Управление муниципальной собственностью в системе региональной экономики: теоретико-прикладной аспект

УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ:

ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТ

Специальность 08.00.05 - экономика и управление

народным хозяйством: региональная экономика


Таганрог - 2002

.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
4

1. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ИНСТИТУТ
ТЕРРИТОРИАЛЬНО ЛОКАЛИЗОВАННОЙ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ19

  1. Институциональная основа развития многообразия форм
    собственности в рыночной экономике 19

  2. Содержание и основные направления формирования
    муниципальной собственности в системе отношений региональной
    экономики 38

  3. Структура и институциональные противоречия развития
    муниципальной собственности... 49

  4. Муниципальная собственность как экономическая основа
    местного хозяйства 63

2. МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ: МИРОВОЙ ОПЫТ76

  1. Мировая практика развития муниципального управления: модели
    и механизмы 76

  2. Становление и формирование систем управления собственностью
    муниципальных образований 98

3. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РОССИИ108

  1. Исторические этапы развития муниципального управления и
    становление муниципальной собственности в россии 108

  2. Социально-экономические условия и организационно-правовые
    основы становления муниципальной собственности в период
    рыночных реформ 125

  3. Принципы управления муниципальным образованием в контексте
    императивов развития муниципальной собственности 145

  4. Территориальные аспекты управления муниципальной
    собственностью в россии 158

  5. Муниципальная собственность в системе социально-
    экономических КРИТЕРИЕВ ТИПОЛОГИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАНИЙ 165

4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЙ
ОПЫТ177

  1. Экономико-правовые особенности форм управления
    муниципальной собственностью в субъектах федерации 177

  2. Субъектно-объектная характеристика процесса управления
    муниципальной собственностью 190

  3. Приватизация муниципального имущества в системе
    формирования и экономического управления муниципальной
    собственностью 203

  4. Предметно-вещественная структура объектов собственности и
    развитие экономических функций муниципального образования 214

5. СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ ЭКОНОМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ235

  1. Содержание и основные задачи экономизации управления
    собственностью муниципального образования 235

  2. Муниципальная собственность как источник финансовых доходов
    248

  3. Экономический механизм регулирования использования
    муниципальных земель и муниципальной недвижимости 259

  4. Финансовые механизмы управления муниципальной
    собственностью 277

  5. Стратегия и технологии совершенствования механизмов
    экономизации управления муниципальной собственностью 298

ЗАКЛЮЧЕНИЕ320

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ328

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Институциональные и структурные преобразования в российской экономике стимулировали процесс формирования муниципальной собственности в качестве основы хозяйственно-экономической деятельности локальных территориальных образований (городов, районов, групп поселений). К институциональным изменениям, происходящим на уровне муниципальной экономики, необходимо отнести перемены в структуре и методах управления муниципальной собственностью, управлении муниципальными предприятиями промышленности, транспорта, строительства, жилищной и социально-культурной сфер.

Решение задач эффективного управления муниципальной собственностью на сегодняшний момент сводится, как правило, к учету и размещению ее объектов в рамках экономического пространства территорий. При этом недооцениваются регулирующие функции муниципального управления в системе отношений собственности, что снижает потенциал доходности муниципальной экономики.

Муниципальная собственность обладает рядом функций, реализация которых укрепляет и расширяет экономические возможности муниципальных образований. Важнейшей из них является доходообразующая функция. Перед муниципалитетом стоит задача постоянного наращивания доходов. С этой целью муниципальные образования изыскивают бюджетные средства у вышестоящих инстанций, развивают собственную финансово-хозяйственную деятельность, способствуют развитию бизнеса на своей территории. Однако в управлении муниципальной собственностью наращивание доходов должно сочетаться с обеспечением социальной защиты населения.

Таким образом, актуальность темы исследования, его теоретическая, методологическая и прикладная значимость заключаются в обосновании механизма социально и экономически эффективного управления объектами муниципальной собственности как основы единого хозяйственного комплекса муниципальной экономики.

Важнейшие фундаментальные аспекты проблем генезиса и управления муниципальной собственностью в той или иной степени исследованы и

обобщены. Так, анализу методологии исследования институциональных структур в различных системах посвящены работы Вебера М., Коуза Р., МенараК., НортаД., Уильямсона О., институциональному анализу экономических процессов - Белокрыловой О.С., Кокорева В.В, Малахова СВ., Осипова Ю.М., Тамбовцева В.Л. и др.

Методологические проблемы исследования теории собственности, ее экономической сущности, характера и форм проявления рассмотрены Абалкиным Л.И., Афанасенко И., Бойко А.Н., Васюниным М.К., Горлановым Г., Ереминым Е.А., Колесовым Н.Д., Колгановым М.В., Куликовым В.В., Никифоровым Л., Овчинниковым В.Н., Покрытаном А.К., Тарасовым А.Ф., Шкредовым В.П., Хубиевым К.А., Черковцом В.Н., Ягодкиным В.К. Изучение теории прав собственности получило отражение в трудах Капелюшникова Р.В., Нуреева P.M., Олейника А., Оноре A.M., Валового Д.В., Скипетрова П.А., Черковца В.Н., Шаститко А.Е.

В настоящее время интерес к исследованию муниципальных образований и проблем управления их собственностью растет, можно выделить авторские коллективы, занимающиеся в рамках теоретических концепций региональной экономики правовыми, общетеоретическими и методологическими аспектами развития муниципальных образований.

Многие авторы работают над решением конкретных проблем прогнозирования, программирования систем муниципального управления, а также специализируются на других проблемах муниципальных образований. Наиболее известны в этой области работы Велихова Л.А., Анимицы Е.Г., Барабашева Г.В., Бильчака B.C., Бурака П.И., Бузгалина А.В., Вобленко СВ., Воронина А.Г., Гильченко Л.В., Гладышева А.Р., Гранберга А.Г., Емельянова Н.А., Кинга У., КлиландаД., КогутаА.Е., ЛексинаВ.Н., Прониной Л.И., РохчинаВ.Е., Тертышного А.Г., Фадеева В.И., Федоткина В.Е., Швецова А.Н., Широкова А.Н., Шульги В.А. и др.

Особый интерес вызывает соотнесение проблем управления муниципальной собственностью и развития территориально локализованных (региональных) социально-экономических образований в трудах Алимурзаева Г.Н., Алле М., Бездольного С.Л. Гольдмана М., Зарембо Ю., Игнатова В.Г., Игнатовой Т.В., Кетовой Н.П., Кобилева А.Г., Радченко А.И., Савасова З.С., Сычевой Е.И., Степановой В.В., Тамбиева А.Х., Юрковой С.К.

Муниципальная собственность признается и защищается государством
наравне с другими формами. И на этапе становления рыночной экономики
она рассматривалась как разновидность или особый уровень государственной
собственности, что было обусловлено их трактовкой в Законе РСФСР «О
I местном самоуправлении в РСФСР» от 6июля1991г. и Постановлении

Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О
разграничении государственной собственности в Российской Федерации на
федеральную собственность, государственную собственность республик в
составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей,
, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную

1 собственность», в соответствии с которыми был установлен порядок

формирования муниципальной собственности.

В ходе дальнейшего становления новой системы хозяйствования

некоторые экономисты, признавая муниципальную собственность, включали

ее в многоуровневую систему государственной наряду с федеральной и

собственностью субъектов федерации, при этом называли ее «местной, или

коммунальной». Относя муниципальную к формам общественной

собственности, некоторые авторы теоретически недостаточно четко

Ф разграничивали муниципальную и государственную формы общественной

i собственности или в некоторых случаях отождествляли их, ограничиваясь

только обобщающими характеристиками.

I В современной экономической и правовой литературе существует

1 точка зрения о негосударственном характере муниципальной собственности,

о ее выделении из государственного сектора экономики. Так, Абалкин Л.И.
отмечает, что муниципальная собственность не является «ни
государственной, ни частной»1. Авторы коллективной монографии
«Собственность в экономической системе России»2 поддерживают это
мнение. Подобная точка зрения отражена и в основных законодательных
i актах Российской Федерации: Конституции РФ, Гражданском Кодексе и

1 теоретически обоснована в ряде научных публикаций.

Большинство авторов, рассматривая проблемы муниципальной собственности, анализируют ее сущностные черты, формы и механизмы реализации. Вместе с тем проблемы комплексного управления ею остаются

' Абалкин Л.И. Многообразие видов собственности и управления // ЭКО. - 1996. - № ]. - С.5. 2 Собственность в экономической системе России. - М., 1998. - С.311.

на периферии исследовательского поля. Поэтому необходимо на основе единых методологических подходов осуществить концептуальную разработку механизма рыночного управления муниципальной собственностью как важнейшего условия формирования стабильных воспроизводственных процессов в территориально локализованных (региональных) социально-экономических образованиях.

Недостаточность теоретической проработки этих проблем приводит к
недоиспользованию экономического потенциала муниципальной
собственности, особенно в социальной сфере. В связи с этим одна из главных
нерешенных проблем в экономическом пространстве муниципальных
образований заключается в отсутствии единого методологического подхода,
действенного научно-методического инструментария при осуществлении
эффективного постприватизационного управления объектами

муниципальной собственности в системе рыночно ориентированных воспроизводственных механизмов региональной экономики.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации - выявление сущности, специфики и методов эффективного управления муниципальной собственностью в воспроизводственной системе региональной экономики, разработка на этой основе концепции и механизмов управления муниципальной собственностью. Важным аспектом является обоснование роли муниципальной собственности как конституирующего и системообразующего элемента хозяйственного комплекса муниципальных образований и определение путей оптимального использования, эффективного владения и распоряжения ею.

Реализация поставленной цели определяет необходимость решения системы следующих логически взаимосвязанных задач:

  • исследование генезиса и основных этапов институциализации
    отношений муниципальной собственности в процессе исторического
    развития многообразия форм собственности;

  • выявление сущности и специфики управления муниципальной
    собственностью в воспроизводственной системе современной региональной
    экономики, территориально локализованных экономических образований;

  • обоснование концепции, основных принципов и задач управления в
    системе отношений собственности муниципального образования, включая
    управление его имущественным комплексом;

  • определение основных направлений развития и совершенствования
    экономических механизмов и форм управления муниципальной
    собственностью;

  • анализ экономических особенностей муниципальной собственности
    как объекта управления, этапов и механизмов преобразования общественной
    и частной собственности в муниципальную;

  • разработка предложений по совершенствованию механизма
    эффективного регулирования и использования муниципальной
    собственности с целью увеличения самостоятельности местных бюджетов и
    обеспечения повышения собственных доходов муниципальных образований,
    в том числе посредством использования инструментов финансово-
    экономической политики.

Объект исследования — муниципальная собственность, представленная в виде имущественного комплекса, включающего недвижимое и движимое имущество, доходы местного бюджета, внебюджетные фонды, муниципальные предприятия и учреждения, доли в уставном капитале хозяйствующих субъектов и пр., и составляющая экономическую основу управления муниципальными образованиями, в отношении которой данное образование обладает правами владения, пользования и распоряжения.

Предметом исследования выступают механизмы экономического и финансового управления муниципальной собственностью как важнейшей институциональной составляющей территориально локализованной (региональной) экономики.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологическую основу составила совокупность фундаментальных посылок классической и современной экономической науки, прежде всего, научные положения об объективной обусловленности экономических форм организации процесса воспроизводства; об экономической необходимости и социальной значимости многообразия форм собственности на мезоуровне; методике сравнительной оценки социально-экономической эффективности

  1. Управление воспроизводством качества жизни населения: теоретико-прикладные аспекты (на примере Кемеровской области)

    Диссертация
    Защита состоится 7 декабря 2006г. в 11 часов на заседании регионального диссертационного совета ДМ 212.088.05 в ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» по адресу: 650043, г.
  2. Развитие санаторно-курортного кластера в системе региональной экономики на материалах территорий азовского побережья краснодарского края

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 12 мая 2011 г. в 11.00 ч. на заседании диссертационного совета Д 212.209.01 при Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ) по адресу: 344002, г.
  3. Корпоративное управление в системе региональной экономики

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2011 года в часов на заседании диссертационного совета Д.212.301.01 по присуждению ученой степени доктора экономических наук при ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.
  4. Модернизация туристского комплекса в системе региональной экономики восстановительного роста (на материалах чеченской республики)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 24 мая 2012 года в 17.00 ч на заседании диссертационного совета Д 212.209.01 при Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ) по адресу: 344002, г.
  5. Региональная экономика и управление

    Пояснительная записка
    Пособие содержит необходимый комплекс учебных и методических материалов, позволяющих изучить дисциплину «Региональная экономика и управление». В его состав входят: программа курса, вопросы лекционных и семинарских занятий, тезисы лекций,
  6. Механизм функционирования муниципальных образований: структура, функции, финансово-экономический инструментарий

    Диссертация
    Защита диссертации состоится «15» декабря 2009 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.208.28 по экономическим наукам в Южном федеральном университете по адресу: 344002, г.
  7. Бюллетень новых поступлений за 2007 г

    Бюллетень
    Болдин А.Н. Основы автоматизированного проектирования : учеб.пособие / А. Н. Болдин, А. Н. Задиранов. - М. : МГИУ, 2006. - 104с. - ISBN 5-276-00928-7 : 90-00.
  8. Бандурин В. В., Касаткин В. В., Торопов С. В. Проблемы реформирования системы управления государственной собственностью

    Реферат
    Б23 Бандурин В.В., Касаткин В.В., Торопов С.В. Проблемы реформирования системы управления государственной собственностью. – М.: Полиграфресурсы, 2 . – 336 с.
  9. Теоретико-методологические аспекты формирования этнокультурной компетентности школьников

    Документ
    9. Применение идей и методов этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе детского творческого объединения декоративно-прикладного искусства «Марьюшка».

Другие похожие документы..