Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (специальность)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации

А.Г. СВИНАРЕНКО

«____» _________ 200_ г.

Регистрационный №

______________________________

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление подготовки (специальность)

Код Наименование

230200 - Информационные системы

(в соответствии с приказом Минобрнауки России от 12 января 2005 г. № 4

«Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей)

высшего профессионального образования»)

Квалификация выпускника -инженер

Вводится с момента утверждения

Москва 2006 г.

1. Общая характеристика направления подготовки

дипломированного специалиста

230200«Информационные системы»

1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________ 200_ г. № _______.

1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:

230201 (071900)

- Информационные системы и технологии

230202 (073700)

- Информационные технологии в образовании

230203 (074000)

- Информационные технологии в дизайне

230204 (074100)

- Информационные технологии в медиаиндустрии

1.3. Квалификация выпускника - инженер.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению 230200 «Информационные системы» при очной форме обучения - 5 лет.

1.4. Квалификационная характеристика выпускника.

Инженер по направлению подготовки 230200 «Информационные системы» в соответствии с требованиями «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.98 №37 может занимать непосредственно после окончания вуза следующие должности: инженер; инженер-программист (программист); инженер - электроник (электроник); инженер по автоматизированным системам управления; инженер по наладке и испытаниям и другие должности, соответствующие его квалификации.

1.4.1. Области профессиональной деятельности.

Информационные системы - область науки и техники, которая включает совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание и применение систем сбора, передачи, обработки, хранения и накопления информации.

1.4.2. Объекты профессиональной деятельности.

Объектами профессиональной деятельности инженера по направлению 230200 «Информационные системы» являются информационные системы и сети, их математическое, информационное и программное обеспечение, способы и методы проектирования, отладки, производства и эксплуатации программных средств информационных систем в областях: машиностроение; приборостроение; наука; техника; образование; медицина, административное управление; бизнес; предпринимательство; менеджмент; управление технологическими процессами; техническая физика, энергетика; ядерная энергетика; металлургия; строительство; транспорт; связь; телекоммуникации; химическая промышленность; сельское хозяйство; текстильная и легкая промышленность; пищевая промышленность; медицинские и биотехнологии; горное дело; геология и нефтегазодобыча; геодезия и картография; лесной комплекс; экология; системы массовой информации; дизайн, а также на предприятиях и в других областях человеческой деятельности.

1.4.3. Виды профессиональной деятельности.

Выпускник по направлению подготовки 230200 «Информационные системы» может в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

  • проектно-конструкторская;

  • технологическая;

  • организационно-управленческая;

  • научно-исследовательская;

  • эксплуатационная.

Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.

1.4.4. Задачи профессиональной деятельности.

Инженер по направлению «Информационные системы» подготовлен к решению следующих типов задач по виду профессиональной деятельности.

Проектно-конструкторская деятельность:

  • определение целей проектирования, критериев эффективности, ограничений применимости;

  • системный анализ объекта проектирования, предметной области, их взаимосвязей;

  • выбор исходных данных для проектирования;

  • разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности и неопределенности, планирование реализации проекта;

  • оценка надежности и качества функционирования объекта проектирования;

  • расчет обеспечения условий безопасной жизнедеятельности;

  • расчет экономической эффективности;

  • разработка, согласование и выпуск всех видов проектной документации.

Технологическая деятельность:

  • технология разработки объектов профессиональной деятельности, указанных в п. 1.4.2.

Организационно-управленческая деятельность:

  • организация взаимодействия коллективов разработчика и заказчика, принятие управленческих решений в условиях различных мнений;

  • нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, сроков исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании, нахождение оптимальных решений;

  • оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение качества объекта проектирования;

  • организация контроля качества входной информации.

Научно-исследовательская деятельность:

  • разработка и исследование теоретических и экспериментальных моделей объектов профессиональной деятельности, указанных в п.1.4.2.;

  • разработка и исследование методик анализа, синтеза, оптимизации и прогнозирования качества процессов функционирования этих объектов.

Эксплуатационная деятельность:

  • организация внедрения объекта проектирования в опытную эксплуатацию;

  • организация внедрения объекта проектирования в промышленную эксплуатацию.

1.4.5. Квалификационные требования.

Подготовка выпускника должна обеспечивать квалификационные умения для решения профессиональных задач:

  • участие во всех фазах проектирования, разработки, изготовления и сопровождения объектов профессиональной деятельности;

  • участие в разработке всех видов документации на программные, аппаратные и программно-аппаратные комплексы;

  • использование современных методов, средств и технологии разработки объектов профессиональной деятельности;

  • участие в проведении научных исследований и выполнении технических разработок в своей профессиональной области;

  • осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по заданной теме своей профессиональной области с применением современных информационных технологий;

  • взаимодействие со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности в научных исследованиях и проектно-конструкторской деятельности, а также в управлении технологическими, экономическими и социальными системами;

  • кооперация с коллегами, работа в коллективе, управление и организация работы исполнителей в процессе производства программных продуктов, вычислительных средств и автоматизированных систем;

  • организация на научной основе своего труда, владение современными информационными технологиями, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

  • анализ своих возможностей, способность к переоценке накопленного опыта и приобретению новых знаний с использованием современных информационных и образовательных технологий;

  • готовность к работе над междисциплинарными проектами.

Инженер должен знать:

  • постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по проектированию, производству и сопровождению объектов профессиональной деятельности;

  • технологию проектирования, производства и сопровождения объектов профессиональной деятельности;

  • перспективы и тенденции развития информационных технологий;

  • технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных образцов объектов профессиональной деятельности;

  • стандарты и технические условия;

  • порядок, методы и средства защиты интеллектуальной собственности;

  • современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;

  • основные требования к организации труда при проектировании объектов профессиональной деятельности;

  • методы анализа качества объектов профессиональной деятельности;

  • правила, методы и средства подготовки технической документации;

  • основы экономики, организации труда и производства, научных исследований;

  • основы трудового законодательства;

  • правила и нормы охраны труда.

1.5. Возможности продолжения образования выпускника.

Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста 230200 «Информационные системы», имеет достаточную подготовку для продолжения обучения в аспирантуре.

2. Требования к уровню подготовки абитуриента

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

3. Общие требования к основной образовательной программе

по направлению подготовки дипломированного специалиста

230200«Информационные системы»

3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:

  • цикл ГСЭ – Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

  • цикл ЕН – Общие математические и естественнонаучные дисциплины;

  • цикл ОПД – Общепрофессиональные дисциплины;

  • цикл СД – Специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;

  • ФТД – Факультативные дисциплины.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

4. Требования к обязательному минимуму содержания основной

образовательной программы по направлению подготовки

дипломированного специалиста

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки 522700 конфликтология

    Образовательный стандарт
    1.2 Нормативный срок освоения профессиональной образовательной программы подготовки магистра по направлению подготовки 522700 Конфликтология при очной форме обучения ‑ 6 лет.
  2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки специалиста: врач-лечебник. Учебный план пгу по направлению и специальности “Лечебное дело, утвержденный в 2000 г

    Образовательный стандарт
    Предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов специальности 060101 – Лечебное дело, участвующих в процессе изучения дисциплины.
  3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки 220300 Автоматизированные технологии и производства (1)

    Образовательный стандарт
    1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках направления подготовки 220300 «Автоматизированные технологии и производства»:
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки 220300 Автоматизированные технологии и производства (2)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки «Автоматизированные технологии и производства» при очной форме обучения - 5 лет.
  5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки дипломированного специалиста (2)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста “Информатика и вычислительная техника” при очной форме обучения - 5 лет.
  6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки дипломированного специалиста (15)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста “Стандартизация, сертификация и метрология” при очной форме обучения - 5 лет.
  7. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки дипломированного специалиста (19)

    Образовательный стандарт
    Области профессиональной деятельности выпускника  установление, реализация и контроль выполнения норм, правил и требований к продукции (услуге), технологическому процессу ее разработки, производства, применения (потребления) и метрологическому
  8. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки дипломированного специалиста (30)

    Образовательный стандарт
    В высших учебных заведениях, ведущих подготовку специалистов для отраслей с повышенными требованиями по безопасности (горные, нефтегазовые), предусматривается квалификация "Горный инженер" при условии согласования с УМО по
  9. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки дипломированного специалиста (31)

    Образовательный стандарт
    Инженер по направлению подготовки специалиста “Информатика и вычислительная техника” в соответствии с требованиями “Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих”, утвержденного Постановлением
  10. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки дипломированного специалиста (45)

    Образовательный стандарт
    Области профессиональной деятельности выпускника  установление, реализация и контроль выполнения норм, правил и требований к продукции (услуге), технологическому процессу ее разработки, производства, применения (потребления) и метрологическому

Другие похожие документы..