Программа по русскому языку Объем требований по русскому языку

Программа по русскому языку

Объем требований по русскому языку.

На экзамене по русскому языку абитуриент должен показать: орфографическую и пунктуационную грамотность, знание соответствующих правил, а также знание теории русского языка в пределах приведенной ниже программы.

Фонетика. Графика.

Звуки и буквы, их соотношение. Графика. Алфавит. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Употребление букв ь и ъ, их функции.

Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные. Правописание безударных гласных. Правописание гласных после шипящих и ц. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Обозначение мягких и твердых, глухих и звонких согласных на письме.

Основные нормы русского литературного произношения. Элементарные сведения о фонетической транскрипции.

Лексика.

Понятие о лексике. Значение слова. Прямое и переносное значение слова. Многозначные и однозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы.

Лексика русского языка сточки зрения происхождения: исконно русские и заимствованные слова.

Лексика русского языка с точки зрения употребительности: общеупотребительные слова, устаревшие слова (архаизмы и историзмы), неологизмы.

Лексика русского языка сточки зрения сферы употребления: профессиональные слова, диалектные слова. Понятие о фразеологизмах.

Состав слова. Словообразование.

Приставка, корень, суффикс, окончание как минимальные значимые части слова. Понятие о словообразовательных и формообразовательных частях слова. Основа слова и окончание. Нулевое окончание.

Правописание значимых частей слова: приставок, корней с чередующимися гласными и согласными, суффиксов, окончаний - у слов различных частей речи. Правописание слов с двойными и непроизносимыми согласными.

Основные способы словообразования в русском языке. Понятие производной и производящей основ. Различные словообразовательные средства. Словообразование имен существительных, прилагательных, числительных, глаголов, наречий.

Сложные и сложносокращенные слова, их правописание.

Морфология.

Имя существительное. Значение имени существительного, его грамматические признаки и синтаксическая роль в предложении. Постоянные и непостоянные грамматические признаки. Собственные и нарицательные имена существительные. Одушевленность и неодушевленность. Род (мужской, женский, средний, общий). Род несклоняемых имен существительных. Число. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Падеж. Склонение имен существительных - первое, второе, третье; разносклоняемые имена существительные; склонение по образцу имен прилагательных. Правописание имен существительных.

Имя прилагательное. Значение имени прилагательного, его грамматические признаки и синтаксическая роль. Разряды имен прилагательных по значению и грамматическим признакам: качественные, относительные, притяжательные. Качественные прилагательные: полная и краткая форма, степени сравнения. Образование сравнительной и превосходной степеней сравнения. Грамматические признаки кратких форм и форм степеней сравнения. Типы склонения имен прилагательных.

Имя числительное. Значение имени числительного и его грамматические признаки: падеж; число и род. Синтаксическая роль имен числительных. Разряды по значению: количественные (целые, собирательные, дробные) и порядковые. Числительные простые и составные. Особенности склонения числительных. Правописание имен числительных.

Местоимение. Значение местоимений. Разряды местоимений по значению и по соотносительности с другими частями речи. Грамматические признаки местоимений разных разрядов и их синтаксическая роль. Склонение местоимений и их правописание.

Глагол. Значение глагола, его грамматические признаки и синтаксическая роль.

Постоянные признаки: переходность-непереходность, вид, возвратность, спряжение. Разноспрягаемые и особоспрягаемые глаголы. Непостоянные признаки: наклонение (изъявительное, условное, повелительное), время (в изъявительном наклонении), лицо и число (в изъявительном и повелительном наклонении), род и число (в изъявительном и условном наклонении). Неопределенная форма глагола. Безличные глаголы. Причастие и деепричастие как особые формы глагола; их синтаксическая роль. Грамматические признаки причастий. Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени, их образование. Полные и краткие страдательные причастия. Склонение полных причастий. Грамматические признаки деепричастий. Образование деепричастий глаголов совершенного и несовершенного вида. Особенности употребления деепричастий. Правописание глагольных форм.

Наречие. Значение наречий, их синтаксическая роль в предложении. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий и их образование. Правописание наречий.

Предлог. Предлог как служебная часть речи. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги, их правописание.

Союз. Союз как служебная часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные. Классификация сочинительных и подчинительных союзов по значению. Простые и составные союзы, их слитное и раздельное написание.

Частицы. Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Отрицательные частицы не и ни; различие в их значении. Раздельное и дефисное написание частиц.

Междометие как особая часть речи. Знаки препинания при междометиях.

Синтаксис.

Словосочетание. Строение словосочетаний. Виды подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Предложение как основная единица синтаксиса. Типы предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) и по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные).

Простое предложение. Типы предложений по структуре: двусоставные и односоставные.

Члены предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены двусоставного предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Способы выражения подлежащего. Типы сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное) и способы его выражения. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения: определения (согласованные и несогласованные), приложение как разновидность определения, дополнения (прямые и косвенные), обстоятельства (времени, места, причины, цели, условия, образа действия, уступки); способы их выражения.

Односоставные предложения: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Способы выражения главного члена односоставных предложений.

Предложения распространенные и нераспространенные; полные и неполные.

Осложнение простого предложения. Однородные члены предложения, их связь в предложении, знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные второстепенные члены предложения: определения (в том числе приложения), дополнения, обстоятельства; знаки препинания при них. Обращения, вводные слова и предложения, вставные конструкции, сравнительные обороты и знаки препинания при них.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой речи. Цитата; знаки препинания при цитатах.

Сложное предложение. Типы сложного предложения. Союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные сложные предложения.

Сложносочиненные предложения с соединительными, противительными, разделительными союзами и знаки препинания в них.

Сложноподчиненные предложения: главная и придаточная часть, средства связи между ними (подчинительные союзы и союзные слова). Виды придаточных предложений. Место придаточной части по отношению к главной. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными: однородное, параллельное и последовательное подчинение придаточных частей. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с одним и несколькими придаточными.

Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, знаки препинания в нем.

Сложные предложения с различными видами связи (бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной), знаки препинания в них.

Понятие о тексте и его частях. Основные признаки текста.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Стили речи.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бархударов С.Г. и др. Русский язык. 8 класс. Просвещение, 2002.

Бархударов С.Г. и др. Русский язык. 9 класс. Просвещение, 2003.

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 класс. Дрофа, 2005.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Под ред. Леонтье­ва А.А.

Русский язык. 9 класс. Баласс, 2005

Под ред. Пичугова Ю.С. Русский язык. Практика. 8 класс. Дрофа, 2005.

Под ред. Пичугова Ю.С. Русский язык. Практика. 9 класс. Дрофа, 2005.

Никитина Е.И. Русская речь. 8 класс. Дрофа, 2005.

Никитина Е.И. Русская речь. 9 класс. Дрофа, 2005.

Разумовская М.М. и др. Русский язык. 8 класс. Дрофа, 2002.

Разумовская М.М. и др. Русский язык. 9 класс. Дрофа, 2005.

Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 8 класс. Дрофа, 2005.

Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс. Дрофа, 2005.

Тростенцова Л.А. и др., Русский язык. 8 класс. Просвещение, 2002.

Тростенцова Л.А. и др., Русский язык. 9 класс. Просвещение, 2003.

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 класс. Вербум-М, 2005.

Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 класс. Дрофа, 2004.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс.

Просвещение, 2005.

Горшков А.И. Русская словесность. 10-11 класс. Просвещение, 2005.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 класс. Русское слово, 2005.

Розенталь Д. Э. Русский язык для школьников старших классов и поступающих в вузы.

Оникс 21 век: Мир и образование, 2005.

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших

классах. Просвещение, 2003.

Тесты. Русский язык. Варианты и ответы централизованного (абитуриентского) тестирования - М.,

Федеральный центр тестирования, 2005.

Антонова О.Ю. Пособие для подготовки к централизованному тестированию. Рус­ский язык. М.,

Центр тестирования МО РФ, 2003.

  1. Публичный отчет муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением (1)

    Публичный отчет
    Учреждение расположено в 12 микрорайоне, который отделяется дорогами 11 м/р, 19 м/р, поселка Рабочий. Ее расположение в инфраструктуре города характеризуется относительной удаленностью от научно-культурных центров, что значительно
  2. Элективный курс «Возможности текстового редактора» Автор Корепанова В. Н. Возможности текстового редактора

    Элективный курс
    Данный курс компенсирует ограниченные возможности базового курса информатики в удовлетворении индивидуальных образовательных потребностей учащихся 9 класса.
  3. Программа «Детская литература»

    Пояснительная записка
    Курс детской литературы имеет целью: получить целостное представление о детской литературе как о вполне самостоятельном историко-литературном явлении, отражающем общие тенденции развития отечественной и мировой культуры, литературы,
  4. Извещение о проведении открытого конкурса (2)

    Конкурс
    Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» объявляет о проведении открытого конкурса на право заключения договора добровольного медицинского страхования сотрудников ОАО «Ростелеком» на 2010 год
  5. Публичный отчет муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №168 по итогам 2009-2010 учебного года (1)

    Публичный отчет
    . Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 168 г. Самары была открыта в 1962 году на Красноярской улице (в настоящее время проспект юных Пионеров).
  6. Публичный отчет муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №168 по итогам 2009-2010 учебного года (2)

    Публичный отчет
    Основной целью Школы является реализация государственных образовательных стандартов общего среднего образования; формирование человека-гражданина, интегрированного в современное общество; воспитание у обучающихся гражданственности,
  7. С 2001 г книги серии выходят на русском языке в издательстве

    Документ
    С 77 Сталин и Каганович. Переписка. 1931–1936 гг. / Сост. О.В. Хлевнюк, Р.У. Дэвис, Л.П. Кошелева, Э.А. Рис, Л.А. Роговая. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001.
  8. План работы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Старорямово» Бердюжского района Тюменской области 2010-2011 учебный год

    Документ
    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Старорямово улица Ленина, 30. Здание школы новое, было пущено в эксплуатацию в 1997 году.
  9. Программа вступительных экзаменов по русскому языку Объем требований по русскому языку

    Программа
    На устном экзамене по русскому языку абитуриент должен показать: орфографическую и пунктуационную грамотность, знание соответствующих правил, а также знание теории русского языка в пределах приведенной ниже программы.

Другие похожие документы..