения зависимости.

Пока ребенок не достиг периода взросления, он вынужден приспосабливаться к стилю родительского воспитания, порой подавляя в себе недовольство, чувство протеста, негативные эмоции в отношении взрослых. Это происходит и в силу родительского авторитета, и того, что взрослый человек обладает большей властью и влиянием, чем ребенок, а иногда – страха перед родителями.

Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного возраста у своих детей (11 – 15 лет). У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится «колючим», раздражительным, то и дело вступает в конфликт с окружающими. Это нередко вызывает непродуманную отрицательную реакцию родителей и других взрослых.

Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых. И что самое страшное – ломает растущего человека, делая его неискренним приспособленцем или по-прежнему послушным вплоть до полной потери своего «Я».

  1. Учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации (6)

    Документ
    Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. Ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008.
  2. Центральный федеральный округ (цфо) Белгородская область

    Документ
    Выступая 27 марта 2008 года на заседании областной Думы с отчетом «О выполнении программ социально-экономического развития области за 2007 год» губернатор Белгородской области Е.

Другие похожие документы..