Аналитические материалы о состоянии гражданско-патриотического образования в субъектах Российской Федерации Оглавление

Аналитические материалы
о состоянии гражданско-патриотического образования
в субъектах Российской Федерации

Оглавление

Введение.

  1. Цели и задачи анализа

  2. Анализ базы источников

  1. Система гражданского образования

  1. Нормативно-правовая база гражданско-правового и гражданско-патриотического образования

  2. Анализ региональных целевых программ развития гражданско-патриотического образования

  3. Модели, структура и основные направления гражданско-правового и гражданско-патриотического образования

  4. Концептуальные основания гражданско-правового и гражданско-патриотического образования.

  5. Содержание, инновационные организационные формы и технологии гражданско-правового и гражданско-патриотического образования

  6. Анализ учебно-методического и программно-методического обеспечения гражданско-правового и гражданско-патриотического образования

  1. Анализ состояния ПК и ПП специалистов по проблеме гражданско-правового и гражданско-патриотического образования

1. Состояние повышения квалификации по проблеме гражданско-правового и гражданско-патриотического образования: традиционные и инновационные подходы
2. Формирование и реализация социально-профессионального заказа на услуги системы повышения квалификации педагогических работников в сфере гражданского образования

3. Анализ кадрового потенциала системы повышения квалификации по гражданско-патриотическому образованию

Анализ программно-методического обеспечения, организационных форм и периодичности обучения слушателей в системе повышения квалификации специалистов в области гражданско-патриотического образования

ВВЕДЕНИЕ

Гражданско-патриотическое образование является традиционно значимым направлением отечественного образования. Оно всегда находилось в центре внимания как власти, так и общества, как представителей педагогической теории, так и участников образовательной практики, хотя в разные годы в понятие «гражданско-патриотическое образование» вкладывался различный смысл.

На современном этапе гражданско-патриотическое образование осуществляется в изменяющихся социально-политических и социокультурных условиях. В частности, в условиях становления новых конституционно-правовых основ государственности и форм общественной солидарности, развития демократической гражданственности, формирования патриотизма, основанного на принципах гражданской ответственности и диалоге культур, ценности личностной, социальной и государственной безопасности, поиска общенациональной идеи в условиях этно-конфессиональных возрождений, а также усиления роли государства в сфере образования через его стандартизацию и формулирование государственного заказа.

Эти изменения отражаются на концептуальных основах, моделях, структуре, содержании, программно-методическом обеспечении, организационных формах гражданско-патриотического образования. Оно призвано готовить подрастающее поколение к жизни и конструктивному взаимодействию в условиях становления правового государства и гражданского общества, реального культурного многообразия и становления новой формы идентичности – общегражданской российской. Современное гражданско-патриотическое образование также играет важнейшую роль в формировании у подрастающего поколения ценности человеческой жизни, семьи и семейных отношений, инновационной трудовой этики, высокой конкурентоспособности на рынке труда. Не менее значимо оно для подготовки граждан к участию в управлении социально значимыми делами, для реализации ими конституционных прав, свобод и обязанностей, для осуществления нравственного выбора на основе устоявшихся моральных норм, а также для формирования экологического сознания, любви к родной природе, бережного отношения к природным ресурсам страны.

  1. Цели и задачи анализа

Цель исследования, на основе которого созданы данные аналитические материалы, заключается в том, чтобы проанализировать состояние гражданско-патриотического образования в регионах РФ на современном этапе.

Для реализации поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

  • выявить степень единообразия понимания сущности, целей, задач, содержания гражданско-патриотического образования в различных регионах Российской Федерации;

  • проанализировать существующие модели гражданско-патриотического образования на предмет выявления наиболее эффективных из них;

  • проанализировать нормативную правовую базу и содержание региональных программ гражданско-патриотического образования,

  • проанализировать состояние учебно-методического и программно-методического обеспечения гражданско-патриотического образования;

  • проанализировать основные направления, формы и технологии социального проектирования, проявления социально-политической активности школьников, организационные формы и технологии внеклассной и внешкольной работы в сфере гражданско-патриотического образования в регионах РФ;

  • выявить степень демократичности уклада жизни общеобразовательных учреждений регионов и степень соответствия организации правового пространства ОУ методическим рекомендациям федерального Центра гражданского образования;

  • проанализировать состояние повышения квалификации по проблемам развития гражданско-патриотического образования в регионах РФ в контексте совершенствования квалификационных характеристик в соответствии с ЕКС (кадровый потенциал, формирование важнейших профессиональных компетентностей, качество программ ПК и ПП, периодичность курсов и семинаров и т.д.);

  • выявить наиболее значимые проблемы, трудности и риски, связанные с развитием гражданско-патриотического образования в системе общего образования и дополнительного профессионального педагогического образования учителей.

  1. Анализ базы источников

База источников, на основе которой составлены аналитические материалы, достаточно полная, разноплановая, позволяющая более или менее объективно проанализировать состояние гражданско-патриотического образования (далее – ГПО) в Российской Федерации. Это, прежде всего, анкеты, полученные из регионов, а также концепции и программы гражданско-патриотического образования, программы повышения квалификации педагогов по проблемам ГПО, правоустанавливающие документы центров гражданского образования, учебно-методические пособия, аналитические справки и отчёты, программы и подпрограммы развития школ, касающиеся граждановедческой и патриотической направленности, материалы деятельности соответствующих экспериментальных площадок, сценарии уроков и мероприятий, статьи организаторов гражданско-правового образования в педагогических журналах и т.д. В качестве источников были также использованы многочисленные Интернет-материалы, размещённые регионами на соответствующих Интернет-сайтах.

Центр гражданского образования АПК и ППРО с 2007 года регулярно проводит мониторинг состояния гражданско-патриотического образования в регионах РФ, что позволяет отслеживать его в динамике. Осенью 2010 года сотрудниками центра была составлена анкета, разосланная в регионы РФ (см. Приложение 1). Ответы на вопросы анкеты были получены из 43 регионов (см. Приложение 2), что составляет 52% от числа всех регионов РФ с учётом их укрупнения. Помимо этого, ещё 27 регионов сообщили частичные сведения или предоставили отдельные материалы, дающие представление об основных тенденциях развития ГПО в этих субъектах РФ (см. Приложение 3). Центр гражданского образования также ежегодно проводит всероссийские конференции по проблемам гражданского образования, в ходе которых выявляются его достижения, перспективы и проблемы в регионах РФ. Относительно высокая степень репрезентативности исследуемых материалов позволяет делать определённые выводы относительно состояния ГПО в субъектах РФ, обобщая их до уровня системных эффектов по всей территории страны.

Заполнение анкеты вызвало в регионах определённые трудности по целому ряду причин.

  • Анкета имеет внушительные размеры, требует серьёзного отношения к заполнению, концентрации усилий и внимания, затрат времени, сбора значительного по объёму материала, что в условиях большой загруженности организаторов гражданско-патриотического образования в отдельных случаях отразилось на качестве её заполнения.

  • Для полноценного заполнения анкеты необходимо было провести широкие консультации как по горизонтали (с организаторами ГПО, принадлежащими к различным структурам и ведомствам), так и по вертикали (уровневая система общего образования, начиная от его региональных руководителей и заканчивая организаторами ГПО в муниципальных и институциональных структурах). Хотя в целом это требование было соблюдено, но отсутствие координации деятельности различных субъектов ГПО в ряде регионов РФ привело к неравномерному заполнению различных пунктов анкеты в зависимости от той или иной степени компетентности по данным вопросам.

  • В нескольких регионах анкету заполняли специалисты, не обладающие достаточным уровнем профессиональной компетентности в данной сфере, либо специалисты, не владеющие в силу своего статуса всей полнотой информации, либо случайные люди, которым было поручено заполнение анкеты без должных на то полномочий.

  • За редким исключением представители структур, заполнявших анкеты, склонны выделять значительную роль именно этой структуры в сфере развития ГПО, или не владеют достаточно полной информацией о том, как реализуются подходы к гражданско-патриотическому образованию у их коллег.

Эти обстоятельства несколько осложняют процесс сопоставления состояния гражданского образования в различных регионах, но сам по себе анализ трудностей с заполнением анкеты, хотя и косвенно, свидетельствует об отношении к вопросам и проблемам гражданско-патриотического образования. Те регионы, в которых ни разу не проводился мониторинг состояния ГПО или отдельных его аспектов, а также те регионы, в которых реальная работа по ГПО ведётся преимущественно на институциональном уровне, а руководство ею осуществляется на региональном уровне формально, естественно, испытывали значительные трудности. Ряд региональных руководителей и организаторов ГПО в анкетах проявили стремление выяснить для самих себя существующие пробелы для более эффективного управления гражданско-патриотическим образованием, тем более что регионы сейчас активно внедряют ФГОС и нуждаются в такой информации в связи с реализацией Концепции духовно-нравственного развития личности и воспитания гражданина Российской Федерации.

Центром были получены анкеты не только из областных центров или республиканских столиц, но также из ряда муниципальных образований, в частности, Ярославской и Кемеровской областей. Представлялись данные по целому ряду муниципалитетов (в Томской области – по всем муниципалитетам). Это свидетельствует о том, что в таких регионах начала выстраиваться регионально-муниципальная система ГПО. Во многих регионах, регулярно участвующих в мониторингах Центра ГО, а также проводивших собственные мониторинги, проблем с заполнением анкеты не возникало, тем более что заполняли их специалисты, хорошо известные Центру и другим регионам по многолетнему опыту работы в данной сфере. В большинстве случаев наиболее качественно заполнялись анкеты при наличии в регионах централизованной модели ГПО представителями соответствующих региональных центров. Хочется отметить очень содержательные и добросовестно составленные анкеты из таких регионов, как Свердловская область, Томская область, Белгородская область, Волгоградская область, Ивановская область, Кемеровская область, Кировская область, Красноярский край, Мордовская Республика, Республика Коми, Ростовская область, Рязанская область, Тамбовская область и др.

Таким образом, хотя база источников имеет определённые несовершенства, она в целом позволяет судить о состоянии гражданско-патриотического образования в стране в системе общего образования и в системе дополнительного профессионального педагогического образования.

  1. СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Российской Федерации «Об образовании» (1)

    Документ
    1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
  2. Российской Федерации «Об образовании» (7)

    Документ
    3. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений .
  3. Российской Федерации" Оглавление Проект Федерального закона 1 "

    Закон
    Статья 10. Действие законодательства об образовании и иных актов, содержащих нормы, регулирующие отношения в сфере образования, во времени и пространстве 15
  4. Российский центр обучения избирательным технологиям при центральной избирательной комиссии российской федерации (8)

    Документ
    Электронный дайджест публикаций средств массовой информации по выборной тематике подготовлен на основании информации, обработанной при помощи Программного комплекса информационно-поисковой системы Российского центра обучения избирательным
  5. Российский центр обучения избирательным технологиям при центральной избирательной комиссии российской федерации (13)

    Документ
    Электронный дайджест публикаций средств массовой информации по выборной тематике подготовлен на основании информации, обработанной при помощи Программного комплекса информационно-поисковой системы Российского центра обучения избирательным
  6. Российский центр обучения избирательным технологиям при центральной избирательной комиссии российской федерации (7)

    Документ
    Электронный дайджест публикаций средств массовой информации по выборной тематике подготовлен на основании информации, обработанной при помощи Программного комплекса информационно-поисковой системы Российского центра обучения избирательным
  7. Российский центр обучения избирательным технологиям при центральной избирательной комиссии российской федерации (4)

    Документ
    Электронный дайджест публикаций средств массовой информации по выборной тематике подготовлен на основании информации, обработанной при помощи Программного комплекса информационно-поисковой системы Российского центра обучения избирательным
  8. Российский центр обучения избирательным технологиям при центральной избирательной комиссии российской федерации (5)

    Документ
    Электронный дайджест публикаций средств массовой информации по выборной тематике подготовлен на основании информации, обработанной при помощи Программного комплекса информационно-поисковой системы Российского центра обучения избирательным
  9. Российский центр обучения избирательным технологиям при центральной избирательной комиссии российской федерации (10)

    Документ
    Электронный дайджест публикаций средств массовой информации по выборной тематике подготовлен на основании информации, обработанной при помощи Программного комплекса информационно-поисковой системы Российского центра обучения избирательным

Другие похожие документы..