Задача образовательных учреждений подготовить высококвалифицированных, востребованных в обществе специалистов, отвечающих его современным тенденциям и требованиям.

Новые образовательные технологии: опыт проведения Зимней школы для студентов по актуальным вопросам здравоохранения

У.А. Абдукаюмова, Г.Е. Аимбетова, Б.С. Турдалиева, И.У.Ильясова

Современное развитие образования диктует формирование новой парадигмы, основной приоритет которой состоит в демократизации образования, внедрении новых образовательных технологий, изменении содержания учебных дисциплин сообразно состоянию развития науки в мире, разработке и внедрении эффективных методов обучения. Все это позволяет модернизировать систему высшего образования в соответствии с мировыми стандартами. Государственная программа реформирования и развития здравоохранения на 2005-2010 годы предусматривает совершенствование программ подготовки и переподготовки медицинских кадров. Реализация «Государственной Программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы» направлена на повышение качества образования, решение стратегических задач.

Современное образование должно быть фундаментальным и универсальным, непрерывным и информативным, позволяющим подготовить новый класс специалистов, востребованных и конкурентоспособных на рынках труда [1].

Задача образовательных учреждений – подготовить высококвалифицированных, востребованных в обществе специалистов, отвечающих его современным тенденциям и требованиям. Это означает подготовить специалиста, который максимально эффективно действует в ограниченном количестве времени, умеет самостоятельно сформулировать задачу и решить проблему, быстро адаптироваться к конкретной ситуации, обладает мобильностью и чувством ситуации, а также потенциалом и знаниями, чтобы успешно достигать поставленной в работе цели.

КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова является лидером в медицинском образовании на до- и послевузовском уровне в Казахстане и открыт для внедрения новых форм обучения. Одним из механизмов реализации высокого качества медицинского образования является такая форма образования как интенсивное погружение. Одним из примеров может служить организация Зимней школы для студентов по актуальным вопросам здравоохранения.

Цель статьи – показать, как правильно организованная групповая работа преподавателей и студентов медицинских вузов с использованием современных технологий и путем интеграции в международное образовательное пространство, повышает эффективность учебного процесса и влияет на развитие личности студента.

Современные технологии в сфере образования позволяют значительно быстрее решать локальные проблемы, обеспечивая активный обмен знаниями разного рода. Международный обмен студентами дает возможность познакомиться с образовательными процессами в других странах, сравнить международный опыт, дает отличную практику и открывает возможность приобретения новых знаний.

Участие студентов в программах по обмену и международных конференциях развивает самостоятельность, навыки к сравнению и анализу, помогает им использовать зарубежный опыт в своей работе, а также посмотреть на преподаваемый предмет в новом ракурсе, с учетом того, что все познается в сравнении, осознать свою личную роль и ответственность в учебном процессе.

В работе Зимней школы приняли участие 31 студент пятых курсов медико-профилактических факультетов, факультетов общественного здравоохранения следующих вузов: АО «Медицинский университет – Астана», Карагандинский государственный медицинский университет, Семипалитинский государственный медицинский университет, Западно-Казахстанский государственный медицинский университет им. М. Оспанова, Кыргызский медицинский университет (г. Бишкек),Казахский национальный медицинский университет им.С.Д. Асфендиярова.

Задачами обучения на Зимней школе стали:

  1. Обучение студентов актуальным вопросам и подходам изучения общественного здравоохранения, основанным на принципах доказательности в решении проблем современного здравоохранения.

  2. Расширение знаний студентов в области общественного здравоохранения с учетом ускорения обновления медицинской информации и ее глобализации.

  3. Формирование у студентов навыков критического мышления и анализа научной информации, использования новых подходов и технологий общественного здравоохранения.

  4. Создание межвузовского образовательного пространства и интеграция лучших знаний мирового уровня.

Занятия (лекции, семинары, тренинги, дискуссии) проводили ведущие ученые и специалисты в области общественного здравоохранения из России, Кыргызстана, Казахстана.

В условиях становления новой образовательной парадигмы задача высшего учебного заведения состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности студентов, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы, и индивидуальность студентов смогла бы достичь своего расцвета. То есть образовательный процесс должен стимулировать активность студентов и способствовать тому, чтобы эта активность была осознанной и направленной на достижение позитивного результата. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном процессе. Международный опыт в подготовке востребованных и высококвалифицированных специалистов крайне необходим и вместе с тем интеграционные процессы в сфере образования стимулируют создание условий для повышения конкурентоспособности высших учебных заведений.

В рамках работы зимней школы, помимо лекций, для студентов проводились занятия в режиме интерактивного обучения, на которых использовались такие методики как, «Ледокол», «Знакомство», «Мозговая атака», «Работа в малых группах», «Презентация» и др. Так жев работе зимней школы приняли студенты «ТОР-100», которые проводили тренинги среди участников команды

Участники зимней школы, обсуждали такие проблемы как:

  • Проблемы, с которыми встречается молодой специалист в начале карьеры. Медицина, основанная на авторитетах.

  • Подходы фармацевтических компаний в продвижении лекарственных средств. Признаки некорректной рекламы лекарственных средств.

  • Роль пациентов в научных исследованиях. Права пациента.

  • Использование интернета при поиске научно доказанной информации: возможности и препятствия.

  • Репродуктивное здоровье: права человека, вопросы безопасности.

  • Поведенческие факторы риска образа жизни – табакокурение.

  • Поведенческие факторы риска образа жизни – потребление алкоголя, наркомания.

  • Поведенческие факторы риска образа жизни – ментальное здоровье.

Таким образом, образовательный процесс был максимально направлен на формирование таких навыков у студентов, которые позволят им максимально реализоваться в жизни и снизить до минимума неопределенность будущего по окончании учебного заведения.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение знаний студентов в области общественного здравоохранения.

  2. Формирование и развитие критического мышления и анализа научной информации у студентов медицинских ВУЗов.

  3. Подготовка менеджеров здравоохранения, имеющих глубокие научные знания в области общественного здравоохранения.

  4. Активизация взаимодействия учебных заведений и усиление интеграции в образовательном пространстве.

Библиографический список:

  1. Шишов, С.Е., Кальней, В.А. Мониторинг качества образования / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. – М.: Педагогическое общество России, 2000

  2. Багишаев, З.Я. Приоритеты современного образования и стратегия его развития / З.Я. Багишаев. – М: Педагогика, 2000.

  3. Баренцев Евро-Арктический регион мог бы служить моделью при создании общеевропейского образовательного пространства в рамкахБолонского процесса// Поиск. – 19 ноября 2004. – Режим доступа: /. [Дата обращения: 1 мая 2005 г.].

  4. Гребнев, Л.С. Россия в Болонском процессе: середина большого пути / Л.С. Гребнев // Высшее образование в России. – 2004. – № 4. – С.3-17.

  5. Международная интеграция в образовании: механизмы, практические выгоды и проблемы для российских вузов / Мартыненко О.О.,Черная И.П. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. – 70 с.

  6. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс/ Гл. ред. Ю. Мельвиль. – М., 2005. – С.7.

  7. Филиппович, А.Ю. Ситуационный центр мониторинга и координирования процессов интеграции российского инженерного образования в мировое образовательное пространство: Режим доступа: http:// /~philippovicha/Articles/. [Дата обращения: 6 июня 2005 г.].

  8. Deutschland. N5. 2000. Октябрь/ноябрь // Гражданское общество

  1. Рособразования»: «Научно-методическое обеспечение создания и внедрения системы управления качеством в образовательных учреждениях профессионального образования» Краснодар 2006

    Документ
    Сборник материалов научно-практического семинара «Менеджмент качества в образовании» в соответствии с проектом «РОСОБРАЗОВАНИЯ»: «Научно-методическое обеспечение создания и внедрения системы управления качеством в образовательных учреждениях
  2. Сетевые взаимодействия образовательных учреждений и организаций в процессе реализации образовательных программ. Проектирование и управление

    Документ
    4.2. Рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) в целях реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования.
  3. Приказ от 20. 06. 2011 №286 Об обеспечении комплексной безопасности обучающихся и воспитанников в образовательном учреждении

    Документ
    Во исполнение письма комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве ХМАО - Югры от 25.05.2011г. №101, с целью обеспечения комплексной безопасности,
  4. Отчёт о результатах самообследования Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Туапсинский гидрометеорологический техникум

    Документ
    Самообследование проводилось в соответствии с Типовой программой государственной аттестации высших учебных заведений, утвержденной председателем Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России
  5. Отчет по итогам самообследования Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования

    Содержательный отчет
    В соответствии с Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведений), утвержденным приказом Минобразования России от 02.
  6. «Образовательная система города в условиях модернизации образования и компетентностного подхода к подготовке педагогических кадров» (1)

    Сборник статей
    Печатается по решению организационного комитета по проведению республиканской научно-практической конференции «Компетентностный подход в реализации программ дополнительной подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования».
  7. «Образовательная система города в условиях модернизации образования и компетентностного подхода к подготовке педагогических кадров» (2)

    Сборник статей
    Компетентностный подход в реализации программ дополнительной подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования: Материалы республиканской научно-практической конференции.
  8. Современный политический экстремизм: понятие, истоки, причины, идеология, организация, практика, профилактика и противодействие. Рук авт колл. Дибиров А. Н. З., Сафаралиев Г. К. Махачкала. 2009. С

    Реферат
    Дибиров А.-Н.З., Сафаралиев Г.К., Пронский Л.М., Ханбабаев К.М., Яхьяев М.Я., Баранов М.В., Барис В.В., Барис Е.В., Билалов Б.А., Бобков А.Н., Дибиров З.
  9. Образовательными системами

    Документ
    Практика маркетингового управления образовательными системами: материалы областной открытой очно-заочной конференции. Выпуск 2. Ч. 2 / авт.-сост. В.И. Подкорытов.

Другие похожие документы..