Задачи : помочь разобраться учащимся в смысле общения человека с книгой; убедить, что книга это не только средство «убить время», а нечто большее и серьёзное

Подготовила: классный руководитель 8 класса Тютина Н. В.

БЕСЕДА «РОЛЬ КНИГИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Цель беседы: убедить учащихся в том, что чтение должно стать для них не «трудовой повинностью» и обязанностью, а сред­ством удовлетворения своих духовных, интеллектуальных и эсте­тических запросов.

Задачи:

- помочь разобраться учащимся в смысле общения человека с книгой;

- убедить, что книга - это не только средство «убить время», а нечто большее и серьёзное;

- пробудить в учащихся желание к постижению неизведанного, формировать осознанный интерес к чтению.

Оформление: на доске - высказывание Д. Свифта: «Книги ~ дети разума»;

Ход мероприятия

I. Беседа учителя (ведущего).

1. Вопросы для беседы (примерные):

1) Для чего предназначена книга?

Ответ: Книга предназначена для того, чтобы передавать зна­ния, накопленный опыт, ценную информацию, образное представле­ние о мире.

2) Чем является книга для человека?

Ответ: Книга является важнейшим средством образования и воспитания. Благодаря книге мы можем переноситься в разные времена и эпохи, во все концы земного шара, чтобы наблюдать, изучать, понимать себе подобных, всё живое и неживое, постигать истину, овладевать знаниями. В книгах мы видим наших друзей, которые открывают нам много истин, поддерживают нас в превратностях судьбы - ободряют в печали, залечивают наши душев­ные раны, спасая от одиночества...

3) Чтение - что это такое?

Ответ: Это не только расшифровка письменного текста и ос­мысление написанного, но и форма языкового общения людей по­средством печатных или рукописных текстов. Информация, заклю­чённая в книге, воспринимается читателем в процессе чтения. Это не просто пассивное восприятие и усвоение текста, а активное взаимодействие между автором и читателем. Иными словами, чте­ние является неотъемлемой частью творчества.

4) Для чего пишет писатель?

Ответ: Создавая своё произведение, автор самовыражается: он хочет рассказать другим о том, что у него накопилось в процес­се жизненного опыта, поделиться своими мироощущениями, чув­ствами и эмоциями. Это его понимание мира передаётся на суд другим людям. Писатель видит в воображаемом читателе своего собеседника, исповедуясь, изливает ему «свою душу». Читатель же, воспроизводя созданное автором, как бы воссоздаёт некое но­вое произведение, потому что у него другой жизненный опыт, друroe видение мира. Таким образом, можно сказать, что чтение - это форма творческого общения, интерпретация предлагаемых автором мыслей и чувств.

5) Каково же назначение чтения?

Ответ: Мы читаем для эстетического наслаждения, но не только. Книга даёт громадные возможности для постижения чело­веческого опыта в самых разных его проявлениях: в области чувств и желаний, в области мыслей и наблюдений. Свой маленький ин­дивидуальный опыт мы расширяем и проверяем опытом других людей, выдающихся и талантливых. Это нас обогащает и облаго­раживает.

6) Стоит ли тратить своё свободное время на чтение книги? Ответ: Безусловно. Часы, проведённые над книгой, - лучшие

часы. Они возвышают человека, обогащают его сердце и разум, насыщают нравственной силой. Поэтому постоянное общение с книгой и умение читать книгу дают человеку возможность глубже познать мир, увереннее действовать в нём, принимать правильные решения.

Великие люди были великими читателями. Известно, что Пуш­кин увлекался чтением, книги были его друзьями на протяжении всей жизни. Ещё в детстве он тайком забирался в отцовский каби­нет и проводил там ночи напролёт, просто «пожирая» всё, что по­падалось ему под руку. Были у девятилетнего и свои любимые произведения: «Илиада» и «Одиссея» Гомера, а позднее - Плутарх. Пушкин скажет: «Чтении е- вот лучшее учение...»

Читая книгу, мы делаемся богаче ещё на одну жизнь - на жизнь писателя, создавшего книгу. Но это обогащение немыслимо без осо­знанного подхода к чтению. Должно быть желание, интерес к книге.

Целесообразно предварительно провести анонимный письменный оп­рос учащихся, тогда вы получите полное представление об отношении своих питомцев к книге и чтению. Исходя из полученного результата оп­роса, планируется беседа, разрабатываются вопросы к ней.

Вопросы письменного опроса (примерные):

1) Какие ты предпочитаешь читать книги:

а) научно-популярную; б) художественную (указать жанр); в) на­учно-техническую; г) всё без разбору; д) периодику (указать - ка­кую); е) вообще не читаю?

2) Для чего ты читаешь:

а) чтобы занять себя чем-нибудь; б) расширить свой кругозор, узнать что-то новое; в) повысить уровень своего образования; г) потому что надо; д) посоветовал друг, подруга; е) потому что кни­га считается модной в этом сезоне; ж) не утруждаю себя чтением?

3) Назовите свои любимые произведения: а) кто автор; б) не помню; в) не читал.

4) Назовите классиков:

а) русской литературы; б) зарубежной литературы; в) не помню.

5) Посещаешь ли ты библиотеку, как часто: а) да; б) нет?

6) Имеется ли дома у тебя своя личная библиотека: а) да; б) нет?

Тест «Твоя информационная культура»

Насколько эффективно вы умеете использовать получаемую информацию, каков уровень вашей информационной культуры? На эти вопросы вам поможет ответить данный тест.

На каждый из предложенных вопросов предлагаются три варианта ответов, из которых следует выбрать один или два, наиболее для вас подходящие.

Бланк для ответов

Утверждения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Баллы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая сумма баллов

 

Утверждения

1. Из своих одноклассников с большим уважением я отношусь к тем, кто:
А) знает всё на свете и всегда рассказывает о самом интересном и необычном;
Б) интересуется чем-то определённым и досконально знает об этом;
В) знает далеко не всё, но интересуется многим и легко сочетает свои увлечения.

2. Думаю, что в библиотеке:
А) почти ничего, что нужно, никогда не найдёшь;
Б) далеко не всегда найдёшь, что нужно;
В) всегда можно найти, что нужно.

3. Считаю, что каждый специалист должен читать в основном:
А) книги по своей специальности;
Б) журналы по своей специальности;
В) книги по смежным специальностям.

4. Информатика в школе должна:
А) помочь только в обучении математике;
Б) научить программировать и пользоваться компьютером;
В) перевернуть весь учебный процесс.

5. Посещая один и тот же музей:
А) стараюсь каждый раз смотреть всё заново;
Б) выбираю что-нибудь интересное;
В) иду к чему-нибудь конкретному.

6. Когда бываю в библиотеке:
А) стараюсь пользоваться каталогом;
Б) изредка обращаюсь к каталогу;
В) вполне обхожусь и без каталога.

7. И в учёбе, и в жизни стараюсь:
А) сознательно регулировать идущие на меня потоки информации (радио, телевидение, книги, телефонные разговоры). Выбирая только то, что мне нужно;
Б) направлять на себя больше информации, чтобы ничего не пропустить;
В) ограничивать количество информации, используя только главное.

8. Я уважаю:
А) в равной степени учёного-теоретика и специалиста-практика;
Б) учёного-теоретика;
В) специалиста-практика.

9. Реклама – это дело:
А) очень полезное и нужное;
Б) полезное, но далеко не всегда;
В) у нас совершенно не нужное.

10. В своём родном городе:
А) с удовольствием буду водить гостя, показывая старину и рассказывая интересные истории, которые знаю;
Б) если что-то и буду показывать гостю, то только не старину;
В) предпочту не играть роль гида.

  1. «Красная Каббала» и«Божий народ» это не отредактированный автором краткий конспект фонограммы 75 часов видеолекций курса «Высшей социологии», записанных Г. П. К

    План-конспект
    – Григорий Петрович Вы работаете с людьми особого типа, людьми с комплексом власти – уже 50 лет. Что это за люди? Что такое «Комплекс власти„? Что такое «Комплекс вождя“?
  2. Музей-заповедник научно-исследовательский институт проблем каспийского моря астраханские краеведческие чтения выпуск III астрахань, 201 1

    Документ
    Третий выпуск сборника «Астраханские краеведческие чтения» традиционно подводит итог работы астраханских, региональных и зарубежных ученых и специалистов по изучению природных ресурсов, истории и культуры Астраханского края.
  3. Книга I. Роза Мира и её место в истории Глава Роза Мира и её ближайшие задачи (2)

    Книга
    Эта книга начиналась, когда опасность неслыханного бедствия уже нависала над человечеством; когда поколение, едва начавшее оправляться от потрясений второй мировой войны, с ужасом убеждалось, что над горизонтом уже клубится, сгущаясь,
  4. Книга I. Роза Мира и её место в истории Глава Роза Мира и её ближайшие задачи (3)

    Книга
    Эта книга начиналась, когда опасность неслыханного бедствия уже нависала над человечеством; когда поколение, едва начавшее оправляться от потрясений второй мировой войны, с ужасом убеждалось, что над горизонтом уже клубится, сгущаясь,
  5. Книга I. Роза Мира и её место в истории Глава Роза Мира и её ближайшие задачи (4)

    Книга
    Эта книга начиналась, когда опасность неслыханного бедствия уже нависала над человечеством; когда поколение, едва начавшее оправляться от потрясений второй мировой войны, с ужасом убеждалось, что над горизонтом уже клубится, сгущаясь,
  6. Книга I. Роза мира и её место в истории глава роза мира и её ближайшие задачи (1)

    Книга
    Эта книга начиналась, когда опасность неслыханного бедствия уже нависала над человечеством; когда поколение, едва начавшее оправляться от потрясений второй мировой войны, с ужасом убеждалось, что над горизонтом уже клубится, сгущаясь,
  7. Книга вторая (16)

    Книга
    Над двумя книгами «Одигитрии» автор работал почти сорок лет. Вернее, в последние годы собрал многое из уже опубликованного, кое-что написал заново и впервые представляет на суд читателя.
  8. Это было в

    Документ
    Многие события этого правдивого опуса взяты из реальной жизни. Но книга всё же художественная. И поэтому почти все герои вымышлены, а их характеры в основном сборные.
  9. Книга «Единый государственный экзамен. Белая книга».

    Документ
    Книга «Единый государственный экзамен. Белая книга» составлена из материалов печати, радио и телевидения, посвященных злободневным проблемам реформы российского образования.

Другие похожие документы..